Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: 3 «А» и 3 «Б» классы МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино (Московская область).
Выборка: 20 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………….9
1.1 Общая характеристика учебной мотивации детей младшего школьного возраста.......9
1.2 Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста …26
1.3 Основные направления психологической коррекции и развития учебной мотивации младших школьников ………35
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………. 41
2.1 Организация методы эмпирического исследования…………………………... 41
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………………………. 44
2.3 Программа по коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников…..59
2.4 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования………………….. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………89
Список использованных источников……93
Приложения
Младший школьный возраст (6–10 лет) – это период, когда дошкольник становится школьником. Происходит стремительная смена образа его жизни: ребенок приобретает новую социальную роль, впервые складывается его учебная деятельность. Это время характеризуется существенными изменениями в эмоциональной, интеллектуальной и социальной сферах ребенка, что наделяет данный период особой значимостью и важностью для дальнейшей жизни в целом и учебного процесса.
С точки зрения психологии, младший школьный возраст рассматривается как время, когда ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, раскрывает свои способности, познает интересы, ставит цели и учится взаимодействовать с окружающими. Именно в этом возрасте игровая деятельность сменяется более сложным, структурированным процессом обучения, что требует от ребенка развития новых навыков и умений. В связи с чем, учебная мотивация рассматривается как ключевой фактор, который определяет успешность образовательной деятельности младшего школьника. Она оказывает влияние и на эмоциональное состояние школьника, его самооценку, социальные навыки. Принято считать, что основное содержание учебной деятельности младших школьников заключается в необходимости «научить учиться», т.е. научить ребенка быть активным участником учебного процесса. Объем прилагаемых младшим школьником усилий будет напрямую зависеть от того, как учащийся чувствует себя в учебно-образовательной среде.
Психология традиционно подразделяет мотивацию к учению на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация относится к внутренним факторам: личностным особенностям младшего школьника, а также когнитивным способностям, эмоциональному состоянию, вступлением в возрастной кризис, тогда как внешняя мотивация обусловлена внешними факторами, например, социальной и учебно-образовательной средой, системой оценивания и вознаграждений (похвалой, оценками и наградами), культурными и социальными нормами и др.
Обратим внимание, что от того, насколько ребенок способен развить свою внутреннюю мотивацию, будет зависеть глубина и осознанность в освоении учебного материала. Во время учебного процесса младшие школьники зачастую сталкиваются с рядом трудностей. Причина может заключаться в низкой самооценке, высоком уровне тревожности младшего школьника, избегания неудач, отсутствии интереса к учебным предметам или возникновении негативных социальных взаимодействий. Влияние школы на учебную мотивацию может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому для коррекции и развития учебной мотивации младших школьников требуется эффективное сотрудничество психолога и педагога. Так, развитие и коррекция учебной мотивации у детей младшего школьного возраста заключаются в формировании учебно-познавательных мотивов, развитии навыков сотрудничества в общении со сверстниками, самосознания и адекватной самооценки, рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
В современной психологии в области изучения общей и учебной мотивации достигнуты определенные успехи, но проблема по-прежнему далека от разрешения: изменчивы и разнообразны вступающие в новые отношения друг с другом стороны (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации является сложным процессом, за которым стоит противоречивое отношение между мотивационной сферой и входящего в нее побуждения.
Учебной мотивации и мотивам посвящено огромное число монографий, как отечественных (В. Г. Асеев [4], В. К. Вилюнас [8], В. И. Ковалев [16], П. В. Симонов [34], П. М. Якобсон [41]), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон [5], К. Мадсен [19], А. Маслоу [22], Х. Хекхаузен [37-39] и др.).
В частности, в своих трудах В. Г. Асеев отмечает особую важность учебной мотивации как основополагающего фактора для эффективного усвоения обучающимися содержания образования [4, с. 18].
В. К. Вилюнас в своей исследовательской деятельности рассматривает учебную мотивацию как многоаспектный процесс взаимосвязи внешних и внутренних мотивов поведения личности [8, с. 27].
В. И. Ковалев описывает учебную мотивацию как совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни [16, с. 31].
П. В. Симонов считает, что единственным источником мотивации являются потребности и их обусловленность [34, с. 11].
