Интерактивные задания как средства формирования познавательного интереса у младших школьников (Алтайский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследования:
База исследования: МКОУ «Заозёрная СОШ» (Алтайский край, Михайловский район, село Михайловское).
Выборка: 30 учеников 4 «А» класса
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у школьников 9
1.1. Познавательный интерес: сущность и значение 9
1.2. Способы формирования познавательного интереса у школьников 13
1.3. Возможности онлайн-сервиса LearningApps.org для формирования познавательного интереса у школьников 19
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у школьников (на материале математики) 30
2.1. Методика и организация экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у школьников 30
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у школьников. 60
2.3. Рекомендации по формированию познавательного интереса у учащихся. 62
Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложения 75
База исследования: МКОУ «Заозёрная СОШ» (Алтайский край, Михайловский район, село Михайловское).
Выборка: 30 учеников 4 «А» класса
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у школьников 9
1.1. Познавательный интерес: сущность и значение 9
1.2. Способы формирования познавательного интереса у школьников 13
1.3. Возможности онлайн-сервиса LearningApps.org для формирования познавательного интереса у школьников 19
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у школьников (на материале математики) 30
2.1. Методика и организация экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у школьников 30
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у школьников. 60
2.3. Рекомендации по формированию познавательного интереса у учащихся. 62
Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложения 75
Актуальность исследования. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом также заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Вопросы развития познавательного интереса учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Темы, преподаваемые в школе, зачастую не имеют яркой эмоциональной окраски, поэтому заинтересовать учащихся информацией, исходящей от учителя, очень сложно. Учебный материал часто воспринимается как абстрактный и удаленный от реальной жизни, что снижает мотивацию учащихся и делает их менее вовлеченными в процесс обучения. Педагог часто не учитывает особенности восприятия школьников, поэтому возникают сложности усвоения информации по различным учебным предметам. Проблема заключается в том, что обучение не в полной мере соответствует потребностям и особенностям восприятия современных школьников.
Так, курс математики, преподаваемый согласно школьной программе, довольно сложен для восприятия учащихся. Поэтому, для того, чтобы сформировать у школьников познавательный интерес, учитель должен не только хорошо владеть материалом, но также прибегать к помощи современных информационных технологий. Многие учителя не владеют современными методами и технологиями обучения, что ограничивает использование интерактивных и увлекательных подходов, необходимых для поддержания интереса и вовлеченности учащихся.
Степень разработанности проблемы исследования. Различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников основательно изложены в педагогической и методической литературе. Понятие познавательного интереса школьников, методы, позволяющие повысить интерес к изучению предмета, а также мотивировать их к активной деятельности, содержатся в трудах Л.В. Андрияновой, Т.О. Гордеевой, В.А. Далингер, А.Ю. Дейкиной, Н.А. Демченко, Г.И. Щукиной и других.
Исследования И.Е. Вострокнутова, О.В. Литвиновой, И.А. Шенбергер, И.Б. Фомичёвой, Л.И. Туйбаевой посвящены вопросу использования интерактивных методов для формирования и развития познавательного интереса учащихся к математике.
Таким образом, можно отметить наличие определённого потенциала в решении проблемы познавательного интереса. Однако разработанные на данный момент теоретические и практические подходы к его формированию, на наш взгляд, в недостаточной степени последовательны и не обладают признаками завершённости, что актуализирует проблему недостаточной мотивации учащихся к обучению.
В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс интерактивных заданий с целью формирования познавательного интереса у школьников. Об этом свидетельствуют выявленные в ходе анализа научно-педагогической, методической литературы и педагогической практики противоречия между:
• необходимостью формирования познавательного интереса у школьников и недостаточной разработанностью современного методического обеспечения в этом направлении;
• необходимостью использования интерактивных форм в организации учебно-воспитательного процесса и недостаточной выявленностью их возможностей в формировании познавательного интереса школьников;
• потребностью в формировании познавательного интереса и недостаточной подготовкой учителей к использованию современных технологий.
Таким образом, указанные противоречия определяют проблему исследования, связанную с поиском наиболее эффективных методов и средств организации процесса обучения, способствующих формированию познавательного интереса у школьников.
Обозначенная проблема позволила определить цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать применение интерактивных заданий как средство формирования познавательного интереса у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса у школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования познавательного интереса у школьников и использования интерактивных заданий в процессе обучения для создания собственного электронного сборника заданий.
2. Разработать интерактивные задания на платформе LearningApps и систематизировать их в сборнике, разделив на тематические блоки.
3. Апробировать разработанный онлайн-сборник интерактивных заданий, направленных на повышение познавательного интереса у школьников; провести экспериментальное исследование, направленное на оценку эффективности предложенной разработки.
