ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Истоки и теоретическая основа перформативных практик 8
1.1 Развитие перформативных практик в первой половине ХХ века 8
1.2 Философские основания и художественные установки в перформативных
практиках 16
1.3 Телесность и ее роль в перформативных практиках 22
2 Специфика перформативных практик в современной художественной
культуре 29
2.1 Специфика перформанса, хэппенинга и акционизма 29
2.2 Практика проведения и организации перформансов в образовательной и
культурной жизни Томска 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
1 Истоки и теоретическая основа перформативных практик 8
1.1 Развитие перформативных практик в первой половине ХХ века 8
1.2 Философские основания и художественные установки в перформативных
практиках 16
1.3 Телесность и ее роль в перформативных практиках 22
2 Специфика перформативных практик в современной художественной
культуре 29
2.1 Специфика перформанса, хэппенинга и акционизма 29
2.2 Практика проведения и организации перформансов в образовательной и
культурной жизни Томска 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Актуальность исследования. Перформанс, хэппенинг и акционизм - одни из самых неоднозначных явлений современной художественной культуры, которые вызывают множество вопросов как в среде профессионального сообщества, так и у широкой аудитории. В отечественной науке о культуре и искусствознании заметен существенный пробел, касающийся знаний о перформативных практиках как явлении художественной культуры.
Изучив библиографию перформанса, хэппенинга и акционизма, можно заметить отсутствие крупных монографических исследований. Первая книга отечественного автора Марии Антонян об искусстве перформанса, исследующая фундаментальные вопросы жанра и его восприятия, появилась в 2019 году. Многие труды зарубежных авторов до настоящего времени не переведены на русский язык. Например, работы театроведа и теоретика перформанса Ричарда Шехнера «Performance Theory» 1988 года и «Performance studies» 2002 года.
Еще один аргумент в пользу актуальности исследования заключается в том, что на перформативные практики существует множество полярных точек зрения, например, на их историю (некоторые исследователи относят появление перформанса к началу ХХ века, другие к 1960-70 гг.), определение (перформанс - это тип художественных практик, вид, направление, жанр искусства или явление культуры), иерархию (перформанс - вид акционизма или перформативное искусство, включающее такие формы как хэппенинг, акцию, демонстрацию и т.д.), классификацию внутри самого перформанса (классический перформанс, танцевальный, делегированный). Стоит отметить, что исследование перформанса и перформативных практик также усложняется тем, что единого определения данных терминов в искусствоведении и культурологии не существует.
Также в исследованиях перформативных практик существует ряд проблем, которые можно условно разделить на три типа: 1) проблемы, связанные с институционализацией перформативных практик; 2) проблемы связанные со средствами их документации; 3) проблемы архивации.
Проблему данного исследования можно сформулировать в следующем вопросе: какие явления современной художественной культуры можно отнести к перформативным практикам?
Степень разработанности проблемы.
Среди общих работ посвященных анализу состояния европейской культуры можно выделить труды Н. А. Бердяева, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, А. Тойнби, И. Хейзинги, О. Шпенглера и др. Также общими и рассматривающими перформативность как явление культуры, выходящее за рамки искусства, могут служить исследования Дж. Батлер, А. Вуянович, Ж. Деррида, Дж. Л. Остина, Ю. Хабермаса, Э. Фишер-Лихте, М. Шуваковича и др. Изучением телесности и тела в разных аспектах занимались следующие исследователи: Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж. Батай, А. Арто, Ж. Делез, Ж. - П. Сартр, М. Хайдеггер, Ж. Бодрийяр, М.Н. Эпштейн, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Никитин, В. А. Подорога и др.
