ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Советский Союз в годы «перестройки» (1985-1991 гг.) 12
1.1 Национально-государственное устройство СССР в середине 1980-х гг 12
1.2 Социально-экономическое состояние страны 17
1.3 Обострение межнациональных отношений 23
ГЛАВА 2. Децентрализация Советского Союза
в нормативно-правовых актах 34
2.1 Процесс отделения: дезинтегрирующие правовые акты республик 34
2.2 Отражение процесса децентрализации в правовых актах Союза ССР 45
ГЛАВА 3. «Беловежское соглашение»:
правовое оформление распада СССР 51
3.1 Проекты нового Союзного Договора 51
3.2 Акты денонсации Союзного договора 1922 г 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
История знает большое количество примеров того, как распадались и прекращали свое существование великие государства. Одним из ярких образцов подобного является процесс дезинтеграции Советского Союза. Вне всякого сомнения, это было масштабное историческое явление, изменившее политическую карту мира, международные отношения, жизнь миллионов людей. «Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию» - такая характеристика распада СССР содержалась в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 25 апреля 2005 года.
Актуальность избранной для изучения темы представляется очевидной. Она объясняется необходимостью глубокого и всестороннего исследования межнациональных отношений в СССР, причин, вызвавших кризис и распад Союза. Для России, являющейся сложным федеративным государством, потребность осмысления развития Советского Союза и его распада выступает особенно актуальной. Извлечение уроков исторического прошлого и учет их в выстраивании современной внутренней национальной политики должны основываться на глубоких научных знаниях процесса дезинтеграции союзного государства. Разумеется, проблема имеет и международное научное значение, ибо распад СССР стал отправной точкой новейшей истории бывших союзных республик, ныне суверенных государств.
Следует подчеркнуть, что тема распада СССР занимает существенное место в общественно-политической жизни современной России. По результатам социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 18 марта 2021 г., 67% граждан России сожалеют о распаде СССР и этот показатель стабилен с 2005 г. Более того, согласно результатам исследования, если бы референдум о сохранении Советского Союза состоялся сейчас, то 73% граждан России голосовали бы «за». Интерес вызывает и то обстоятельство, что идею сохранения Союза поддержало также большинство представителей самой молодой возрастной группы.
Добавим к этому, что Коммунистическая партия Российской Федерации, достаточно авторитетная и представленная в парламенте России, резко отрицательно относится к распаду союзного государства, расценивает «Беловежское соглашение» как «... сговор пришедших к власти откровенных предателей нашего Отечества. Они грубо попрали священную волю народа, его желание жить в едином многонациональном государстве, ясно выраженное на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г.»1. Исходя из этого, партия намерена проводить внешнюю политику на принципах взаимного уважения стран и народов, и «способствовать добровольному восстановлению союзного государства».
Проблема распада Советского Союза обширна и многогранна. В выпускной квалификационной работе она раскрывается через отражение дезинтеграции СССР в нормативно-правовых актах. Такой подход представляется вполне оправданным. Под нормативно-правовыми актами понимаются правовые акты, содержащие юридические нормы, общие установления, рассчитанные, чаще всего, на длительное применение и распространяющиеся на какой-либо вид общественных отношений. В этом контексте нормативный акт сам выступает как отпечаток определенных общественных отношений, вбирает в себя сумму той или иной социальной информации. Он помогает исследователю изучать отношения, уже сложившиеся к моменту его издания с одной стороны, с другой - позволяет увидеть перспективное направление развития (как должно быть).
Конечно, такое масштабное историческое явление как распад Советского Союза вызывало и продолжает вызывать интерес историков, политологов, экономистов и др. Отечественные ученые подготовили колоссальный пласт научных трудов, посвященных данной теме, однако комплексному изучению нормативного аспекта отведено не так много внимания. Исследователи, как правило, главной целью считали раскрытие политической истории государства в решающий для него период 1985-1991 гг. После распада СССР исследовательский взор был направлен в сторону актуальных проблем в текущий момент времени, а именно на формирование новой государственности на постсоветском пространстве. В свою очередь советская нормативная практика 1988-1991 г. не представляла столь глубокого научного интереса.
