ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия и рассматриваемых особенностей построения профессиональной карьеры 12
1.1. Анализ содержания понятия «психологическое благополучие» 13
1.2. Анализ содержания понятия «профессиональная карьера» 21
1.3. Анализ содержания понятия «самореализация» 23
1.4. Анализ содержания понятий «трудоголизм» и «манипуляция» 26
Глава 2 Эмпирическое исследование психологического благополучия и выделенных стратегий поведения при формировании карьеры 34
2.1. Программа и методы исследования 35
2.2. Феноменологическое исследование опыта переживания психологического благополучия 39
2.3. Психометрическая проверка анкеты 44
2.4. Анализ результатов анкетирования по тематическому блоку (шкале) «отношение к карьере» 46
2.5. Результаты исследования стратегий построения карьеры в контексте
психологического благополучия 53
2.6. Описание полученных результатов и их интерпретация 60
Глава 3 Рекомендации на основе научно-исследовательской работы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ЛИТЕРАТУРА 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 102
В современном мире широкого выбора профессий становится актуальным вопрос о способах достижения успеха в той или иной сфере деятельности. Молодым людям, не обладающим опытом, но стремящимся покорять новые высоты, особенно сложно понять и принять суровые реалии рынка труда, не говоря уже о том, насколько непросто в этих условиях жить. То, каким образом человек действует в этот трудный период, во многом может определить его дальнейшую судьбу. Кроме того, качество жизни, психологическое благополучие личности во многом определяется выбором профессии и успешностью профессиональной деятельности. Именно поэтому очень важно понять особенности поведения молодых людей на этапе построения успешной профессиональной карьеры, выявить от чего зависит их поведение и к чему оно может привести.
Конечно, не существует единственно верной схемы построения карьеры, которая будет применима для всех и каждого. Однако предупредить развитие нежелательных последствий для человека на начальном этапе, способствовать корректировке нерациональной стратегии, помочь молодым специалистам определиться в выборе того или иного инструмента поведения для успешной реализации себя в карьерном плане кажутся нам вполне реализуемыми задачами.
Мы полагаем, что построение карьеры может осуществляться как рациональными, так и нерациональными способами. В рамках данной работы исследовались три стратегии поведения: одна, так называемая рациональная стратегия поведения, заключающаяся в самореализации личности и две нерациональные (манипулирование и трудоголизм), которые могут привести к низкому уровню психологического благополучия и другим нежелательным для человека последствиям.
Психологическое благополучие личности молодых специалистов, начинающих свою карьеру не исследовалось до сих пор как отдельная категория, связанная с выбором той или иной стратегии поведения в профессиональной деятельности, в данной сфере были исследованы лишь факторы психологического благополучия влияния на педагогическую практику учителя (И.В. Заусенко). В связи с этим исследование заявленной проблемы является актуальным и весьма своевременным.
Несмотря на многочисленность подходов сам феномен психологического благополучия, к сожалению, в современной науке так и не нашел своего однозначного понимания, ибо изучался в разных методологических ракурсах и со многих сторон, а потому остается одним из мало разработанных понятий как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Данный пробел в толковании этого важного феномена представляет для нас интерес в его изучении, ведь понимание другого человека - это задача, которая не может быть решена только теоретически, а также не может быть решена раз и навсегда; ее приходится решать каждый раз заново, и мы всегда будем иметь дело с уникальным опытом, именно поэтому это пробуждает наш исследовательский интерес в его рассмотрении с феноменологической точки зрения, а может быть, в некотором смысле и дополнении понятий, которые предлагают нам авторы гуманистической, позитивной и экзистенциальной психологии.
В зарубежной и отечественной психологии были исследованы факторы психологического благополучия личности (N. Bradburn, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман), предложена его модель (С. Ryff), структура (C. Ryff, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью (Н.К. Бахарева), средовыми условиями (О.С. Ширяева), педагогической деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева). Однако при всем разнообразии исследований это понятие все же является одним из мало разработанных как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В том числе за рамками научного анализа остается изучение психологического благополучия как феномена, проявляющего себя в особенностях построения карьеры молодых специалистов.
Таким образом, цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей построения профессиональной карьеры в контексте исследования психологического благополучия современной молодежи.
Объект исследования: феномен психологического благополучия.
Предмет исследования: особенности построения профессиональной карьеры в контексте исследования психологического благополучия современной молодежи.
