Формирование научно-технической политики в России на основе кооперации университетов и компаний
|
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Научно-техническая политика России 5
1.1 Эволюция научно-технической политики: отечественный и зарубежный
опыт 5
1.2 Корпоративная научно-техническая политика государственных и
частных компаний, в том числе малого и среднего предпринимательства 21
1.3 Статистика науки и инноваций 25
2 В поисках источников финансирования инновационных проектов:
университетский венчурный фонд вместо эндаумента? 35
2.1 Университеты как среда генерации малых инновационных предприятий 39
2.2 Университетский венчурный фонд: пример Национального
исследовательского Томского государственного университета 43
3 Инновационное предпринимательство в условиях формирования
государственной научно-технической политики 48
3.1 Трансформация отечественной отраслевой науки в рыночных условиях 48
3.2 Перспективы развития корпоративной научно-технической политики на
примере АО «НПО «НИКОР» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А 64
Приложение Б 68
Приложение В 70
Приложение Г 74
Приложение Д 75
Приложение Е 79
Приложение Ж 83
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Научно-техническая политика России 5
1.1 Эволюция научно-технической политики: отечественный и зарубежный
опыт 5
1.2 Корпоративная научно-техническая политика государственных и
частных компаний, в том числе малого и среднего предпринимательства 21
1.3 Статистика науки и инноваций 25
2 В поисках источников финансирования инновационных проектов:
университетский венчурный фонд вместо эндаумента? 35
2.1 Университеты как среда генерации малых инновационных предприятий 39
2.2 Университетский венчурный фонд: пример Национального
исследовательского Томского государственного университета 43
3 Инновационное предпринимательство в условиях формирования
государственной научно-технической политики 48
3.1 Трансформация отечественной отраслевой науки в рыночных условиях 48
3.2 Перспективы развития корпоративной научно-технической политики на
примере АО «НПО «НИКОР» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А 64
Приложение Б 68
Приложение В 70
Приложение Г 74
Приложение Д 75
Приложение Е 79
Приложение Ж 83
Отечественная экономика крепко прикована к сырьевым доходам, получаемым при экспорте природных ресурсов страны, на которые все еще существует спрос (нефтегазовые доходы Федерального бюджета в 2017 году - 39,6%). В результате экономическое состояние страны во многом зависит от волатильности мировых цен на сырьевые товары, что периодически провоцирует кризис. Затянувшийся финансово-экономический кризис, введенные Западом санкции, ограничивающие деятельность российских компаний, в том числе в нефтегазовом секторе. В связи с этим встает острая необходимость сосредоточить усилия на развитии перерабатывающих производств с использованием новых технологий, увеличении качества отечественной продукции и конкурентоспособности предприятий и, как следствие, качественное увеличение темпов роста экономики страны.
Все вышеперечисленные проблемы может решить массовые переход на инновационный путь развития страны, где тесное сотрудничество между наукой и бизнесом является основополагающим фактором генерации и коммерциализации прорывных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Прежде всего необходимо составить эффективную научно-техническую политику и не только со стороны государства, но и со стороны компаний, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в получении конкурентных преимуществ от синергии с вузами. В результате каждый из участников инновационного процесса останется в выигрыше.
Степень разработанности темы. Оценить результаты научно-технического прогресса проблематично как с методологической, так и с точки зрения достоверности данных. Однако данная тема продолжает привлекает авторов со всего мира. Наиболее значимые работы представлены авторами тех стран, где инновации стали неотъемлемой частью общественной жизни. Среди них К. Кемпбелл, К. Швабе,
Данные обстоятельства подтверждают своевременность и актуальность темы исследования, предопределили его цель и задачи.
Цель работы - изучение научно-технической политики, как комплекса государственной и корпоративной политик.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования научно-технической политики;
- проанализировать нормативно-законодательную базу, регулирующую научно-техническую политику;
- исследовать эффективность реализации нормативно-законодательной базы;
- дать характеристику исследуемым инструментам взаимодействия между государством, наукой и бизнесом;
- выявить существующие проблемы и перспективы для всех участников инновационного процесса.
Предмет исследования - научно-техническая политика в России.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Национальный исследовательский Томский государственный университет.
В качестве методов исследования использовались: описание, теоретический анализ, сравнительный анализ, системный подход.
Новизна исследования состоит в изучении формирования научно-технической политики, как комплекса государственной и корпоративной политик.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о роли интеграции государства, науки и бизнеса как равнозначно важных объектов инновационной деятельности для реализации научно-технической политики.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные рекомендации по формированию и привлечению инвестиций способны обеспечить эффективный переход к инновационной экономике.
Информационная база исследования составлена с использованием данных о деятельности АО «НПО «НИКОР», ООО «ИТМО Венчур Партнерс», ООО «ЛОГОДЕРМ», DI-Group, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Базы данных хозобществ на сайте «Учета и мониторинга малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы», статистических сборников «Наука. Технологии. Инновации: 2017», «Индикаторы инновационной деятельности; 2017».