В западной науке активно изучается проблема рецепции языка визуального современного искусства и в том числе перформанса, хэппенинга, акционизма. В контексте изучения вопросов телесности в визуальном искусстве действия можно привести работы А. Арто, К. Бизенбаха, К. О’Делл, П. Кэмбла, Л. Липпард, Х. Уестли, C. Фриса, Э. Хоуэлла, и др. С точки зрения психологии и поведенческих особенностей отметим труды Л. C. Выготского, В. М. Козубовского, А. Маслоу, А. Пиза, Дж. Фаста. В контексте изучения истории искусства перформанса известны такие исследователи, как: В. Аккончи, Р. Голберг, А. Бронсона, П. Гейл, и др., среди трудов которых особое место занимает работа «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» историка и куратора Роузли Голдберг, занимающейся системным исследованием и описанием перформансов более тридцати лет. Теоретические аспекты перформанса и искусства действия, представленные в трудах Х. Адамса, С. Бейнс, Г. Гомез-Пенья, М. Карлсона, Н. Кэролла, Э. Мазура, М. Рот, Р. Шехнера и др.
Исследованиями акционизма занимались такие отечественные авторы, как Н. Б. Абалакова, Е. Ю. Андреева, И. М. Бакштейн, В. И. Березкин, Б. Е. Гройс, Е. Ю. Деготь, Е. В. Захарова, А. А. Ковалев, И. А. Кулик, А. В. Монастырский, А. Е. Обухова, Е. В. Петровская, В. В. Савчук, Е. И. Станиславская, К. Чухров и др., статьи большинства из которых были опубликованы в «Художественном журнале».
Попытка исследования перформанса, хэппенинга и акционизма с разных точек зрения в России принималась, начиная с 2000-х, однако многие вопросы остаются открытыми, а тема исследования не утратила своей актуальности.
В качестве примера могут служить диссертационные работы Д. Ф. Булычевой («Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры: философский анализ», 2012), М. В. Катковой («Искусство действия. Перформанс - художественное явление второй половины ХХ века», 2000), Ю. В. Кривцовой («Перформанс в пространстве современной культуры», 2006), Е. А. Морозовой («Социально-психологическое исследование художественной провокативности: на примере современного авангардного искусства», 2005), М. А. Антонян («Особенности рецепции перформанса: на материале работ Марины Абрамович», 2015), Р. С. Осминкина («Коллективные формы художественного перформанса в России начала XXI века», 2020).
В последнее десятилетие все большую актуальность набирает танцевальный перформанс, который строится на основе современного танца (contemporary dance), контактной импровизации. Это можно заметить исходя из программ фестивалей и выставок современного искусства, все чаще проходящих на базе авторитетных институций. В России исследованием и кураторством танцевального перформанса в настоящее время занимаются Е. Ганюшина, Д. Демехина, А. Портянникова, А. Прошутинская, Д. Плохова, А. Козонина и др.
Объектом данного исследования является современная художественная культура, под которой понимается период с начала XX века по настоящее время.
Предмет исследования - перформанс, хэппенинг и акционизм как художественные явления, относящиеся к перформативным практикам.
Целью исследования является систематическое описание перформативных практик в историческом и актуальном контексте современной художественной культуры.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие перформативных практик в художественной культуре первой половины ХХ века.
2. Выявить философские основания и художественные установки в перформативных практиках.
3. Показать роль телесности в перформативных практиках.
4. Раскрыть специфику перформанса, хэппенинга и акционизма в современной художественной культуре.
5. Описать практику проведения и организации перформансов в образовательной и культурной жизни Томска.
Теоретико-методологические основания исследования. Исследование в историческом и актуальном контексте не представляется возможным без использования диахронного метода в рамках культурологического подхода для изучения возникновения и развития перформативных практик. Компаративный метод используется для выявления универсальных и специфических черт перформанса, хэппенинга и акционизма в разных культурно-исторических контекстах, а также особенностей их исторического развития. Аналитический метод позволил выявить философские основания и художественные установки в перформативных практиках. Эмпирический метод использовался для применения теоретического материала исследования в его практической части.
Гипотеза: с точки зрения системного описания к перформативным практикам можно отнести такие явления художественной культуры, как перформанс, хэппенинг и акционизм.
