Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №38809

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
857
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 История разработки и использования метода кейсов в образовании 6
1.2 Понятие и классификация кейс-метода 8
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В РАЗДЕЛЕ «РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОДУКТА» 13
2.1 Разработка кейс-заданий к разделу «Разработка и изготовление материального продукта» 13
2.2 Апробация кейс-заданий по технологии на базе МБОУ «СОШ №1 г. Менделеевск 20
Выводы по второй главе 24
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРТ-СВЕТИЛЬНИКА «Parfait» 25
3.1 Анализ прототипов и эскизирование материального продукта «Parfait» 25
3.2 Технологическая последовательность изготовления Арт-светильника «Parfait» 31
Выводы по третьей главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Современная система образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одной из которых является - становление развития в каждом ребенке самостоятельной, инициативной, творческой личности. Поставленная задача кардинально изменила роль педагога в образовательном процессе. Теперь учитель перестает быть носителем знаний, фактически он создает лишь «среду», в которой становится возможным формирование целого ряда компетенций. В организации такого рода деятельности педагогам предоставлены широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. Для этого учитель выбирает такие технологии обучения, при которых обучающиеся большую часть времени будут работать самостоятельно, также научатся планированию, организации, самоконтролю, оценке своих действий и деятельности в целом. Также новые технологии сделают учебный процесс более интересным, занимательным и современным. Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает кейс-технология. Эта технология предполагает синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Внедрение кейс-технологии способствует повышению мотивации обучающихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Для того чтобы эффективно использовать кейс-технологию, необходимо знать особенности её применения, структуру, приемы, способы организации деятельности обучающихся. Что же могут изменить ситуативные кейс-задания в образовательном процессе? Возможные области изменений: мотивация учебной деятельности, актуализация предметных знаний и умений, объединение знаний по различным предметам, «школьных» и «внешкольных» знаний, включение родителей учащихся в образовательный процесс, развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса, «проблемное» планирование образовательного процесса.
Предмет «Технология» готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому учитель технологии должен тесно связать уроки и жизненные ситуации для того, чтобы дети были готовы решать разные проблемы. Кейс-технология может быть тем самым связующим звеном между учащимися и реальной жизнью.
Цель: определить эффективность использования кейс-метода при изучении раздела «Разработка и изготовление материального продукта» в технологическом образовании школьников.
Объект исследования: технологическое образование школьников.
Предмет исследования: методика разработки кейс-заданий в технологическом образовании школьников.
Гипотеза: обучение, разработка и изготовление материального продукта в 7 классе на уроках технологии будет эффективным, если обучение будет строиться на основе интерактивного метода обучения - кейс-задания.
Задачи:
1. Провести анализ литературы и Интернет источников по использованию кейс-метода в образовательном процессе.
2. Рассмотреть возможность реализации и применения кейс-метода на уроках технологии.
3. Разработать кейс-задания по разделу «Разработка и изготовление материального продукта».
4. Апробировать кейс-задания на базе общеобразовательной школы
5. Изготовить объект творческой деятельности Арт-светильник «Parfait »
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы,; эмпирические: проектирование образовательного процесса, моделирование объектов творческой деятельности; математические: расчет количества расходного материала, статистическая обработка социологического опроса «Что для Вас предмет «Технология»?».
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы, а именно сборник кейс-заданий, могут быть использованы учителя-
ми технологии в учебном процессе, а светильники «Parfait» станут прекрасным дополнением выставочного помещения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, обосновывающее выбор темы и постановку проблемы исследования, трех глав рассматривающие теоретические вопросы использования метода кейсов в технологическом образовании школьников, использование метода кейсов в разделе «Разработка и изготовление материального продукта», технологию изготовления Арт-светильника «Parfait» и выводов по ним.
В заключении представлены основные выводы о проделанной работе. Также работа содержит список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная школа, ориентированная на повышение качества образования, имеет в своем запасе достаточное количество современных педагогических и информационных технологий. Наша задача - последовательно и результативно их применять. В связи с этим в нашем исследовании мы попытались не только разработать, но и определить эффективность использования кейс-метода при изучении раздела «Разработка и изготовление материального продукта» в технологическом образовании школьников.
