Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Работа №188676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 6
1.1. Ценностно-смысловая сфера личности, как объект психологических
исследований 6
1.2. Динамика ценностно-смысловой сферы в процессе профессионального
становления личности 13
1.3. Понятие о профессиональной идентичности в современной психологии 22
1.4. Профессиональная идентичность работников психологического профиля 26
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ
СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 41
2.1. Особенности организации и методы исследования 41
2.2. Результаты статистической обработки эмпирических данных 46
2.3. Анализ результатов исследования особенностей становления ценностно-смысловой сферы в процессе развития профессиональной идентичности 53
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Тест «Идентичность/маргинализм профессионала» Е.П.
Ермолаевой 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. «Опросник инвариантов профессиональной идентичности» И.А.
Филенко 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методика исследования профессиональной идентичности
(МИПИ) Л.Б. Шнейдер 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Методика ценностей Ш. Шварца 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Методика «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Эмпирические значения критерия U-Манна-Уитни 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Результаты корреляционного анализа эмпирических данных


Ценностный аспект профессиональной идентичности проявляется на уровне профессионального самосознания, когда личность принимает профессиональные ценности как значимые ресурсы осуществления профессиональной деятельности. Позитивное принятие ценностей профессиональной деятельности, их осознание, интериоризация в систему ценностей личности, руководство ими в деятельности приводит к осуществлению профессионально-нравственного поведения и является основой для формирования профессиональной идентичности. Подобное преобразование ценностей означает, что они наполнились личностным смыслом, такие ценности становятся устойчивыми жизненными ориентирами.
Экспериментальные исследования, проведенные Е. Ю. Артемьевой, Ю. Г. Вяткиным, В. П. Серкиным, В. Ф. Петренко, показывают, что профессиональная деятельность формирует систему особых значений и смыслов личности, образуя «субъективную модель мира профессионала». «Профессионалы, принимающие свою профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особое отношение к ряду объектов... особые свойства перцепции, оптимизирующие взаимодействие с этими объектами. такие акценты можно назвать миром профессии» [39].
Профессия является пространством, в рамках которого осуществляется профессиональное самоопределение, а профессиональная идентичность - неотъемлемая часть, формирующая «субъективную, смысловую реальность». Одним из важнейших факторов становления мира профессии и профессиональной идентичности является, на наш взгляд, усвоение норм и ценностей, связанных с профессиональной деятельностью, включение их в смысловую сферу личности. Таким образом, профессиональное самоопределение сопряжено с развитием смыслового пространства личности и включением в него ценностей, имеющих особую значимость в условиях профессиональной деятельности, а отчасти и в организационных условиях. Результатом профессионального самоопределения является профессиональная идентичность, в основу которой закладываются закрепленные в непосредственной профессиональной деятельности осмысленные ценностные ориентации.
Таким образом, каждая конкретная профессия отличается от других своими ценностными ориентациями, на основе которых формируется профессиональная идентичность. Современные исследования достаточно полно описывают процесс становления профессиональной идентичности, однако при этом практически не уделяют внимания особенностям становления ценностно-смысловой системы в рамках данного процесса с учетом специфики осваиваемой профессиональной деятельности, что обусловливает актуальную проблему нашего исследования.
Целью исследования являлось изучение особенностей становления ценностно-смысловой сферы в связи с развитием профессиональной идентичности на примере специалистов психологического профиля.
Объект исследования: развитие профессиональной идентичности психологов.
Предмет: особенности становления ценностно-смысловой сферы в процессе развития профессиональной идентичности.
Исходя из целей исследования, нами сформулированы следующие задачи:
- на основе теоретического анализа научной литературы раскрыть содержание понятий профессиональной идентичности и ценностно-смысловой сферы личности в контексте ее профессионального становления;
- подобрать комплекс психодиагностических методик для исследования ценностно¬смысловой сферы и профессиональной идентичности психологов на различных этапах профессионального становления;
- провести психодиагностическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы и профессиональной идентичности психологов;
- провести статистический анализ и качественную интерпретацию результатов психодиагностического исследования.
Гипотеза исследования: процесс становления профессиональной идентичности начинается в период начала освоения профессиональной деятельности и продолжается в период накопления практического опыта, а также профессиональная идентичность является фактором, определяющим становление ценностно-смысловой системы психологов, и находится в тесной взаимосвязи с выраженностью значимых профессиональных ценностей.
Методологической основой исследования послужили: теория деятельности А.Н. Леонтьева, положения Д.А. Леонтьева о смысловой регуляции деятельности и поведения человека, концепция А.В. Серого о динамике ценностной сферы личности в процессе ее становления, модель развития ценностно-смысловой системы личности Б.С. Братуся, концепция профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер, модель профессиональной идентичности и маргинализма Е.П. Ермолаевой.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ, обобщение, систематизация и классификация научных сведений, методы психологической диагностики, методы математического и статистического анализа результатов исследования.