4. Сформулировать рекомендации по формированию познавательного интереса у школьников с помощью разработанного электронного сборника интерактивных заданий.
Гипотеза исследования: применение интерактивных заданий LearningApps способствует формированию и развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся к изучению предмета, если они интегрированы в учебный процесс:
- С учетом целевых ориентиров и содержания образовательного процесса;
-Учитывают возрастные особенности учащихся;
- типологизированы по различным основаниям (?) (разделены на виды по различным основаниям)
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории развития познавательной деятельности и мотивации учающихся (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
- концепции формирования интереса к предметному обучению (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Андриянова, И.Я. Лернер, Т.О. Гордеева, В.А. Далингер, А.Ю. Дейкина, Н.А. Демченко, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина).
- теория деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.П. Подласый, Е.С. Полат, Ю.В. Громыко) и развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили);
- исследования в области когнитивной психологии и образовательной технологии, направленные на повышение эффективности усвоения математического материала ( П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Б.Ф. Ломов) и формирование познавательного интереса учащихся к математике (И.Е. Вострокнутов, О.В. Литвинова, И.А. Шенбергер, И.Б. Фомичёва, Л.И. Туйбаева) .
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация данных; моделирование педагогических ситуаций. Эмпирические – наблюдение за учебным процессом; опрос (анкетирование) педагогов и учащихся; тестирование уровня знаний и умений учащихся до и после эксперимента; экспериментальная проверка разработанной методики; методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования. МКОУ «Заозёрная СОШ» Алтайский край, Михайловского района, села Михайловское. На различных этапах в исследовании участвовало 30 обучающихся и 1 учитель 4 «А» класса.
Этапы исследования:
- поисковый: изучено современное состояние проблемы исследования в теории и практике школьного образования; установлены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; определена методика организации опытно-экспериментальной работы; уточнена сущность основных понятий по проблеме исследования.
- опытно-экспериментальный: осуществлялась начальная диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников; разрабатывался и апробировался электронный сборник интерактивных заданий по математике; проводилось контрольное измерение достигнутых результатов; по результатам работы подготовлены соответствующие научно-методические рекомендации.
- заключительно-обобщающий: проведены анализ, систематизация, обобщение, а также статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы; закончено литературное оформление диссертационного исследования.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических положений; последовательностью и логичностью общей структуры работы; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих поставленным задачам и логике исследования; разноаспектным анализом полученных данных; применением методов математико-статистической обработки экспериментальных данных, подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о дидактических средствах формирования познавательного интереса за счет теоретического обоснования и разработки определенных видов интерактивных заданий.
Практическая значимость исследования:
- Разработка сборника интерактивных заданий на платформе LearningApps.org.
- использование сборника учителем в ходе обучения с целью способствования эффективного формирования познавательного интереса у младших школьников.
- Разработка фрагментов уроков по определенным темам с использованием интерактивных заданий.
- Разработка практических рекомендации по формированию познавательного интереса у школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников: сущность и значение, способы формирования познавательного интереса, возможности онлайн-сервиса LearningApps.org для формирования познавательного интереса у школьников.
Во второй главе описывается организация и ход опытно- экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного сборника интерактивных заданий по формированию познавательного интереса у школьников. Автор раскрывает задачи, содержание и этапы эксперимента, анализирует его результаты, формулирует методические рекомендации по использованию интерактивных заданий для формирования познавательного интереса у младших школьников.
В заключении обобщаются основные выводы исследования, подтверждающие эффективность предложенной методики.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Вопросы развития познавательного интереса учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Темы, преподаваемые в школе, зачастую не имеют яркой эмоциональной окраски, поэтому заинтересовать учащихся информацией, исходящей от учителя, очень сложно. Учебный материал часто воспринимается как абстрактный и удаленный от реальной жизни, что снижает мотивацию учащихся и делает их менее вовлеченными в процесс обучения. Педагог часто не учитывает особенности восприятия школьников, поэтому возникают сложности усвоения информации по различным учебным предметам. Проблема заключается в том, что обучение не в полной мере соответствует потребностям и особенностям восприятия современных школьников.
Так, курс математики, преподаваемый согласно школьной программе, довольно сложен для восприятия учащихся. Поэтому, для того, чтобы сформировать у школьников познавательный интерес, учитель должен не только хорошо владеть материалом, но также прибегать к помощи современных информационных технологий. Многие учителя не владеют современными методами и технологиями обучения, что ограничивает использование интерактивных и увлекательных подходов, необходимых для поддержания интереса и вовлеченности учащихся.