Научная новизна исследования заключается в том, что отдельные явления современной художественной культуры: перформанс, хэппенинг и акционизм, определены как перформативные практики, выявлены их общее основание и специфические черты. Обозначены тело и телесность в перформативных практиках как структурные элементы перформанса и акции, актуализирующих форму физической проявленности человека в современном мире цифровой культуры. Впервые для Томска использована практика проведения и организации перформансов в образовательной и культурной жизни в рамках исследования перформативных практик.
Теоретическая значимость:
В исследовании представлено систематическое описание перформативных практик в историческом и актуальном контексте современной художественной культуры. Выявлены философские основания и художественные установки в перформативных практиках. Показана роль телесности в перформативных практиках. Раскрыта специфика перформанса, хэппенинга и акционизма в современной художественной культуре.
Практическая значимость:
Данная работа отличается высокой практической значимостью. Она может быть интересна для студентов-исследователей современного искусства.
Материалы исследования могут использоваться для разработки образовательных программ, проведения курсов, лекционных и семинарских занятий по современному искусству.
Во время исследования был разработан и осуществлен ряд проектов, включая образовательную программу «Современный танец: теория и практика» в ТГУ (г. Томск, 2020 г.), лабораторию перформанса «Пространство диалога» в ТРЦ «Изумрудный город» (г. Томск, 2019 г.), вечер перформанса «Hominem quaero» в галереи «В Главном» (г. Томск, 2019 г.).
Апробация работы. Проводилось исследование отдельных перформативных практик: «Искусство акционизма в современной России» и «Перформанс как форма современного искусства». По этим темам были представлены доклады на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Этюды культуры» (г. Томск, 2018 г., 2019 г.). Проведена дискуссия, посвященная кураторству проекта в рамках форума «Творческие индустрии» (г. Томск, 2019 г.).
Публикации:
По теме выпускной работы опубликована одна статья «Искусство акционизма в современной России» в сборнике «Этюды культуры. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых», с. 174 - 181, ТГУ, г. Томск, 2018 г.
Структура выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучив библиографию перформанса, хэппенинга и акционизма, можно заметить отсутствие крупных монографических исследований. Первая книга отечественного автора Марии Антонян об искусстве перформанса, исследующая фундаментальные вопросы жанра и его восприятия, появилась в 2019 году. Многие труды зарубежных авторов до настоящего времени не переведены на русский язык. Например, работы театроведа и теоретика перформанса Ричарда Шехнера «Performance Theory» 1988 года и «Performance studies» 2002 года.
Еще один аргумент в пользу актуальности исследования заключается в том, что на перформативные практики существует множество полярных точек зрения, например, на их историю (некоторые исследователи относят появление перформанса к началу ХХ века, другие к 1960-70 гг.), определение (перформанс - это тип художественных практик, вид, направление, жанр искусства или явление культуры), иерархию (перформанс - вид акционизма или перформативное искусство, включающее такие формы как хэппенинг, акцию, демонстрацию и т.д.), классификацию внутри самого перформанса (классический перформанс, танцевальный, делегированный). Стоит отметить, что исследование перформанса и перформативных практик также усложняется тем, что единого определения данных терминов в искусствоведении и культурологии не существует.
Также в исследованиях перформативных практик существует ряд проблем, которые можно условно разделить на три типа: 1) проблемы, связанные с институционализацией перформативных практик; 2) проблемы связанные со средствами их документации; 3) проблемы архивации.
Проблему данного исследования можно сформулировать в следующем вопросе: какие явления современной художественной культуры можно отнести к перформативным практикам?
Степень разработанности проблемы.
Среди общих работ посвященных анализу состояния европейской культуры можно выделить труды Н. А. Бердяева, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, А. Тойнби, И. Хейзинги, О. Шпенглера и др. Также общими и рассматривающими перформативность как явление культуры, выходящее за рамки искусства, могут служить исследования Дж. Батлер, А. Вуянович, Ж. Деррида, Дж. Л. Остина, Ю. Хабермаса, Э. Фишер-Лихте, М. Шуваковича и др. Изучением телесности и тела в разных аспектах занимались следующие исследователи: Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж. Батай, А. Арто, Ж. Делез, Ж. - П. Сартр, М. Хайдеггер, Ж. Бодрийяр, М.Н. Эпштейн, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Никитин, В. А. Подорога и др.
