Коррекция и развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: 3 «А» и 3 «Б» классы МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино (Московская область).
Выборка: 20 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………….9
1.1 Общая характеристика учебной мотивации детей младшего школьного возраста.......9
1.2 Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста …26
1.3 Основные направления психологической коррекции и развития учебной мотивации младших школьников ………35
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………. 41
2.1 Организация методы эмпирического исследования…………………………... 41
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………………………. 44
2.3 Программа по коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников…..59
2.4 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования………………….. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………89
Список использованных источников……93
Приложения
База исследования: 3 «А» и 3 «Б» классы МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино (Московская область).
Выборка: 20 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………….9
1.1 Общая характеристика учебной мотивации детей младшего школьного возраста.......9
1.2 Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста …26
1.3 Основные направления психологической коррекции и развития учебной мотивации младших школьников ………35
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………. 41
2.1 Организация методы эмпирического исследования…………………………... 41
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………………………. 44
2.3 Программа по коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников…..59
2.4 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования………………….. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………89
Список использованных источников……93
Приложения
Младший школьный возраст (6–10 лет) – это период, когда дошкольник становится школьником. Происходит стремительная смена образа его жизни: ребенок приобретает новую социальную роль, впервые складывается его учебная деятельность. Это время характеризуется существенными изменениями в эмоциональной, интеллектуальной и социальной сферах ребенка, что наделяет данный период особой значимостью и важностью для дальнейшей жизни в целом и учебного процесса.
С точки зрения психологии, младший школьный возраст рассматривается как время, когда ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, раскрывает свои способности, познает интересы, ставит цели и учится взаимодействовать с окружающими. Именно в этом возрасте игровая деятельность сменяется более сложным, структурированным процессом обучения, что требует от ребенка развития новых навыков и умений. В связи с чем, учебная мотивация рассматривается как ключевой фактор, который определяет успешность образовательной деятельности младшего школьника. Она оказывает влияние и на эмоциональное состояние школьника, его самооценку, социальные навыки. Принято считать, что основное содержание учебной деятельности младших школьников заключается в необходимости «научить учиться», т.е. научить ребенка быть активным участником учебного процесса. Объем прилагаемых младшим школьником усилий будет напрямую зависеть от того, как учащийся чувствует себя в учебно-образовательной среде.
Психология традиционно подразделяет мотивацию к учению на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация относится к внутренним факторам: личностным особенностям младшего школьника, а также когнитивным способностям, эмоциональному состоянию, вступлением в возрастной кризис, тогда как внешняя мотивация обусловлена внешними факторами, например, социальной и учебно-образовательной средой, системой оценивания и вознаграждений (похвалой, оценками и наградами), культурными и социальными нормами и др.
Обратим внимание, что от того, насколько ребенок способен развить свою внутреннюю мотивацию, будет зависеть глубина и осознанность в освоении учебного материала. Во время учебного процесса младшие школьники зачастую сталкиваются с рядом трудностей. Причина может заключаться в низкой самооценке, высоком уровне тревожности младшего школьника, избегания неудач, отсутствии интереса к учебным предметам или возникновении негативных социальных взаимодействий. Влияние школы на учебную мотивацию может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому для коррекции и развития учебной мотивации младших школьников требуется эффективное сотрудничество психолога и педагога. Так, развитие и коррекция учебной мотивации у детей младшего школьного возраста заключаются в формировании учебно-познавательных мотивов, развитии навыков сотрудничества в общении со сверстниками, самосознания и адекватной самооценки, рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
В современной психологии в области изучения общей и учебной мотивации достигнуты определенные успехи, но проблема по-прежнему далека от разрешения: изменчивы и разнообразны вступающие в новые отношения друг с другом стороны (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации является сложным процессом, за которым стоит противоречивое отношение между мотивационной сферой и входящего в нее побуждения.
