Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация политической коммуникации в эпоху цифровизации и медиатизации политики в России

Работа №189045

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы63
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Теоретические основы политической коммуникации в эпоху цифровизации и
медиатизации 6
1.1 Понятие политической коммуникации 6
1.2 Определение понятий «цифровизация» и «медиатизация» политики 12
2. Особенности трансформации политической коммуникации 21
2.1 Изменение роли традиционных сми и формирование новой медиареальности 21
2.2 Роль социальных сетей и интернет-технологий в современной политической
коммуникации 28
3. Трансформация политической коммуникации на примере telegram каналов 34
3.1 Эмпирическая база исследования и критерии отбора telegram-каналов 34
3.2 Методология анализа данных 37
3.3 Контент анализ 39
3.4 Дискурс анализ 42
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50
Приложение А 55
Приложение Б 56


Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие в мире наблюдается стремительное внедрение цифровых технологий во все сферы общества. Цифровизация, изменяя природу и порядок вещей, оказывает влияние и на политическую сферу, а медиатизация, в свою очередь, оказывает всё большее влияние на политическое восприятие, что ведет к кардинальной трансформации политической коммуникации. На сегодняшний день можно наблюдать, как цифровизация и медиатизация становятся важнейшими аспектами российской реальности, проникая в общественные и
политические процессы.
Одним из самых ярких проявлений этих изменений является переход от
традиционных форм коммуникации, таких как телевидение и печатные СМИ, к новым, более динамичным и интерактивным форматам взаимодействия. Социальные сети, мессенджеры, блоги, подкасты и видеохостинги становятся основными каналами политической коммуникации, которые, с одной стороны, способствуют диалогу, а с другой — могут усиливать политическую поляризацию, создавая информационные пузыри и разделение на принципе «свой-чужой».
Социальные медиа, в частности, становятся полноценными платформами для общественно-политических коммуникаций, способствующими изменению параметров взаимодействия отношений между различными группами пользователей, а также между гражданами и институтами власти. Это ведет к возникновению как расколов и противостояний в обществе, так и моделей протестного поведения, которые способны формировать ограниченные представления о социальной и политической реальности, включая радикальные и экстремистские идеи.
Ключевым элементом в процессе трансформации является изменение роли медиа в политике. Современные медиа уже не просто передают новости, но и активно формируют повестку дня. Политические события превращаются в медийные объекты, а их восприятие во многом зависит от визуальных и эмоциональных аспектов, что сдвигает акцент от глубокого анализа к поверхностным реакциям. Эти изменения поднимают актуальность изучения политической коммуникации в контексте медиатизации и цифровизации, поскольку это даёт возможность понять, как эти процессы влияют на качество политического дискурса.
Степень научной разработанности темы. Изучение политической коммуникации как самостоятельной области знаний начинается в первой половине XX века, когда с развитием массовых коммуникаций и технологий пропаганды возникает потребность в научном осмыслении этого явления. Среди классических работ в этой области, следует отметить представителя Чикагской школы Г. Лассуэла, который разработал классическую теоретическую модель политической коммуникации. Теоретические основы политической коммуникации опираются на работы ряда исследователей, внёсших вклад как в политологию, так и в теорию коммуникации. Среди них можно выделить Г. Блумера, К. Дойча, М. Кастельса, Ю. Хабермаса, П. Лазарсфельда, У. Липпмана, Л. Пая и др.
Вклад в развитие теории политической коммуникации в современной российской науке отражен в работах, посвященных различным аспектам этой области. Среди них выделяются исследования, рассматривающие политическую коммуникацию в контексте информационного общества в работах: М.С Вершинина «Политическая коммуникация в информационном обществе», Володенкова С.В. «Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления», Шаркова Ф. И. «Политическая коммуникация в современном информационном обществе».
Теоретические аспекты политической коммуникации представлены в работах: Г. Почепцова «Теория коммуникации», Грачева М. Н. «Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития», Соловьева А.