Гипотеза исследования состоит из следующих допущений:
1. Одним из факторов, обуславливающих психологическое благополучие личности, являются особенности построения профессиональной карьеры.
2. Молодые люди на этапе построения профессиональной карьеры склонны использовать такие стратегии поведения, как самореализация, манипулирование и трудоголизм.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие подходы к сущности и структуре
психологического благополучия личности, определить
обуславливающие его факторы, обосновать его роль в профессиональной деятельности.
2. Изучить отношение современной молодежи к карьере, мотивационные факторы карьеры.
3. Исследовать особенности поведения у молодых людей на этапе построения карьеры. Выявить наиболее распространенные стратегии поведения молодых людей при построении профессиональной карьеры.
4. Исследовать посредством феноменологического и статистического методов анализа особенности психологического благополучия у молодых людей, использующих разные стратегии поведения при построении карьеры.
5. Разработать рекомендации на основе полученных данных, направленные на коррекцию, оптимизацию поведения в профессиональной деятельности.
Методологической основой исследования являются основные принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития. В своей работе мы опирались на понимание психологического благополучия П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой; позитивистский подход в представлении о структуре психологического благополучия С. Ryff, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой; концепции психологического благополучия N. Bradbum, модели субъективного благополучия Е. Diener, теории самодетерминации R. Ryan и Е Deci положения о сущности феномена смысла жизни, выдвинутых в работах В. Франкла, понимание осмысленности жизни, предложенным Д.А. Леонтьевым.
При раскрытии выделенных нами стратегий поведения мы опирались на представление о трудоголизме Г. Портера, К.Б. Мкртычевой, О.В. Лукьянова, Э.А. Щегловой, Ю.Ю. Неяскиной, Л.Н. Юрьевой; о манипулятивном поведении Е.Л. Доценко, Л.А. Поломошнова, И.Н. Калуцкой, А.Н. Поддьякова; о самореализации в экзистенциальном подходе К. Ясперса, В. Франкла.
Методы исследования:
Для изучения психологического благополучия были использованы качественные и количественные методы исследования, включающие в себя феноменологический и статистический методы обработки данных. Использованные методики: «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, в адаптации П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой) 2005г.; Шкала трудозависимости (Andreassen C.S., Griffiths M.D., Hetland J.& Pallesen S.), 2012г.; Шкала макиавеллизма личности (Machiavellianism Test, MACH-IV), (Richard Christie, Florence L. Geis, в адаптации В. В. Знакова) 2000г.; авторская анкета.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на основные методологические принципы психологического исследования, репрезентативной выборкой, сочетанием качественного и количественного методов анализа данных, использованием статистических методов обработки данных.
Новизна и теоретическая значимость исследования:
В работе дополнено рассмотрение феномена психологического благополучия с точки зрения его структурного образования, где на основе феноменологического исследования введен компонент своевременности предъявляемых уникальных особенностей психологического благополучия каждого человека, обозначены способы применения данного конструкта в психотерапевтической практике для дальнейшей его апробации и выявления степени эффективности.
Феномен психологического благополучия рассмотрен и исследован с точки зрения его проявления в особенностях построения профессиональной карьеры молодыми людьми. Обнаружены и выделены на основании ранее проведенных пилотажных исследований три наиболее популярных стратегии поведения при формировании карьеры: рациональная (самореализация), а также две нерациональные (манипулирование и трудоголизм). На основе эмпирического исследования была построена характерная модель выделенных стратегий поведения. Обнаружены различия выраженности психологического благополучия в зависимости от поведенческого типа: лица, действующие рациональным путем (самореализация) обладают высокими показателями уровня психологического благополучия, тогда как «манипуляторы» и «трудоголики» имеют низкую выраженность психологического благополучия.
Показано наличие прямой связи между психологическим благополучием и самореализацией в следующих элементах: «управление средой»,
«осмысленность жизни», «человек как открытая система», «цели в жизни», которые принимаются как основные компоненты структуры психологического благополучия, что дополняет рассмотрение позитивных аспектов человеческого функционирования (самореализации) в отношении психологического благополучия. Показано наличие обратной связи между психологическим благополучием и манипулятивным поведением во всех компонентах структуры, найдена прямая связь с компонентом, выделяемым противоположным психологическому благополучию («баланс аффекта»). Показана обратная связь между уровнем позитивных взаимоотношений с окружающими и трудоголизмом. Отмечена общая закономерность между нерациональными стратегиями поведения, заключающаяся в коммуникативной проблеме. Таким образом, полученные результаты свидетельствует о том, что одним из определяющих факторов психологического благополучия личности являются особенности построения профессиональной карьеры.
