Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы и перспективы формирования инновационных кластеров в национальной экономике: региональный аспект (на примере Томской области)

Работа №11494

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1021
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
1 Кластерная форма интеграции хозяйствующих субъектов - 11
системный подход
1.1 Сравнительный анализ интеграционных форм бизнеса 11
1.2 Понятие кластера, отличительные черты, принципы построения 18
1.3 Кластеры как основа для роста международной 30
конкурентоспособности национальной экономики
2 Построение национальной инновационной среды - 40
институциональный аспект
2.1 Эффективные формы взаимодействия субъектов инновационного 40 развития национальной экономики
2.2 Региональная кластерная политика - инструмент повышения 51
инновационности российской экономики
2.3 Кластерный подход - эффективный способ взаимодействия 68
научно-образовательного комплекса с бизнесом (на примере Томских вузов)
3 Социальная ответственность 82
Заключение 89
Список используемых источников 93
Приложение А Основополагающие принципы построения кластера 98


На сегодняшний день в России появилась необходимость перехода на инновационные направления развития. Это необходимо для того, чтобы укрепить конкурентные позиции в рамках нового технологического уклада.
Переход к социально ориентированному инновационному типу развития экономики на сегодняшний день будет одним из приоритетных направлений государственной политики. Об этом свидетельствует то, что принят ряд законодательных документов на различных уровнях власти. Но, в процессе перехода к инновационному укладу экономики появляется немало препятствий: значительное отставание технологического уровня развития предприятий РФ, неготовность менеджмента кардинально менять подходы к ведению бизнеса и т.д.
Развитие в инновационном ключе экономики России предполагает постоянное внедрение нововведений: в производственные и технологические процессы, в процессы управления, организации, обучения. Одна из современных форм организации, на основании которой можно реализовать объединение инновационных разработок и производства, являются кластеры. Одной из важнейших задач в рамках кластерной политики является формирование условий, которые позволяют внедрять новые технологии и проводить перевооружение промышленности.
Основы теории кластерного развития [10] были заложены в работах М. Портера, где он впервые ввел понятие кластера, ссылаясь на труды А. Маршалла, которым было установлено, что конкурентоспособное развитие экономики страны во многом зависимо от локальных концентраций специализированных отраслей. Дальнейшие научные исследования теоретических и практических аспектов кластерного подхода нашли отражение в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как: Андерсон Т., Энрайт М., Розенфельд С., Эзкан С., Маркусен Э., Гордон И., МакКэнн П., Газлер Х., Цихан Т.В., Марков Л.С., Ягольницер М.А., Ферова И.С., Ворожбит О.Ю., Пилипенко И., Дранев Я.Н.
Несмотря на огромное внимание, которое уделяется учеными из России теории кластерного развития, существует огромное количество вопросов, которые требуют уточнения и детальной проработки для практического применения в экономике России. Кластерный подход, который является признанным фактором для активизации инновационного развития в рамках регионов, требует глубокого исследования для того чтобы разработать практические механизмы реализации, что подтверждает актуальность данного исследования и определяет его цели и задачи.
Основной целью исследования является анализ проблем, связанных с формированием инновационных кластеров на территории Томской области, а также выявление дальнейших перспектив развития особой экономической зоны «Томск».
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Сравнить и проанализировать интеграционные формы бизнеса, выявить основные преимущества кластерной формы интеграции.
2. Обобщить международный опыт кластеризации экономики.
3. Определить эффективные формы взаимодействия субъектов инновационной среды в рамках национальной экономики.
4. Проанализировать эффективность региональной кластерной политики.
5. Оценить эффективность взаимодействия научнообразовательного комплекса с бизнесом на примере Томска.
Объектом исследования является инновационный кластер как инструмент повышения конкурентоспособности региона.
