Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА МОЗАИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №188798

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы81
Год сдачи2025
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы метода мозаики в обучении иностранным языкам 7
1.1. Основные принципы обучения иностранным языкам в начальной школе 7
1.2. Метод мозаики как дидактический приём 18
1.3. Методические принципы использования методики мозаика на уроках иностранного языка в начальной школе 27
Выводы по главе 1 37
Глава 2 Практические применение метода мозаики на уроках иностранного языка в начальной школе 39
2.1. Адаптация метода мозаики для обучающихся начальной школы 39
2.2. Разработка уроков с использованием метода мозаики 42
2.3 Диагностика эффективности и рекомендации по внедрению метода мозаики в практику обучения иностранным языкам 56
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Приложение А Miro 73
Приложение Б Padlet 74
Приложение В Quizizz 75
Приложение Г Blooket 76
Приложение Е Wordwall

В современном образовательном пространстве формирование коммуникативных навыков у обучающихся младших классов на уроках иностранного языка имеет особое значение, создавая основу для дальнейшего развития речевой деятельности. В условиях личностно-ориентированной модели образования актуальным становится внедрение интерактивных методов обучения, среди которых особое место занимает метод обучения Jigsaw, поскольку он позволяет развивать не только языковые навыки, но и социальные навыки обучающихся. Использование данного метода позволяет превратить традиционный урок в активное интерактивное пространство, где каждый ученик не только получает знания традиционным способом, но и участвует в процессе развития и взаимодействия в ходе урока. Использование метода мозаики помогает преодолеть коммуникативные барьеры, развить навыки сотрудничества, повысить мотивацию к изучению языка и способствовать естественному использованию языковых структур в значимых контекстах. Целью данного исследования является разработка методических рекомендаций применения дидактического метода мозаики на уроках иностранного языка в начальной школе.
Актуальность исследования
В контексте современных образовательных моделей вопрос эффективного обучения иностранным языкам в начальной школе становится особенно актуальным и актуальным. Традиционные методы обучения, в основном основанные на подходах, ориентированных на учителя, сталкиваются с некоторыми ограничениями в развитии коммуникативных навыков обучающихся начальной школы. Классическая модель передачи знаний, в которой учитель выступает активным субъектом, а ученик — пассивным получателем информации, не отвечает требованиям современного образования и не учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста.
В отличие от традиционных методов, метод обучения «Пила» представляет собой инновационный подход, органично интегрирующий элементы игровой деятельности в образовательный процесс. Данный метод позволяет реализовать разнообразные мини-игры и игровые задания в условиях групповой работы, соответствующие возрастным особенностям младших школьников. В то время как традиционные методы часто разделяют обучение и игру, метод «Мозаика» объединяет их, превращая процесс обучения в интересную игру с четкими правилами, ролями и заданиями.
Сравнительный анализ показывает, что в традиционных методах игры и мини-игры часто используются как вспомогательные средства для отработки отдельных языковых явлений или как форма релаксации между основными этапами урока. Важным преимуществом мозаичного подхода является возможность интеграции различных видов игр и интерактивных занятий для развития различных аспектов языковой компетенции. В рамках данной методики возможна реализация фонетических игр (для отработки произношения), словарных игр (для запоминания новых слов), грамматических игр (для изучения грамматических структур), речевых игр (для развития коммуникативных навыков), а также игр с элементами драматизации и ролевого взаимодействия. Если в традиционном методе эти игры часто отделены друг от друга, то мозаичный метод позволяет объединить их в целостную систему для всестороннего развития языковых навыков.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в начальной школе с использованием интерактивных методов обучения.
Предмет исследования: особенности применения дидактического метода мозаики (Jigsaw) как средства формирования.
Цель и задачи исследования
Цель исследования: разработка методических рекомендаций применения дидактического метода мозаики на уроках иностранного языка в начальной школе.
Задачи
1. Исследовать теоретические и методические основы использования мозаичного метода обучения в контексте преподавания иностранных языков.
2. Изучить дидактические принципы применения мозаичного метода на уроках иностранного языка в начальной школе.
3. Разработать блок занятий с применением мозаичного метода обучения с интеграцией игровых и мини-игровых элементов на уроках иностранного языка в начальной школе.
4. Экспериментально оценить эффективность включения метода мозаики в процесс обучения ИЯ.
5. Разработать методические рекомендации для учителей иностранных языков по интеграции метода мозаики и игровых элементов в образовательный процесс на начальном этапе языкового образования.
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что дидактический метод мозаики, при его грамотном внедрении в уроки иностранного языка в начальной школе, сможет:
• Повысить мотивацию обучающихся за счёт игровых и интерактивных элементов.
• Улучшить запоминание лексики благодаря визуальной и тактильной стимуляции.
• Снизить языковой барьер через пошаговое комбинирование языковых элементов.
