МУЗЕИ ВУЗОВ Г. ТОМСКА: ПРАКТИКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
|
Введение 3
1. Вузовский музей г. Томска как культурный феномен 8
1.1 История создания и развития музеев высших вузовских музеев г. Томска 9
1.2 Научно-фондовая деятельность вузовских музеев г. Томска 19
1.3. Экспозиционно-выставочная работа 28
1.4. Культурно-образовательная работа 35
2. Инновационные методы работы и проектная деятельность вузовских музеев г. Томска 40
2.1. Информационные технологии в музейном деле и их применение в вузовских музеях г. Томска 41
2.2. Менеджмент и маркетинг в музейном деле и их применение в вузовских музеях г. Томска 44
2.3. Проектная деятельность как новая форма роботы вузовских музеев г. Томска 47
3. Перспективы проектной деятельности вузовских музеев г. Томска 56
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 80
Приложение А. Опросник 80
Приложение Б. Результаты опроса
1. Вузовский музей г. Томска как культурный феномен 8
1.1 История создания и развития музеев высших вузовских музеев г. Томска 9
1.2 Научно-фондовая деятельность вузовских музеев г. Томска 19
1.3. Экспозиционно-выставочная работа 28
1.4. Культурно-образовательная работа 35
2. Инновационные методы работы и проектная деятельность вузовских музеев г. Томска 40
2.1. Информационные технологии в музейном деле и их применение в вузовских музеях г. Томска 41
2.2. Менеджмент и маркетинг в музейном деле и их применение в вузовских музеях г. Томска 44
2.3. Проектная деятельность как новая форма роботы вузовских музеев г. Томска 47
3. Перспективы проектной деятельности вузовских музеев г. Томска 56
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 80
Приложение А. Опросник 80
Приложение Б. Результаты опроса
Актуальность работы заключается в том, что университетским музеям необходимо сохранять востребованность, отвечая запросам современного общества. Музей как социальный институт зарекомендовал себя в современном мире не только как эффективное средство аккумуляции и сохранения культурного и природного наследия, и, как следствие, сохранения культурных традиций общества, но и как учреждение, исполняющее коммуникативную, просветительскую и педагогическую деятельность. В процессе истории музейное дело претерпевало изменения с целью сохранения актуальности, внедрялись новые методы работы и технологии. Отражением этого является проектная деятельность в музейном деле.
Музеи томских вузов являются богатством университетов, отображают их ценности и специфику, однако в нынешних реалиях, в связи с повышением количества потребляемой людьми информации и высокой конкуренцией в культурно-досуговой сфере, университетские музеи непременно обязаны соответствовать современным стандартам и запросам аудитории. В противном случае они рискуют утратить актуальность, однако если вовремя будут предприняты необходимые меры, а именно внедрение инновационных методов работы и проектных решений, вузовские музеи смогут успешно перейти в будущее и популяризировать наследие университетов для следующих поколений студентов и более широкой аудитории.
Научную новизну работы определяет тот факт, что в работе впервые на основе практического исследования были сделаны выводы о текущем состоянии и перспективах проектных практик в деятельности томских вузовских музеев.
Степень изученности темы: В дореволюционной России специального изучения истории музейного дела Сибири не проводилось, однако, появлялись работы по истории отдельных музеев.
Первым сибирским музееведом можно назвать В.М. Флоринского, поскольку его работа по истории Археологического музея при Императорском Томском университете - первая по времени создания.
В одном из первых изданий, посвященного истории Императорского Томского университета, присутствуют краткие очерки создания и деятельности всех университетских музеев. В советский период публиковались немногочисленные работы по истории вузовских музеев, но они были посвящены поверхностному рассказу об истории отдельных музеев, приуроченные к их юбилеям.
После перестройки интерес исследователей повернулся к изучению истории музейного дела, в том числе и университетских музеев.
Данная тема рассматривалась несколькими авторами. В первую очередь это комплексные исследования по истории университетских музеев России и мира. В рамках данной темы в статьях С.И. Сотниковой, «Академический и учебный музей: взаимодействие и взаимовлияние. Исторический дискурс»; М.И. Бурлыкиной, «Музеи высших учебных заведений России на рубеже XIX-XX вв.» рассмотрены исторические предпосылки, приведшие к созданию вузовских музеев, специфику их работы и развитие с течением времени .