В западной науке активно изучается проблема рецепции языка визуального современного искусства и в том числе перформанса, хэппенинга, акционизма. В контексте изучения вопросов телесности в визуальном искусстве действия можно привести работы А. Арто, К. Бизенбаха, К. О’Делл, П. Кэмбла, Л. Липпард, Х. Уестли, C. Фриса, Э. Хоуэлла, и др. С точки зрения психологии и поведенческих особенностей отметим труды Л. C. Выготского, В. М. Козубовского, А. Маслоу, А. Пиза, Дж. Фаста. В контексте изучения истории искусства перформанса известны такие исследователи, как: В. Аккончи, Р. Голберг, А. Бронсона, П. Гейл, и др., среди трудов которых особое место занимает работа «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» историка и куратора Роузли Голдберг, занимающейся системным исследованием и описанием перформансов более тридцати лет. Теоретические аспекты перформанса и искусства действия, представленные в трудах Х. Адамса, С. Бейнс, Г. Гомез-Пенья, М. Карлсона, Н. Кэролла, Э. Мазура, М. Рот, Р. Шехнера и др.
Исследованиями акционизма занимались такие отечественные авторы, как Н. Б. Абалакова, Е. Ю. Андреева, И. М. Бакштейн, В. И. Березкин, Б. Е. Гройс, Е. Ю. Деготь, Е. В. Захарова, А. А. Ковалев, И. А. Кулик, А. В. Монастырский, А. Е. Обухова, Е. В. Петровская, В. В. Савчук, Е. И. Станиславская, К. Чухров и др., статьи большинства из которых были опубликованы в «Художественном журнале».
Попытка исследования перформанса, хэппенинга и акционизма с разных точек зрения в России принималась, начиная с 2000-х, однако многие вопросы остаются открытыми, а тема исследования не утратила своей актуальности.
В качестве примера могут служить диссертационные работы Д. Ф. Булычевой («Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры: философский анализ», 2012), М. В. Катковой («Искусство действия. Перформанс - художественное явление второй половины ХХ века», 2000), Ю. В. Кривцовой («Перформанс в пространстве современной культуры», 2006), Е. А. Морозовой («Социально-психологическое исследование художественной провокативности: на примере современного авангардного искусства», 2005), М. А. Антонян («Особенности рецепции перформанса: на материале работ Марины Абрамович», 2015), Р. С. Осминкина («Коллективные формы художественного перформанса в России начала XXI века», 2020).
В последнее десятилетие все большую актуальность набирает танцевальный перформанс, который строится на основе современного танца (contemporary dance), контактной импровизации. Это можно заметить исходя из программ фестивалей и выставок современного искусства, все чаще проходящих на базе авторитетных институций. В России исследованием и кураторством танцевального перформанса в настоящее время занимаются Е. Ганюшина, Д. Демехина, А. Портянникова, А. Прошутинская, Д. Плохова, А. Козонина и др.
Объектом данного исследования является современная художественная культура, под которой понимается период с начала XX века по настоящее время.
Предмет исследования - перформанс, хэппенинг и акционизм как художественные явления, относящиеся к перформативным практикам.
Целью исследования является систематическое описание перформативных практик в историческом и актуальном контексте современной художественной культуры.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие перформативных практик в художественной культуре первой половины ХХ века.
2. Выявить философские основания и художественные установки в перформативных практиках.
3. Показать роль телесности в перформативных практиках.
4. Раскрыть специфику перформанса, хэппенинга и акционизма в современной художественной культуре.
5. Описать практику проведения и организации перформансов в образовательной и культурной жизни Томска.
