Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации школьного медиацентра .. 7
1.1 Специфика организации работы школьного медиапроекта.... 11
Глава 2. Организация медиацентра «Большая восьмерка» 39
2.1 Концепция проекта «Детство, опаленное войной» 53
Список использованной литературы и источников: 70
Приложение: 72
В современном мире, характеризующемся стремительным развитием информационных технологий и медиапространства, медиаграмотность становится неотъемлемым компонентом успешной социализации и самореализации личности. Школьный медиацентр, как многофункциональное структурное подразделение образовательного учреждения, играет ключевую роль в формировании медиакомпетентности учащихся, предоставляя им возможности для активного освоения медиакультуры, развития творческих способностей и практических навыков в области медиапроизводства. Школьный медиацентр выступает не только как источник информации, но и как платформа для развития критического мышления, коммуникативных навыков, умения работать в команде и способности создавать собственный медиаконтент. В условиях цифровизации образования и расширения доступа к информационным ресурсам, эффективная организация работы школьного медиацентра становится важным фактором повышения качества образования и подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Внедрение инновационных подходов, использующих современные медиаформаты, способно значительно повысить вовлеченность учащихся в изучение медиапространства. Школьные медиапроекты помогают развитию медиаграмотности учащихся, одновременно предоставляя возможность исследовать важные социальные темы. Сочетание исторического образования с медиаобразованием формирует синергетический эффект, позволяя учащимся не только изучать прошлое, но и приобретать практические навыки в области журналистики, видеопроизводства и цифрового повествования.
Актуальность: в последние годы школьное медиаобразование
становится все более значимой частью образовательного процесса.
Медиаобразование способствует развитию критического мышления и медийной грамотности у учеников. Это помогает формированию личной и
гражданской позиции молодежи.
Подходящей для развития медиаобразования площадкой становится школьный медиацентр. Участие в таком проекте приобретает особую актуальность в условиях современного общества, где доступ к информации и цифровым технологиям играет важнейшую роль.
Новизна работы обусловлена отсутствием современных школьных медиа в г. Анжеро-Судженск. Наш проект повысит качество медиаобразования подростков, и привлечет их к профессиональной работе в условиях развития сети Интернет
Объект исследования: деятельность школьных медиацентров России
Предмет исследования: специфика организации работы медиацентра на базе школы №8 в г. Анжеро-Судженск
Цель исследования: организовать работу школьного медиацентра школы № 8 в г. Анжеро-Судженск. В рамках работы медиацентра принять участие в проекте "Детство, опаленное войной", посвященном 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, что будет способствовать развитию медиакомпетенций и патриотическому воспитанию школьников поколения Z.
Задачи исследования:
1. Изучить основные параметры создания школьных медиацентров
2. Проанализировать опыт крупных проектов школьных медиа в России
3. Организовать работу медиацентра в школе №8 г. Анжеро -Судженск
4. В рамках деятельности медиацентра подготовить к эфиру сюжет для проекта: «Детство, опаленное войной»
5. Проанализировать полученные результаты
Теоретическая база исследования включает ключевые работы по медиаобразованию в российской школе: от классических подходов к созданию школьных телестудий (Верстаков А.П. и др., 2009) и осмысления сущности медиаобразования (Молчанова Т.В., 2011), через комплексный анализ его системных и институциональных трансформаций (Жилавская И.В., 2021), до современных исследований, фокусирующихся на роли и функциях медиацентров как структурных единиц образовательной организации («Медиапотребление «цифровой молодежи» в России», 2017; Распопова С.С., 2024) и их потенциале в развитии ученического самоуправления (Яблокова Е.С., Хромцова Ю.Н., 2020).
Методология исследования - в процессе решения поставленных задач использовались такие методы как сбор данных, анализ и синтез научной и методической литературы, метод наблюдения, мониторинг публичных сайтов школьных медиацентров России, сравнительно-сопоставительный анализ, метод классификации, метод проектирования.