И. Политические коммуникации. Учебное пособие для ВУЗов, И. А. Быкова «Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и метод исследования».
С учетом актуальных изменений в сфере политики, в последние десятилетия активно развивается направление, исследующее влияние новых медиа на политические коммуникации. Актуальные вопросы цифровизации и медиатизации активно исследуются в работах ряда современных авторов (С.В. Володенков, Л. Н. Тимофеева, Ю.Д. Артамонова, Л.В. Шевченко, А.Ю. Мамычев, Е.А. Заможных, Е.А. Побединская и А. Е. Коньков). Особенности функционирования политических медиакоммуникаций в условиях цифровой среды раскрываются в работах: С.Н. Федорченко, А.А. Керимова Л.В. Шевченко, О.Ф Русакова и Е.Г. Грибовод, И.А. Быкова, С.В Курушкина, В. В. Титова. Эти исследования уделяют внимание вопросам теории коммуникаций в свете современных тенденций цифровизации медиапространства, а также изменению характера политического общения в условиях новых технологий.
Объект исследования: Политическая коммуникация в России
Предмет исследования: Трансформация политической коммуникации в условиях цифровизации и медиатизации
Цель исследовательской работы: Определение специфики трансформации политической коммуникации в условия медиатизации и цифровизации политики
Для достижения поставленной цели, планируется выполнить ряд задач:
1. Определить ключевые понятия: «цифровизация» и «медиатизация», «политическая коммуникация».
2. Исследовать влияние традиционных СМИ на формирование медиаполитики в России.
3. Раскрыть роль социальных сетей как инструмента политической коммуникации
4. Выявить наиболее популярных и влиятельных российских государственных деятелей, политиков и их телеграмм каналов.
5. Систематизировать эмпирические данные, включающие посты и сообщения из телеграмм-каналов российских политиков.
6. Описать особенности изменения политической коммуникации на примере телеграмм каналов.
Теоретической основой данного исследования является концепция сетевого общества, предложенная испанским социологом и теоретиком коммуникации Мануэлем Кастельсом. Использование концепции сетевого общества позволяет рассматривать трансформацию политической коммуникации в условиях цифровизации и медиатизации как процесс перехода от вертикальной модели распространения информации к горизонтальной, в которой усиливается роль цифровых платформ, социальных сетей и мессенджеров. В своих фундаментальных трудах «Власть коммуникации» и «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» М. Кастельс анализирует трансформацию общества под воздействием информационно-коммуникационных технологий. По его мнению, цифровизация и развитие сетевых коммуникаций радикально изменили логику функционирования власти, информации и общественного взаимодействия. Растущий интерес корпоративных медиа к формам коммуникации, возникшим в Интернете, свидетельствует о значении новой формы коммуникации — коммуникации в масштабе всего общества, который относится к массовой самокоммуникации.
Методы и подходы: в рамках данного исследования применяется
коммуникативный подход, который рассматривает политическую коммуникацию не просто как передачу информации от отправителя к получателю, а как сложный многосторонний процесс, в котором отправитель и получатель информации с помощью посылаемых ценностей, символов и смыслов способны влиять друг на друга.
Общенаучные методы: Теоретический анализ литературы, синтез информации, обобщение, описательный метод, анализ статистических данных об использовании социальных сетей в России.
Качественно-количественные методы:
Контент-анализ, который позволит объективно подходить к рассмотрению коммуникативных сообщений, а также получить качественную характеристику текстов.