Теоретико-методологические основания исследования. Исследование в историческом и актуальном контексте не представляется возможным без использования диахронного метода в рамках культурологического подхода для изучения возникновения и развития перформативных практик. Компаративный метод используется для выявления универсальных и специфических черт перформанса, хэппенинга и акционизма в разных культурно-исторических контекстах, а также особенностей их исторического развития. Аналитический метод позволил выявить философские основания и художественные установки в перформативных практиках. Эмпирический метод использовался для применения теоретического материала исследования в его практической части.
Гипотеза: с точки зрения системного описания к перформативным практикам можно отнести такие явления художественной культуры, как перформанс, хэппенинг и акционизм.
Научная новизна исследования заключается в том, что отдельные явления современной художественной культуры: перформанс, хэппенинг и акционизм, определены как перформативные практики, выявлены их общее основание и специфические черты. Обозначены тело и телесность в перформативных практиках как структурные элементы перформанса и акции, актуализирующих форму физической проявленности человека в современном мире цифровой культуры. Впервые для Томска использована практика проведения и организации перформансов в образовательной и культурной жизни в рамках исследования перформативных практик.
Теоретическая значимость:
В исследовании представлено систематическое описание перформативных практик в историческом и актуальном контексте современной художественной культуры. Выявлены философские основания и художественные установки в перформативных практиках. Показана роль телесности в перформативных практиках. Раскрыта специфика перформанса, хэппенинга и акционизма в современной художественной культуре.
Практическая значимость:
Данная работа отличается высокой практической значимостью. Она может быть интересна для студентов-исследователей современного искусства.
Материалы исследования могут использоваться для разработки образовательных программ, проведения курсов, лекционных и семинарских занятий по современному искусству.
Во время исследования был разработан и осуществлен ряд проектов, включая образовательную программу «Современный танец: теория и практика» в ТГУ (г. Томск, 2020 г.), лабораторию перформанса «Пространство диалога» в ТРЦ «Изумрудный город» (г. Томск, 2019 г.), вечер перформанса «Hominem quaero» в галереи «В Главном» (г. Томск, 2019 г.).
Апробация работы. Проводилось исследование отдельных перформативных практик: «Искусство акционизма в современной России» и «Перформанс как форма современного искусства». По этим темам были представлены доклады на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Этюды культуры» (г. Томск, 2018 г., 2019 г.). Проведена дискуссия, посвященная кураторству проекта в рамках форума «Творческие индустрии» (г. Томск, 2019 г.).
Публикации:
По теме выпускной работы опубликована одна статья «Искусство акционизма в современной России» в сборнике «Этюды культуры. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых», с. 174 - 181, ТГУ, г. Томск, 2018 г.
Структура выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги исследования перформативных практик в современной художественной культуре, сначала были рассмотрены истоки и теоретические основания перформативных практик, затем выявлена специфика перформанса, хэппенинга и акционизма, на основе которых был сделан ряд выводов.
В первой главе данной работы рассмотрено развитие перформативных практик в первой половине ХХ века, благодаря чему выявлены их характерные черты:
1. Трансляция утверждающихся принципов авангардных течений.
2. Предоставление художникам большей свободы самовыражения.
3. Инструмент саморекламы художников.
4. Формат игры с публикой игры, в которой художник выступает провокатором.
5. Бунт против традиционных форм искусства.
Автор данной работы частично соглашается с историей развития перформанса, предложенной Роузли Голдберг, так как там нет разграничения перформанса и выступления, а также хэппенинг и акционизм рассматриваются в рамках перформанса.
При изучении теоретических основ перформативных практик во втором параграфе первой главы были рассмотрены философские основания и художественные установки перформативных практик и сделан вывод о том, что перформативные практики отражают философские основания культурной парадигмы ХХ века, модернистские и постмодернистские установки, которые в большей или меньше степени проявляются в перформансе, хэппенинге и акционизме. Также сделан вывод о том, что у перформативных практик на ранних этапах развития отсутствуют специфические художественные установки, так как у них не существовало манифестов и теоретических оснований, которые могли бы отразить эти установки и основные принципы во время официального и неофициального становления.