Учебной мотивации и мотивам посвящено огромное число монографий, как отечественных (В. Г. Асеев [4], В. К. Вилюнас [8], В. И. Ковалев [16], П. В. Симонов [34], П. М. Якобсон [41]), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон [5], К. Мадсен [19], А. Маслоу [22], Х. Хекхаузен [37-39] и др.).
В частности, в своих трудах В. Г. Асеев отмечает особую важность учебной мотивации как основополагающего фактора для эффективного усвоения обучающимися содержания образования [4, с. 18].
В. К. Вилюнас в своей исследовательской деятельности рассматривает учебную мотивацию как многоаспектный процесс взаимосвязи внешних и внутренних мотивов поведения личности [8, с. 27].
В. И. Ковалев описывает учебную мотивацию как совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни [16, с. 31].
П. В. Симонов считает, что единственным источником мотивации являются потребности и их обусловленность [34, с. 11].
П. М. Якобсон предлагает свою классификацию учебной мотивации: отрицательная мотивация; мотивация, связанная с внеучебной деятельностью, но имеющая положительное влияние на учебу; мотивация, связанная с самим процессом учебной деятельности [45, с. 9].
Дж. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения, согласно которой учащийся по-настоящему включается только в такую учебную деятельность, которую он оценивает, как с большой вероятностью успешную (ожидание успеха) и имеющую значимую цель (ценность успеха) [5, с. 21].
К. Мадсен характеризует мотивацию как совокупность факторов, определяющих поведение человека [19, с. 12].
Важная цель образования, по мнению А. Маслоу, состоит в том, чтобы увидеть, что базовые психологические потребности ребенка удовлетворены, так как он не сможет достичь самоактуализации, пока не будут удовлетворены все его потребности в безопасности, любви, достоинстве, уважении, социальной принадлежности и оценке [22, с. 14].
Х. Хекхаузен рассматривает учебную мотивацию как систему мотивов, состоящую из стремлений, интересов, мотивационных установок, познавательных потребностей, целей, идеалов и других структурных компонентов [37, с. 57]. Они определяют особенности мотивации учебной деятельности и придают ей активность, содержательный смысл и целенаправленность.
Несмотря на выраженный продолжительный интерес к проблеме учебной мотивации обучающихся, исследования в данной области остаются актуальными. Это создает возможности для новых исследований и практических разработок в данной области.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных образовательных учреждениях наблюдается тенденция к снижению учебной мотивации у младших школьников. Изучение причин и поиск методов коррекции и развития учебной мотивации становится важной задачей для педагогической и психологической практики. Исследование данной темы позволит выявить эффективные методы и подходы, способствующие формированию положительной учебной мотивации у младших школьников, что, в свою очередь, будет способствовать их успешному обучению и гармоничному развитию.
Проблема исследования заключается в возникновении у младших школьников целого ряда трудностей, вызванных снижением уровня учебной мотивации, что негативно сказывается на их общем развитии и успехах в обучении.
Для решения проблемы необходимо осуществлять поиск эффективных приемов и методов, а также создавать такие условия учебно-образовательной среды, которые будут способствовать развитию учебной мотивации.
Цель данного исследования – разработать и апробировать программу коррекции и развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – коррекция и развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: сочетание разнообразных приемов, методик, опираясь на познавательные потребности младшего школьника, поможет повысить интерес к учебному процессу.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития и коррекции учебной мотивации младших школьников.
2. Осуществить диагностическое исследование мотивационной сферы младших школьников.
3. Разработать и апробировать программы развития учебной мотивации младших школьников.
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования, а также для проверки исходных положений гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– теоретические методы: анализ педагогических, психологических, философских, естественнонаучных трудов по изучаемой теме, диссертационных работ, научных статей по теме исследования; дедукция, индукция, сравнение.
– эмпирические методы: тестирование, методы констатирующего и формирующего психологического эксперимента.
– методы обработки полученных данных: качественные (интерпретация) и количественные (методы математической статистики).