Эмпирическая база исследования включает анализ опыта российских школьных медиапроектов и платформ:
Видеопроекты: «Герои моей семьи» (7 роликов, ~7 мин., osiart.ru), «Живая память. Стихи и судьбы» (9 роликов, ~15 мин).
Соцсети школьных медиа: страница МБОУ «СОШ №10» г. Бологое ВКонтакте (24 ролика, ~3-7 мин., анализ публикаций и вовлеченности за сентябрь - декабрь 2024 г.).
Соцсети региональных медиацентров: страница ЦРТ «Пульсар» (Томск) ВКонтакте (43 ролика, 1 -3 мин., анализ публикаций и форматов за сентябрь- декабрь 2024 г.); страница Студии «Громко!» ВКонтакте (10 роликов, анализ контент-стратегии за сентябрь-декабрь 2024 г.).
Исходное состояние целевой платформы: официальный Telegram-канал «МБОУ ООШ №8» до начала работы (3 поста за сентябрь-декабрь 2024 г.).
Выпускная квалификационная работа носит проектный характер.
Проектная база работы:
Концепция, название, тематическая и форматная структура работы школьного медиацентра «Большая восьмерка»; рубрикатор и контент-план; промо¬материалы для официального Telegram-канала школы; управление Telegram- каналом школы; участие в подготовке контента: создание 5 выпусков рубрики «Юные дарования», 4 выпусков «Видеокружки», 1 выпуска «Вопрос от учителя» (в 2-х частях), 3 выпусков «Лайфхаки»; организация съемок сюжета для проекта «Детство, опаленное войной»; обучающий курс о современных медиа для школьников (период январь 2025 г. - май 2025 г.).
Апробация работы:
Практическая реализация проекта по организации и запуску деятельности медиацентра МБОУ «ООШ №8» г. Анжеро-Судженск (период активной реализации: апрель-май 2025 г.).
Участие медиацентра (под руководством автора) в муниципальном проекте «Детство, опаленное войной» к 80-летию Победы (май 2025 г.).
Публикация результатов работы и созданного контента на платформах медиацентра Telegram.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
Выпускная квалификационная работа посвящена организации школьного медиацентра как инструмента развития медиакомпетенций и патриотического воспитания учащихся поколения Z. В ходе исследования были решены поставленные задачи, достигнута цель работы и подтверждена её актуальность.
Теоретический анализ позволил систематизировать модели школьных медиацентров (информационно-библиотечные, журналистские кружки, интегрированные и виртуальные), их функции (информационная, образовательная, коммуникативная и др.) и ресурсное обеспечение. Установлено, что медиацентр выступает ключевым элементом медиаобразования, способствуя развитию критического мышления, творческих и цифровых навыков у учащихся.
Практическая часть реализована через организацию работы медиацентра «Большая восьмерка» на базе школы №8 г. Анжеро -Судженск. Учащиеся включились в медиапроцесс и наладили регулярную работу Telegram-канала школы. Также, школьники освоили навыки съёмки, монтажа и сторителлинга, создали документальный ролик о детях войны. Премьера проекта на городском мероприятии подтвердила его воспитательный потенциал и эмоциональное воздействие на молодёжь.
Практическая значимость работы связана с тем, что разработана модель школьного медиапроекта, которую можно тиражировать в других образовательных учреждениях.
Проект «Детство, опаленное войной» рекомендован к участию в грантовых конкурсах (Росмолодёжь, Президентский фонд культурных инициатив). Перспективы развития:
Расширение тематики медиапроектов (экология, профориентация).
Внедрение интерактивных форматов (подкасты, AR-технологии).
Сотрудничество с вузами и региональными СМИ для повышения качества контента.