Предметом исследования выступают экономические отношения, которые складываются в процессах территориальной организации региональной экономики, и обусловленные ими возможности и перспективы социально-экономического развития региона.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в систематизации подходов и методов реализации кластеризации региональной экономики, обобщение зарубежного опыта кластеризации региональной политики, на основе оценки конкурентных преимуществ Томской области сформулированы перспективы дальнейшего развития ОАЗ «Томск». Проведенное исследование опиралось на системно-синергетическом подходе к исследуемым процессам и объектам. В процессе исследований автором были использованы методики системного анализа, экспертных оценок, экономико-статистический метод.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ, сведения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, материалы научных публикаций, статей и монографий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В практической части данного исследования был изучен такой феномен современной экономики как инновационный кластер, его отличительные черты, принципы построения, отличительные особенности от других форм интеграционных объединений, а также международный опыт кластеризации экономики. Также была проанализирована кластерная модель развития на основе «тройной спирали» как наиболее эффективная модель взаимодействия субъектов инновационного развития национальной экономики, ее преимущества и опыт Томского научно-образовательного комплекса в формирования данной модели. Практическая часть данного исследования акцентировала свое внимание на взаимодействие научно-образовательного комплекса с бизнесом на примере города Томска, в котором в 2005 году была создана особая экономическая зона «Томск».
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
• Кластер по сравнению с другими формами интеграции хозяйствующих субъектов является самой «мягкой», а также наиболее адаптированной к динамичному изменению рыночной конъюнктуры и развитию научно - технического прогресса, что является необходимым условием конкурентоспособности в современной экономики. Это обусловлено тем, что кластер - продукт стихийного развития экономической среды, отличительная черта которого гибкость, подвижность состава и структуры внутреннего устройства.
• Кластер является сетевой структурой формируемой на основе кооперации предприятий и организаций в процессе создания определенного продукта, тесно связанные между собой отрасли, способствуют росту конкурентоспособности друг друга. Для экономики всего государства кластеры исполняют роль точек роста внутреннего рынка.
• Международный опыт создания инновационных кластеров показывает, что в данном процессе государство, формируя условия функционирования кластеров, играет очень важную роль. Не смотря на разную степень участия государства в разных странах, его основной задачей является построение качественной инфраструктуры, а также создание связи бизнеса с университетами и научными подразделениями. Особенно интересен в данном вопросе опыт развивающихся стран: Индии и Тайваня.
• Модель «Тройной спирали» является наиболее эффективной моделью построения инновационных кластеров, обеспечивающая его эффективность за счет совместной деятельности государства, бизнеса и научного сообщества. Центром, генерирующими новые технологии и формы предпринимательства, становятся именно университеты, что обусловлено интенсификацией и усложнением инновационных процессов в обществе.
• Эффективным инструментом инновационного развития является кластерная политика, реализация которой способствует созданию системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования. Основополагающим документом, прописывающим рамки кластерной политики в России, является «Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В 2012-2015 г. был проведен конкурс по отбору пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, в рамках которого 14 из них были признаны центрами, представляющих мощный научнопроизводственных конгломерат. Кластер «Фармацевтика, медицинская техника и. информационные технологии Томской области» также вошел в это число.
• Внедрение инноваций в российских регионах, а также динамика инновационного развития происходит крайне неравномерно. Анализ динамики инновационного развития за 2010, 2011 и 2015 годы показывает значительную волатильность позиций регионов. Стабильность состава субъектов РФ, находящихся на полюсах инновационного развития, сочетается с постоянным движением и сменой лидеров в середине рейтинга.
• Мощный научно-образовательный комплекс, генерирующий новые технологии является центром кластерного развития Томской области. Интеграция вузов в инновационную экономику происходит на нескольких уровнях. В настоящий момент, главным образом, развивается взаимодействие томских вузов с государством, взаимодействие с бизнесом остается серьезной проблемой и осуществляется преимущественно только в качестве поставщика кадров. Однако университеты уже начали активно принимать участие в формирование «Тройной спирали», создавая внутри университета наукоемкие компании, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории. Также томские вузы активно сотрудничают с резидентами ОЭЗ ТВТ «Томск», выполняя научноисследовательские проекты по заказам предприятий, разрабатывая образовательные программы, в том числе по проектам ОАО «Роснано».