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний о мотивационной сфере детей младшего школьного возраста, расширении научных представлений о процессе формирования учебной мотивации и выделении особенностей учебных мотивов младших школьников в период обучения в начальной школе. Теоретические выводы исследования могут служить основой для разработки практических рекомендаций и программ, направленных на развитие и коррекцию учебной мотивации, что, в свою очередь, поможет педагогам и психологам в их работе с детьми, способствуя более эффективному обучению.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учет особенностей формирования учебной мотивации младших школьников в педагогической деятельности учителя начальной школы приведет к удовлетворению познавательных потребностей детей и повлияет на их стремление учиться, улучшит взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса и будет способствовать гармоничному развитию младших школьников.
Экспериментальная база исследования – исследование проводилось на базе 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино. Испытуемые: учащиеся младшего школьного возраста. Объем выборки 20 человек.
Диагностика мотивации учения младших школьников происходила на основе четырех методик: Г. Н. Казанцевой «Отношение к учению и учебным предметам» (приложение А); анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой (приложение Б); типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова) (приложение В); методика Гинзбурга М. Р. «Определение мотивов учения» (приложение Г).
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
С точки зрения психологии, младший школьный возраст рассматривается как время, когда ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, раскрывает свои способности, познает интересы, ставит цели и учится взаимодействовать с окружающими. Именно в этом возрасте игровая деятельность сменяется более сложным, структурированным процессом обучения, что требует от ребенка развития новых навыков и умений. В связи с чем, учебная мотивация рассматривается как ключевой фактор, который определяет успешность образовательной деятельности младшего школьника. Она оказывает влияние и на эмоциональное состояние школьника, его самооценку, социальные навыки. Принято считать, что основное содержание учебной деятельности младших школьников заключается в необходимости «научить учиться», т.е. научить ребенка быть активным участником учебного процесса. Объем прилагаемых младшим школьником усилий будет напрямую зависеть от того, как учащийся чувствует себя в учебно-образовательной среде.
Психология традиционно подразделяет мотивацию к учению на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация относится к внутренним факторам: личностным особенностям младшего школьника, а также когнитивным способностям, эмоциональному состоянию, вступлением в возрастной кризис, тогда как внешняя мотивация обусловлена внешними факторами, например, социальной и учебно-образовательной средой, системой оценивания и вознаграждений (похвалой, оценками и наградами), культурными и социальными нормами и др.
Обратим внимание, что от того, насколько ребенок способен развить свою внутреннюю мотивацию, будет зависеть глубина и осознанность в освоении учебного материала. Во время учебного процесса младшие школьники зачастую сталкиваются с рядом трудностей. Причина может заключаться в низкой самооценке, высоком уровне тревожности младшего школьника, избегания неудач, отсутствии интереса к учебным предметам или возникновении негативных социальных взаимодействий. Влияние школы на учебную мотивацию может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому для коррекции и развития учебной мотивации младших школьников требуется эффективное сотрудничество психолога и педагога. Так, развитие и коррекция учебной мотивации у детей младшего школьного возраста заключаются в формировании учебно-познавательных мотивов, развитии навыков сотрудничества в общении со сверстниками, самосознания и адекватной самооценки, рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
В современной психологии в области изучения общей и учебной мотивации достигнуты определенные успехи, но проблема по-прежнему далека от разрешения: изменчивы и разнообразны вступающие в новые отношения друг с другом стороны (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации является сложным процессом, за которым стоит противоречивое отношение между мотивационной сферой и входящего в нее побуждения.
Учебной мотивации и мотивам посвящено огромное число монографий, как отечественных (В. Г. Асеев [4], В. К. Вилюнас [8], В. И. Ковалев [16], П. В. Симонов [34], П. М. Якобсон [41]), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон [5], К. Мадсен [19], А. Маслоу [22], Х. Хекхаузен [37-39] и др.).
В частности, в своих трудах В. Г. Асеев отмечает особую важность учебной мотивации как основополагающего фактора для эффективного усвоения обучающимися содержания образования [4, с. 18].