Одним из первых исследователей, который внес существенный вклад в развитие темы, стал Д.Л. Златопольский. Очень информативной работой представляется его «Разрушение СССР (размышление о проблеме)» . Автор обстоятельно анализировал
причины, которые привели к краху Союза. Среди них: кризисные явления внутри Коммунистической партии, развитие национальных и независимых настроений внутри общества, результаты съездов народных депутатов, а также явление Государственного комитета по чрезвычайному положению. В работе приводятся юридические аргументы, доказывающие неправомерность действий разрушителей СССР. Тем не менее, недочетом данной работы, на наш взгляд, выступает отсутствие определенной системности в повествовании. Автор переключается с нормативных аспектов проблем на исторические, а также среди причин, приведших к разрушению государства, ставит на одну доску кризис Компартии и явление Государственного комитета по ЧП, хотя стоило бы говорить об общем кризисе руководства страны, которому не удалось сохранить единство и сохранность государства. Однако не стоит утверждать, что автор претендовал на всеобъемлющее раскрытие проблемы. Это доказывает название работы - «размышления о проблеме». Основной посыл, который нес труд, заключался в том, что разрушение СССР - величайшая историческая трагедия XX столетия, катастрофа для всех государств и народов.
Тема дезинтеграции Советского Союза была поднята в докторской диссертации и трудах Е.А. Лукьяновой. Она раскрывала нормативное преобразование российского государства после завершения существования СССР, а также исследовала проблему его краха1. Автор уделила серьезное внимание освещению нормативно-правовых актов, которые сопровождали историческую ситуацию, иногда пропуская правовое исследование нормативных актов. Вместе с тем, в ее трудах наметился новый подход к правовому анализу вопроса о дезинтеграции Советского Союза, где была осуществлена попытка исследовательского переосмысления произошедших событий в конце существования союзного государства.
Предметом исследований П.П. Кремнева стали международно-правовые проблемы, связанные с распадом СССР. Автор рассматривал дезинтеграцию Союза с точки зрения международного права. Работа несла в себе исследовательскую новизну. Кроме того, выводы автора построены на исследовании большого пласта архивных документов как отечественных, так и зарубежных. Также П.П. Кремнев написал работу, которая затрагивала тему легитимности соглашения об образовании СНГ. Можно сказать, что работы П.П. Кремнева представляют немалую научную значимость, вопрос дезинтеграции страны рассматривался в новом свете.
В работе З.А. Станкевича в контексте исторического исследования раскрывались политические и нормативно-правовые аспекты распада Советского Союза1. В
монографии «История крушения СССР: политико-правовые аспекты» автор заявлял, что перестройка Союза носила стагнационный характер, а поэтапного изменения советской государственности с помощью нормативных механизмов так и не случились. Поправки, вносимые в Основной закон, и проведенные законотворческие преобразования к концу существования СССР не потянули за собой улучшение положения в стране. Исследователь считал, что Россия являлась важнейшей базовой частью в устройстве советского государства. По этой причине сравнивание в правах РСФСР с другими союзными элементами создавало почву для окончательного разлада отношений между субъектами, что вело к распаду страны.
В монографии «Реформы Горбачева и судьба союзного государства 1985-1991» А.С. Барсенкова исследуются реформы горбачевского периода. В работе поднимается мысль о том, что к 1991 году развернулась схватка за право выведения страны из кризисного состояния между союзными властями и лидерами РСФСР. Главная битва была завязана с нормативными разработками, в том числе с созданием нового Союзного соглашения. Каждая из сторон, по мнению автора, преследовала свои цели и имела разные представления о развитии государства. Одни стояли на стороне сохранения единой целостности страны, продолжая путь Советского Союза, другие требовали преобразований советской системы и отхода от старой формы государственного устройства. Автор считает, что путь страны был решен к концу лета 1991 года. Процесс разработки нового союзного договора говорил о завершении существования целостности в советском государстве. Разработанный проект являлся узакониванием связей между бывшими странами-участницами на принципах конфедерации.
Вопросы правового характера будущего устройства страны и разработки проекта нового Союзного договора нашли отражение в монографии A.B. Шубина.
Заслуживает внимания работа C.B. Чешко. В монографии «Распад Советского Союза: Этнополитический анализ» раскрывалась тема межнациональных отношений. Автор с критикой относится к политике М.С. Горбачева в этом вопросе и считает ее ошибочной. Исследователь полагает, что у лидера КПСС и государства были альтернативные варианты создания нового соглашения1. По мнению исследователя, составленному на основе анализа нормативно-правового процесса разработки нового Союзного договора, участники этого действа отличались пренебрежением к юридической основе. С.В. Чешко рассматривал и сравнивал содержания разработанных проектов нового Союзного Договора.
Следует отметить, что в объемном корпусе отечественной литературы по проблеме распада СССР имеют место и труды, посвященные выходу отдельных союзных республик из состава Союза. В качестве примера приведем работу В.Н. Курьянова, в которой исследуются причины и этапы выхода Литовской ССР из Советского Союза. Нормативно-правовая сторона данного процесса представлена весьма основательно.