Для рассмотрения процессов развития вузовских музеев г. Томска использовались статьи, опубликованные в издании «Томские музеи. Музеи университетов» под редакцией Э. Черняка и С. Фоминых, описывающие историю музеев и лиц, причастных к их созданию: статьи И. Делича «Музей истории ТГУ», И. Гуреевой «Гербарий имени П.Н. Крылова», И. Рычковой и Д. Хаминова «Янишевский Михаил Эрастович - основатель палеонтологического музея», Л. Лозовой и Д. Хаминова «Музей истории Национального исследовательского Томского политехнического университета». Также, был использован ряд статей, рассматривающих современные меры в рамках основных направлений деятельности университетских музеев: статья Е. Якуниной «Опыт компьютеризации картотеки фондов зоологического музея Томского государственного университета на основе системы Lotus Notes/Domino».
Кроме того, статьи, посвященные теме университетских музеев - Прокудина Д.А. «Университетский музей в современном обществе: возможности, проблемы, задачи» , Сизова И.А. «Музейная сеть Томской области: начальный этап формирования (конец XIX В. - 1944 г.)», Труевцева О.Н. «Университетский музей: главный вектор развития».
Исследованием реализации проектной деятельности в музеях ранее занимались О. Ган в статье «Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия», а также Н. Симбирцева, М. Биттер в статье «Современный музей как пространство реализации проектной деятельности». В данных статьях раскрывается важность внедрения проектных практик в музейную деятельность в целом.
Касаемо реализации проектной деятельности в вузовских музеях г. Томска, данная тема не раскрыта в научной литературе, затрагивая лишь отдельные примеры успешных проектов в тех или иных музеях. К примеру, в статье Т. Галкиной «Музейная педагогика XXI века: социальные и образовательные проекты как новая форма работы с детской и молодёжной аудиторией» описывается практика проектной деятельности в вузовских музеях в целом, где опыт томских музеев является лишь одними из примеров; а в статье Ж. Зайцевой и Е. Барсукова «Опыт работы МАЭС ТГУ в рамках концепции «Открытый музей» описывается опыт одного музея в работе с конкретным проектом.
С точки зрения хронологии, литература XX в. использована для получения исторических сведений о возникновении университетских музеев Томска и сведений об их работе в прошлом веке. Литература XXI в. использована для получения актуальных сведений о деятельности музеев и осмысления их опыта с позиции современности.
Исходя из состояния разработки темы, ее актуальности и научной значимости цель работы состоит в выработке актуального для настоящего и ближайшего будущего курса развития музейного дела в университетах Томска посредством реализации проектной деятельности и внедрения инновационных методов работы.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Исследовать историю становления вузовских музеев в Томске от их формирования к современности, процессы реализации ими основных направлений деятельности;
2. Рассмотреть использование новых и информационных технологий, а также проектной деятельности в деятельности вузовских музеев Томска;
3. Определить перспективы развития вузовских музеев Томска в рамках проектной деятельности на основе анализа результатов опроса реальной и потенциальной аудитории.
Объект исследования: университетские музеи г. Томска.
Предмет исследования: проектная деятельность университетских музеев г. Томска в рамках основных и инновационных направлений работы.
Хронологические рамки работы определяются концом ХХ в. - началом XXI в.
Территориальные рамки исследования включают Россию, Томскую область, город Томск.
Методология: в ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Метод историзма был применён для рассмотрения истории и развития вузовских музеев в динамике;
2. Метод анализа был применён для выявления свойств вузовских музеев через направления их музейной деятельности;
3. Метод синтеза был применён для составления общей картины современного состояния музеев вузов путём аккумуляции частных закономерностей опыта работы музеев;
4. Метод анкетирования был применён для сбора мнений о деятельности вузовских музеев посредством опроса;
5. Метод сравнения был применён для сопоставления данных о музеях вузов, выделения общих и различных черт;
6. Метод прогнозирования был применён для разработки дальнейших путей развития музеев.
В работе были использованы следующие источники:
- периодические издания, содержащие информацию об учреждении вузовских музеев.
