Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Составление программы развития позитивной познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через включение их в совместную деятельность

Работа №98020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Содержание понятия «мотивация», «познавательная мотивация»,
«позитивная познавательная мотивация» в научной литературе. Мотивация как психологический феномен 6
1.2. Развитие познавательной мотивации у нормально развивающихся
детей младшего школьного возраста 13
1.3. Особенности развития познавательной мотивации у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
2.3. Использование совместной деятельности в коррекционно­
развивающей работе специального психолога в развитии позитивной познавательной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 36
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ ИХ В СОВСМЕСТНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 39
3.1. Описание коррекционной программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 39
3.2. Результаты проведения коррекционной программы 50
3.3. Результаты проведения контрольного этапа эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ

Мотивация имеет важную роль в жизни человека, так как под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Вопрос о познавательной мотивации является центральным в современной школе, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Особенно важно изучать мотивацию у обучающихся младшего школьного возраста, так как именно младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Данной проблеме посвящены работы отечественных (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Г. Морозова, Д. Н. Узнадзе и др.), и зарубежных авторов (Й. Лингарт, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Г. Холл, и др.).
Данные, полученные в некоторых исследованиях из области педагогической психологии, свидетельствуют о том, что высокая позитивная познавательная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков. Таким образам, правильно построенная работа по коррекции и развитию познавательной мотивации младших школьников с задержкой психического развития позволит повысить успешность их учебной деятельности.
Проблема познавательной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития - это не только научная, но в первую очередь реально - практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения.
Цель исследования - составить и частично апробировать программу развития позитивной познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - познавательная мотивация у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс развития познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через включение их в совместную деятельность.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы в психолого­педагогических исследованиях.
2. Изучить характеристики познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Подобрать методики психологической диагностики для изучения особенностей познавательной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести экспериментальное изучение познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
5. Составить программу, направленную на развитие позитивной познавательной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, частично ее апробировать.
6. Проверить эффективность составленной программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (55), приложений (10).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос о развитии познавательной мотивации у детей с задержкой психического развития является центральным в современной системе образования, так как познавательная мотивация является системой побуждений, которая определяет активность обучающихся в процессе учебной деятельности.
У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития познавательные мотивы реализуются несвоевременно, вследствие нарушения темпа психического развития. Данная категория детей сталкивается с рядом трудностей в процессе школьного обучения, главенствующая из которых неуспеваемость в учебной деятельности.
Целью данного исследования являлось составление и частичная апробация программы развития позитивной познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения данной цели решены следующие задачи:
Задачи:
1. Проведен теоретический анализ по изучаемой проблеме исследования.
2. Изучены характеристики познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
3. Проведено экспериментальное изучение познавательной
мотивации детей по подобранным методикам.
4. Составлена и частично апробирована программа, направленная на развитие познавательной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Проверена эффективность составленной программы,
направленной на развитие познавательной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В ходе исследования были изучены такие понятия, как: «познавательная мотивация», «позитивная познавательная мотивация».
Для исследования познавательной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие диагностические методики:
1. Пиктографический тест «Школа» (А. И. Баркан, Ю. А. Полуянов).
2. Методика изучения познавательной мотивации по Н. Л. Белпольской.
3. Методика «Лесенка побуждений» (Н. Е. Елфимова).
По каждой методике был выявлен уровень мотивации учения, а также выбор мотивов учения.
Таким образом, по результатам исследования было выявлено:
• преобладание игровых мотивов обучения - 7 участников;
• преобладание социальных мотивов обучения - 2 участника;
• преобладание познавательных мотивов - 2 участников.
Анализ результатов констатирующего исследования позволяет сделать следующий вывод: у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития низкий уровень развития познавательной мотивации.
Результаты эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие познавательной мотивации.
Коррекционная программа, направленная на развитие позитивной познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через включение их в совместную деятельность. Данная программа составлена на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 9, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы».
Цель программы - развитие позитивной познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через включение их в совместную деятельность.
Задачи программы:
• разработать комплекс занятий, включающий в себя упражнения, направленный на формирование позитивной познавательной мотивации;
• развить познавательную активность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• сформировать у обучающихся необходимые навыки самоанализа и саморефлексии;
• предоставить обучающимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе познавательной деятельности;
• определить эффективность разработанного комплекса занятий;
• предоставить детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).
Коррекционная программа, направленная на развитие позитивной познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через включение их в совместную деятельность, включает в себя 3 раздела:
1) Развитие навыков эффективного взаимодействия со сверстниками, данный раздел направлен на установление позитивного отношения среди сверстников.
2) Развитие познавательной активности - раздел подразумевает развитие позитивной познавательной мотивации, активное проявление интереса к учебной деятельности.
3) Развитие произвольной регуляции познавательной деятельности - развитие целенаправленности по отношению к познавательной деятельности.
На формирующем этапе эксперимента была частично апробирована коррекционная программа, направленная на развитие позитивной познавательной мотивации у детей с задержкой психического развития через включение их в совместную деятельность. Частичная апробация программы осуществлялась с середины февраля по конец апреля 2018 года на базе ГКОУ Свердловской области «Екатеринбургской школы-интернат № 9,
реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы».
Проведено 10 коррекционно-развивающих занятий, из первого раздела «Развитие навыков эффективного взаимодействия» проведено 2 коррекционно-развивающих занятия («Знакомство», «Строим дом»), из второго раздела «Развитие познавательной активности» проведено 5 коррекционно-развивающих занятий («Парочки», «Сочинитель», «Школа», «Заколдованное письмо», «Любимые уроки»), из третьего раздела «Развитие произвольной регуляции познавательной деятельности» проведено 3 занятия («Космическое настроение», «Близнецы», «Учат в школе»)...


1. Аржакаева, Т. А. Психологическая азбука, программа развивающих занятий в 1 классе [Текст] / Т. А. Аржакаева, И. В. Вачков,
А. Х. Попова. - Москва : Генезис, 2012.
2. Белопольская, Н. Л. Мотивация детей с ЗПР в условиях психического насыщения [Текст] / Н. Л. Белопольская // Дефектология. - 1975. - № 1. - С. 25-28.
3. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Белопольская. - М. : Просвещение, 1985. - 370 с.
4. Блинова, Е. Р. Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с помощью контекстной задачи. Пять процентов мотивированных детей - не мало ли? [Текст] / Е. Р. Блинова // Народное образование. - 2010 - № 6. - С. 210-220.
5. Бодалев, А. А. Мотивация и личность [Текст] : сборник научных трудов / А. А. Бодалев. - М., 2007.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Бушуева, Л. А. Пути формирования мотивации учения у младших
школьников [Электронный ресурс] / Л. А. Бушуева. - URL :
https: //nsportal .ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/12/14/puti-formirovaniya-moti vatsii-ucheniya-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения 15.01.2018).
8. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. - Москва : МГУ, 1990. - 283 с.
9. Дети с задержкой психического развития [Текст] : учебник / под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Смысл, 1984. - 377 с.
10. Долгова, В. И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов /
В. И. Долгова, Л. В. Иванова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова. - Челябинск : АТОКСО, 2008. - 100 с.
11. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.
12. Журавлев, А. Л. Психология совместной деятельности [Текст] /
A. Л. Журавлев. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 640 с.
13. Загорная, Е. В. Справочник школьного психолога [Текст] / Е. В. Загорная. - 2-е издание. - М. : Издательство «Наука и техника», 2017.
14. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебник / О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2004. - 432 с.
15. Зимняя, А. А. Педагогическая психология [Текст] / А. А. Зимняя. - М., 2007...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