Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП НА ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Работа №189227

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4590 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1. Анализ разновидностей подростковых девиаций 10
2. Влияние обстановки в семье на поведение подростка 22
2.1. Влияние уровня жизни семьи на подростка с девиантным поведением 22
2.2. Влияние уровня психолого-педагогических ресурсов семьи на подростка с девиантным поведением 25
3. Корректирующее воздействие школы на подростка с отклоняющимся поведением .... 32
3.1. Влияние качества учебно-педагогического процесса в школе на подростков с девиантным поведением 32
3.2. Включенность / не включенность ученика в различные формы дополнительного
образования как ресурс корректировки отклоняющегося поведения подростка 37
4. Усиление отклоняющегося поведения подростка под влиянием асоциальной референтной группы 41
4.1. Социально-психологический механизм ориентации подростка на ту или иную группу 41
4.2. Формы общения подростков в составе асоциальных групп 45
5. Метод триангуляции в сборе информации о воздействии среды на подростков с девиантным поведением и о паттернах контроля над ними 49
5.1. Ресурсы и барьеры сбора информации о работе с трудными подростками 49
5.2. Паттерны работы с трудными подростками 54
Заключение 56
Список источников и использованной литературы: 59


Подростковый период, являющийся одним из наиболее сложных в процессе социализации индивида, иногда бывает чреват различными формами отклоняющегося поведения. Порой оно является лишь кратким атрибутом вхождения подростка во взрослую жизнь. Но случается и так, что подростковые девиации становятся основой дальнейшего жизненного неблагополучия: пагубных привычек, физиологических зависимостей, нарушения моральных и правовых норм. Именно это делает проблему девиантного поведения подростков одним из актуальных направлений исследований социализации молодёжи.
Очевидно, что взросление индивида происходит под влиянием вполне определённых субъектов: семьи, школы и окружения подростка из числа сверстников. В условиях асоциальных семей отклоняющиеся формы поведения могут передаваться в процессе межпоколенческой трансмиссии. Совсем не обязательно что ребёнок унаследует негативный образ жизни своих родителей, но вероятность именно такого положения дел достаточно велика. Другим вариантом возникновения подростковых девиаций может быть дефицит внимания к ребёнку во внешне благополучной семье, в которой родители никак не могут быть образцом асоциальных поступков. Но их постоянная занятость на работе или душевная черствость лишают подростка необходимой семейной теплоты и заботы, выталкивая в ту часть социального пространства, где он находит взаимопонимание и поддержку. Социальная незрелость индивида может приводить к тому, что подобной референтной группой становятся сверстники, завоевывающие свою популярность за счёт тех поступков, которые, якобы, демонстрируют их взрослость, выход из-под контроля старших, отрицание общепринятых норм морали и права. Подростковые девиации имеют много общих черт, но каждая судьба конечно же индивидуальна. Изучение всех этих обстоятельств и стало основой данной работы.
Объект исследования: семья, школа и референтные группы как субъекты влияния на подростков с девиантным поведением
Предмет исследования: влияние семьи, школы и референтных групп на подростков с отклоняющимся поведением
Исследовательская проблема: как на судьбе подростка может отражаться семейное неблагополучие, корректирующий ресурс школы, влияние референтной группы?
Цель исследования: проанализировать влияние семьи, школы и референтной группы на подростков с девиантным поведением
Задачи исследования:
1. Проанализировать характерные для подростков девиации
2. Проанализировать влияние семьи на жизненную траекторию подростка с девиантным поведением
3. Проанализировать влияние школы на жизненную траекторию подростка с девиантным поведением
4. Проанализировать влияние референтных групп на жизненную траекторию подростков с девиантным поведением
Исследовательская гипотеза: Барьеры, возникающие на пути получения информации о «трудных подростках» из тех или иных информационных источников, обусловлены спецификой данных субъектов.
Структура работы:
1. Анализ разновидностей подростковых девиаций
2. Влияние обстановки в семье на поведение подростка
2.1. Влияние уровня жизни семьи на подростка с девиантным поведением
2.2. Влияние уровня психолого-педагогических ресурсов семьи на подростка с девиантным поведением
3. Корректирующее воздействие школы на подростка с отклоняющимся поведением
3.1. Влияние качества учебно-педагогического процесса в школе на подростков с девиантным поведением
3.2. Включенность / не включенность в различные формы дополнительного образования как ресурс корректировки отклоняющегося поведения подростка
4. Усиление отклоняющегося поведения подростка под влиянием асоциальной референтной группы
4.1. Социально-психологический механизм ориентации подростка на ту или иную группу
4.2. Формы общения подростков в составе асоциальных групп
5. Метод триангуляции в сборе информации о воздействии среды на подростков с девиантным поведением и о паттернах контроля над ними
5.1. Ресурсы и барьеры сбора информации о работе с трудными подростками
5.2. Паттерны работы с трудными подростками
Заключение
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Теоретическая часть дипломной работы, представлена рядом работ современных российских исследователей, среди которых особое значение имеют работы Шнейдер Л.Б. «Девиантное поведение детей и подростков», Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. «Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования», Д.Д. Еникеева «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков» и т.д.