- интервью с О.Б. Запускаловой, директором Музейного комплекса СибГМУ и Л.В. Панкратовой, директором Экскурсионно-просветительского центра ТГУ.
- результаты социологических исследований: в рамках данной работы было проведён опрос реальной и потенциальной аудитории музеев вузов г. Томска. Основной фокус- группой опроса стали студенты вузов - наиболее знакомая с данным явлением социальная группа, олицетворяющая молодое поколение с современными запросами к музеям. Опросник и результаты опроса представлены в виде инфографики в приложении к данной работе. Также, были использованы результаты комплексного социологического исследования музейной аудитории Российской Федерации, проведённого Министерством Культуры.
- интернет-источники: информация о музеях с официальных сайтов вузов Томска, страницы музеев в социальных сетях, Youtube-каналы, посвящённые музеям вузов, интернет- статьи и отчёты о проведённых мероприятиях и осуществляемых проектах.
Содержание структурных частей ВКР:
Во введении описываются цели и задачи работы; обосновывается её актуальность, научная значимость; обозначаются территориальные и исторические рамки исследования, производится обзор методологии и исторических источников, использованных в работе.
В первой главе «Вузовский музей г. Томска как культурный феномен» рассматриваются процессы создания и развития вузовских музеев г. Томска, а также направления их деятельности: научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и культурно-образовательная деятельность.
Во второй главе «Инновационные методы работы и проектная деятельность в вузовских музеях г. Томска» рассматривается практика внедрения проектной деятельности, новых и информационных технологий в деятельность вузовских музеев г. Томска.
В третьей главе «Перспективы проектной деятельности вузовских музеев г. Томска» на основании анализа результатов опроса реальной и потенциальной аудитории вузовских музеев г. Томска выявляются наиболее приоритетные проблемы музеев, которые удастся решить при помощи проектной деятельности.
В заключении подводится итог проделанного исследования.
В приложениях приводится опросник и результаты опроса в виде инфографики.
Музеи томских вузов являются богатством университетов, отображают их ценности и специфику, однако в нынешних реалиях, в связи с повышением количества потребляемой людьми информации и высокой конкуренцией в культурно-досуговой сфере, университетские музеи непременно обязаны соответствовать современным стандартам и запросам аудитории. В противном случае они рискуют утратить актуальность, однако если вовремя будут предприняты необходимые меры, а именно внедрение инновационных методов работы и проектных решений, вузовские музеи смогут успешно перейти в будущее и популяризировать наследие университетов для следующих поколений студентов и более широкой аудитории.
Научную новизну работы определяет тот факт, что в работе впервые на основе практического исследования были сделаны выводы о текущем состоянии и перспективах проектных практик в деятельности томских вузовских музеев.
Степень изученности темы: В дореволюционной России специального изучения истории музейного дела Сибири не проводилось, однако, появлялись работы по истории отдельных музеев.
Первым сибирским музееведом можно назвать В.М. Флоринского, поскольку его работа по истории Археологического музея при Императорском Томском университете - первая по времени создания.
В одном из первых изданий, посвященного истории Императорского Томского университета, присутствуют краткие очерки создания и деятельности всех университетских музеев. В советский период публиковались немногочисленные работы по истории вузовских музеев, но они были посвящены поверхностному рассказу об истории отдельных музеев, приуроченные к их юбилеям.
После перестройки интерес исследователей повернулся к изучению истории музейного дела, в том числе и университетских музеев.
Данная тема рассматривалась несколькими авторами. В первую очередь это комплексные исследования по истории университетских музеев России и мира. В рамках данной темы в статьях С.И. Сотниковой, «Академический и учебный музей: взаимодействие и взаимовлияние. Исторический дискурс»; М.И. Бурлыкиной, «Музеи высших учебных заведений России на рубеже XIX-XX вв.» рассмотрены исторические предпосылки, приведшие к созданию вузовских музеев, специфику их работы и развитие с течением времени .