• ОЭЗ ТВТ «Томск» стала мощной «точкой роста» региона, также важно, что она помогла существенно преобразить облик студенческого города и усилить его статус инновационной столицы Сибири. 2015 год для развития ОЭЗ "Томск" прошел под знаком качественного развития проектов резидентов, заполнения существующих объектов инфраструктуры и строительства резидентами собственных научно-производственных зданий. С каждым годом увеличивается количество привлеченных государственных и частных инвестиций, а также число рабочих мест. К 2020 году на территории ОЭЗ "Томск" должно быть создано 7,15 тысячи рабочих мест, инвестиции резидентов в ОЭЗ к этому времени составят 25 млрд рублей, а объем продаж инновационной продукции превысит 32 млрд рублей. Также, к 2020 году резиденты ОЭЗ "Томск" уплатят в бюджеты всех уровней более 11,5 млрд рублей.



1. Лисин В.С. Формирование концептуальных основ организационно - экономического развития черной металлургии в условиях глобальной конкуренции: дис. д-ра экон. наук / РГБ. М., 2006. 352с.
2. Мезенцева О. Е. Оценка экономической эффективности интеграции промышленных предприятий: дис. канд. экон. наук / РГБ. М., 2011. 164 с.
3. Иванова О.П. Маркетинговый подход к формированию межрегиональных интегрированных компаний в России // Экономист. 2012. № 8. С. 40-44.
4. Боуш Г.Д. Бизнес-кластеры: категориально-системное
представление: монография. Омск: ОМГУ, 2011. 242 с.
5. Хасаншина Н.Б. Экономические цели и мотивы корпоративной интеграции // Вестн. СПбГУ. Сер. Экономика. 2013. № 2. С. 100-108.
6. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учеб. пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. 142 с.
7. Портер М. Конкуренция / М. :Вильямс, 2005. 495 с.
8. Ларионова Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та.: « Наука». 2010. №14. С.37-44.
9. Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. 2011. № 5. Р. 9-15.
10. Ковалев Ю.П. Кластерный подход к изучению туристской сферы России // Теория социально-экономической географии: синтез современных знаний: Смоленск. 2014. С.101-107.
11. Dalum B., Pedersen Ch., Villumsen G. Technological Life of Cycles: Regional Clusters Facing Disruption / DRUID / IKE GROUP. Aalborg, 2002. р.45
12. Bergman E.M. and Feser E.J. Industrial and Regional Clusters and Comparative Applications, Regional Research Institute. WVU. 1999 [Электронный ресурс] // cfqn Dt,,er URL:http://www.rri.wvu.edu/Webbook (дата обращения 23.05.2016)
13. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Москва-Смоленск: Ойкумена, 2015. 496 с.
14. Regional Clusters in Europe. Observatory of European SMEs. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2012. № 3. Р. 15.
15. Егоров С.А. Промышленный кластер как развитая форма производственной кооперации // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 31-40.
16. Алейникова И.С. Модели организации региональных
промышленных кластеров: обзор международного опыта. М.: Синергия Прес, 2013. 117 с.
17. Прохорова Н. Г. Кластеры в национальной экономике [Электронный ресурс ] // Электронный журнал ВлГУ. 2014. № 3. С. 21-28.
18. Цихан, Т. В. Кластерная теория экономического развития // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5. С. 23-27.
19. Clusters and Cluster Development [Электронный ресурс] // Institute foe strategy and competitiveness. 2014. URL: http:/www.isc.hbs.edu/ecom- clusters.htm (дата обращения: 03.03.2016).
20. Самострокова Е. С. Классификация кластеров предприятий // Молодой ученый. 2012. №1. С. 141-143.
21. Марков, Л.С. Мезоэкономические системы: проблемы типологии // Экономика и Социология. 2014. № 1. С.18-44.
22. Markusen A. Sticky places in slippery space: A typology of industrial districts // Economic Geography. 2010. №3. P. 293-313.
23. Емельянов В.Е. Структуры международного бизнеса: учеб. пособие. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2013. 88 с.