Методы исследования
• Теоретический анализ
• Наблюдение
• Педагогический эксперимент
Новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассмотрены психолого-педагогические особенности использования метода мозаики с учетом возрастных особенностей и языковых потребностей учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями иностранных языков для повышения эффективности индивидуальной и групповой работы, развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
Структура работы
С точки зрения содержания и структуры выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части работы рассмотрены основные психолого-педагогические основы кооперативного обучения, проанализированы принципы и механизмы мозаичного метода, а также доказана целесообразность использования данного метода в процессе обучения иностранных языков обучающихся младших классов. Анализ научной литературы показал, что использование метода мозаики способствует активизации речевой деятельности всех обучающихся, развитию навыков сотрудничества и созданию благоприятной коммуникативной среды на уроке.
Теоретические исследования показывают, что метод мозаики соответствует возрастным особенностям обучающихся начальной школы: потребности в увлекательных занятиях, стремлению к общению с друзьями и необходимости регулярно менять виды деятельности. Данный метод позволяет реализовать принципы персонализации и дифференциации обучения, предоставляя каждому ученику активную роль в образовательном процессе.
Практическая часть исследования позволяет подтвердить эффективность комплекса уроков, построенных с использованием метода мозаики, на реальном педагогическом опыте. Педагогический эксперимент, проведенный среди обучающихся начальной школы, показал положительную мотивацию в развитии коммуникативных навыков обучающихся, а также значительно улучшились показатели аудирования, говорения, чтения, письма и взаимодействия на уроке.
Практические исследования позволяют сделать выводы, что мозаичный метод является эффективным педагогическим инструментом при обучении иностранным языкам на начальном уровне. Это не только помогает развивать языковые навыки обучающихся, но и развивает их навыки сотрудничества, критического мышления и самостоятельной работы. Полученные результаты подтверждают целесообразность дальнейшего применения метода кооперативного обучения в образовательном процессе на начальном этапе изучения иностранного языка и, таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута. Основываясь на дидактических особенностях метода, его успешном практическом применении и результатах проведенного эксперимента, мы считаем возможным сформулировать следующие методические рекомендации для его эффективной реализации на уроках иностранного языка в начальной школе:
• Четкие задания и соответствующие материалы: задания должны быть простыми для понимания и соответствовать возрасту обучающихся. Использовать разнообразные учебные материалы: карточки с текстом, изображениями, аудиозаписями, видео, которые учащиеся будут «собирать» в единое целое.
• Позитивная атмосфера: каждый обучающийся должен чувствовать себя комфортно и уверенно, чтобы активно участвовать в обучении.
• Роль учителя как координатора: учитель должен направлять и поддерживать обучающихся, но не должен необоснованно вмешиваться в самостоятельную работу обучающихся.
• Различные методы оценки: презентации, мини-проекты, ролевые игры, создание коллажей для оценки как индивидуального вклада, так и результатов групповой работы.
• Поддержка развивает критическое мышление, командную работу, решение проблем и эффективную коммуникацию, а не только базовые навыки иностранного языка.
• Использование наглядных пособий и интерактивных досок для облегчения понимания и запоминания материала обучающимися.



1. Miro - интерактивная онлайн-доска / [Электронный ресурс] // URL: https://miro.com/
2. Padlet - онлайн-доска для совместной работы / [Электронный ресурс] // URL:https://padlet.com/
3. Quizizz - платформа для создания викторин и тестов / [Электронный ресурс] // URL:https://quizizz.com/
4. Blooket - обучающая игровая платформа / [Электронный ресурс] // URL: https://www.blooket.com/
5. Wordwall - инструмент для создания интерактивных и печатных материалов / [Электронный ресурс] // URL:https://wordwall.net/
6. YouTube - видеохостинг / [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/
7. VK Видео - видеохостинг / [Электронный ресурс] // URL: https: //vk. com/video
Использованная литература:
1. Амонашвили, Ш. А. Единство цели. - М.: Амрита-Русь, 2005. - 118 с.
2. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Глосса-Пресс, 2007. - 63 с.
3. Брунер, Дж. С. Процесс обучения. - М.: Просвещение, 1960. - 84 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Работник
просвещения, 1926. - 347 с.
5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Аркти, 2004. - 287 с.
6. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
7. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. - М.: КДУ, 2006. - 336 с.
8. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. - М.: Просвещение, 1996. - 192 с.
9. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. - М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
10. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 15-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015. - 456 с.
11. Пассов, Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: концепция развития. - Липецк: ЛГПУ, 2010. - 203 с.
12. Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве. - М.: Просвещение, 2000. - 156 с.
13. Протасова, Е. Ю. Методика обучения иностранному языку в начальной школе / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта, 2019. - 176 с.