Для рассмотрения процессов развития вузовских музеев г. Томска использовались статьи, опубликованные в издании «Томские музеи. Музеи университетов» под редакцией Э. Черняка и С. Фоминых, описывающие историю музеев и лиц, причастных к их созданию: статьи И. Делича «Музей истории ТГУ», И. Гуреевой «Гербарий имени П.Н. Крылова», И. Рычковой и Д. Хаминова «Янишевский Михаил Эрастович - основатель палеонтологического музея», Л. Лозовой и Д. Хаминова «Музей истории Национального исследовательского Томского политехнического университета». Также, был использован ряд статей, рассматривающих современные меры в рамках основных направлений деятельности университетских музеев: статья Е. Якуниной «Опыт компьютеризации картотеки фондов зоологического музея Томского государственного университета на основе системы Lotus Notes/Domino».
Кроме того, статьи, посвященные теме университетских музеев - Прокудина Д.А. «Университетский музей в современном обществе: возможности, проблемы, задачи» , Сизова И.А. «Музейная сеть Томской области: начальный этап формирования (конец XIX В. - 1944 г.)», Труевцева О.Н. «Университетский музей: главный вектор развития».
Исследованием реализации проектной деятельности в музеях ранее занимались О. Ган в статье «Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия», а также Н. Симбирцева, М. Биттер в статье «Современный музей как пространство реализации проектной деятельности». В данных статьях раскрывается важность внедрения проектных практик в музейную деятельность в целом.
Касаемо реализации проектной деятельности в вузовских музеях г. Томска, данная тема не раскрыта в научной литературе, затрагивая лишь отдельные примеры успешных проектов в тех или иных музеях. К примеру, в статье Т. Галкиной «Музейная педагогика XXI века: социальные и образовательные проекты как новая форма работы с детской и молодёжной аудиторией» описывается практика проектной деятельности в вузовских музеях в целом, где опыт томских музеев является лишь одними из примеров; а в статье Ж. Зайцевой и Е. Барсукова «Опыт работы МАЭС ТГУ в рамках концепции «Открытый музей» описывается опыт одного музея в работе с конкретным проектом.
С точки зрения хронологии, литература XX в. использована для получения исторических сведений о возникновении университетских музеев Томска и сведений об их работе в прошлом веке. Литература XXI в. использована для получения актуальных сведений о деятельности музеев и осмысления их опыта с позиции современности.
Исходя из состояния разработки темы, ее актуальности и научной значимости цель работы состоит в выработке актуального для настоящего и ближайшего будущего курса развития музейного дела в университетах Томска посредством реализации проектной деятельности и внедрения инновационных методов работы.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Исследовать историю становления вузовских музеев в Томске от их формирования к современности, процессы реализации ими основных направлений деятельности;
2. Рассмотреть использование новых и информационных технологий, а также проектной деятельности в деятельности вузовских музеев Томска;
3. Определить перспективы развития вузовских музеев Томска в рамках проектной деятельности на основе анализа результатов опроса реальной и потенциальной аудитории.
Объект исследования: университетские музеи г. Томска.
Предмет исследования: проектная деятельность университетских музеев г. Томска в рамках основных и инновационных направлений работы.
Хронологические рамки работы определяются концом ХХ в. - началом XXI в.
Территориальные рамки исследования включают Россию, Томскую область, город Томск.
Методология: в ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Метод историзма был применён для рассмотрения истории и развития вузовских музеев в динамике;
2. Метод анализа был применён для выявления свойств вузовских музеев через направления их музейной деятельности;
3. Метод синтеза был применён для составления общей картины современного состояния музеев вузов путём аккумуляции частных закономерностей опыта работы музеев;
4. Метод анкетирования был применён для сбора мнений о деятельности вузовских музеев посредством опроса;
5. Метод сравнения был применён для сопоставления данных о музеях вузов, выделения общих и различных черт;
6. Метод прогнозирования был применён для разработки дальнейших путей развития музеев.
В работе были использованы следующие источники:
- периодические издания, содержащие информацию об учреждении вузовских музеев.
- интервью с О.Б. Запускаловой, директором Музейного комплекса СибГМУ и Л.В. Панкратовой, директором Экскурсионно-просветительского центра ТГУ.