Дискурс-анализ, направленный на выявление репрезентативных постов, выявление ключевых тем, тональности и стратегий коммуникации.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников литературы. Во введении сформулирована актуальность работы, определены объект, предмет, цель, задачи и применяемые научные методы исследования. Первая глава посвящена теоретическому описанию политической коммуникации, процессов цифровизации и медиатизации. Вторая глава по содержанию дополняет первую, с акцентом на особенностях трансформации политической коммуникации, роли СМИ и социальных сетей в этом процессе. В последней главе показана трансформация политической коммуникации через взаимодействие власти и общества на примере мессенджера телеграмм. В заключении сделаны выводы и подведены итоги работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях стремительной цифровизации и медиатизации политики политическая коммуникация трансформируется. Она утрачивает прежнюю иерархичность и вертикальность, становясь более сетевой, интерактивной и фрагментированной. Новая медийная реальность формирует иные механизмы взаимодействия между политическими субъектами и обществом, в которых особую роль начинают играть цифровые платформы, алгоритмы и медиа.
Цель выпускной квалификационной работы — определить специфику трансформации политической коммуникации в условиях медиатизации и цифровизации политики — можно считать достигнутой. Для её реализации были решены все поставленные исследовательские задачи.
В первой главе проанализированы ключевые теоретические понятия, включая «политическую коммуникацию», «цифровизацию» и «медиатизацию». Установлено, что политическая коммуникация в цифровую эпоху — это не просто передача информации, а процесс конструирования смыслов, воздействия на эмоции и формирования символов. Она приобретает персонализированный и целенаправленный характер, в котором цифровые платформы позволяют политическим акторам создавать выгодные интерпретации реальности, формируя устойчивые идентичности и образы для конкретных аудиторий.
В ходе анализа понятия цифровизация было выявлено, что этот процесс способствует смещению баланса от прямой, личной коммуникации к опосредованной, виртуальной коммуникации, использующей цифровые технологии и алгоритмы. Этот процесс также сопровождается ростом значимости цифровых медиа, персонализации и алгоритмизации. Движущими силами изменений выступают различные акторы нового типа - глобальные цифровые корпорации, политические блогеры, цифровые партии, которые стараются держать под контролем крупные цифровые платформ, становящиеся аренами общественно-политического взаимодействия. Также рассмотрены процессы платформизации и деплатформинга как следствия влияния цифровых корпораций на политическое пространство. При определении трансформации политической коммуникации в современной России, учтены и особенности медиатизацию политики. Медиатизация придаёт политике форму медийного спектакля: социальные и политические процессы всё чаще подаются через медиарепрезентации. Медиа становятся активными участниками, а не только посредниками коммуникации. Медиатизация выражается в ключевой тенденции медиакоммуникаций цифровой эпохи — переходе от многоканальности к омниканальности, что приводит к перенасыщению информационного пространства и появлению феноменов фейк-дискурса и постправды.
Во второй главе исследовано влияние традиционных СМИ на политическую коммуникацию в России. Установлено, что в новых условиях медиаполитика меняет формат: происходит смещение от официальных каналов к цифровым площадкам. Традиционные медиа адаптируются, развивая мультимедийные форматы, усиливая интерактивность и конкурируя с альтернативными источниками информации. Особое внимание уделено роли социальных сетей, в частности Telegram, как инструменту политического воздействия. Эти каналы позволяют политическим субъектам напрямую взаимодействовать с аудиторией, минуя традиционные институты. Возникает феномен «массовой самокоммуникации» (по Мануэлю Кастельсу), при котором пользователь становится одновременно и потребителем, и производителем контента. В этой новой медийной среде коммуникация строится на основе борьбы за внимание, эмоциональное вовлечение и управление символами.