П. М. Якобсон предлагает свою классификацию учебной мотивации: отрицательная мотивация; мотивация, связанная с внеучебной деятельностью, но имеющая положительное влияние на учебу; мотивация, связанная с самим процессом учебной деятельности [45, с. 9].
Дж. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения, согласно которой учащийся по-настоящему включается только в такую учебную деятельность, которую он оценивает, как с большой вероятностью успешную (ожидание успеха) и имеющую значимую цель (ценность успеха) [5, с. 21].
К. Мадсен характеризует мотивацию как совокупность факторов, определяющих поведение человека [19, с. 12].
Важная цель образования, по мнению А. Маслоу, состоит в том, чтобы увидеть, что базовые психологические потребности ребенка удовлетворены, так как он не сможет достичь самоактуализации, пока не будут удовлетворены все его потребности в безопасности, любви, достоинстве, уважении, социальной принадлежности и оценке [22, с. 14].
Х. Хекхаузен рассматривает учебную мотивацию как систему мотивов, состоящую из стремлений, интересов, мотивационных установок, познавательных потребностей, целей, идеалов и других структурных компонентов [37, с. 57]. Они определяют особенности мотивации учебной деятельности и придают ей активность, содержательный смысл и целенаправленность.
Несмотря на выраженный продолжительный интерес к проблеме учебной мотивации обучающихся, исследования в данной области остаются актуальными. Это создает возможности для новых исследований и практических разработок в данной области.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных образовательных учреждениях наблюдается тенденция к снижению учебной мотивации у младших школьников. Изучение причин и поиск методов коррекции и развития учебной мотивации становится важной задачей для педагогической и психологической практики. Исследование данной темы позволит выявить эффективные методы и подходы, способствующие формированию положительной учебной мотивации у младших школьников, что, в свою очередь, будет способствовать их успешному обучению и гармоничному развитию.
Проблема исследования заключается в возникновении у младших школьников целого ряда трудностей, вызванных снижением уровня учебной мотивации, что негативно сказывается на их общем развитии и успехах в обучении.
Для решения проблемы необходимо осуществлять поиск эффективных приемов и методов, а также создавать такие условия учебно-образовательной среды, которые будут способствовать развитию учебной мотивации.
Цель данного исследования – разработать и апробировать программу коррекции и развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – коррекция и развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: сочетание разнообразных приемов, методик, опираясь на познавательные потребности младшего школьника, поможет повысить интерес к учебному процессу.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития и коррекции учебной мотивации младших школьников.
2. Осуществить диагностическое исследование мотивационной сферы младших школьников.
3. Разработать и апробировать программы развития учебной мотивации младших школьников.
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования, а также для проверки исходных положений гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– теоретические методы: анализ педагогических, психологических, философских, естественнонаучных трудов по изучаемой теме, диссертационных работ, научных статей по теме исследования; дедукция, индукция, сравнение.
– эмпирические методы: тестирование, методы констатирующего и формирующего психологического эксперимента.
– методы обработки полученных данных: качественные (интерпретация) и количественные (методы математической статистики).
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний о мотивационной сфере детей младшего школьного возраста, расширении научных представлений о процессе формирования учебной мотивации и выделении особенностей учебных мотивов младших школьников в период обучения в начальной школе. Теоретические выводы исследования могут служить основой для разработки практических рекомендаций и программ, направленных на развитие и коррекцию учебной мотивации, что, в свою очередь, поможет педагогам и психологам в их работе с детьми, способствуя более эффективному обучению.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учет особенностей формирования учебной мотивации младших школьников в педагогической деятельности учителя начальной школы приведет к удовлетворению познавательных потребностей детей и повлияет на их стремление учиться, улучшит взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса и будет способствовать гармоничному развитию младших школьников.
Экспериментальная база исследования – исследование проводилось на базе 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино. Испытуемые: учащиеся младшего школьного возраста. Объем выборки 20 человек.
Диагностика мотивации учения младших школьников происходила на основе четырех методик: Г. Н. Казанцевой «Отношение к учению и учебным предметам» (приложение А); анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой (приложение Б); типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова) (приложение В); методика Гинзбурга М. Р. «Определение мотивов учения» (приложение Г).
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Учебная мотивация является основополагающим фактором, определяющим успех в обучении. Младший школьный возраст – это период, когда закладываются основы учебной деятельности, и мотивация играет решающую роль в формировании положительного отношения к учебе.