В третьем параграфе показывается роль телесности в перформативных практиках на основе философских идей и примеров перформансов и акций современной художественной культуры. Тело выступает главным инструментом создания перформанса и акции, смыслообразующим элементом произведения, как объект исследования с точки зрения ограниченности и выносливости. Телесность представляет собой более узкое определение, связанное с сенсорными, кинетическими и тактильными способностями тела.
Во второй главе выявлена специфика перформанса, хэппенинга и акционизма в современной художественной культуре и сделаны выводы о том, что эти практики имеют общую основу, так как все они относятся к action art, под которым подразумевается художественное процессуальное творчество.
Если целью перформанса считать непосредственное взаимодействие со зрителем, то ответная реакция публики выступает показателем его успешности. Поскольку реакция зрителя влияет на то, что происходит на сцене, что в свою очередь влияет на зрителя, то выстраивается взаимозависимая цепь взаимовлияния. Таким образом перформативный акт стоит считать высшим проявлением соприсутствия зрителя и художника. Эстетический опыт в перформансе наступает не за счет спонтанности, а за счет присутствия, обмена зритель-художник и совместного переживания события.
Акционизм как практика в искусстве XX-XXI века: представляет собой способ протеста против существующей системы власти; выражает актуальные проблемы и предает им публичность; существует как особый способ художественного высказывания.
Хэппенинг, в отличии от перформанса лишен драматургии, в отличии от акции - цели. В хэппенинге процесс и развитие происходящего не известны его участникам, но могут быть инструкции для зрителей, что предает окрас игры . Если в акции есть примерное понимание развития событий, то в хэппенинге главную роль играет непредсказуемость. В основе этой практики лежат импровизация и абсурд.
Во втором параграфе второй главы был приведена реализация теоретических оснований исследования в практике проведения и организации перформанса в образовательной и культурной жизни Томска. В результате чего можно заключить, что современная томская публика готова к восприятию, участию и получению опыта в разного рода перформативных практиках.
В ходе исследования с точки зрения системного описания к перформативным практикам были отнесены такие явления современной художественной культуры, как перформанс, хэппенинг, акционизм, тем самым подтвердив гипотезу.
Автор данного исследования склоняется к тому, что перформанс, хэппенинг и акционизм необходимо рассматривать как перформативные практики, потому что это дает их целостное понимание возникновения и развития, а также позволяет выделить в отдельную категорию современного искусства, что решило бы ряд существующих проблем в их исследовании.
На основе исторического и теоретического исследования перформативных практик сформулируем их определение. Перформативные практики - категория современного искусства, в которую входят практики, в основе которых лежит художественный жест, особый вид исполнительства, не попадающий под принципы традиционного театрального и танцевального искусства. Особенностью перформативных практик является специфическая трактовка пространства, акустики, времени, движения и взаимодействия с публикой.
Дальнейшее исследования темы будет связано с изучением теории современного искусства, методов управления и организации проектов в сфере современной культуры, включающих перформативные практики для развития перформанса и акционизма как актуальных способов живого взаимодействия в цифровую эпоху.
В первой главе данной работы рассмотрено развитие перформативных практик в первой половине ХХ века, благодаря чему выявлены их характерные черты:
1. Трансляция утверждающихся принципов авангардных течений.
2. Предоставление художникам большей свободы самовыражения.
3. Инструмент саморекламы художников.
4. Формат игры с публикой игры, в которой художник выступает провокатором.
5. Бунт против традиционных форм искусства.
Автор данной работы частично соглашается с историей развития перформанса, предложенной Роузли Голдберг, так как там нет разграничения перформанса и выступления, а также хэппенинг и акционизм рассматриваются в рамках перформанса.
При изучении теоретических основ перформативных практик во втором параграфе первой главы были рассмотрены философские основания и художественные установки перформативных практик и сделан вывод о том, что перформативные практики отражают философские основания культурной парадигмы ХХ века, модернистские и постмодернистские установки, которые в большей или меньше степени проявляются в перформансе, хэппенинге и акционизме. Также сделан вывод о том, что у перформативных практик на ранних этапах развития отсутствуют специфические художественные установки, так как у них не существовало манифестов и теоретических оснований, которые могли бы отразить эти установки и основные принципы во время официального и неофициального становления.