В работе также показаны различия в отношениях к карьере у молодых людей, использующих разные стратегии поведения на своем профессиональном пути. Те, кто считает свою профессиональную деятельность центральной сферой жизни, наиболее склонны к манипулированию и трудоголизму, при этом, лица, которые не относятся к карьере как к важной составляющей жизни, также подвержены манипуляционному поведению. Лица, умеющие находить баланс между своими сферами жизни , обладают большей степенью самореализации.
Практическая значимость исследования:
Масштабное исследование возрастных кросс-культурных различий в уровне и структуре психологического благополучия, проводимыми П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой свидетельствуют о том, что для российской выборки характерно снижение уровня психологического благополучия с возрастом. Наше исследование представляется значимым в плане изучения специфики психологического благополучия молодых людей, на основе которого возможны дальнейшие исследования установления причин снижения уровня психологического благополучия у взрослеющего человека.
Для исследования выделенных стратегий поведения была разработана и апробирована анкета, проведена ее валидизация и выявлен уровень надежности, при которых в дальнейших исследованиях планируется доработка и усовершенствование вопросов анкеты, входящих в тематический блок (шкалу) «склонность к манипулированию».
Основываясь на новом, более чётком понимании связи между самореализацией (которая рассматривалась нами как следствие осуществления смысла в деятельности), манипуляцией, трудоголизмом и уровнем психологического благополучия, можно определить новые терапевтические подходы в рамках экзистенциального направления психотерапии для преодоления кризиса бессмысленности. Также можно определить терапию ряда состояний, которые сопровождаются субъективным ощущением снижения ценности жизни, потери интереса к ней и как следствие низкой продуктивности в профессиональной сфере, создать основу для профилактики и диагностики подобного рода расстройств. Кроме этого, обозначены способы применения конструкта своевременности в психологическом благополучии личности для дальнейшей его апробации и выявления степени эффективности в психотерапевтической практике.
Результаты эмпирического исследования и предложенная нами характерная модель стратегий поведения в профессиональной деятельности могут найти свое применение в рамках организационной психологии: управлении персоналом, подборе кадров и профориентационной деятельности, в практике консалтинговых агентств, разработке тренинговых технологий в качестве выявления и профилактики нерациональных способов поведения сотрудников различных организаций.
На основе эмпирического исследования разработаны рекомендации для молодых людей, начинающих свою профессиональную деятельность, для специалистов, занимающихся психотерапевтической практикой, а также для всех заинтересованных в данном вопросе лиц.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 76 наименований, в том числе 11 на иностранном языке, 6 приложений. Общий объем работы 104 страницы. В основной части ВКР содержится 7 таблиц, 7 рисунков.
Проведенное исследование особенностей (выделенных нами стратегий поведения) построения карьеры молодыми людьми в контексте исследования их психологического благополучия, показало, что одним из обуславливающих факторов психологического благополучия личности являются особенности построения профессиональной деятельности.
В данном исследовании было показано, что психологическое благополучие - достаточно сложное, неоднозначное понятие, которое требует особенного подхода к его изучению, поэтому наша работа включает в себя как качественный, так и количественный методы исследования данного феномена. Принята во внимание уникальность структурных компонентов у каждого человека, выявлен элемент своевременности предъявляемых компонентов, который нуждается в апробации в психотерапевтической практике.
Проведенный теоретический анализ указывает на то, что в настоящее время исследования проявлений психологического благополучия в различных сферах человеческой жизнедеятельности достаточно молоды и актуальны. В нашей работе мы попытались дополнить данную область знаний, изучая особенности построения профессиональной карьеры в контексте исследования феномена психологического благополучия и его структуры, на основе чего были предложены некоторые рекомендации для молодых людей, начинающих свою профессиональную деятельность.
В работе были рассмотрены такие стратегии поведения при формировании карьеры как самореализация, являющаяся одной из рациональных, а также манипулирование и трудоголизм, которые по сути своей представляют нерациональные способы поведения при построении профессиональной карьеры.