Учебная мотивация влияет не только на академические успехи, но и на социальную адаптацию детей. Мотивированные учащиеся чаще участвуют в коллективной деятельности, лучше взаимодействуют с одноклассниками и учителями, что способствует формированию социальных навыков и эмоционального интеллекта.
Исследование мотивации позволяет выявить детей, испытывающих трудности в учебе, и разработать индивидуализированные подходы к их обучению. Это может помочь предотвратить учебную неуспешность и снизить уровень стресса и тревожности, связанных с учебным процессом.
Кроме того, учебная мотивация способствует развитию таких жизненных навыков, как целеустремленность, настойчивость и саморегуляция. Эти навыки важны не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни, помогая детям справляться с трудностями и достигать поставленных целей.
В ходе проведенного исследования на тему «Развитие и коррекция учебной мотивации младших школьников» была достигнута основная цель – разработка и апробирование программы, направленной на развитие и коррекцию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования включала два третьих класса — 3 «А» (экспериментальная группа) и 3 «Б» (контрольная группа) МБОУ «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ступино, с объемом выборки 20 человек.
В процессе исследования была осуществлена диагностика мотивации учения младших школьников на основе четырех методик:
1) Методика Г. Н. Казанцевой «Отношение к учению и учебным предметам»;
2) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой;
3) Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова);
4) Методика Гинзбурга М. Р. «Определение мотивов учения».
В ходе написания выпускной квалификационной работы была проведена всесторонняя исследовательская деятельность, направленная на изучение учебной мотивации младших школьников. Работа охватывает несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают важность и актуальность данной темы:
1. Общая характеристика учебной мотивации: в работе была дана детальная характеристика учебной мотивации, что позволило понять ее структуру и значение в образовательном процессе. Учебная мотивация была рассмотрена как многогранное явление, включающее как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на учебную деятельность детей.
2. Выявление факторов, влияющих на учебную мотивацию: в ходе исследования были определены ключевые факторы, которые оказывают влияние на уровень учебной мотивации младших школьников. Это включает как индивидуальные особенности детей, так и внешние условия, такие как поддержка со стороны родителей и педагогов, а также атмосфера в классе.
3. Когнитивные особенности младших школьников: исследование когнитивных особенностей младших школьников позволило глубже понять, как их мышление, восприятие и внимание влияют на учебную мотивацию. Это знание является основой для разработки эффективных методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
4. Психологический портрет младшего школьника: сформированный психологический портрет младшего школьника помогает в понимании его потребностей, интересов и мотивационных установок. Это позволяет педагогам и психологам более точно подходить к вопросам обучения и коррекции мотивации.
5. Направления психологической работы: рассмотрены основные направления психологической работы по коррекции и развитию учебной мотивации, что включает в себя как индивидуальные, так и групповые подходы. Это позволяет создать более эффективные условия для обучения и развития детей.
6. Эмпирическое исследование: проведенное эмпирическое исследование, включающее в себя комплекс методик, дало возможность получить объективные данные о состоянии учебной мотивации у младших школьников. Это исследование стало основой для дальнейшей работы и разработки коррекционных мероприятий.
7. Разработка и апробация программы: на основе полученных данных была разработана и апробирована программа, состоящая из 10 занятий, направленная на коррекцию и развитие учебной мотивации.
Программа включала разнообразные методики и приемы, что способствовало активизации познавательных интересов учащихся.
8. Повторное исследование и анализ результатов: проведенное повторное исследование с анализом результатов и проверкой с помощью математической статистики подтвердило эффективность разработанной программы. Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении уровня учебной мотивации у учащихся экспериментальной группы.
Таким образом, цель данного исследования, заключающаяся в разработке и апробации программы развития и коррекции учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, достигнута.
Результаты работы подчеркивают важность системного подхода к коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников. Успешная реализация программы не только способствовала улучшению учебных результатов, но и формировала положительное отношение к обучению, что является важным аспектом общего развития детей.
Гипотеза исследования подтвердилась: сочетание разнообразных приемов и методик, опираясь на познавательные потребности младшего школьника, действительно способствовало повышению интереса к учебному процессу.
Исследование проходило в 3 этапа.