Исходя из целей исследования, нами был подобран следующий психодиагностический инструментарий:
1. Тест «Идентичность/Маргинализм профессионала» Е.П. Ермолаевой.
2. «Опросник инвариантов профессиональной идентичности» И.А. Филенко.
3. Методика исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер.
4. Методика ценностей Ш.Шварца.
5. Методика «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием методов проверки на нормальность распределений через асимметрию и эксцесс, непараметрического критерия U-Манна-Уитни, критерия Краскела-Уоллиса, однофакторного дисперсионного анализа, коэффициента ранговой корреляции r- Спирмена, а также с применением статистического пакета SPSS Statistics v. 17.0.
Эмпирическое исследование проводилось с 1.10 по 20.11 на базе Томского Государственного Университета. В исследовании приняло участие 55 человек в возрасте от 17 до 35 лет. Вся выборка исследования разделена нами на группы: студенты 1 курса факультета психологии - 20 человек (средний возраст 17,65 года ± 0,8 лет); студенты 5 курса факультета психологии - 20 человек (средний возраст 22,25 года ± 0,7 лет); практикующие психологи, окончившие учебное заведение - 15 человек (средний возраст 29,5 года ± 3,9 года).
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации научных сведений о процессе становления ценностно-смысловой системы в связи с формированием профессиональной идентичности личности.
Практическая значимость работы заключается в установлении взаимосвязей между процессом профессиональной идентичности специалистов психологического профиля и особенностями их ценностно-смысловой системы.
ВКР состоит из введения, отражающего методологические основы исследования, главы 1, содержащей теоретические основы исследования, главы 2, описывающей результаты исследования и их анализ, заключения, содержащего выводы по исследованию, списка литературы (содержащего 60 источников) и приложений. Основной объем работы составляет 76 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ценностно-смысловую сферу личности образуют две главные составляющие: система ценностных ориентаций и система личностных смыслов. Последние отражают субъективную значимость всех предметов, вещей и явлений для индивида, а ценностные ориентации отвечают за направленность личностной активности. Исходя из этого, ценностно-смысловая сфера выступает в качестве центрального ядра структуры личности, определяя ее направленность и являясь высшим уровнем регуляции социального поведения личности.
Ценностно-смысловые ориентации усваиваются человеком в обществе, но человек, будучи активным, также способен самостоятельно оказывать воздействие на их формирование посредством отбора, принятия или отвержения ценностей и идеалов, которые существуют в актуальной социальной среде. Система ценностно-смысловой ориентации личности складывается в рамках процесса социализации и является результатом сопоставления собственных потребностей, мотивов, интересов, убеждений человека с предъявляемыми общественными требованиями, нормами и идеалами.
Каждый жизненный этап рождает свои цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание и ощущение их смыслов исходя их социальных ценностей и биологических потребностей. Такого рода осмысленность цели дает человеку энергию для ее реализации, наделяя ее приоритетом. Отсутствие же осмысленности целей приводит к дезорганизации всей ценностной системы, что делает поведение человека «автоматизированным» и основанным на ожиданиях окружающих, нецеленаправленным, противоречивым вплоть до девиантного. Неопределенность личностных смыслов мешает человеку занять свое место в социальной системе, что оказывает на него еще более дезорганизующее действие.
Профессиональная идентичность представляет собой многомерное интегративное (личностно-групповое) социально-психологическое явление, представляющее собой степень отождествления с профессией и включенности в профессиональную группу на базе делового общения и социальных представлений, в результате чего происходит восприятие, а также эмоциональная оценка рассматриваемыми специалистами самих себя, характеристик профессии и группы.
Базовой характеристикой профессиональной идентичности является ее уровень, как результат ее развития, складывающийся из трех компонентов анализируемого явления: когнитивного, эмоционального и поведенческого (интерактивного и
мотивационного).
Система ценностно-смысловых ориентаций и уровень профессиональной идентичности являются взаимообусловливающими друг друга понятиями. Так, изначально человек выбирает профессию, имея уже свою систему ценностей и смысловых ориентаций и исходя из этой системы. Впоследствии, при освоении профессии и непосредственно реализации профессиональной деятельности происходит трансформация ценностно-смысловой системы.
Целью исследования являлось изучение особенностей становления ценностно-смысловой сферы в процессе развития профессиональной идентичности на примере студентов-психологов.
Для достижения поставленной цели нами был подобран психодиагностический инструментарий, направленный на исследование особенностей профессиональной идентичности и особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Все подобранные психодиагностические методики отвечают требованиям надежности и валидности.
В рамках нашего исследования мы установили особенность процесса профессиональной идентификации в контексте освоения специальности психолога: в рамках освоения теоретических знаний и практических навыков в период студенческого обучения отмечается индифферентное отношение студентов к данной профессии в контексте принятия себя в качестве специалиста и причисления к профессиональному сообществу. Интенсивный рост уровня профессиональной идентификации начинается с началом непосредственной реализации профессиональной деятельности в качестве практикующего психолога.