Нет особой необходимости говорить о том, что вопросы, связанные с распадом СССР, кратко рассматриваются в общей и учебной литературе по истории России и истории государства и права России.
Подводя итог краткому историографическому анализу степени изученности проблемы распада СССР, следует отметить, что в научной исторической среде существуют различные и в том числе диаметрально противоположные взгляды и оценки исследователей на тему, что наводит на мысль о необходимость дальнейшего исследования данной проблематики. До сих пор в исторических и политологических кругах остается открытым вопрос о том, можно ли было избежать распада СССР. В общественном мнении этот вопрос выступает радикально и персонифицировано: Распад Союза - это объективный процесс или субъективная воля политических деятелей?; Кто виноват в распаде единого государства? Без последовательного и в хронологическом порядке выстроенного исследования нормативно-правовых документов 1988-1991 гг., отразивших эскалацию кризисных явлений в межнациональных отношениях, ответить на эти вопросы невозможно.
Объектом исследования выступает Советский Союз как единое союзное (федеративное) государство. В середине 1980-х гг. СССР объединял 15 союзных республик.
Предмет исследования - комплекс нормативно-правовых актов, отразивших нарастание межнациональных противоречий, вызвавших распад единого союзного государства.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа нормативно-правовых актов союзного и республиканского масштаба выявить динамику эскалации кризисных явлений в межнациональных отношениях, приведших к дезинтеграции Советского Союза.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть основы конституционного механизма взаимодействия союзных республик в составе СССР и причины обострения межнациональных отношений в период «перестройки».
2. Выявить цели и задачи деклараций о суверенитете союзных республик.
3. Проследить отражение в нормативно-правовых актах тенденцию к сохранению Союза.
4. Раскрыть документы «Беловежских соглашений» как результат дезинтеграционных процессов в Союзе ССР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1988 г., когда началось обсуждение внесения изменений в действующий Основной закон Советского Союза о взаимоотношениях центра и республик до декабря 1991 г., когда СССР прекратил свое существование.
Территориальные рамки охватывают территорию всего Советского Союза. Территория СССР была едина и включала территории союзных республик, входящих в состав Советского Союза.
Методологическая и методическая основа исследования представлена рядом научных принципов и методов.
Выпускная квалификационная работа построена на принципе историзма, использование которого делает возможным изучение особенностей правового механизма распада союзного государства как определенного исторического процесса, который претерпевал изменения в течение времени. Погружаться в исследование процесса нормативного оформления распада Советского Союза стоит без использования модернизации прошлого, а также отказавшись от переноса предмета исследования по причине наличия определенного исторического контекста.
Принцип объективности позволяет выявить установленную проблему беспристрастно, исключая какие-либо предопределенности, с целью раскрытия предмета исследования с максимально приближенной к объективности стороны. Соблюдение данного принципа следует считать обязательным требованием исследовательской деятельности историка, так как процесс освоение нужных данных для дальнейшего научного исследования требует от автора обладать непредвзятостью уже на первой ступени работы, что особенно актуально в данной исследовательской теме.
Системный метод подразумевает изучение каких бы то ни было объектов в определенной системе. Применение данного метода дает возможность взглянуть на изучаемый объект по-другому с более масштабной стороны, делает возможным раскрыть целостный сложный объект, допускает установление взаимосвязи между действующими компонентами и работой системы. В контексте дезинтеграции Советского Союза системный метод обязывает рассматривать нормативное оформление распада государства в качестве отдельных компонентов системы (союзный и республиканский уровни).
В выпускной квалификационной работе используется сравнительно-исторический метод, который дает возможность проводить сравнения нормативно-правовых актов Союза и республик, а так же акты республиканского уровня между собой, например декларации республик о государственном суверенитете. Историко-генетический метод используется для обнаружения причин формирования дезинтеграционных процессов на территории союзных республик.
Помимо этого в исследовании были применимы и междисциплинарные методы, которые предоставили возможность реализовать изучение правовой стороны распада союзной целостности с разных граней. Немаловажную роль сыграл сравнительно - правовой метод. Данный метод дает возможность обнаружить схожесть и отличие между нормативно-правовыми явлениями, установить их взаимосвязи между собой и иными обстоятельствами, а также позволяет осуществить анализ через сравнение двух или более объектов исследования, которые были взяты в ретроспективе. Так, этот метод был применим в сопоставлении нормативных основ Советского Союза в различное время в рамках одной системы. Кроме того, в работе был задействован метод анализ и синтеза, который позволял развести те или иные компоненты по частям с целью более глубокого их изучения, а за тем обобщить их для реализации выводов на стадии имеющегося заключения.