Фундаментальное исследование предметной области «Технология» позволили более детально изучить содержание самого учебного предмета, которое ориентировано на формирование у школьников технологического мышления. Внедренный нами кейс-метод позволяет более органично решать задачи установления связи между теорией и жизненными фактами (ситуациями) и формировать способность находить рациональные и наиболее эффективные способы их решения. Кейс-технология может быть тем самым связующим звеном между учащимися и реальной жизнью.
В настоящее время кейс-метод широко используется как современная технология и не только в предмете «Технология», но в различных областях знаний. Кейс-технология развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей разнообразные проблемные ситуации.
В процессе разработки комплекса кейс-заданий по технологии мы выбрали раздел «Разработка и изготовление материального продукта» базового модуля «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» в 7 классе. Данный комплекс состоит из 17 кейсов по темам: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов; Ремонт и уход за одеждой; Технология изготовления швейных изделий; Освещение жилого помещения; Предметы искусства и коллекции в интерьере.
Эффектность внедрения кейс-заданий в технологическом образовании была подтверждена нами на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, экспериментом было охвачено 27 обучающихся 7 класса, результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы: обучение реализуется на своих ошибках , стимулирует активность обучающихся на уроках , ломает классическое представление об уроке (формат общения) , содержание некоторых заданий требует проведения мини-исследования, решение кейс-заданий способствует формирования технологического мышления. Решение кейсов в группе позволяет обучающимся обучать друг друга. Общим для решения кейс-заданий в оценке результативной деятельности нами были определены следующие критерии:
К1. Научно-теоретический уровень выполнения кейс-задания.
К2. Полнота решения кейса.
К3. Степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу кейса и его решению. Доказательность и убедительность.
К4. Форма изложения материала и качество презентации.
К5. Полнота и всесторонность выводов.
К6. Наличие собственных взглядов на проблему.
Задания оценивались по четырехбалльной системе оценивания.
Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
Именно поэтому использование кейс-метода на уроках технологии сможет стать отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся. Кроме того, кейс - технологии помогут обучающимся раскрыть свой потенциал не только в рамках одной предметной области, но и смогут расширить их знания во многих сферах человеческой деятельности.
В практической части нашего исследования было проведено предпроектное, художественно-аналитическое исследование объекта проектирования Арт-светильника «Parfait». Выполненная нами композиция будет экспонироваться в купеческом музее Елабужского иститута КФУ.
Надеемся, что материалы нашего исследования: сборник кейс-заданий, могут быть использованы учителями технологии в учебном процессе, а светильники «Parfait» станут прекрасным дополнением выставочного помещения.


1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эскмо, 2015. - 495 с.
2. Алексеев, А.Г. Дизайн-проектирование: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Г. Алексеев. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 90 с.
3. Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей/ Б.Е. Андюсев // Директор школы. - №4, 2010. - С. 61 - 69.
4. Аполлонский С.М. Теоретические основы электротехники. Электромагнитное поле: Учебное пособие / С.М. Аполлонский. - СПб.: Лань, 2016. - 592 с.
5. Арефьев И.П.. Занимательные уроки технологии. 7 кл. / И.П. Арефьев. М.: Школьная пресса, - 2012.- 80 с.
6. Белов, Н.В. Электротехника и основы электроники / Н.В. Белов, Ю.С. Волков. - СПб.: Лань, 2018. - 432 с.
7. Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цени / Л.А. Бессонов. - М.: Юрайт, 2015. - 701 с.
8. Боровых, В.П. Современные методы на уроках технологии. Кейсметод: проблемное и проектное обучение / В.П. Боровых. - М.: Учитель. Педагогическая мастерская, 2016
9. Боровых, В.П. Технология. 5-8 классы: (Технический труд): развернутое тематическое планирование по программе / В.П. Боровых, И.А. Са- совой, А.В. Марченко. - М.: Огни, 2016. - 882 с.
10. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
11. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
12. Виневская, А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А.В. Виневская. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 141 с.
13. Гальперин, М.В. Электротехника и электроника: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 480 с.
14. Голубева, О.Л. Основы композиции: учеб.пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / О.Л. Голубева. - М.: Изобразительное искусство, 2008. - 144 с.