Эмпирическая составляющая дипломной работы представлена индивидуальными полуформализованными интервью со школьными учителями, школьными психологами, а также с психологом с центра «Семья», подростками, представителями ТОС, со старшим научным сотрудником института психического здоровья и отделения аддиктивных состояний, с одним из руководителей фонда «Детвора».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Деформация личности ребёнка под влиянием неблагополучной семьи может начинаться с раннего детства. Под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. Дальнейшее развитие ребёнка во многом зависит от процесса его социализации в школе. Важным фактором является и ориентация подростка на ту или иную референтную группу. Таким образом феномен трудных подростков формируется под влиянием целого ряда субъектов, которые в той или иной степени оставляют отпечаток на их судьбе.
В поисках ответа о специфике влияния семьи, школы и референтных групп на подростков я опиралась на эмпирическую информацию, полученную в процессе интервью с членами семей, членами педагогических коллективов и самими подростками. Взрослые члены неблагополучных семей, как правило, в процессе интервью старались представить ситуацию в семье с хорошей стороны. Но невольно делились информацией о существующих дефицитах - нехватке денег на обеспечение приемлемого уровня жизни для многочисленных детей, отсутствие постоянной работы, плохих жилищных условиях. Эти дефициты различных ресурсов, призванных обеспечивать приемлемый уровень семейного воспроизводства в ряде случаев, становились причиной того, что подростки либо начинали воровать, либо сбегали из дома и начинали бродяжничать, либо были замечены в иных формах девиантного поведения. Когнитивный диссонанс между благостными рассказами родителей и очевидными фактами семейного неблагополучия свидетельствуют о том, что барьером для получения объективной информации от взрослых членов семьи было нежелание что называется «выносить сор из избы». Отсутствие внимания со стороны семьи подростки компенсируют стремлением привлечь внимание сверстников своими шокирующими поступками. Результатом этого становятся акты агрессивного поведения и вандализма. Таким образом, девиации подростков возникают в результате родительской некомпетентности в сфере воспитания. Следствием этого родители для подростков утрачивают значение «значимых взрослых».
Беседы со школьными специалистами позволили понять, что с одной стороны, в любой школе предпринимаются большие усилия для социализации подростков в рамках существующих правовых и нравственных норм. С другой стороны, эти усилия не всегда успешны либо в силу недостаточной педагогической компетентности, либо разобщенности усилий школьных специалистов - учителей, психологов, социальных педагогов, администрации школы. С одной стороны, их совместные усилия призваны усилить воспитательный потенциал. С другой стороны, нередко получается, что «у семи нянек, дитя без глазу». Вышеупомянутые специалисты перекладывают ответственность друг на друга, а их усилия носят не кумулятивный эффект, а разрозненны, и потому малоэффективные. Большое значение имеет и то, что в глазах трудных подростков учитель нередко не является «значимым взрослым». С точки зрения оценки школы, как информационного ресурса о жизни трудных подростков можно сказать, что работники школы на первый план всегда старались поставить комплиментарную информацию о своей деятельности. То есть забота о собственном престиже была барьером на пути получения объективной информации о результативности работы школьных специалистов с трудными подростками.
Тем не менее общение с членами семей и работниками школ, позволяли получить немало информации, проливающей свет на причины девиантного поведения подростков. Осмыслить те или иные конкретные случаи отклоняющегося поведения. Гораздо сложнее ситуация складывалась в процессе общения с самими подростками. В отличие от взрослых членов семей и учителей, подростки часто стремились вообще уклонится от разговора. Стоило большого труда найти тех, кто соглашался хоть что-то рассказать о своём участии в тех или иных неблаговидных делах. Для преодоления информационных барьеров на этом поле использовались доверительные отношения с близкими родственниками соответствующего возраста. Именно от них удавалось узнать о случаях употребления алкоголя и наркотиков, драках, кражах, побегах из дома.
В ситуации, когда ни родители, ни учителя не являются авторитетом для подростка, его поведение часто определяется группой сверстников, которые заменяют ему этих «значимых взрослых». Беседы с учителями и подростками позволяли по различным косвенным данным составить представление о влиянии референтных групп на подростков. О специфике времяпрепровождения подростков, которые были лишены возможности посещения различных внешкольных досуговых мероприятий. Эта ситуация была, как правило, связана либо с отсутствием необходимых денежных средств, либо с отсутствием мотивации развитии своих физических и творческих способностей. Вместо этого все свободное время они тратили на то, чтобы покурить за гаражами, похулиганить, собраться на вписке, попробовать наркотиков. День за днём подобные компании приобретали все большее значение в жизни подростков и во многом начинали определять их повседневность и будущее. Исследовав все эти обстоятельства формирования феномена трудных подростков под влиянием семейного неблагополучия, недостаточной компетентности школьных педагогов и негативного влияния референтных групп, я достигла стоящей передо мной в данной работе цели.