Корпус исторических источников выпускной квалификационной работы представлен нормативно-правовыми актами Союза ССР и союзных республик. Нормативные акты характеризуются многообразием в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, методов воздействия на эти отношения, органов, принявших акты, формы актов, их юридической силы (законы и подзаконные акты, включая указы президентов, постановления правительств, акты министерств и ведомств). В этой связи 9
уместно выделить группы исторических источников на основе типичности актов и схожести их изучения.
В первую группу исторических источников следует включить Конституцию СССР 1977 г. и конституции 15 союзных республик в составе Союза. Конституция Советского Союза принципиально устанавливала национально-государственное устройство СССР, определяла предметы ведения союзных органов власти, суверенные права союзных республик, включая право на свободный выход из состава Союза1. Конституции союзных республик не должны были противоречить, напротив, должны были соответствовать Основному закону Союза. Конституция РСФСР 1978 г., например, устанавливала, что РСФСР вместе с другими союзными республиками составляет единое союзное многонациональное государство.
Во вторую группу исторических источников включены декларации о государственном суверенитете союзных республик Принятие деклараций началось в республиках Прибалтики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Съезд народных депутатов РСФСР, позднее - другие республики. В документах провозглашалось верховенство республиканских законов над союзными актами34. В группу входят и акты, провозгласившие позднее независимость республик.
Третья группа исторических источников представлена нормативно-правовыми актами, отразившими тенденцию к сохранению Советского Союза, хотя бы уже в неполном составе. Речь идет, прежде всего, о законе СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». За все время существования Советского Союза это был первый закон, который пусть в очень затрудненном виде, но все-таки устанавливал правовой механизм выхода республик из Союза. Закон остался на бумаге, распад Союза произошел по-другому. В эту же группу следует включить материалы избирательной комиссии по референдуму 17 марта 1991 г., а так же проекты нормативно-правовых актов, которые были разработаны, согласованы, но так и не подписаны и не вступившие в действие, например, различные варианты проекта нового Союзного Договора.
В четвертую группу источников входят нормативно-правовые акты, которые на первый взгляд не имели отношения к проблеме межнациональных отношений, но на практике оказали существенное воздействие на распад СССР. К примеру, Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 20 июля 1991 г. № 14 «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в органах, учреждениях и организациях РСФСР» наносил сильнейший удар по Коммунистической партии, а именно ее организационные структуры цементировали единство Союза1.
В пятую группу источников следует включить акты Союза и республик о разграничении полномочий, в том числе и в сфере экономической деятельности.
В целом огромный комплекс нормативно-правовых актов позволяет реконструировать нарастание противоречий между Союзным центром и республиками, которые в конечном итоге вызвали распад единой страны.
Автор выпускной квалификационной работы отдает себе отчет в том, что глубокий и всесторонний анализ распада СССР возможен только при использовании всей совокупности исторических источников, а не только нормативно-правовых документов. В этой связи в работе частично использовались и другие виды источников: периодическая печать, мемуарная литература.
Структура работы соответствует заявленным целям и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, а также списка использованных источников и литературы. В первой главе раскрываются проблемы в политической, экономической и социальной сферах в годы «перестройки», вызвавшие обострение национальных отношений. Во второй главе представлен анализ республиканских и союзных нормативных актов, которые дестабилизировали целостность страны. Третья глава посвящена правовому оформлению процесса распада Советского Союза.
Исследование нормативно-правовых актов 1988-1991 гг., отразивших процесс распада Советского Союза, позволяет сделать определенные выводы.
К началу «перестройки» в советском государстве и обществе остро стоял вопрос о проведении преобразований в различных сферах (экономика, политика, межнациональные отношения). За годы советской власти было немало сделано позитивного в плане сближения наций и народностей. В рамках Советского Союза многие народы обрели свою государственность, развивали культуру, образование, науку. Многонациональный советский народ выстоял и победил в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны.