В третьем параграфе показывается роль телесности в перформативных практиках на основе философских идей и примеров перформансов и акций современной художественной культуры. Тело выступает главным инструментом создания перформанса и акции, смыслообразующим элементом произведения, как объект исследования с точки зрения ограниченности и выносливости. Телесность представляет собой более узкое определение, связанное с сенсорными, кинетическими и тактильными способностями тела.
Во второй главе выявлена специфика перформанса, хэппенинга и акционизма в современной художественной культуре и сделаны выводы о том, что эти практики имеют общую основу, так как все они относятся к action art, под которым подразумевается художественное процессуальное творчество.
Если целью перформанса считать непосредственное взаимодействие со зрителем, то ответная реакция публики выступает показателем его успешности. Поскольку реакция зрителя влияет на то, что происходит на сцене, что в свою очередь влияет на зрителя, то выстраивается взаимозависимая цепь взаимовлияния. Таким образом перформативный акт стоит считать высшим проявлением соприсутствия зрителя и художника. Эстетический опыт в перформансе наступает не за счет спонтанности, а за счет присутствия, обмена зритель-художник и совместного переживания события.
Акционизм как практика в искусстве XX-XXI века: представляет собой способ протеста против существующей системы власти; выражает актуальные проблемы и предает им публичность; существует как особый способ художественного высказывания.
Хэппенинг, в отличии от перформанса лишен драматургии, в отличии от акции - цели. В хэппенинге процесс и развитие происходящего не известны его участникам, но могут быть инструкции для зрителей, что предает окрас игры . Если в акции есть примерное понимание развития событий, то в хэппенинге главную роль играет непредсказуемость. В основе этой практики лежат импровизация и абсурд.
Во втором параграфе второй главы был приведена реализация теоретических оснований исследования в практике проведения и организации перформанса в образовательной и культурной жизни Томска. В результате чего можно заключить, что современная томская публика готова к восприятию, участию и получению опыта в разного рода перформативных практиках.
В ходе исследования с точки зрения системного описания к перформативным практикам были отнесены такие явления современной художественной культуры, как перформанс, хэппенинг, акционизм, тем самым подтвердив гипотезу.
Автор данного исследования склоняется к тому, что перформанс, хэппенинг и акционизм необходимо рассматривать как перформативные практики, потому что это дает их целостное понимание возникновения и развития, а также позволяет выделить в отдельную категорию современного искусства, что решило бы ряд существующих проблем в их исследовании.
На основе исторического и теоретического исследования перформативных практик сформулируем их определение. Перформативные практики - категория современного искусства, в которую входят практики, в основе которых лежит художественный жест, особый вид исполнительства, не попадающий под принципы традиционного театрального и танцевального искусства. Особенностью перформативных практик является специфическая трактовка пространства, акустики, времени, движения и взаимодействия с публикой.
Дальнейшее исследования темы будет связано с изучением теории современного искусства, методов управления и организации проектов в сфере современной культуры, включающих перформативные практики для развития перформанса и акционизма как актуальных способов живого взаимодействия в цифровую эпоху.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ВИДЕОАРТА НА СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ТЕЛЕСНОСТЬ, ТИП ГЕРОЯ
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Цифровое искусство: адаптация к современным социальным формам потребления как симбиоз реального и виртуального
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ВИДЕОАРТА НА СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ТЕЛЕСНОСТЬ, ТИП ГЕРОЯ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Трансформация идентичности фанатов Х. Миядзаки
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Особенности перформанса в современном искусстве: сконструированные ситуации Тино Сегала (Российский университет дружбы народов)
Курсовые работы, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - ПЕРФОРМАНС В КОНТЕКСТЕ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ГЕНДЕРНАЯ МЕТАФОРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Реализация современных форм внеурочной работы со старшеклассниками (на материале современного искусства)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