На констатирующем этапе исследования было выявлено снижение уровня учебной мотивации младших школьников, преобладание социальных мотивов над познавательными, а также снижение интереса учащихся к изучению русского языка. Эти результаты подчеркивают актуальность проблемы и необходимость разработки эффективных методов коррекции учебной мотивации.
На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована комплексная программа по коррекции и развитию учебной мотивации младших школьников. Программа включала разнообразные методики и приемы, направленные на стимулирование познавательных интересов и активизацию учебной деятельности учащихся.
На контрольном этапе проведено повторное исследование с использованием тех же методик, что позволило соотнести результаты и провести их анализ с помощью математической статистики. Полученные данные показали положительные изменения в уровне учебной мотивации учащихся экспериментальной и контрольной группы, что подтверждает успешность программы.
Итак, по итогам исследования можно сделать вывод об успешности разработанной программы и достижении целей и задач исследования.
Рекомендуется продолжить работу в данном направлении, адаптируя программу к различным условиям образовательного процесса и проводя дальнейшие исследования для более глубокого понимания мотивационной сферы детей. Успешная коррекция учебной мотивации не только способствует улучшению учебных результатов, но и формирует положительное отношение к обучению, что является важным аспектом общего развития и социализации младших школьников.
1. Ананьев, Б. Г. Человек, как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПБ.: Питер, 2001. – 288 с.: ил. – ISBN: 978-5-49807-869-4 (в пер.). – Текст: непосредственный.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.: ил. – ISBN: 978-5-7567-0274-3 (в пер.). – Текст: непосредственный.
3. Аргайл, М. Мотивы и цели / М. Аргайл, А. Фернхем, Дж. Грахам // Психология социальных ситуаций: хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 198 с.: ил. – ISBN: 5-01-002077-7. – Текст: непосредственный.
4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Мысль – 1976. – 158 с.: ил. – ISBN: отсутствует. – Текст: непосредственный.
5. Аткинсон Дж. Мотив достижения / Дж. Аткинсон. – Нью-Йорк: Эпплтон-Сенчури-Крофтс, 1953. – 394 с.: ил. – ISBN: OL19659442M. – Текст: непосредственный.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.: ил. – ISBN 978-5-91180-846-4 (в пер.). – Текст: непосредственный.
7. Бондарчук, Е. И., Бондарчук, Л. И. Основы психологии и педагогики / Е. И. Бондарчук. – Киев: МАУП, 2005. – 168 с.: ил. – ISBN: 966-7312-53-4. – Текст: непосредственный.
8. Вилюнас, В. Психологические механизмы мотивации человека / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – 268 с.: ил. – ISBN: 5-211-01031-0. – Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Психолог, 2001. – 536 с.: ил. – ISBN: 5-17-027239-1. – Текст: непосредственный.
10. Гальперин, П. Я. Развитие учения о планомерно-поэтапном формировании психической деятельности / П. Я. Гальперин. – Текст: непосредственный. //Актуальные проблемы современной психологии. – М. – 1983. – С.154-157.
11. Горянина, В. А. Психология общения / В. А, Горянина. – М.: «Академия», 2002. – 416 с.: ил. – ISBN: 5-7695-1995-9 (в пер.). – Текст: непосредственный.
12. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга: учеб. пособие / В. И. Дорошев. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 285 с. ил. – ISBN: 5-16-000090-9. – Текст: непосредственный.
13. Дэкерс, Л. Мотивация: теория и практика: расширенный курс / Л. Дэкерс; [пер. с англ. Д. Ю. Кралечкин, Л. Е. Переяславцев, Ю. А. Трепалина]. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 637 с.: ил. – ISBN: 978-5-476-00422-6. – Текст: непосредственный.
14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.: ил. – ISBN: 978-5-459-00574-5. – Текст: непосредственный.
15. Ильина, Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – 132 с.: ил. – ISBN: отсутствует. – Текст: непосредственный.
16. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.: ил. – ISBN: 5-02-013719-7. – Текст: непосредственный.
17. Коломинский, Я. П., Панько, Е. А., Игумнов, Е. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. П. Коломинский, Е. А. Панько, Е. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.: ил. – ISBN: 5-94723-808-Х. – Текст: непосредственный.
18. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 209 с.: ил. – ISBN: 978-5-388-00493-2 (в пер.). – Текст: непосредственный.