Структурно бакалаврская работа включает: введение, три главы, заключение, список литературы из 55 источников и 7 приложений.
Все вышеперечисленные проблемы может решить массовые переход на инновационный путь развития страны, где тесное сотрудничество между наукой и бизнесом является основополагающим фактором генерации и коммерциализации прорывных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Прежде всего необходимо составить эффективную научно-техническую политику и не только со стороны государства, но и со стороны компаний, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в получении конкурентных преимуществ от синергии с вузами. В результате каждый из участников инновационного процесса останется в выигрыше.
Степень разработанности темы. Оценить результаты научно-технического прогресса проблематично как с методологической, так и с точки зрения достоверности данных. Однако данная тема продолжает привлекает авторов со всего мира. Наиболее значимые работы представлены авторами тех стран, где инновации стали неотъемлемой частью общественной жизни. Среди них К. Кемпбелл, К. Швабе,
Данные обстоятельства подтверждают своевременность и актуальность темы исследования, предопределили его цель и задачи.
Цель работы - изучение научно-технической политики, как комплекса государственной и корпоративной политик.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования научно-технической политики;
- проанализировать нормативно-законодательную базу, регулирующую научно-техническую политику;
- исследовать эффективность реализации нормативно-законодательной базы;
- дать характеристику исследуемым инструментам взаимодействия между государством, наукой и бизнесом;
- выявить существующие проблемы и перспективы для всех участников инновационного процесса.
Предмет исследования - научно-техническая политика в России.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Национальный исследовательский Томский государственный университет.
В качестве методов исследования использовались: описание, теоретический анализ, сравнительный анализ, системный подход.
Новизна исследования состоит в изучении формирования научно-технической политики, как комплекса государственной и корпоративной политик.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о роли интеграции государства, науки и бизнеса как равнозначно важных объектов инновационной деятельности для реализации научно-технической политики.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные рекомендации по формированию и привлечению инвестиций способны обеспечить эффективный переход к инновационной экономике.
Информационная база исследования составлена с использованием данных о деятельности АО «НПО «НИКОР», ООО «ИТМО Венчур Партнерс», ООО «ЛОГОДЕРМ», DI-Group, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Базы данных хозобществ на сайте «Учета и мониторинга малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы», статистических сборников «Наука. Технологии. Инновации: 2017», «Индикаторы инновационной деятельности; 2017».
Структурно бакалаврская работа включает: введение, три главы, заключение, список литературы из 55 источников и 7 приложений.
В данной выпускной квалификационной работе была раскрыта тема «Формирование научно-технической политики в России на основе кооперации университетов и компаний». На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. Научно-техническая политика должна быть сформирована всеми участниками инновационного процесса для определения ориентиров дальнейшего развития на всех уровнях;
2. Государственная научно-техническая политика должна существовать не только на бумаге, но и на деле: необходим регулярный контроль за реализацией сформированной нормативно-правовой базы с целью обнаружения недочетов и своевременного принятия необходимых мер. Политика государства по отношению к инновациям должна быть гибкой и, что называется, держать руку на пульсе;
3. Сотрудничество университетов и компаний оказывает позитивное влияние на всех участников интеграционного процесса: подготовка квалифицированного персонала, экспертное консультирование; синергия в исследованиях и создание передовых НИОКР, способных увеличить в разы конкурентоспособность компании с одновременным повышением рейтингов университетов;
4. Развитие эндаумент-фондов на базе университетов формирует постоянный «вечный» доход, за счет которого университет способен профинансировать наиболее перспективные разработки, созданные в стенах вуза студентами и учеными.
Во 2 главе мы провели сравнительный анализ эндаумент-фондов Гарварда и Томского государственного университета. В НИ ТГУ эндауент еще молод и потому мал, но при осознании его значимости в обеспечении деятельности вузов с одновременным развитием благотворительности, мы можем добиться значительных успехов и снизить бюджетную зависимость.
5. Компаниям для реализации корпоративной НТП целесообразно сотрудничать с университетами напрямую или через создание собственного Я&И-подразделения с последующим подбором высококвалифицированного персонала, в том числе из вузов.
Сравнительный анализ основных показателей деятельности К&И-центров, Xerox PARC и НИОСТ американского Xerox Corporation и российского «СИБУР Холдинг» соответственно, позволил сделать вывод, что на НИОКР должны выделяться значительные средства из года в год, исследователям необходимо предоставлять свободу для творчества, а главное - приобщать студентов к науке, обучать их и предоставлять работу в Я&Н-центрах.
6. При доброкачественной реализации уже существующих в России нормативно-правовых актов компании и университеты способны перейти на новую ступень развития по сравнению с аналогичными российскими организациями;
7. Не стоит недооценивать прошлый опыт: созданные в Советском Союзе Научно¬промышленные объединения под руководством Научно-исследовательских институтов и в наши дни являются хорошими примерами реализации корпоративной НТП.