В. К. Вилюнас в своей исследовательской деятельности рассматривает учебную мотивацию как многоаспектный процесс взаимосвязи внешних и внутренних мотивов поведения личности [8, с. 27].
В. И. Ковалев описывает учебную мотивацию как совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни [16, с. 31].
П. В. Симонов считает, что единственным источником мотивации являются потребности и их обусловленность [34, с. 11].
П. М. Якобсон предлагает свою классификацию учебной мотивации: отрицательная мотивация; мотивация, связанная с внеучебной деятельностью, но имеющая положительное влияние на учебу; мотивация, связанная с самим процессом учебной деятельности [45, с. 9].
Дж. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения, согласно которой учащийся по-настоящему включается только в такую учебную деятельность, которую он оценивает, как с большой вероятностью успешную (ожидание успеха) и имеющую значимую цель (ценность успеха) [5, с. 21].
К. Мадсен характеризует мотивацию как совокупность факторов, определяющих поведение человека [19, с. 12].
Важная цель образования, по мнению А. Маслоу, состоит в том, чтобы увидеть, что базовые психологические потребности ребенка удовлетворены, так как он не сможет достичь самоактуализации, пока не будут удовлетворены все его потребности в безопасности, любви, достоинстве, уважении, социальной принадлежности и оценке [22, с. 14].
Х. Хекхаузен рассматривает учебную мотивацию как систему мотивов, состоящую из стремлений, интересов, мотивационных установок, познавательных потребностей, целей, идеалов и других структурных компонентов [37, с. 57]. Они определяют особенности мотивации учебной деятельности и придают ей активность, содержательный смысл и целенаправленность.
Несмотря на выраженный продолжительный интерес к проблеме учебной мотивации обучающихся, исследования в данной области остаются актуальными. Это создает возможности для новых исследований и практических разработок в данной области.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных образовательных учреждениях наблюдается тенденция к снижению учебной мотивации у младших школьников. Изучение причин и поиск методов коррекции и развития учебной мотивации становится важной задачей для педагогической и психологической практики. Исследование данной темы позволит выявить эффективные методы и подходы, способствующие формированию положительной учебной мотивации у младших школьников, что, в свою очередь, будет способствовать их успешному обучению и гармоничному развитию.
Проблема исследования заключается в возникновении у младших школьников целого ряда трудностей, вызванных снижением уровня учебной мотивации, что негативно сказывается на их общем развитии и успехах в обучении.
Для решения проблемы необходимо осуществлять поиск эффективных приемов и методов, а также создавать такие условия учебно-образовательной среды, которые будут способствовать развитию учебной мотивации.
Цель данного исследования – разработать и апробировать программу коррекции и развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – коррекция и развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: сочетание разнообразных приемов, методик, опираясь на познавательные потребности младшего школьника, поможет повысить интерес к учебному процессу.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития и коррекции учебной мотивации младших школьников.
2. Осуществить диагностическое исследование мотивационной сферы младших школьников.
3. Разработать и апробировать программы развития учебной мотивации младших школьников.
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования, а также для проверки исходных положений гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– теоретические методы: анализ педагогических, психологических, философских, естественнонаучных трудов по изучаемой теме, диссертационных работ, научных статей по теме исследования; дедукция, индукция, сравнение.
– эмпирические методы: тестирование, методы констатирующего и формирующего психологического эксперимента.
– методы обработки полученных данных: качественные (интерпретация) и количественные (методы математической статистики).
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний о мотивационной сфере детей младшего школьного возраста, расширении научных представлений о процессе формирования учебной мотивации и выделении особенностей учебных мотивов младших школьников в период обучения в начальной школе. Теоретические выводы исследования могут служить основой для разработки практических рекомендаций и программ, направленных на развитие и коррекцию учебной мотивации, что, в свою очередь, поможет педагогам и психологам в их работе с детьми, способствуя более эффективному обучению.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учет особенностей формирования учебной мотивации младших школьников в педагогической деятельности учителя начальной школы приведет к удовлетворению познавательных потребностей детей и повлияет на их стремление учиться, улучшит взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса и будет способствовать гармоничному развитию младших школьников.
