ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы патриотического воспитания 8
1.1 Характеристика ключевых понятий исследования «патриотизм», «патриотическое воспитание» 8
1.2 Целевые установки патриотического воспитания в Российской Федерации 16
1.3 Формирование патриотизма в подростковом возрасте 23
Выводы по первой главе 36
2 Исследовательская деятельность 38
2.1 Анализ образовательных патриотических программ 38
2.2 Проведение социально - психологического исследования 43
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования патриотического воспитания обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, возникающими в условиях интенсивного социокультурного развития российского демократического общества, активной интеграции России в международное сообщество, формирования национальных приоритетов и обновления стратегии социально-экономического развития страны, включая подходы к воспитанию подрастающих
поколений.
Развитие продуктивных тенденций укрепления государственности, усиления патриотических настроений в обществе, осознания ценностей отечественной культуры, роста социального статуса воспитания происходит на фоне противоречащих им преступных проявлений национализма, оскорбляющих историческую память народа, попыток фальсификации исторических фактов, осквернения историко-культурных памятников, манипулирования сознанием молодежи и возрождения социальных движений антигуманной направленности.
Непринятие подрастающим поколением отечественной культуры, общественного и исторического опыта предшественников, утрата традиционного российского патриотического сознания и увлечение западной культурой в современном русском обществе становится все более заметной. Исследователями молодежной среды отмечена недостаточная сформированность гражданской позиции. И это проявляется с большей очевидностью, когда не найдены четкие патриотические, нравственно, а также, духовные воспитательные идеалы.
Деструктивному влиянию на молодежь сегодня противостоит приобретающая все более целостный, системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принципиальное значение имеет государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В связи с этим, в число приоритетных задач включены: совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; научно - обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей России.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И. Фихте.
Проблеме патриотизма особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого (В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин. Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский), которые указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.
В последние годы интерес исследователей к проблемам патриотического воспитания детей и молодежи возрастает. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников патриотизма (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, П.В. Конаныхин, В.С. Кукушин, А.В. Русецкий, Л.Ф. Спирин и др.).
Вместе с тем подростковому возрасту уделяется недостаточно внимания при разработке проблем патриотического воспитания.
Система патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, В.С. Кукушин, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкин, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Исследования проблемы патриотического воспитания детей подросткового возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского, В.А. Крутецкого, В.С. Лухина, Т.Н. Мальковской и др.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей подросткового возраста.
Предмет исследования: форма патриотического воспитания подростков.
Цель исследования: изучение влияния проекта Пост №1 на учеников 8-10 классов.
Гипотеза исследования заключается в том, что патриотическое воспитание детей подросткового возраста будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия:
1. Ценностно - эмоциональные (формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, представлений о святости воинского долга во имя Родины, усвоение понятий «служение Отечеству», мировоззренческих понятий: «честь», «совесть», «долг» и др.).
2. Мотивационно - деятельностные (проектная и исследовательская деятельность учащихся)
3. Практико - ориентированные (несение службы на посту, встречи с ветеранами, митинги, походы в музеи и т.д.).
Проверка гипотезы потребовала решения следующих задач исследования:
1. Раскрыть характеристику ключевых понятий исследования «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
2. Разработать методы исследования;
3. Проведение интервью у участников проекта;
4. Исследовать при помощи анкет степень выраженности патриотических качеств у подростков;
5. Проанализировать образовательные патриотические программы как педагогическое условие патриотического воспитания.
Методологической и теоретической основой исследования являются важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых, касающиеся вопросов патриотического воспитания, формирования патриотической позиции личности, особенностей патриотического воспитания детей подросткового возраста (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, Г.Е. Залесский, В.А. Крутецкий, В.С. Кукушин, Б.Т. Лихачев, В.С. Лухин, А.С. Макаренко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкин, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования;
-анализ, анкетирование, интервьюирование.
-методы статистической и математической обработки данных.
В исследовании приняли участие учащиеся 8-10-х классов 4-х школ города Красноярска (МБОУ СОШ № 84, МБОУ СОШ №72, МБОУ СОШ №93, МБОУ СОШ№24) в количестве 80 человек.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
- на первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся поиск проблемы в психологической и педагогической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат, место исследования; проведение подбора методов исследования;
- на втором (социально - психологическом) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, а именно, интервьюирование и анкетирование, анализ образовательных патриотических программ;
- на третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация, а также, обработка результатов исследования, формирование выводов.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включая пять параграфов, выводы по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Целостная характеристика понятия «патриотизм» состоит из нескольких составляющих. В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное
качество.
В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.
Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
По нашему мнению, патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную нравственно - личностную характеристику, включающую целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры.
1. Добрынина Ф.Н., Советова С.Е. Психологический словарь / Под ред. Ф.Н. Добрынина, С.Е. Советова.// Магадан, 1965. — 291 с.
2. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. — М.: Советская
энциклопедия, 1956. — Т.39. — 664 с.
3. Макаренко A.C. Воспитание гражданина /Сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова//. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
4. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина / В.А.Сухомлинский// - Кишинев: Лумина, 1979. - 612с.
5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский//. - М.:
Просвещение, 1985.
6. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям. Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев.// - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246
7. Павелко О.И. Формирование у подростков понятий о советском патриотизме./ О.И. Павелко//. — Киев, 1980.—21 с.
8. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. - М.: Варгус, 2007. - 356 с.
9. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф.Харламов. - М.:
Гардарики, 2006. - 438 с.
10. Немов Р.С. Психология. Т. 2 / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2008. - 608 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте /Л.И.Божович// М.: Флинта. - 2008. - 196 с.
12. Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики / Б.А Воронович// М.: Мысль - 1972. - 279 с.
13. Радищев А.Н. Избранные педагогические сочинения/ А.Н. Радищев// М.: Изд-во АПН РСФСР - 1952.—711 с.
14. Куницын А.П. Наставление воспитанникам. Антология педагогической мысли России первой половины 19 века /Сост. П.А. Лебедев//. - М.: Педагогика, 1987. - С. 141-145.
15. Спирин Л.Ф., Конаныхин П.В. Идейно-политическое воспитание школьников / Под ред. Г.Н. Филонова// — М.: Просвещение. - 1982. — 192 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский//. - М.: педагогика. - 1991. - 580 с.
17. Желева А.С. Исследовательская и проектная деятельность, как метод социализации личности/ А.С Желева// Психология, социология и педагогика.-
2013. № 4
18. Хайрулин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис.. канд. пед. наук
/Ш.Ш. Хайрулин// - Челябинск. - 1996. —22с.
19. Педагогический словарь в 2-х т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.
20. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. — Полн. собр. соч./
В.И.Ленин//., Т.37. — С. 188-197.
21. Карлова О.А. Положение о проведении почетной караульной службы./ О.А .Карлова //2015 - 6 с.
22. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова// — 5-е изд. — М.:
Политиздат- 1987. — 590 с.
23. Ванеев О.Н. Патриотическое воспитание: возможности муниципальной политики/ О.Н. Ванеев // Право и образование. - 2010. - №2. - С. 83-92.
24. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании .Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / Сост. П.А. Лебедев//. — М.:
Педагогика, 1987. — С. 394-402.
25. Хаустов В.М. Патриотизм и патриотическое воспитание. Социально-гуманитарные знания/ Хаустов В.М.// - 2007. - №4. - С. 325-331.
26. Кострулева, И. В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования: диссертация кандидата педагогических наук / И.В. Кострулева//- Ставрополь - 2004 - 166 с.
27. Спирин Л.Ф., Конаныхин П.В. Идейно-политическое воспитание школьников / под ред. Г.Н. Филонова//. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
28. О патриотическом воспитании молодежи // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - №15. - С. 42-43.
29. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников/ Т.Н. Мальковская //. - СПб: Речь, 2007. - 272 с.
30. Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма / Х.Г.Голотвин, Р.Я.Мирский//. - М.: Мысль, 1975. - 200 с.
31. Баронина К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К.А. Баронина, А.В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №1. - С. 49-53.
32. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
33. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений./ А.М. Лушников // — 2-е изд. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, _1994. — 368 с.
34. Бойков, В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти / В.Э. Бойков. // Социс. - 2002. - №8. - С. 85-89.
35. Лаптев Л.Г. Проблемы формирования толерантной личности в государственной образовательной политике России/ Л.Г. Лаптев // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №4. - С. 31-34.
36. Куницын А.П. Наставление воспитанникам. Антология педагогической мысли России первой половины 19 века/ Сост. П.А. Лебедев//. - М.: Педагогика, 1987. - С. 141-145
37. Рудченко Л.Т. Патриотическое воспитание как системное явление (на примере воспитания подростков старшего и среднего возраста): Автореф. дис. канд. пед. наук./ Л.Т. Рудченко//. —М., 1971. —21 с.
38. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации./ Г. Кершенштейнер // — Изд. 2. — Пг.: Изд-во «Школа и жизнь», 1920.— С. 80-97.
39. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. / Я.А Коменский //— М.: Учпедгиз, 1955. — 656 с.
40. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы./ В.А. Сухомлинский//— М.: Учпедгиз, 1959. — 148 с.
41. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года/ Правительство РФ// М, 2014.
42. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»/- М.,2015 - 63 с.
43. Болотина Т.В.. Патриотическое воспитание молодёжи - приоритет образовательной политики и педагогической практики./ Т.В. Болотина.//-Вестник образования - М., 2016.
44. Данилюк А. Я., А. М. Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А., Тишков. //М., «Просвещение» - 2009 - 29 с.
45. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения./ М.А. Терентий//— Кишинев: Стипница, 1978. — 276 с.