В практической части выпускной квалификационной работы была проанализирована деятельность Акционерного общества «Научно-производственное объединение «НИКОР», осуществляющего свою деятельность с 1989 года в городе Томске. Компания является представителем малого и среднего предпринимательства и занимается разработкой инновационного электрохирургического оборудования для хирургии и ветеринарии. Реорганизация компании и инициатива руководства не останавливаться на достигнутом и следовать по инновационному пути развития, позволило в 2015 году значительно увеличить прибыль.
Мы наблюдаем позитивную тенденцию формирования инновационного пула на примере Томска и Томской области. Все больше предпринимателей интересуется государственными программами инновационного развития, подстраивают свою корпоративную научно-техническую политику под объявленные приоритетные направления, обращаются за помощью в университеты, выступают заказчиками для МСП или исполнителями закупок в соответствии с 223-ФЗ.
1. Научно-техническая политика должна быть сформирована всеми участниками инновационного процесса для определения ориентиров дальнейшего развития на всех уровнях;
2. Государственная научно-техническая политика должна существовать не только на бумаге, но и на деле: необходим регулярный контроль за реализацией сформированной нормативно-правовой базы с целью обнаружения недочетов и своевременного принятия необходимых мер. Политика государства по отношению к инновациям должна быть гибкой и, что называется, держать руку на пульсе;
3. Сотрудничество университетов и компаний оказывает позитивное влияние на всех участников интеграционного процесса: подготовка квалифицированного персонала, экспертное консультирование; синергия в исследованиях и создание передовых НИОКР, способных увеличить в разы конкурентоспособность компании с одновременным повышением рейтингов университетов;
4. Развитие эндаумент-фондов на базе университетов формирует постоянный «вечный» доход, за счет которого университет способен профинансировать наиболее перспективные разработки, созданные в стенах вуза студентами и учеными.
Во 2 главе мы провели сравнительный анализ эндаумент-фондов Гарварда и Томского государственного университета. В НИ ТГУ эндауент еще молод и потому мал, но при осознании его значимости в обеспечении деятельности вузов с одновременным развитием благотворительности, мы можем добиться значительных успехов и снизить бюджетную зависимость.
5. Компаниям для реализации корпоративной НТП целесообразно сотрудничать с университетами напрямую или через создание собственного Я&И-подразделения с последующим подбором высококвалифицированного персонала, в том числе из вузов.
Сравнительный анализ основных показателей деятельности К&И-центров, Xerox PARC и НИОСТ американского Xerox Corporation и российского «СИБУР Холдинг» соответственно, позволил сделать вывод, что на НИОКР должны выделяться значительные средства из года в год, исследователям необходимо предоставлять свободу для творчества, а главное - приобщать студентов к науке, обучать их и предоставлять работу в Я&Н-центрах.
6. При доброкачественной реализации уже существующих в России нормативно-правовых актов компании и университеты способны перейти на новую ступень развития по сравнению с аналогичными российскими организациями;
7. Не стоит недооценивать прошлый опыт: созданные в Советском Союзе Научно¬промышленные объединения под руководством Научно-исследовательских институтов и в наши дни являются хорошими примерами реализации корпоративной НТП.
В практической части выпускной квалификационной работы была проанализирована деятельность Акционерного общества «Научно-производственное объединение «НИКОР», осуществляющего свою деятельность с 1989 года в городе Томске. Компания является представителем малого и среднего предпринимательства и занимается разработкой инновационного электрохирургического оборудования для хирургии и ветеринарии. Реорганизация компании и инициатива руководства не останавливаться на достигнутом и следовать по инновационному пути развития, позволило в 2015 году значительно увеличить прибыль.
Мы наблюдаем позитивную тенденцию формирования инновационного пула на примере Томска и Томской области. Все больше предпринимателей интересуется государственными программами инновационного развития, подстраивают свою корпоративную научно-техническую политику под объявленные приоритетные направления, обращаются за помощью в университеты, выступают заказчиками для МСП или исполнителями закупок в соответствии с 223-ФЗ.
Подобные работы
- Кластерный подход - эффективный способ взаимодействия научно-образовательного комплекса с бизнесом (на примере Томских вузов)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ СИНДЗО АБЭ (2012-2020 ГТ.)
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы и перспективы формирования инновационных кластеров в национальной экономике: региональный аспект (на примере Томской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка и совершенствование технологий продвижения продукции на основе ивент-маркетинга (событийного маркетинга-менеджмента) на предприятии
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Реализация государственной инновационной политики на региональном уровне: проблемы и
направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Повышение энергоэффективности отечественных компаний на основе
использования инноваций
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Проект построения системы материального стимулирования персонала по Key
Performance Indicators (KPI) на основе имитационного моделирования бизнес-
процессов массового обслуживания
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016