Вместе с тем в условиях Советского Союза в сфере национальных отношений накопилось много нерешенных и больных вопросов, многие из которых носили исторический характер: массовые политические репрессии в период сталинизма, вхождение республик Прибалтики в СССР, депортация целых народов в годы Великой Отечественной войны, волевые решения при определении границ национально-государственных образований. Явно прослеживалась недооценка сложности и тонкости национальных отношений, ибо на первом месте всегда стоял пролетарский интернационализм, объединение всех трудящихся независимо от национальностей. Формально имея суверенные права, в том числе право на выход из СССР, реально союзные республики не могли этими правами воспользоваться. Накапливались обиды, формировался «горючий» взрывоопасный материал. В союзных республиках активизировались национальные, а то и националистические движения. Политика гласности и демократизации, провозглашенная в годы «перестройки», обнажила эти проблемы, о них стали говорить открыто, что, в свою очередь, приводило к еще большему обострению отношений на национальной почве. Конечно, ухудшение социально - экономических условий жизни граждан, также имевшее место в период перестройки, не способствовало, мягко говоря, налаживанию спокойного и конструктивного обсуждения национальных проблем.
Анализ нормативно-правовых актов свидетельствует, что первым серьезным шагом на пути дезинтеграции СССР стали декларации союзных республик о государственном суверенитете, начало которым было положено по инициативе прибалтийских республик - «парад суверенитетов». Особое значение в этом контексте имела Декларация о государственном суверенитете РСФСР, самой крупной и мощной из союзных республик. В декларациях провозглашалось верховенство республиканских законов над союзными
актами, а это создавало условиях для обострения ситуации - «войны законов». Национальные элиты стремились упрочить свою власть. Становилось ясно, что не может быть прочным федеративное государство без единой законодательной политики.
Следует отметить, что в рамках союзного государства предпринимались попытки сохранения СССР, хотя бы уже в неполном составе. Это нашло отражение в законе Союза «О порядке решения вопросов, связанных с выходом республики из состава Союза ССР», а также в разработке проектов нового Союзного Договора. Однако, как представляется, первый закон заметно опоздал и был слишком громоздким. Что касается проектов нового Союзного Договора, то речь уже шла о демонтаже федеративного государства и переходу к конфедеративным отношениям.
Изучение нормативно-правовых документов показывает, что на проблему национально-государственных отношений в СССР большое воздействие оказали акты, имевшие к ней на первый взгляд лишь косвенное отношение. Указ Президента РСФСР о запрете организационных структур политических партий в организациях и учреждениях лишал компартию роли «руководящей и направляющей» силы, а последующие после августа 1991 г. указы блокировали возможное организованное противодействие окончательному распаду Союза ССР.
Разумеется, когда речь идет о распаде Советского Союза наряду с объективными тенденциями, отраженными в нормативно-правовых актах, не следует забывать и о роли личности в истории. Политические фигуры напрямую оказывали влияние на утверждение президентской власти, как на союзном уровне, так и на республиканском, что в свою очередь привело к разлому существующей многие годы советской государственности. Конечно, имели место личные карьерные интересы, политические амбиции. Не исключено, что руководящие фигуры республик в непростой для страны период не воспрепятствовали упразднению союзной государственности с целью ликвидации политического соперничества и получения абсолютной властвующей свободы. Нерешительность М.С. Горбачева с лихвой компенсировалась политической активностью Б.Н. Ельцина и лидеров других республик.
Советский Союз оставил глубокий след в истории России и целого ряда других государств. Не будет преувеличением сказать, что исторические последствия распада СССР далеко еще не исчерпали себя. Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, долгие годы непрекращающийся конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе, сложные отношения России с некоторыми бывшими союзными республиками и экономическая интеграция с другими - это все последствия распада Союза, которые и в будущем будут оказывать влияние на международные отношения. Опыт существования и распада СССР требует особого, вдумчивого и бережного отношения к проблеме уникального совместного проживания в России представителей всех наций и народностей. Это означает, что история СССР и дальше будет привлекать внимание исследователей различных специальностей.