Проверка гипотезы о наличии ситуативных барьеров при сборе информации о трудных подростках позволила выявить не только барьеры получения информации от семьи, школы, административных структур, общественных организаций и самих подростков, но и уточнить характер этих барьеров. В семьях негативная информация о поведении подростков нередко вуалировалась либо под предлогом особенностей жизни данной семьи, либо в рамках группового «Мы», противостоящего некой внешней среде, идентифицируемой, как «Они». Распределённость разных аспектов работы с трудными подростками в школе между разными структурами педагогического коллектива затрудняла получение целостной информационной картины. Сотрудники административных структур, в силу разного рода обстоятельств, далеко не всегда делились имевшейся у них информацией. Что касается данных от ТОСов Новосибирска, то более полными они были получены от сотрудников мэрии города. В то время как данные от конкретных ТОСов были либо фрагментарны, либо их вообще невозможно было получить без выезда в Новосибирск. Сами подростки, чьё поведение характеризовалось внешними структурами как отклоняющееся, утверждали, что подобная точка зрения связана с навешиванием им незаслуженных ярлыков. Подробности о своих проступках они рассказывать отказывались. Таким образом, в ходе исследования не только была подтверждена гипотеза о ситуативных барьерах получения информации о подростках с девиантным поведением, но и детализирован характер этих барьеров в работе с тем или иным информационным ресурсом. С точки зрения триангуляции, наиболее существенной можно назвать информацию, полученную от представителей педагогических коллективов школ.



1. Х. К. Алиев «Вандализм среди несовершеннолетних» 2015г. [Электронный ресурс] URL: https://www.sovremennoepravo.ru/ (дата обращения: 18.12.2020)
2. Антонова М. «Агрессия у подростков» [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/agressia y podrostcov/ 2012 г. (дата обращения: 14.01.2021)
3. Арнаутова Е. П. «Родительская компетентность: ее составляющие и способы
формирования» [Электронный ресурс] URL:
http://ds22romashka.ru/files/blog zaved/rod kompet.pdf (дата обращения: 29.04.2021)
4. Бойченко Т. «Ближайшее окружение подростка» [Электронный ресурс] URL: http://schooled.ru/textbook/health/7klas/24.html (дата обращения: 29.05.2021)
5. Госедло М. Н. «Ранняя беременность у подростков» 2020 г. [Электронный ресурс] URL: http://dgkbamur28.ru/med-profilaktika/127/ (дата обращения: 19.01.2021)
6. Гурко Т. А. «Брак и родительство в России» [Электронный ресурс] URL:
https://www.isras.ru/files/File/Publication/Brak i roditelstvo Gurko 2008.pdf (дата
обращения: 03.05.2021)
7. «Девиантное поведение: глобальная проблема современного общества и способы её решения» [Электронный ресурс] URL: https://ponervam.ru/deviantnoe- povedenie.html (дата обращения: 25.05.2021)
8. Евдокимова Т.Г. «Современные тенденции и особенности девиантного
поведения подростков» [Электронный ресурс] URL:
https://static.freereferats.ru/avtoreferats/01004626206.pdf (дата обращения: 25.05.2021)
9. Еникеева Д. Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков»
Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144 с. [Электронный ресурс] URL:http://narco-
stop72.ru/kontent/tematicheskaya-on-layn-vystavka-literatury-o-zdorovom- obrazezhizni/enikeeva-d-d-kak-predupredit-alkogolizm-i-narkomaniyu-u-podrostkov/ (дата
обращения: 25.03.2021)
10. Личко А. Е., Битенский В. С. «Подростковая наркология» [Электронный
ресурс] URL: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/1706/5.pdf (дата
обращения: 05.01.2021)
11. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) КоАП РФ Статья 20.22. [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/75d58edae04737f3247d92410 bb8c0bb873071bf/ (дата обращения: 01.06.2021)
12. И.С. Кон «Психология старшеклассника» [Электронный ресурс] URL: http://ebooks.grsu.by/psihologia/kon-i-s-psikhologiya-starsheklassnika.htm (дата обращения: 31.05.2021)
13. Коршунова Р.Р. Интервью ШП-4. Архив автора.
14. Коршунова Р.Р. Интервью ШП-5. Архив автора
15. Коршунова Р.Р. Интервью БП-6. Архив автора... 34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