Также мы выяснили, что профессиональная идентичность психологов находится в постоянном процессе развития и трансформации, что характеризуется изменениями ее инвариантных компонентов. Повышенные уровни показателей инвариантов идентичности у студентов 1 курса могут быть связаны с высокими уровнями эмоционально-ценностного отношения к своей будущей профессии, что также проявляется в экспектациях (ожиданиях) относительно дальнейших профессиональных перспектив. Снижение данных характеристик у студентов пятикурсников связано с нарастающей неопределенностью относительно дальнейшего профессионального будущего. А дальнейшее снижение исследуемого показателя инвариантности связано со столкновением молодых психологов- профессионалов с реальным миром профессиональной деятельности, который несет с собой больше вопросов, чем ожидаемых ответов.
В ходе исследования установлено, что для студентов психологов и
профессиональных психологов не свойственно идеализировать свои профессиональные качества. Как одни, так и другие «признаются» сами себе в том, что не все профессиональные качества у них развиты, а также в том, что для них свойственны черты «непрофессионалов». Это говорит об адекватности профессиональной идентичности студентов психологов и профессиональных психологов, как рефлексивного процесса.
Для студентов характерна профессиональная идентичность на уровне моратория, характеризуемого кризисом идентичности, который к концу обучения переходит у некоторых из них в стадию достигнутой позитивной идентичности, сопровождающий профессиональную деятельность. При этом отметим, что и среди студентов разных курсов и среди профессиональных психологов отмечаются респонденты, проявляющие диффузную идентичность.
В связи с изучением ценностно-смысловых ориентаций мы установили, что для пятикурсников значимыми ориентациями являются те, которые связаны со значимыми жизненными достижениями, социальным статусом и семейными отношениями. Для профессиональных психологов характерными являются смысложизненные ориентации, связанные с оказанием помощи другим людям и соблюдения личностных интересов. Для первокурсников значимыми являются ориентации, связанные с познанием мира.
Проведенная статистическая обработка результатов исследования подтвердила значимость описанных выше особенностей, а также наличие корреляционных связей между показателями профессиональной идентичности и особенностями ценностно-смысловой сферы представителей профессии психологов.
Проведенное нами исследование показало, что процесс осознанной профессиональной идентичности психолога берет свое начало с момента начала профессиональной деятельности. В период студенчества профессиональная идентичность будущих профессионалов характеризуется кризисом.
Профессиональная идентичность включает в себя ценностно-смысловой уровень. Но ускоренное и значимое формирование профессиональной идентичности начинается только в профессиональной среде, когда молодой психолог сам становится субъектом профессиональной активности, а не объектом процесса профессионального образования. Исходя из этого, различия между группами студентов 1-го и 5-го курса являются не значимыми и в ряде аспектов поверхностно не связанными с профессиональной идентичностью, что происходит в силу слабой представленности у них реальных уровней профессиональной идентичности.



1. Абакумова И.В. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса / И.В Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, П.Н. Ермаков. - М.: КРЕДО, 2016. - 234 с.
2. Агафонов А.Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла [Текст] / А.Б. Агафонов. - Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2000. - 336 с.
3. Айбазова С.Р. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Москва, 2015. - 22 с.
4. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности// Психология личности и образ жизни. 8-ое изд. - М.: Наука, 2015. - С. 14-29.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Ленинград: Издательство Ленинградского Университета. - 1968. - 339 с.
6. Балецкая Л.Н. Атрибуты профессионального успеха // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №4. - С. 1-3.
7. Бехтер А.А., Гречко А.А., Чебарыкова С.В. Профессиональная идентичность будущих специальных психологов: эмпирическое исследование//Акмеология. - 2016. - №4. - С. 89 - 95.
8. Блинова Е. Е. Структура профессиональной маргинальности выпускников высших учебных заведений [Текст] / Е. Е. Блинова, С. В. Каминская // Актуальные проблемы профессионального развития личности: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред.: Л. М. Даукша, А. В. Ракицкая. - Гродно: ГрГУ, 2016. - С. 16-20.
9. Болдырева Т. А. Семантическое пространство профессиональной успешности сотрудников уголовно исполнительной системы / Т. А. Болдырева // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3 (44). - С. 103-115.
10. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Речь, 2002. - С. 130 - 139.
11. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - № 5. - С. 38 - 44.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
13. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. 7-ое изд., - М.: Наука,
2015. - 288 с.
14. Воронова Ю.В. Ценностно-смысловая сфера личности как ресурс формирования анти-коррупционного поведения: монография / под научн. ред. И.В. Калинина, канд. псих. наук, доцента. — Санкт-Петербургская академия следственного комитета Российской Федерации. - Санкт-Петербург, 2018. - 176 с.
15. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 43-52...60



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