14. Буркова, С. С. Принцип опоры на родной язык в процессе обучения
иностранному языку / С. С. Буркова, А. И. Дергабузов, А. К. Филатов // Молодой ученый. - 2021. - № 5 (347). - С. 149-152. - URL:
https://moluch.ru/archive/347/78218/(дата обращения: 12.05.2025).
15. Сысоев, П. В. Интегративное обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС. - М.: Флинта, 2019. - 112 с.
16. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - 9-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2018. - 238 с.
17. Херц-Лазаровиц, Х. Cooperation and helping in the classroom: A contextual approach. - New York: Springer-Verlag, 1989. - 186 с.
18. Хуторской, А. В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. - 1998. - № 4. - С. 55-75.
19. Цукерман, Г. А. Психология развития. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
20. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. - 2-е изд., испр. - М.: Добросвет, 2004. - 160 с.
21.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1974.
- 559 с.
22.Эльконин, Д. Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Владос, 2007. - 360 с.
23. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.
24. Aronson, E. Applying social psychology in and out of the classroom. - Mahwah, New York: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. - 320 p.
25. Aronson, E. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine. - New York: W.H. Freeman, 2000. - 137 p.
26. Aronson, E. The Jigsaw Classroom: Promoting Ethnic Cooperation and Achievement / E. Aronson [и др.]. - Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1978.
- 123 p.
27. Aronson, E. Cooperation in the Classroom: The Jigsaw Method / E. Aronson, S. Patnoe. - New York: Longman, 1978. - 198 p.
28. Asher, J. J. Learning another language through actions. - Los Gatos, CA: Sky Oaks Productions, 1977. - 216 p.
29. Asher, J. J. The Total Physical Response approach to second language learning. - Sunnyvale, CA: Sky Oaks Productions, 1969.
30. Beatty, I. Technology-enhanced language learning: Principles and practice. - Oxford: Oxford University Press, 2013. - 264 p.
31. Birenbaum, M. New approaches to assessment and evaluation. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1994. - 200 p.
32. Bloom, B. S. Learning for mastery. - Los Angeles: UCLA-CSE, 1968.
33. Cameron, L. Teaching languages to young learners. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 256 p.
34. Comenius, J. A. Orbis Sensualium Pictus. - Nuremberg: Michael Endter, 1657.
35. Deci, E. L. Handbook of self-determination research / E. L. Deci, R. M. Ryan. - Rochester, NY: University of Rochester Press, 2000. - 512 p.
36. Holliday, A. R. The Development of Jigsaw IV in a Secondary Social Studies Classroom: Master's thesis. - Portland, OR: Portland State University, 2000. - 107 p.
37. Johnson, D. W. Cooperation and competition: Theory and research / D. W. Johnson, R. T. Johnson. - Edina, MN: Interaction Book Co., 1989. - 480 p.
38. Kagan, S. Cooperative learning: Resources for teachers. - San Juan Capistrano, CA: Kagan Cooperative Learning, 1990. - 464 p.
39. Lambert, W. E. Bilingual education of children: The St. Lambert experiment / W. E. Lambert, G. R. Tucker. - Rowley, MA: Newbury House Publishers, 1972. - 248 p.
40. Littlewood, W. T. Communicative language teaching: An introduction. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
41. Lozanov, G. Suggesgology and Outlines of Suggesgopedy. - New York: Gordon and Breach, 1978.
42. Mayer, R. E. Multimedia learning. - 2nd ed. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
43. Paivio, A. Mental representations: A dual coding approach. - New York: Oxford University Press, 1986.
44. Piaget, J. The Origins of Intelligence in Children. - New York: International Universities Press, 1952.
45. Pinter, A. Teaching young language learners. - 2nd ed. - Oxford: Oxford University Press, 2017.
46. Beyond the comfort zone: proceedings of the 21st ASCILITE Conference, Perth, Western Australia, 5-8 December 2004. - Perth: ASCILITE, 2004. - P 558-568.
47. Richards, J. C. Approaches and methods in language teaching / J. C. Richards, T.
S. Rodgers. - 2nd ed. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 271 p.
48. Richards, J. C. Approaches and methods in language teaching / J. C. Richards, T.
S. Rodgers. - 2nd ed. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 271 p.
49. Rogers, C. R. Freedom to learn. - Columbus, OH: Charles E. Merrill Publishing Company, 1969. - 358 p.
50.Slavin, R. E. Cooperative learning: Theory, research, and practice. - 2nd ed. - Boston: Allyn and Bacon, 1995. - 342 p.
51.Slavin, R. E. Using student team learning. - 3rd ed. - Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1986. - 128 p.
52.Slattery, M. English for primary teachers / M. Slattery, J. Willis. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 160 p.
53.Sweller, J. Cognitive load theory // Psychology of Learning and Motivation. - 2011. - Vol. 55. - P 37-76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