15. Гумметова, А.Ю. Кейс-метод как современная технология лич- ностно ориентированного обучения / А.Ю. Гумметова, Ступина Е.В. // Образование в России. - 2010. - № 5. - С. 15-23.
16. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pycode.ru/2012/05/case-study/
17. Еремин, А. С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / А. С. Еремин // Инновации в образовании. - 2010- № 2 - С. 67-81.
18. Еремин, А. С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода / А.С. Еремин // Инновации в образовании. - 2010 - № 4 - С. 7790.
19. Еремин, А. С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А. С. Еремин // Инновации в образовании. - 2010 - № 3 - С. 15-36.
20. Ермуратский, П.В. Электротехника и электроника / П.В. Ерму- ратский, Г.П. Лычкина, Ю.Б. Минкин. - М.: ДМК Пресс, 2018. - 416 с.
21. Иванова О.А. Использование кейс-метода в образовательном процессе / О.А. Иванова, Н.В. Цегельная, О.М. Дементьева // Школа и производство. - 2011. - № 8. - С. 3-8.
22. Каунов, А.М. Применение кейс-метода в технологическом образовании / А.М. Каунов, А.А. Амерханова // Школа и производство. - 2011. № 8. - С. 34-42.
23. Кейс-метод как современная технология личностно ориентированного обучения. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.uchportal. ru/publ/15-1 -0-507/
24. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case- study). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.casemethod.ru
25. Кейс-стади: принципы создания и использования. - Тверь: Издательство «СКФ-офис», 2015 - 114 с.
26. Коробкин, В.И. Экология: учеб.пособие для вузов / В.И. Короб- кин, Л.В. Передельский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 602 с.
27. Кухта, М.С. Анализ процессов формообразования в дизайне декоративных светильников / М.С. Кухта, А.П. Соколов, К.Г. Данила // Дизайн. Материалы. Технология: Национальный Томский политехнический университет, 2012. - №2. - 10-14 с.
28. Кухта, М.С. Дизайн и технологии / М.С. Кухта. - Томск: STT, 2017. - 170 с.
29. Кухта, М.С. Художественно-проектные решения и современные технологии арт-объектов средового дизайна / М.С. Кухта, А.П. Соколов, К.С. Сокур // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - №6. - С. 177-181.
30. Максимова, Т.Н. ПШУ 1 кл. Поурочные разработки по технологии / Т.Н. Максимова. - М.: Высшая школа, 2016. - 546 c.
31. Маркелова, О.Н. Декоративно-прикладное творчество: изделия из природного материала / О.Н. Маркелова - М.: Мир, 2016. - 455 c.
32. Миловзоров, О.В. Электротехника: Учебник для бакалавров / О.В. Миловзоров, И.Г. Панков. - М.: Юрайт, 2017. - 407 c.
33. Нессонова, О.А. Технология: 5-9 классы: организация проектной деятельности / О. А. Нессонова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с.
34. Павельева, Н. Кейс-метод в профессиональном образовании / Н.Павельева // Кампания. №43. 2008. С. 33-42.
35. Панкина, М. В. Экологический дизайн: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Панкина, С. В. Захарова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 197 с.
36. Покотило, С.А. Справочник по электротехнике и электронике / С.А. Покотило. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 282 с.
37. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе: понятия "кейс" и "кейс-метод", классификация кейсов, структура кейса, сущность метода, технология и этапы разработки / А.С. Прутченков // Экономика в школе. - 2007. - № 2. - С. 22-41.
38. Прутченков А.С. Технология "кейс-стадии" в воспитании школьников / А. С. Прутченков // Школьные технологии. - 2009. - № 1. - С. 55-67.
39. Рюмин, В. В. Занимательная электротехника / В. В. Рюмин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 122 с.
40. Савахата, Л. Гармония цвета. Справочник. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций / Л. Савахата. - М.: Астрель, 2011. - 192 с.
41. Сараева Е. В. Использование метода проектов на уроке технологии / Е.В. Сараева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. — Уфа: 2014. - С. 125-127.
42. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.lan.krasu. ru
43. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе / Е. Шимути- на // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 172- 179.
44. Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 110 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