1. Акт Верховного Совета Литовской Республики от 11 марта 1990 г. «О восстановлении независимого Литовского государства» // [Электронный источник] : Российский правовой портал, 2010. - URL:https://constitutions.ru/?p=2932(дата обращения: 20.04.2021)
2. Декларация Верховного Совета Латвийской Советской Социалистической Республики от 28 июля 1989 г. «О суверенитете Латвийского государства» // [Электронный источник] - URL: https://www.saeima.lv/4maijs/docs/d_28julijs.htm(дата обращения: 20.04.2021)
3. Декларация Верховного Совета Латвийской Советской Социалистической Республики от 4 мая 1990 г. «О восстановлении независимости Латвийской республики» // [Электронный источник] - URL: https://www.gorby.ru/userfiles/latvia.pdf(дата обращения: 20.04.2021)
4. Декларация Верховного Совета Литовской Советской Социалистической Республики от 26 мая 1989 г. «О государственном суверенитете Литвы» // [Электронный источник] - URL: https://www.gorby.ru/userfiles/litva.pdf(дата обращения: 20.04.2021)
5. Декларация Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической республики от 16 ноября 1988 г. «О Суверенитете Эстонской ССР»// [Электронный источник] - URL: https://www.gorby.ru/userfiles/estonia.pdf(дата обращения: 20.04.2021)
6. Декларация ВС УССР от 16 июля 1990 г. № 55-XII «О государственном суверенитете
Украины»// [Электронный ресурс] : Верховна Рада Укра!ни, 1994-2021. - URL:
https://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=55-12#Text (дата обращения:
23.05.2021)
7. Декларация от 12 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики» // [Электронный ресурс] : Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL: https://constitution.garant.ru/act/base/10200087/(дата
обращения: 20.04.2021)
8. Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»// [Электронный ресурс]: Государство РСФСР, 2017-2021.- URL: https://legalacts.ru/doc/deklaratsija-snd- rsfsr-ot-12061990-n-22-1/(дата обращения: 23.05.2021)
9. Договор от 14 ноября 1991 г.«О Союзе Суверенных Государств». Проект. // [Электронный источник] - URL: https://www.gorby.ru/userfiles/07_soyuznyy_dogovor_14_11_91.pdf(дата обращения: 02.05.2021)
10. Договор от 19 сентября 1991 г. «О Союзе Суверенных Государств». Проект. //
[Электронный источник] - URL:
https://www.gorby.ru/userfiles/03_soyuznyy_dogovor_19_09_91.pdf(дата обращения: 02.05.2021)
11. Закон от 14 марта 1990 г. № 1360-I СССР «Об учреждении поста Президента СССР и
внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // [Электронный ресурс] : Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL:
https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185465/ (дата обращения:
29.04.2021)
12. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // [Электронный
источник] :Законы, кодексы, нормативные и судебные акты, 2015-2021. - URL:
https://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-24041991-n-1098-1-o/(дата обращения: 02.05.2021)
13. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного
Закона) РСФСР» // [Электронный ресурс] :Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL:
https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/zakony/183124/ (дата обращения:
02.05.2021)
14. Закон РСФСР от 24 октября1990 г. № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» //[Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5239/(дата обращения: 20.04.2021)
15. Закон СССР от 03 апреля.1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом
союзной республики из СССР» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=6#024921534507379506(дата обращения: 20.04.2021)
16. Закон СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» // [Электронный ресурс] : Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185466/(дата обращения: 29.04.2021)
17. Закон СССР от 10 апреля 1990 г. № 1421-I «Об основах экономических отношений Союза
ССР, союзных и автономных республик» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2978#04117796696357836 (дата обращения: 23.05.2021)
18. Закон СССР от 10 апреля 1990 г. № 1421 -I «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс,
1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2978#0411779669635783
6 (дата обращения: 20.04.2021)
19. Закон СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и
субъектами федерации» // [Электронный источник] :«Кодекс», 1991-2021. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/901817747(дата обращения: 20.04.2021)
20. Закон СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17#0012233782951446948 (дата обращения: 20.04.2021)
21. Закон СССР от 27 ноября 1989 г. «Об экономической самостоятельности Литовской ССР,
Латвийской ССР и Эстонской ССР» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=903#03957520518621167(дата обращения: 20.04.2021)
22. Закон СССР от 3 апреля 1990 г. № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» // [Электронный источник] :«Кодекс», 1991-2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902002993(дата обращения: 23.05.2021)
23. Закон Эстонской Республики от 16 мая 1990 г. «Об основах временного порядка
управления Эстонией» // [Электронный источник] - URL:
http://web.archive.org/web/20190928001523/http://estonia.news- city.info/docs/sistemsf/dok_iersnz.htm(дата обращения: 20.04.2021)
24. Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины от 8 декабря 1991 г. //
[Электронный источник] - URL:
https://www.gorby.ru/userfiles/file/zayavlenie_glav_gosudarstv.pdf (дата обращения:
02.05.2021)
25. Заявление Государственного комитета по чрезвычайному положению от 18 августа 1991 г. // [Электронный источник] - URL: https://www.gorby.ru/userfiles/gkchp_19_1.pdf(дата обращения: 02.05.2021)
26. Заявление Президента СССР и представителей союзных республик от 23 апреля 1991 г. // [Электронный источник] - URL: https://www.gorby.ru/userfiles/file/23_04_1991_sssr.pdf(дата обращения: 02.05.2021)
27. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // [Электронный ресурс] :Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/(дата обращения: 23.05.2021)
28. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята
на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // [Электронный ресурс] :Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL:
https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/(дата обращения: 23.05.2021)
29. Конституция СССР 1977 г. // Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. Пособие / Сост. Ю. П. Титов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 375-386.