Проведённая работа подтвердила, что школьный медиацентр — это не только образовательный ресурс. Реализация подобных проектов способствует подготовке медиаграмотного поколения, готового к вызовам цифровой эпохи. Дальнейшее развитие школьных медиацентров видится как ключевой элемент национальной стратегии в области образования, направленной на воспитание гармонично развитой личности в условиях цифровой трансформации общества.
1. Андронов, Ю. А. Школьное СМИ как учебный проект / Ю. А. Андронов // Научные известия. [Электронный ресурс]. - 2022. -, № 27. - С. [92-96]. - URL: file:///D:/Загрузки/shkolnoe-smi-kak-uchebnyy-proekt.pdf
2. Верстаков, А. П. Медиаобразование в школе: школьная телестудия / А. П. Верстаков, С. С. Смирнов, С. А. Шувалов. - Москва: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. - 64 с.
3. Методические рекомендации «Медиаобразование как ресурс профессиональной ориентации детей и молодежи» / авт. -сост. М. В. Кузьмина. - Киров: ИРО Кировской области, 2020. - 60 с. - URL: https://kirovipk.ru/wp- content/uploads/2020/05/metodicheskie-rekomendaczii-po-mediaobrazovaniyu.pdf
4. Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: монография / под ред. Д. В. Дунаса; [А. П. Верстаков, С. С. Смирнов, С. А. Шувалов]. - Москва: Факультет журналистики МГУ: Изд-во Моск. ун-та, 2021. - 406, [2] с. //;
5. Моргунов, Е. Б. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса: возможности практического применения / Е. Б. Моргунов // Вестник Омского университета. Серия «Психология» [Электронный ресурс]. - 2010. - № 1. - С. 17-24. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa- vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya/viewer.
6. Маськова, Н. Г. Теория поколений: особенности медиапотребления в условиях активного развития цифровых технологий / Н. Г. Маськова, А. А. Хажгериева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. - Т. 14, № 4. - С. 165-173. - DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-4-165-173. - URL: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-165- 173.
7. Манович, Л. Язык новых медиа / Л. Манович ; пер. с англ. Д. Баюка, А. Корбута, М. Кононова. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 399 с.
8. Яблокова, Е. С. Медиацентр в школе как один из видов ученического самоуправления / Е. С. Яблокова, Ю. Н. Хромцова // Юный ученый. - 2020. - № 5 (35). - С. 33-36. - URL: https://moluch.ru/young/archive/35/2046/.
9. Герои моей семьи (7 видеороликов, ~7 мин.) [Электронный ресурс] // OSIART. - URL: https://osiart.ru.
10. Живая память. Стихи и судьбы (9 видеороликов, ~15 мин.) [Электронный ресурс] // OSIART. - URL: https://osiart.ru/.
11. Официальная группа МБОУ "СОШ №10" г. Бологое ВКонтакте [Электронный ресурс]: анализ видеоконтента (24 ролика, ~3-7 мин.) и вовлеченности аудитории за период сентябрь-декабрь 2024 г. - URL: https://vk. com/school 10 bologoe.
12. Центр развития творчества "Пульсар" (Томск) ВКонтакте [Электронный ресурс]: анализ видеоконтента (43 ролика, 1-3 мин.) и форматов публикаций за период сентябрь-декабрь 2024 г. - URL: https://vk.com/pulsar tomsk.
13. Студия "Громко!" ВКонтакте [Электронный ресурс]: анализ контент- стратегии (10 роликов) за период сентябрь -декабрь 2024 г. - URL: https: //vk. com/gromko studio.
14. Официальный Telegram-канал "МБОУ ООШ №8" [Электронный ресурс]: состояние на начало работы (3 поста за период сентябрь-декабрь 2024 г.). - URL: https://t.me/school8 official.
15. Лапин, Д. А. Актуальные форматы медиаобразования в московских школах / Д. А. Лапин // Медиаскоп [Электронный ресурс]. - 2021. - Вып. 2. - URL: http: //www. mediascope. ru/2702.