Экспериментальная база исследования – исследование проводилось на базе 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино. Испытуемые: учащиеся младшего школьного возраста. Объем выборки 20 человек.
Диагностика мотивации учения младших школьников происходила на основе четырех методик: Г. Н. Казанцевой «Отношение к учению и учебным предметам» (приложение А); анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой (приложение Б); типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова) (приложение В); методика Гинзбурга М. Р. «Определение мотивов учения» (приложение Г).
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Учебная мотивация является основополагающим фактором, определяющим успех в обучении. Младший школьный возраст – это период, когда закладываются основы учебной деятельности, и мотивация играет решающую роль в формировании положительного отношения к учебе.
Учебная мотивация влияет не только на академические успехи, но и на социальную адаптацию детей. Мотивированные учащиеся чаще участвуют в коллективной деятельности, лучше взаимодействуют с одноклассниками и учителями, что способствует формированию социальных навыков и эмоционального интеллекта.
Исследование мотивации позволяет выявить детей, испытывающих трудности в учебе, и разработать индивидуализированные подходы к их обучению. Это может помочь предотвратить учебную неуспешность и снизить уровень стресса и тревожности, связанных с учебным процессом.
Кроме того, учебная мотивация способствует развитию таких жизненных навыков, как целеустремленность, настойчивость и саморегуляция. Эти навыки важны не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни, помогая детям справляться с трудностями и достигать поставленных целей.
В ходе проведенного исследования на тему «Развитие и коррекция учебной мотивации младших школьников» была достигнута основная цель – разработка и апробирование программы, направленной на развитие и коррекцию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования включала два третьих класса — 3 «А» (экспериментальная группа) и 3 «Б» (контрольная группа) МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино, с объемом выборки 20 человек.
В процессе исследования была осуществлена диагностика мотивации учения младших школьников на основе четырех методик:
1) Методика Г. Н. Казанцевой «Отношение к учению и учебным предметам»;
2) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой;
3) Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова);
4) Методика Гинзбурга М. Р. «Определение мотивов учения».
В ходе написания выпускной квалификационной работы была проведена всесторонняя исследовательская деятельность, направленная на изучение учебной мотивации младших школьников. Работа охватывает несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают важность и актуальность данной темы:
1. Общая характеристика учебной мотивации: в работе была дана детальная характеристика учебной мотивации, что позволило понять ее структуру и значение в образовательном процессе. Учебная мотивация была рассмотрена как многогранное явление, включающее как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на учебную деятельность детей.
2. Выявление факторов, влияющих на учебную мотивацию: в ходе исследования были определены ключевые факторы, которые оказывают влияние на уровень учебной мотивации младших школьников. Это включает как индивидуальные особенности детей, так и внешние условия, такие как поддержка со стороны родителей и педагогов, а также атмосфера в классе.
3. Когнитивные особенности младших школьников: исследование когнитивных особенностей младших школьников позволило глубже понять, как их мышление, восприятие и внимание влияют на учебную мотивацию. Это знание является основой для разработки эффективных методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
4. Психологический портрет младшего школьника: сформированный психологический портрет младшего школьника помогает в понимании его потребностей, интересов и мотивационных установок. Это позволяет педагогам и психологам более точно подходить к вопросам обучения и коррекции мотивации.
5. Направления психологической работы: рассмотрены основные направления психологической работы по коррекции и развитию учебной мотивации, что включает в себя как индивидуальные, так и групповые подходы. Это позволяет создать более эффективные условия для обучения и развития детей.
6. Эмпирическое исследование: проведенное эмпирическое исследование, включающее в себя комплекс методик, дало возможность получить объективные данные о состоянии учебной мотивации у младших школьников. Это исследование стало основой для дальнейшей работы и разработки коррекционных мероприятий.