- результаты социологических исследований: в рамках данной работы было проведён опрос реальной и потенциальной аудитории музеев вузов г. Томска. Основной фокус- группой опроса стали студенты вузов - наиболее знакомая с данным явлением социальная группа, олицетворяющая молодое поколение с современными запросами к музеям. Опросник и результаты опроса представлены в виде инфографики в приложении к данной работе. Также, были использованы результаты комплексного социологического исследования музейной аудитории Российской Федерации, проведённого Министерством Культуры.
- интернет-источники: информация о музеях с официальных сайтов вузов Томска, страницы музеев в социальных сетях, Youtube-каналы, посвящённые музеям вузов, интернет- статьи и отчёты о проведённых мероприятиях и осуществляемых проектах.
Содержание структурных частей ВКР:
Во введении описываются цели и задачи работы; обосновывается её актуальность, научная значимость; обозначаются территориальные и исторические рамки исследования, производится обзор методологии и исторических источников, использованных в работе.
В первой главе «Вузовский музей г. Томска как культурный феномен» рассматриваются процессы создания и развития вузовских музеев г. Томска, а также направления их деятельности: научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и культурно-образовательная деятельность.
Во второй главе «Инновационные методы работы и проектная деятельность в вузовских музеях г. Томска» рассматривается практика внедрения проектной деятельности, новых и информационных технологий в деятельность вузовских музеев г. Томска.
В третьей главе «Перспективы проектной деятельности вузовских музеев г. Томска» на основании анализа результатов опроса реальной и потенциальной аудитории вузовских музеев г. Томска выявляются наиболее приоритетные проблемы музеев, которые удастся решить при помощи проектной деятельности.
В заключении подводится итог проделанного исследования.
В приложениях приводится опросник и результаты опроса в виде инфографики.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что музейное дело на протяжении всего существования находится в процессе постоянного развития, адаптируясь к переменам в обществе и обновлению его культурных потребностей. Ключом к развитию всегда являлось переосмысление и инновации в рамках основных направлений деятельности музеев, поиск ими новых смыслов при сохранении первоначальной миссии - сохранения и актуализации культурного наследия и традиций для максимально широкой аудитории посредством просвещения и коммуникации. Университетские музеи не являются исключением, концентрируясь преимущественно на истории и достижениях вузов, формируя их имидж и демонстрируя их наследие.
Проанализировав исторические процессы в университетских музеях Томска, можно увидеть то, как они подстраивались под реалии динамично меняющегося мира за более чем вековую историю многих из них. Данный процесс является неизбежным, так как музейное дело не стоит на месте и, как следствие, требует адаптации. Тем не менее, сегодня большинство томских вузовских музеев нельзя назвать в полной мере современными. Причиной тому может служить узкая тематика, существование сугубо в университетской среде, а также нехватка финансирования и новых кадров с современным видением. Поскольку вузовские музеи управляются и финансируются университетами, последним необходимо уделять большее внимание развитию своих музейных комплексов, и речь идёт не только о внедрении инноваций, но и о решении проблем, препятствующих данному процессу и ограничивающих аудиторию музеев.
В нынешних условиях конкретные решения о модернизации музеев должны приниматься непосредственно их сотрудниками и дирекцией вузов, в зависимости от текущего состояния и проблем, а также в ходе исследований запросов как университетской аудитории, так и более широкого круга лиц.
Несмотря на успешный опыт ряда музеев, в частности музеев ТГУ и ТПУ, двух крупнейших вузов города, в осовременивании своей деятельности и реализации проектов, существует универсальная проблема: отсутствие понимания общности целей и системности развития вузовских музеев Томска. Решив частные проблемы, комплексы музеев томских вузов должны стремиться к консолидации в рамках проектной деятельности, что выражается в поиске общего вектора, совместном достижении целей и обмене опытом. Это способно привести к расширению аудитории и равномерному её распределению, преодолению отставания некоторых музеев в тех или иных аспектах. Важность этого обусловлена тем, что конгломерационные процессы и интеграция является приоритетным для ближайшего будущего курсом развития университетов, свидетельством чему является готовящийся проект «Большой университет». Экстраполяция данного явления на вузовские музеи в форме межуниверситетского музейного взаимодействия в перспективе способна привести к выгодным для всех положительным результатам, заключающимся в наибольшей актуализации и осовременивании музеев вузов Томска.