19. Мадсен, К. Б. Современные теории о мотивации / К. Б. Мадсен. – Копенгаген: Мунксгаард, 1974. – 472 с.: ил. – ISBN: 047056329X, 9780470563298. – Текст: непосредственный.
20. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – М.: Гандарики, 2005. – 269 с.: ил. – ISBN: 978-5-9916-2618-7. – Текст: непосредственный.
21. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.: ил. – ISBN: отстуствует. – Текст: непосредственный.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – ISBN: 978-5-459-00494-7. – Текст: непосредственный.
23. Матюхина, М. В., Михальчик, Т. С., Патрина, К. П. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.: ил. – ISBN: 978-5-458-35886-6. – Текст: непосредственный.
24. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М.: «Академия», 2010. – 200 с.: ил. – ISBN: 78-5-7695-8842-6. – Текст: непосредственный.
25. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: «Академия», 2009. – 456 с.: ил. – ISBN: 5-7695-0408-0. – Текст: непосредственный.
26. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведение / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 688 с.: ил. – ISBN: 978-5-691-01743-8. – Текст: непосредственный.
27. Обухова, Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2008. – 374 с.: ил. – ISBN: 5-88415-008-3. – Текст: непосредственный.
28. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 240 с.: ил. – ISBN: 5-89144-007-5. – Текст: непосредственный.
29. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 694 с.: ил. – ISBN: 5-9268-0046-9. – Текст: непосредственный.
30. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования». – URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 16.12.2024).
31. Проблема обучения, воспитания и психического развития ребенка. / Под. ред. Божович Е. Д. – М.: Моск. псих. – соц. институт, 2004. – 512 с.: ил. – ISBN: 5-89112-028-3. – Текст: непосредственный.
32. Психология и педагогика. Учеб. пособие /Под. ред. Истоминой О. А., Павловского В. В. – Владивосток: Моск. гос. ун-т, 2007. – 347 с.: ил. – ISBN: 5-7310-1668-2 (в обл.). – Текст: непосредственный.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.: ил. – ISBN: 5-314-00016-4. – Текст: непосредственный.
34. Симонов, П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии / П. В. Симонов. – СПб.: Питер, 2022. – 378 с.: ил. – ISBN: 5-7155-0112-1. – Текст: непосредственный.
35. Социальная психология: Учебник для вузов. / Под. ред. Лаврененко В. Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.: ил. – ISBN: 978-5-534-08736-9. – Текст: непосредственный.
36. Фопель, К. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2015. – 480 с. – ISBN: 5-98563-075-7 (в пер.) . – Текст: непосредственный.
37. Хекхаузен, Х. Мотивация деятельности / Х. Хекхаузен – М.: Педагогика, 2005. – 136 с.: ил. – ISBN: 5-94723-389-4. – Текст: непосредственный.
38. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер; 2003. – 860 с.: ил. – ISBN: 5-94723-389-4. – Текст: непосредственный.
39. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен – СПб.: Речь, 2001. – 240 с. – ISBN: 5-9268-0048-X. – Текст: непосредственный.
40. Шагивалеева, Г. Р., Хазиева С. Ф. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников / Г. Р. Шагивалеева, С. Ф. Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6 (часть 1). – С. 104-105. – URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5025 (дата обращения: 16.12.2024).
41. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М.: Гандарики, 2005. – 349 с.: ил. – ISBN: 978-5-8297-0176-5. – Текст: непосредственный.
42. Шаховой, В. А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. – М.: ООО «Вершина», 2003. – 224 с.: ил. – ISBN: 978-5-4475-3675-6. – Текст: непосредственный.
43. Шевырева, Т. П. Формирование положительной мотивации учащихся в начальной школе / Т. П. Шевырева // Творческое наследие А. С. Посникова и современность. – 2015. – №9. – С. 177-181. – URL: https://конспекты-уроков.рф/other/articles/file/104360-formirovanie-polozhitelnoj-motivatsii-ucheniya-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 16.12.2024).
44. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. – М.: Тривола, 2004. – 256 с.: ил. – ISBN: 5-88415-003-2. – Текст: непосредственный.
45. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение. – 1969. – 317 с. – ISBN: 1043071092. – Текст: непосредственный.