7. Разработка и апробация программы: на основе полученных данных была разработана и апробирована программа, состоящая из 10 занятий, направленная на коррекцию и развитие учебной мотивации.
Программа включала разнообразные методики и приемы, что способствовало активизации познавательных интересов учащихся.
8. Повторное исследование и анализ результатов: проведенное повторное исследование с анализом результатов и проверкой с помощью математической статистики подтвердило эффективность разработанной программы. Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении уровня учебной мотивации у учащихся экспериментальной группы.
Таким образом, цель данного исследования, заключающаяся в разработке и апробации программы развития и коррекции учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, достигнута.
Результаты работы подчеркивают важность системного подхода к коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников. Успешная реализация программы не только способствовала улучшению учебных результатов, но и формировала положительное отношение к обучению, что является важным аспектом общего развития детей.
Гипотеза исследования подтвердилась: сочетание разнообразных приемов и методик, опираясь на познавательные потребности младшего школьника, действительно способствовало повышению интереса к учебному процессу.
Исследование проходило в 3 этапа.
На констатирующем этапе исследования было выявлено снижение уровня учебной мотивации младших школьников, преобладание социальных мотивов над познавательными, а также снижение интереса учащихся к изучению русского языка. Эти результаты подчеркивают актуальность проблемы и необходимость разработки эффективных методов коррекции учебной мотивации.
На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована комплексная программа по коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников. Программа включала разнообразные методики и приемы, направленные на стимулирование познавательных интересов и активизацию учебной деятельности учащихся.
На контрольном этапе проведено повторное исследование с использованием тех же методик, что позволило соотнести результаты и провести их анализ с помощью математической статистики. Полученные данные показали положительные изменения в уровне учебной мотивации учащихся экспериментальной и контрольной группы, что подтверждает успешность программы.
Итак, по итогам исследования можно сделать вывод об успешности разработанной программы и достижении целей и задач исследования.
Рекомендуется продолжить работу в данном направлении, адаптируя программу к различным условиям образовательного процесса и проводя дальнейшие исследования для более глубокого понимания мотивационной сферы детей. Успешная коррекция учебной мотивации не только способствует улучшению учебных результатов, но и формирует положительное отношение к обучению, что является важным аспектом общего развития и социализации младших школьников.
Учебная мотивация влияет не только на академические успехи, но и на социальную адаптацию детей. Мотивированные учащиеся чаще участвуют в коллективной деятельности, лучше взаимодействуют с одноклассниками и учителями, что способствует формированию социальных навыков и эмоционального интеллекта.
Исследование мотивации позволяет выявить детей, испытывающих трудности в учебе, и разработать индивидуализированные подходы к их обучению. Это может помочь предотвратить учебную неуспешность и снизить уровень стресса и тревожности, связанных с учебным процессом.
Кроме того, учебная мотивация способствует развитию таких жизненных навыков, как целеустремленность, настойчивость и саморегуляция. Эти навыки важны не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни, помогая детям справляться с трудностями и достигать поставленных целей.
В ходе проведенного исследования на тему «Развитие и коррекция учебной мотивации младших школьников» была достигнута основная цель – разработка и апробирование программы, направленной на развитие и коррекцию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования включала два третьих класса — 3 «А» (экспериментальная группа) и 3 «Б» (контрольная группа) МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино, с объемом выборки 20 человек.
В процессе исследования была осуществлена диагностика мотивации учения младших школьников на основе четырех методик:
1) Методика Г. Н. Казанцевой «Отношение к учению и учебным предметам»;
2) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой;
3) Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова);
4) Методика Гинзбурга М. Р. «Определение мотивов учения».