В третьей главе представлен эмпирическое исследование с помощью контент- анализа и дискурс-анализа популярных российских Telegram-каналов. В процессе анализа использовался комплекс критериев, отражающих как содержательную, так и стилистическую сторону политической коммуникации. Основное внимание уделялось тематикам, языковым особенностям и дискурс стратегиям. Анализ показал, что Telegram не только меняет форму подачи информации, но и трансформирует саму структуру политической коммуникации. Основным содержательным ядром коммуникации стали темы, связанные с СВО, внешней политикой и экономикой. Telegram выступает не просто как канал донесения информации, а как инструмент формирования политических смыслов и мобилизации. Здесь доминируют стратегии эмоциональной мобилизации, упрощённого представления реальности, использование символов, иронии, агрессивной риторики. Коммуникация строится вокруг актуальных инфоповодов нередко построенных на мобилизации против «внешнего врага» или внутреннего оппонента и направлена на формирование заданного эмоционального фона. Каналы всё чаще выступают не как нейтральные источники информации, а как участники политической борьбы, формирующие собственные интерпретации событий.
Таким образом, все задачи исследования — от теоретического осмысления цифровизации, медиатизации и политической коммуникации до анализа трансформации традиционных медиа и эмпирического изучения Telegram как среды политической коммуникации — были последовательно решены. Полученные результаты позволяют утверждать, что в условиях цифровой эпохи политическая коммуникация в России
принимает новую форму: она становится более гибкой, фрагментированной,
эмоциональной и зависящей от логики цифровых платформ. Дальнейшее изучение данных процессов представляется необходимым для более глубокого понимания трансформации современной политики и механизмов влияния на общественное сознание в цифровую эпоху.



1. Акопов Г. Л. Политика и Интернет: монография. — М.: ИНФРА-М, 2023. — 98 с.
2. Артамонова Ю. Д., Володенков С. В. Трансформация Интернета как пространства общественно-политических коммуникаций: от глобализации к гло(локал)анклавизации // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 87-97.
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. Е.Д. Руткевич. — М.: Медиум, 1995. 323 с.
2. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. / И. А. Быков. - СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013. - 200 с.
3. Быков Илья Анатольевич, Курушкин Сергей Васильевич цифровая политическая
коммуникация в россии: ценности гуманизма против технократического подхода // вестник рудн. серия: политология. 2022. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-politicheskaya-kommunikatsiya-v-rossii- tsennosti-gumanizma-protiv-tehnokraticheskogo-podhoda (дата обращения:
19.03.2025).
4. Быков И. А. Цифровые платформы государственного управления в системе национальных публичных коммуникаций // Журнал политических исследований.
2021. Т 5. №2. С. 45-56.
5. Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России: Социологические аспекты. - М.: РАГС, 2000 - 251 с.
6. Васильев М. С., Игнатовский Я.Р. Цифровизация современной публичной политики: специфика и социальные риски // Известия ТулГУ . Гуманитарные науки. 2021. №1. С. 15-26.
7. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований / М.С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 98-107.
8. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления / С.В. Володенков. - М.: Издательство Московского университета; Проспект, - 2015. - 272 с.
9. Володенков С. В. Массовая коммуникация и общественное сознание в условиях современных технологических трансформаций. Журнал политических исследований. (2018). - С. 4-5
10. Володенков С.В. Политика в цифровом формате в исследованиях российских и зарубежных ученых: представляю номер // Вестник Российского университета дружбы народов. серия: Политология. 2022. 24. № 3. 339-350.
11. Володенков Сергей Владимирович, Федорченко Сергей Николаевич цифровизация
современного пространства общественно-политических коммуникаций: научные концепции, модели и сценарии // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. №60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-
sovremennogo-prostranstva-obschestvenno-politicheskih-kommunikatsiy-nauchnye- kontseptsii-modeli-i-stsenarii (дата обращения: 19.03.2025).
12. Володенков С. В. Потенциал и особенности технологий интернет - пропаганды в современном политическом управлении. // Информационные войны. - 2017. - №2 (42). - С. 2-6.
13. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. - М.: Прометей, 2004. - 328 с.
14. Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня» / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг // Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. - 130 с.
15. Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации // Развитие информационного общества в России. Том 1: Теория и практика: Сб. статей / Под ред. Н. В. Борисова, Ю. Е. Хохлова. СПб., Изд-во СПбГУ, 2001. С. 148-156... 45

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