Успешность в карьере и продвижение по службе являются, несомненно, позитивными компонентами жизнедеятельности человека. Нами было показано, что общая удовлетворенность карьерой и баланс между различными
руководствуются стратегией самореализации. Данная стратегия
характеризуется осмысленностью своей деятельности, открытостью новому опыту и способностью брать ответственность за свой выбор, преодолевать трудности на пути реализации собственных целей, а также высоким уровнем психологического благополучия в целом. Манипулирование было противопоставлено стратегии самореализации и соотнесено с противоположной психологическому благополучию мерой, подразумевая возможное наличие экзистенциального вакуума у данных респондентов, что представляет собой интерес в дальнейшем изучении причинно-следственной связи манипулятивных установок и психологического благополучия личности.
Нерациональные стратегии поведения (манипулирование и трудоголизм) имеют общую закономерность, выраженную в коммуникативной проблеме: в случае трудоголизма недостаточно доверительных
взаимоотношений с окружающими людьми, в то время как в случае манипуляторов взаимоотношения с окружающими имеют свою извращенную природу, ведущую к низкому уровню психологического благополучия.
Было установлено, что лиц, использующих рациональную стратегию поведения - большинство, что может свидетельствовать о преобладающем количестве рационально реализующих себя в профессиональной деятельности молодых людей в современном обществе.
Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что составляющие психологического благополучия человека связаны с одной из рациональных стратегий поведения при формировании карьеры (самореализация); стратегия поведения, которая способствует формированию трудоголизма, имеет отрицательную связь с компонентом структуры «позитивные отношения», но при этом прямо коррелирует со стратегией самореализации и характеризуется низким уровнем психологического благополучия; стратегия манипулирования имеет обратную связь со стратегией самореализации, а также с основными составляющими психологического
благополучия, характеризуется негативной самооценкой,
неудовлетворенностью обстоятельствами собственной жизни, неспособностью поддерживать длительные доверительные отношения
Возможные перспективы дальнейшего исследования данной темы: более глубокий анализ каждой выделенной стратегии поведения, выявление личностных особенностей предпочтения того или иного способа поведения. Установление причинно-следственной связи полученных результатов. Изучение манипуляционного поведения как следствия наличия экзистенциального вакуума. Качественное дополнение разработанных рекомендаций и применение их на практике для выявления степени эффективности. Исследование коммуникативной проблемы у «трудоголиков» и «манипуляторов». Изучение психологического благополучия как феномена в различных контекстах деятельности человека. Интересным представляется изучение причин снижения уровня психологического благополучия с возрастом, свойственным российскому обществу.
Итак, подводя итоги, можно отметить, что в проведенном исследовании решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза доказана.
1. Абдразякова A.M. Адаптация методики измерения психологического благополучия: Дипломная работа. - М.: Ф-т психологии МГУ, 2002. - 58 с.
2. Авакова Е.В. Самореализация личности как предмет познания в психологии и акмеологии // Акмеология. - 2016. - №57. - С. 40.
3. Алдошина Ю.К. Психологическое благополучие как фактор личностной зрелости / Развитие профессионализма. - 2017. - №1(3). - С.29-31.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно - историческое понимание развития человека: [учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология»] / Александр Асмолов. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: Смысл и др., 2007. - 526с.
5. Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис.канд. пс. наук: 19.00.01 / Н.К. Бахарева. - Хабаровск, 2004. - 22 с.
6. Богдан Е. С. Психологический аспект планирования и управления индивидуальной карьерой студентами и выпускниками вуза / Е. С. Богдан, М. Э. Гузич // Педагогическое образование в России. - 2016. - №6. - С. 178-183.
7. Богомаз С.А. Личностные особенности студентов-психологов, склонных к манипулированию другими / С.А. Богомаз, О.В. Макаренко // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - №286. - С. 105
109.
8. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / А.В. Воронина - Томск, 2002. - 24 с.
9. Воюшина Е.А. О соотнесении понятий «самореализация», «самоактуализация» и «акме» [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. №10. - С.62-65. Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
10. Гришина Н.В. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2017. - № 48. - 10 с.
11. Доценко Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. - М., 1996. - 342с.
12. Дубовик Ю.Б. Психологическое благополучие в пожилом и старческом возрасте: автореф. дис.: ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.Б. Дубовик. - М., 2012. - 29 с.
13. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском
менталитете. / И.А. Джидарьян. - СПб: Алетейя, 2001. - 242 с.
14. Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога //
Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. - С. 28-31.
15. Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов / Н. А. Зимина - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. - 42 с.
..77