В ходе написания выпускной квалификационной работы была проведена всесторонняя исследовательская деятельность, направленная на изучение учебной мотивации младших школьников. Работа охватывает несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают важность и актуальность данной темы:
1. Общая характеристика учебной мотивации: в работе была дана детальная характеристика учебной мотивации, что позволило понять ее структуру и значение в образовательном процессе. Учебная мотивация была рассмотрена как многогранное явление, включающее как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на учебную деятельность детей.
2. Выявление факторов, влияющих на учебную мотивацию: в ходе исследования были определены ключевые факторы, которые оказывают влияние на уровень учебной мотивации младших школьников. Это включает как индивидуальные особенности детей, так и внешние условия, такие как поддержка со стороны родителей и педагогов, а также атмосфера в классе.
3. Когнитивные особенности младших школьников: исследование когнитивных особенностей младших школьников позволило глубже понять, как их мышление, восприятие и внимание влияют на учебную мотивацию. Это знание является основой для разработки эффективных методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
4. Психологический портрет младшего школьника: сформированный психологический портрет младшего школьника помогает в понимании его потребностей, интересов и мотивационных установок. Это позволяет педагогам и психологам более точно подходить к вопросам обучения и коррекции мотивации.
5. Направления психологической работы: рассмотрены основные направления психологической работы по коррекции и развитию учебной мотивации, что включает в себя как индивидуальные, так и групповые подходы. Это позволяет создать более эффективные условия для обучения и развития детей.
6. Эмпирическое исследование: проведенное эмпирическое исследование, включающее в себя комплекс методик, дало возможность получить объективные данные о состоянии учебной мотивации у младших школьников. Это исследование стало основой для дальнейшей работы и разработки коррекционных мероприятий.
7. Разработка и апробация программы: на основе полученных данных была разработана и апробирована программа, состоящая из 10 занятий, направленная на коррекцию и развитие учебной мотивации.
Программа включала разнообразные методики и приемы, что способствовало активизации познавательных интересов учащихся.
8. Повторное исследование и анализ результатов: проведенное повторное исследование с анализом результатов и проверкой с помощью математической статистики подтвердило эффективность разработанной программы. Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении уровня учебной мотивации у учащихся экспериментальной группы.
Таким образом, цель данного исследования, заключающаяся в разработке и апробации программы развития и коррекции учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, достигнута.
Результаты работы подчеркивают важность системного подхода к коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников. Успешная реализация программы не только способствовала улучшению учебных результатов, но и формировала положительное отношение к обучению, что является важным аспектом общего развития детей.
Гипотеза исследования подтвердилась: сочетание разнообразных приемов и методик, опираясь на познавательные потребности младшего школьника, действительно способствовало повышению интереса к учебному процессу.
Исследование проходило в 3 этапа.
На констатирующем этапе исследования было выявлено снижение уровня учебной мотивации младших школьников, преобладание социальных мотивов над познавательными, а также снижение интереса учащихся к изучению русского языка. Эти результаты подчеркивают актуальность проблемы и необходимость разработки эффективных методов коррекции учебной мотивации.
На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована комплексная программа по коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников. Программа включала разнообразные методики и приемы, направленные на стимулирование познавательных интересов и активизацию учебной деятельности учащихся.
На контрольном этапе проведено повторное исследование с использованием тех же методик, что позволило соотнести результаты и провести их анализ с помощью математической статистики. Полученные данные показали положительные изменения в уровне учебной мотивации учащихся экспериментальной и контрольной группы, что подтверждает успешность программы.
Итак, по итогам исследования можно сделать вывод об успешности разработанной программы и достижении целей и задач исследования.
Рекомендуется продолжить работу в данном направлении, адаптируя программу к различным условиям образовательного процесса и проводя дальнейшие исследования для более глубокого понимания мотивационной сферы детей. Успешная коррекция учебной мотивации не только способствует улучшению учебных результатов, но и формирует положительное отношение к обучению, что является важным аспектом общего развития и социализации младших школьников.
Подобные работы
- Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Создание психологических условий для развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Повышение уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Составление программы развития позитивной познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через включение их в совместную деятельность
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



