Аннотация 2
Введение 7
1 Теоретические основы развития выносливости у легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки 9
1.1 Определение выносливость и ее виды 9
1.2 Характеристика этапа начальной подготовки 22
1.3 Средства и методы развития общей выносливости легкоатлетов 25
2 Методы и организация исследования 41
2.1 Методы исследования 41
2.2 Организация исследования 43
3 Разработка методики развития выносливости у легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки 45
3.1 Предварительные результаты оценки выносливости у легкоатлетов 45
3.2 Применение специальных средств и методов развития выносливости у
легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки 46
3.3 Оценка эффективности применения методики развития выносливости у
легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки 54
Выводы 58
Список литературы 59
Актуальность. Выносливость - одно из важнейшее физических качеств, которое проявляется как в профессиональной, спортивной деятельности, так и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека и функционирование его организма.
Выносливость существенна в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат ( ходьба, бег на средние и длинные дистанции), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия. Помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки и пр.)[13]
На развитие общей физической подготовки и соответственно на спортивный результат, влияет методика развития общей выносливости, которая предусматривает определенный порядок применения средств и методов тренировки, введение последовательной аэробной работы той или иной направленности [33].
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития общей выносливости в соответствии с установленными требованиями.
Цель исследования: разработать методику развития выносливости у легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки и проверить ее эффективность в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования: тренировочный процесс легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика развития выносливости у легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы развития выносливости у легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки.
2. Разработать методику развития выносливости у легкоатлетов 12 -14 лет на этапе начальной подготовки
3 . Оценить эффективность применения методики развития выносливости в
тренировочном процессе легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение в тренировочном процессе метода непрерывного бега, интервального метода в сочетании со специальными средствами будет способствовать повышению уровня выносливости у легкоатлетов 12-14 лет на этапе начальной подготовки.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, трех подпунктов в первой главе, двух подпунктов во второй главе, трех подпунктов в третьей главе, вывод, списка литературы. Список литературы включает тридцать пять источников. Общий объем курсовой работы составляет 54 страниц компьютерного набора текста, включая две таблицы, трех рисунков.
1. Выявлено, на основании научно-методической литературы, что современный спорт требует от легкоатлетов 12 -14 лет высокого уровня развития выносливости, необходимой для достижения высоких результатов в соревновательной деятельности. Выносливость является одним из основных показателей роста спортивных результатов, наряду с овладением техники бега.
2. В тренировочном процессе экспериментальной группы была разработана и внедрена в течение шести месяцев методика развития выносливости с использованием метода непрерывного бега (в равномерном или переменном темпе), интервального метода. Данные методы реализовывались через следующие средства: равномерный длительный бег, темповой бег, фартлек, интервальный бег, бег в гору, бег по мягкому грунту, прыжковые упражнения, ускорения и ритмовые пробежки, бег с утяжелителями (тележкой), силовые упражнения со штангой, восстановительные мероприятия (баня, бассейн), динамические упражнения.
3. Сравнительный анализ показателей выносливости ЭГ и КГ позволил выявить достоверные (р <0,05) межгрупповые различия в тестах:12 - минутный бег, 6- минутный бег, контрольный бег 3000м. Ha заключительном этапе экспериментальной работы была доказана эффективность применения экспериментальной методики развития выносливости у легкоатлетов 12 -14 лет на этапе начальной подготовки.
1. Алабин, В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: Учебное пособие / В.Г. Алабин. - Челябинск, 1977. - 325 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
3. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии /Т.М. Балыхина.
- М.:МГУП, 2000, - 160 с.
4. Басик, Т. В. Способ оценки специальной выносливости таэквондистов / Т.В. Басик, Ю.Б. Калашников, В.В. Шиян. - Теория ипрактика физической культуры, 2001, № 1. - С. 28.
5. Бернштейн, Н. А. «О построении движений» / Н.А. Бернштейн. - М.: 1947.
- 227 с.
6. Биологические и педагогические аспекты выносливости: Материалы Всесоюзного симпозиума / Теория и практика физической культуры. 1972. № 8. - С. 29-33.
7. Благуш, П. К теории тестирования двигательных способностей / Перевод с чешского / П.К. Балгуш. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с.
8. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 193 с.
9. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
10. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
11. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений / Г.П. Виноградов. - М.: Советский спорт, 2009
- 328 с.
12. Волков, Н. И. Биохимические основы выносливости спортсмена// Теория и практика физической культуры / Н.И. Волков. - 1967. - №3 - с. 15-21
13. Влияние регулярных занятий бегом на уровень общей физической подготовленности юношей / А.С. Махов, С.Ю. Завалишина, В.П. Оспищев, Д.А. Ходеев // Теория и практика физической культуры. - 2023.- № 5. - С. 39-41.
14. Верхошанский Ю.В. Силовая подготовка бегунов на средние дистанции / Ю.В. Верхошанский В. А. Сиренко//Легкая атлетика. - 1983. - № 12. - С.9-10.
15. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ю.А. Ермолаев. - М., 2001. - 444 с...35