30. Обращение к советскому народу от 18 августа 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР //[Электронный источник] - URL: https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_ru&dokument=0050_gkc&object=tran slation&l=ru (дата обращения: 02.05.2021)
31. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию от 25
апреля 2005 г. «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» // [Электронный ресурс] - URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/36354/print(дата обращения: 23.05.2021)
32. Постановление Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. № 1690-I «О введении в
действие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» // [Электронный ресурс] : Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL: https://base.garant.ru/6321378/(дата
обращения: 29.04.2021)
33. Постановление Верховного Совета СССР от 22 мая 1991 г. № 2187-I «О проекте Союзного
Договора» // [Электронный ресурс] :Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL:
https://base.garant.ru/6335066/(дата обращения: 02.05.2021)
34. Постановление Верховного Совета СССР от 30 августа 1991 г. № 2374-I «О
первоочередных мерах по предотвращению попыток осуществления государственного переворота» // [Электронный источник]: Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/6334617/paragraph/1:0(дата обращения: 02.05.2021).
35. Постановление ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2015 -I «О денонсации Договора об
образовании СССР» // [Электронный источник] - URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102040125&backlink=1&&nd=102013524(дата обращения: 02.05.2021)
36. Постановление ВС РСФСР от 5 июля 1991 г. № 1548-I «О проекте Договора о Союзе
Суверенных Государств, представленном для обсуждения Президентом СССР 18 июня 1991 года» // [Электронный источник] - URL:
https://web.archive.Org/web/20160306153932/http://poisk-zakona.ru/269714.html (дата
обращения: 02.05.2021).
37. Постановление ВС СССР от 16 января 1991 г. № 1910-1 «Об организации и мерах по
обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4377#09964717018099203 (дата обращения: 20.04.2021)
38. Постановление ВС Украинской ССР от 11 октября 1991 г. № 1661-XII «О форме
бюллетеня для голосования на всеукраинском референдуме»// [Электронный источник] : Л1ГА ЗАКОН, 2007-2021. - URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T166100.html(дата обращения: 02.05.2021)
39. Постановление ВС Украинской ССР от 24 августа 1991 года № 1427-XII «О
провозглашении независимости Украины» // [Электронный источник] :Верховна Рада Укра!ни, 1994-2021. - URL: https://zakon.rada.gov.Ua/laws/show/1427-12#Text(дата
обращения: 02.05.2021)
40. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № ГС-1 «О признании независимости Литовской Республики» // [Электронный ресурс] : Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL: http://base.garant.ru/6334597/(дата обращения: 20.04.2021)
41. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № ГС-2 «О
признании независимости Латвийской Республики» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17558#09673679932328239 (дата обращения: 20.04.2021)
42. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № ГС-3 «О признании независимости Эстонской Республики» // [Электронный ресурс] : Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL: http://base.garant.ru/6334599/(дата обращения: 20.04.2021)
43. Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1990 г. № 1856-I «О
проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3503#006152526170146899 (дата обращения: 20.04.2021)
44. Постановление Съезда народных депутатов СССР от 25 декабря 1990 г. № 1858-I «Об общей концепции нового Союзного Договора и порядке его заключения»// [Электронный
источник] : Система ГАРАНТ, 2003-2021.-URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/6336196/paragraph/1:0(дата обращения: 02.05.2021).
45. Постановление Верховного Совета СССР от 21 марта 1991 года № 2041-I «Об итогах
референдума СССР 17 марта 1991 года» // [Электронный источник] : КонсультантПлюс, 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4829#05044257548974334 (дата обращения: 20.04.2021)
46. Программа Коммунистической партии Российской Федерации // [Электронный ресурс] :
КПРФ-KPRF.RU, 1997-2021. - URL: https://kprf.ru/xiii_congress/61815.html (дата
обращения: 23.05.2021).