Степень разработанности проблемы исследования. Различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников основательно изложены в педагогической и методической литературе. Понятие познавательного интереса школьников, методы, позволяющие повысить интерес к изучению предмета, а также мотивировать их к активной деятельности, содержатся в трудах Л.В. Андрияновой, Т.О. Гордеевой, В.А. Далингер, А.Ю. Дейкиной, Н.А. Демченко, Г.И. Щукиной и других.
Исследования И.Е. Вострокнутова, О.В. Литвиновой, И.А. Шенбергер, И.Б. Фомичёвой, Л.И. Туйбаевой посвящены вопросу использования интерактивных методов для формирования и развития познавательного интереса учащихся к математике.
Таким образом, можно отметить наличие определённого потенциала в решении проблемы познавательного интереса. Однако разработанные на данный момент теоретические и практические подходы к его формированию, на наш взгляд, в недостаточной степени последовательны и не обладают признаками завершённости, что актуализирует проблему недостаточной мотивации учащихся к обучению.
В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс интерактивных заданий с целью формирования познавательного интереса у школьников. Об этом свидетельствуют выявленные в ходе анализа научно-педагогической, методической литературы и педагогической практики противоречия между:
• необходимостью формирования познавательного интереса у школьников и недостаточной разработанностью современного методического обеспечения в этом направлении;
• необходимостью использования интерактивных форм в организации учебно-воспитательного процесса и недостаточной выявленностью их возможностей в формировании познавательного интереса школьников;
• потребностью в формировании познавательного интереса и недостаточной подготовкой учителей к использованию современных технологий.
Таким образом, указанные противоречия определяют проблему исследования, связанную с поиском наиболее эффективных методов и средств организации процесса обучения, способствующих формированию познавательного интереса у школьников.
Обозначенная проблема позволила определить цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать применение интерактивных заданий как средство формирования познавательного интереса у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса у школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования познавательного интереса у школьников и использования интерактивных заданий в процессе обучения для создания собственного электронного сборника заданий.
2. Разработать интерактивные задания на платформе LearningApps и систематизировать их в сборнике, разделив на тематические блоки.
3. Апробировать разработанный онлайн-сборник интерактивных заданий, направленных на повышение познавательного интереса у школьников; провести экспериментальное исследование, направленное на оценку эффективности предложенной разработки.
4. Сформулировать рекомендации по формированию познавательного интереса у школьников с помощью разработанного электронного сборника интерактивных заданий.
Гипотеза исследования: применение интерактивных заданий LearningApps способствует формированию и развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся к изучению предмета, если они интегрированы в учебный процесс:
- С учетом целевых ориентиров и содержания образовательного процесса;
-Учитывают возрастные особенности учащихся;
- типологизированы по различным основаниям (?) (разделены на виды по различным основаниям)
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории развития познавательной деятельности и мотивации учающихся (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
- концепции формирования интереса к предметному обучению (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Андриянова, И.Я. Лернер, Т.О. Гордеева, В.А. Далингер, А.Ю. Дейкина, Н.А. Демченко, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина).
- теория деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.П. Подласый, Е.С. Полат, Ю.В. Громыко) и развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили);
- исследования в области когнитивной психологии и образовательной технологии, направленные на повышение эффективности усвоения математического материала ( П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Б.Ф. Ломов) и формирование познавательного интереса учащихся к математике (И.Е. Вострокнутов, О.В. Литвинова, И.А. Шенбергер, И.Б. Фомичёва, Л.И. Туйбаева) .
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация данных; моделирование педагогических ситуаций. Эмпирические – наблюдение за учебным процессом; опрос (анкетирование) педагогов и учащихся; тестирование уровня знаний и умений учащихся до и после эксперимента; экспериментальная проверка разработанной методики; методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования. МКОУ «Заозёрная СОШ» Алтайский край, Михайловского района, села Михайловское. На различных этапах в исследовании участвовало 30 обучающихся и 1 учитель 4 «А» класса.
Этапы исследования:
- поисковый: изучено современное состояние проблемы исследования в теории и практике школьного образования; установлены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; определена методика организации опытно-экспериментальной работы; уточнена сущность основных понятий по проблеме исследования.
- опытно-экспериментальный: осуществлялась начальная диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников; разрабатывался и апробировался электронный сборник интерактивных заданий по математике; проводилось контрольное измерение достигнутых результатов; по результатам работы подготовлены соответствующие научно-методические рекомендации.