Важность этого обусловлена тем, что цельная музейная сеть участвует в формировании облика города, а сеть вузовских музеев - в актуализации и популяризации университетов, благодаря которым Томск известен как «город студентов». Развитие музеев вузов, приближение их к современным музейным стандартам и консолидация в решении общих проблем и внедрения проектов могут способствовать привлечению большего числа талантливых абитуриентов к поступлению в тот или иной вуз, формированию чувства гордости за университет у студентов; сформировать современную образовательно-досуговую систему внутри университета и даже между университетами. Данный процесс актуализации приведёт к смене общественного мнения о вузовских музеях, сделает их доступнее для большей аудитории, став местом, где встречаются прошлое и будущее.
Проанализировав исторические процессы в университетских музеях Томска, можно увидеть то, как они подстраивались под реалии динамично меняющегося мира за более чем вековую историю многих из них. Данный процесс является неизбежным, так как музейное дело не стоит на месте и, как следствие, требует адаптации. Тем не менее, сегодня большинство томских вузовских музеев нельзя назвать в полной мере современными. Причиной тому может служить узкая тематика, существование сугубо в университетской среде, а также нехватка финансирования и новых кадров с современным видением. Поскольку вузовские музеи управляются и финансируются университетами, последним необходимо уделять большее внимание развитию своих музейных комплексов, и речь идёт не только о внедрении инноваций, но и о решении проблем, препятствующих данному процессу и ограничивающих аудиторию музеев.
В нынешних условиях конкретные решения о модернизации музеев должны приниматься непосредственно их сотрудниками и дирекцией вузов, в зависимости от текущего состояния и проблем, а также в ходе исследований запросов как университетской аудитории, так и более широкого круга лиц.
Несмотря на успешный опыт ряда музеев, в частности музеев ТГУ и ТПУ, двух крупнейших вузов города, в осовременивании своей деятельности и реализации проектов, существует универсальная проблема: отсутствие понимания общности целей и системности развития вузовских музеев Томска. Решив частные проблемы, комплексы музеев томских вузов должны стремиться к консолидации в рамках проектной деятельности, что выражается в поиске общего вектора, совместном достижении целей и обмене опытом. Это способно привести к расширению аудитории и равномерному её распределению, преодолению отставания некоторых музеев в тех или иных аспектах. Важность этого обусловлена тем, что конгломерационные процессы и интеграция является приоритетным для ближайшего будущего курсом развития университетов, свидетельством чему является готовящийся проект «Большой университет». Экстраполяция данного явления на вузовские музеи в форме межуниверситетского музейного взаимодействия в перспективе способна привести к выгодным для всех положительным результатам, заключающимся в наибольшей актуализации и осовременивании музеев вузов Томска.
Важность этого обусловлена тем, что цельная музейная сеть участвует в формировании облика города, а сеть вузовских музеев - в актуализации и популяризации университетов, благодаря которым Томск известен как «город студентов». Развитие музеев вузов, приближение их к современным музейным стандартам и консолидация в решении общих проблем и внедрения проектов могут способствовать привлечению большего числа талантливых абитуриентов к поступлению в тот или иной вуз, формированию чувства гордости за университет у студентов; сформировать современную образовательно-досуговую систему внутри университета и даже между университетами. Данный процесс актуализации приведёт к смене общественного мнения о вузовских музеях, сделает их доступнее для большей аудитории, став местом, где встречаются прошлое и будущее.
Подобные работы
- НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ СПБГЭТУ «ЛЭТИ»
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Продвижение учреждения социокультурной сферы
средствами PR и рекламы с целью привлечения новой аудитории
(на примере МБУК «Каргасокский районный Дом культуры»)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Контент-маркетинг как способ продвижения светодиодной рекламы (на примере ГК «Зонд-реклама»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЗООПАРКА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СФЕР ПРИВАТНОГО И ПУБЛИЧНОГО В
ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - БУКТРЕЙЛЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ МОЛОДОГО АВТОРА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения явлений современного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ. КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ С
АУДИТОРИЕЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ. РАЗРАБОТКА СУВЕНИРНОЙ
ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПЕРВОГО МУЗЕЯ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022