47. Проект договора о Союзе Суверенных Государств // Правда. - 1991. - 27 ноября
[Электронный источник] - URL: http://soveticus5.narod.rU/gazety/pr911127.htm#u001(дата обращения: 02.05.2021)
48. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государствот 21 декабря 1991 г., подписанному 8 декабря 1991 г. в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной // [Электронный источник] : «Кодекс», 1991-2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1900745(дата обращения: 02.05.2021)
49. Резолюция XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня - 1 июля 1988 г. //
[Электронный источник]: Российский правовой портал, 2019. - URL:
https://constitutions.ru/?p=16167(дата обращения: 29.04.2021)
50. Резолюция Верховного Совета Эстонской ССР от 16 ноября 1988 г. «О Союзном
договоре»// [Электронный источник] : «Стратегия», 2011. - URL:
https://web.archive.org/web/20160911210715/http://hpc- strategy.ru/suverenitety_respublik_sssr/19881118_estoniya_deklaraciya_i_drugie_dokumenty/(дата обращения: 20.04.2021)
51. Соглашение от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств» //
[Электронный источник] : Росархив, 2009-2021. - URL:
http://projects.rusarchives.ru/statehood/10-12-soglashenie-sng.sht ml (дата обращения:
02.05.2021)
52. Указ Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. № 14 «О прекращении деятельности
организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» // [Электронный ресурс] - URL:
http://pravo. gov.ru/proxy/ip s/?docbody=&prevDoc= 102020039&backlink= 1&nd= 102012117 (дата обращения: 23.05.2021)
53. Указ Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. № 14 «О прекращении деятельности
организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» // [Электронный источник] - URL:
http://pravo. gov.ru/proxy/ip s/?docbody=&prevDoc= 102020039&backlink= 1&nd= 102012117 (дата обращения: 02.05.2021)
54. Указ Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» // [Электронный ресурс] : Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL: https://base.garant.ru/1583201/(дата обращения: 02.05.2021)
55. Указ Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. № 90 «Об имуществе КПСС и
коммунистической партии РСФСР» // [Электронный ресурс] :Система ГАРАНТ, 2003-2021. - URL: https://base.garant.ru/182066/(дата обращения: 02.05.2021)
ЛИТЕРАТУРА
1. Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг.: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002. - 367 с.
2. Барсенков А. С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства 1985-1991 гг. М., 2001. - С. 262.
3. Варлен М. В. Гражданство: Россия и СНГ. М.: Проспект, 2014. - С. 144.
4. Гаджиев К. С., Соловьев Э. Г. Диаспоры и разделенные народы на постсоветском пространстве: монография. М.: ИМЭМО РАН, 2006. - С. 72.
5. Герасимов Г. И. История современной России: поиск и обретение свободы.1985-2008 гг. М., 2008. - 403 с.
6. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект - пресс, 1997. - 286 с.
7. Златопольский Д. Л. Разрушение СССР (размышления о проблеме). М., 1998. -228 с.
8. Кагарлицкий Б. Расколовшийся монолит. Россия на пороге новых битв. М.: Весть, 1992. - С. 31.
9. Кремнев П. П. Распад СССР и правопреемство государств: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. - 192 с.
10. Кремнев П. П. Распад СССР: международно-правовые проблемы. М.: Зерцало-М, 2005. - 254 с.
11. Курьянов В. Н. Выход Литвы из СССР (внутренние и внешние политические факторы). М., 1995. - С. 165.
12. Лебедев А. Н. Российский федерализм (конец XVIII в. - конец XX в.): монография. М.: Юрлитинформ, 2018. - С. 145.
13. Лукьянова Е. А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993) М.: Изд-во МГУ, 2000. - 192 с.
14. Мякшев А. П. Власть и межэтнические конфликты в СССР в период «Развитого социализма» // Известия Саратовского университета. 2005. № 3. - С. 40-43.
15. ПорохниВ.С.Россия в мировой истории: Учебник для вузов. - 2-е издание. М.: Логос, 2003. - 455 с.
16. Сидоров А. В. Советский Союз накануне распада: Опыт антикризис. упр. М.: Унив. гуманитар. лицей, 2002. - С. 56.
17. Станкевич З. А. История крушения СССР: политико-правовые аспекты. М.: Изд-во МГУ, 2001. -320 с.
18. Титова Ю. П. История государства и права России: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. -513 с.
19. Устинкин С. В., Тимофеев Г. А. Раскол социума и нарастание социальной и межэтнической напряженности в СССР в конце 1980-х начале 1990-х гг. // Власть. 2012. №6. - С. 174-175.
20. Черняев А. С. Союз можно было сохранить: белая книга: документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. М.: АСТ : Горбачев-Фонд, 2007. - С. 51.
21. Чешко С. В. Распад Советского союза. 2-е изд. М.: Знание, 2000. - С. 162.
22. Чешко С. В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М. 1996. - 309 с.
23. Шевляков А. С. Отечественные конституции (1918-1993 гг.). История. Документы.
Вопросы. Томск: Изд-во НТЛ, 1998. - С. 72.
24. Шубин А. В. Парадоксы Перестройки. Неиспользованный шанс СССР. М., 2005. - 286 с.