- заключительно-обобщающий: проведены анализ, систематизация, обобщение, а также статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы; закончено литературное оформление диссертационного исследования.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических положений; последовательностью и логичностью общей структуры работы; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих поставленным задачам и логике исследования; разноаспектным анализом полученных данных; применением методов математико-статистической обработки экспериментальных данных, подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о дидактических средствах формирования познавательного интереса за счет теоретического обоснования и разработки определенных видов интерактивных заданий.
Практическая значимость исследования:
- Разработка сборника интерактивных заданий на платформе LearningApps.org.
- использование сборника учителем в ходе обучения с целью способствования эффективного формирования познавательного интереса у младших школьников.
- Разработка фрагментов уроков по определенным темам с использованием интерактивных заданий.
- Разработка практических рекомендации по формированию познавательного интереса у школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников: сущность и значение, способы формирования познавательного интереса, возможности онлайн-сервиса LearningApps.org для формирования познавательного интереса у школьников.
Во второй главе описывается организация и ход опытно- экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного сборника интерактивных заданий по формированию познавательного интереса у школьников. Автор раскрывает задачи, содержание и этапы эксперимента, анализирует его результаты, формулирует методические рекомендации по использованию интерактивных заданий для формирования познавательного интереса у младших школьников.
В заключении обобщаются основные выводы исследования, подтверждающие эффективность предложенной методики.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к процессу обучения без интереса. Вопросы развития познавательного интереса младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. Одним из способов развития познавательного интереса младших школьников является применение на уроках интерактивных заданий и упражнений. Они повышают интерес к урокам, способствуют совершенствованию практических навыков и умений, помогают организовать самостоятельную работу учащихся.
Сейчас, когда идёт повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строиться новые подходы к обучению. В этих условиях тема дипломного проекта, предмет его исследования представляется очень своевременным. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, новые формы и методы обучения на практике, а несбалансированность российского рынка прикладного обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал. Поэтому разработку компьютерного учебного электронного сборника по математике, который мог бы применяться в обучении учеников начальных классов, считаю своей первостепенной задачей.
Одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса является использование новых информационных технологий, позволяющих сделать урок увлекательным и интересным. К таким технологиям относится, например, использование интерактивных заданий на платформе LearningApps.org. Сайт LearningApps.org является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Преимуществом интерактивных упражнений LearningApps.org для развития познавательного интереса учащихся является следующее: дети могут проверить, закрепить свои знания (полученные на уроке) в привлекательной игровой форме. Применение сервиса LearningApps.org помогает решать образовательные задачи урока, активизирует и развивает познавательный интерес к предложенному учебному материалу.
Ориентируясь на содержание идеи, мы определили целью проекта создание электронного сборника по математике для учителей начальных классов,который будет полезен им в плане подготовки к урокам..
Каждый урок предполагает закрепление изученного и контроль знаний. Очевидно, что данный вид деятельности возможно успешно осуществлять лишь при эффективном использовании интерактивных заданий, способствующих прочному запоминанию и усвоению.
Данный электронный сборник разработан в помощь учителям, которые преподают в начальных классах, с целью сокращения времени на подготовку к урокам математики, он даёт возможность закрепления и проверки изученного материала. Данный электронный сборник может использоваться как самостоятельно, так и в качестве дополнения к утвержденным Министерством образования и науки РФ учебникам.
Достижение цели было обеспечено запланированным комплексом задач. Решение задач по достижению цели осуществлялось на различных этапах.
Основная задача первого этапа проектирования заключалась в изучении теоретических вопросов использования электронных сборников на уроках математики в начальной школе.
Основной задачей второго этапа была разработка электронного сборника по математике для начальной школы. Для этого мы выделили цель и основные этапы создания электронного сборника, описали его содержание.
Основной задачей третьего этапа являлась апробация электронного сборника по математике для начальной школы в процессе преддипломной практики на базе МКОУ «Заозёрная СОШ». Перед внедрением в учебный процесс электронного сборника нами было проведено исследование с целью определения уровня познавательного интереса младших школьников к урокам математики. В качестве диагностического инструментария был выбран опросник Анастасии Анатольевны Горчинской. Методика проводится в форме анкетирования (или опросника). Участниками диагностики были учащиеся 4 «А» класса (в полном составе) – 30 учащихся.
Во время апробации автор выдал несколько уроков с использованием проектируемого сборника.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный электронный сборник позволяет автоматизировать процесс обучения, обладает интуитивно понятным интерфейсом и допускает его распространение в Интернете.
Сборник помогает использовать в обучении новые информационные технологии. Как правило, в обучении все чаще применяются электронные сборники и пособия. Достоинствами этих электронных средств обучения являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, интерактивность, в-третьих, долговечность и доступность пользования.