24. Агеева Е.В. Проблемы реализации кластерной политики в России // Транспортное дело России. 2010. №10. С. 25-30
25. Куценко Е. С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства // Обозреватель. 2012. № 11. С. 112-120.
26. Губайдуллина Ф.С. Роль государства в создании инновационных кластеров // Регион: экономика и социология. 2011. № 3. С.247-259.
27. Михайлов А.С. Формирование международных
кластеров в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2013. № 1. С. 53-61.
28. Дежина И., Киселева В. «Тройная спираль» в инновационной системе России // Вопросы экономики. 2012. №12 С. 25-30.
29. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии. М.: ТУСУР, 2014. 238 с.
30. Ketels С. The development of the cluster concept - present experience and further development. 2012 [Электронный ресурс ], // Кластер URL:http:/www.isc.hbs.edu/ecom-clusters.htm (дата обращения 23.05.2016)
31. Голиченко О.Г. Программы стратегического партнерства государства и частного бизнеса // Взаимодействие государства и бизнеса в системе инновационного развития российской экономики. М.: ИЭ РАН, 2007.
32. Горденко Г. В. Инновационное развитие регионов России по «Тройной спирали» // 8-ая международная научно-практическая конференция (Москва, 31мая - 1июня 2012г.): труды / ИНИОН РАН. М.: ИНИОН РАН, 2012. Ч.1. С.252-256.
33. Холоднова Ю.С. Существуют ли кластеры в России? // Вестник Волжского университета им.В.Н. Татищева. 2014. №16. С.470-474.
34. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России от теории к практике // Форсайт. 2012. №3. С. 16-27.
35. Агеев Д. Кластерный подход в управлении промышленными предприятиями // Предпринимательство. 2012. №6. С. 13-18.
36. Кузнецов В.П., Гагарина Е.П. Изучение решений по развитию продукта в промышленности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №3. С. 134-141.
37. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года от 17.10.2008 №1662-р.
38. Объявление о формировании перечня пилотных программ развития
инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России. 2014. URL:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201203 19_001 (дата обращения: 03.03.2016).
39. Участие в кластерных программах [Электронный ресурс] // Санкт- Петербургский государственный экономический университет. 2014. URL: http://engec.ru/soderzhimoe/innovacionnayadeyatelnost/uchastie-v-klasternyh- programmah (дата обращения: 22.01.2016).
40. В декабре кластеры получат деньги [Электронный ресурс] // Российская кластерная обсерватория. 2013. URL: http://cluster.hse.ru/news/1298/ (дата обращения: 03.03.2016).
41. Регионы оказались на разных полюсах инновационного развития [Электронный ресурс] // Российская кластерная обсерватория. 2014. URL: http://cluster.hse.ru/news/1386/ (дата обращения: 14.03.2016).
42. Формирование технологических платформ [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России. 2012. URL: http://www.economy.gov.ru/mi- nec/activity/sections/innovations/formation/ (дата обращения: 24.02.2016).
43. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
44. Объем частных инвестиций в Томскую ТВЗ превысили бюджетные вложения на 75% [Электронный ресурс] // НИА Томск. 2014. URL: http: //referendum.tomsk.ru/topic. phtml?id=3232&view=news (дата обращения: 01.04.2016).
45. Новости [Электронный ресурс] // Особая экономическая зона технико-внедренческого типа г.Томск. 2010. URL: http://www.oez.tomsk.ru/ (дата обращения: 10.02.2016).
46. Спицын В.В. Анализ процессов интеграции Томских вузов в инновационную экономику в период кризиса // Известия Томского Политехнического университета. 2012. №6. С. 13-18.
47. Кобзева Л.В., Пудкова В.В., Уваров А.Ф. Опыт взаимодействия ТУСУР с институтами развития России [Электронный ресурс] // Инновационная Россия. Проблемы и опыт. 2012. URL: http://transfer.eltech.ru/innov/archive.nsf/business,education,fund,training (дата обращения: 10.10.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