Также создание электронных сборников способствует решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Имеется возможность наполнения мощными наглядными средствами, которые можно будет с лёгкостью изменить в случае обновления. В собрате бумажного учебника содержится большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрированных. Кроме того, при помощи электронного сборника осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование, выполненное на сайте LearningApps.org. На современном этапе обучение с помощью электронных сборников является актуальной формой образования в мире.
Результатом проекта является разработанный электронный сборник по математике «Математический марафон».
Апробация разработанного электронного сборника и положительная оценка сборника со стороны учителей позволяет сделать вывод о том, что данный сборник может эффективно служить для учителя начальных классов в качестве методического обеспечения на уроках математики.
Сейчас, когда идёт повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строиться новые подходы к обучению. В этих условиях тема дипломного проекта, предмет его исследования представляется очень своевременным. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, новые формы и методы обучения на практике, а несбалансированность российского рынка прикладного обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал. Поэтому разработку компьютерного учебного электронного сборника по математике, который мог бы применяться в обучении учеников начальных классов, считаю своей первостепенной задачей.
Одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса является использование новых информационных технологий, позволяющих сделать урок увлекательным и интересным. К таким технологиям относится, например, использование интерактивных заданий на платформе LearningApps.org. Сайт LearningApps.org является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Преимуществом интерактивных упражнений LearningApps.org для развития познавательного интереса учащихся является следующее: дети могут проверить, закрепить свои знания (полученные на уроке) в привлекательной игровой форме. Применение сервиса LearningApps.org помогает решать образовательные задачи урока, активизирует и развивает познавательный интерес к предложенному учебному материалу.
Ориентируясь на содержание идеи, мы определили целью проекта создание электронного сборника по математике для учителей начальных классов,который будет полезен им в плане подготовки к урокам..
Каждый урок предполагает закрепление изученного и контроль знаний. Очевидно, что данный вид деятельности возможно успешно осуществлять лишь при эффективном использовании интерактивных заданий, способствующих прочному запоминанию и усвоению.
Данный электронный сборник разработан в помощь учителям, которые преподают в начальных классах, с целью сокращения времени на подготовку к урокам математики, он даёт возможность закрепления и проверки изученного материала. Данный электронный сборник может использоваться как самостоятельно, так и в качестве дополнения к утвержденным Министерством образования и науки РФ учебникам.
Достижение цели было обеспечено запланированным комплексом задач. Решение задач по достижению цели осуществлялось на различных этапах.
Основная задача первого этапа проектирования заключалась в изучении теоретических вопросов использования электронных сборников на уроках математики в начальной школе.
Основной задачей второго этапа была разработка электронного сборника по математике для начальной школы. Для этого мы выделили цель и основные этапы создания электронного сборника, описали его содержание.
Основной задачей третьего этапа являлась апробация электронного сборника по математике для начальной школы в процессе преддипломной практики на базе МКОУ «Заозёрная СОШ». Перед внедрением в учебный процесс электронного сборника нами было проведено исследование с целью определения уровня познавательного интереса младших школьников к урокам математики. В качестве диагностического инструментария был выбран опросник Анастасии Анатольевны Горчинской. Методика проводится в форме анкетирования (или опросника). Участниками диагностики были учащиеся 4 «А» класса (в полном составе) – 30 учащихся.
Во время апробации автор выдал несколько уроков с использованием проектируемого сборника.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный электронный сборник позволяет автоматизировать процесс обучения, обладает интуитивно понятным интерфейсом и допускает его распространение в Интернете.
Сборник помогает использовать в обучении новые информационные технологии. Как правило, в обучении все чаще применяются электронные сборники и пособия. Достоинствами этих электронных средств обучения являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, интерактивность, в-третьих, долговечность и доступность пользования.
Также создание электронных сборников способствует решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Имеется возможность наполнения мощными наглядными средствами, которые можно будет с лёгкостью изменить в случае обновления. В собрате бумажного учебника содержится большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрированных. Кроме того, при помощи электронного сборника осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование, выполненное на сайте LearningApps.org. На современном этапе обучение с помощью электронных сборников является актуальной формой образования в мире.
Результатом проекта является разработанный электронный сборник по математике «Математический марафон».
Апробация разработанного электронного сборника и положительная оценка сборника со стороны учителей позволяет сделать вывод о том, что данный сборник может эффективно служить для учителя начальных классов в качестве методического обеспечения на уроках математики.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Использование метафорических ассоциативных карточек для развития навыков говорения младших школьников
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Учебные ситуации (задачи), заложенные в содержании учебной дисциплины: «Теория и методика обучения праву»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития с помощью дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИЙСКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



