Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информационная война и язык как один из способов ее ведения 7
1.1 К определению понятий «информация» и «информационное общество» 7
1.2 Роль масс-медиа в формировании картины мира 9
1.3 К определению понятия «информационная война» 13
1.4 «Новость» как медиажанр 18
1.5 Характеристика информационного агентства United Press International 23
Выводы по первой главе 24
2. Коммуникативные стратегии информационной войны в американском СМИ
United Press International 25
2.1 К определению понятий «коммуникативная стратегия» и
«коммуникативная тактика» 25
2.2 Типология коммуникативных стратегий 29
2.3 Коммуникативные стратегии и тактики, используемые при описании
начала специальной военной операции 32
2.4 Коммуникативные стратегии и тактики, используемые при описании
событий в Буче 43
2.5 Коммуникативные стратегии и тактики, используемые при описании
боев за Северодонецк 52
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Современное общество исследователи характеризуют как «информационное», приоритетным аспектом которого является производство и использование научно-технической и другой информации. Большую роль в передаче информации играют СМИ, которые не только распространяют ее, но и создают медиареальность, формируют у своей аудитории определенную картину мира. С развитием СМИ и сети Интернет медиасообщения стали трансляторами ценностей, на основе которых строятся знания и убеждения людей. Влиянием масс-медиа активно пользуются бизнес-элиты и власть, агенты влияния и общественные движения, чтобы убедить общественность принять их позицию относительно оценки событий и явлений современного мира.
СМИ является одним из основных инструментов ведения информационной войны. Информационная война представляет собой воздействие посредством особых коммуникативных практик прежде всего в медиатексте с целью достижения определенных стратегических целей. Через медиатексты оппоненты транслируют свои установки, пользуясь различными языковыми приемами и средствами, устанавливают контроль над когнитивными установками адресата.
Информационная война является объектом изучения многих научных дисциплин, в том числе и лингвистики (А.Д. Васильев, Л. В. Коцюбинская, Ф.Е. Подсохин, Н.М. Потапова). Однако совершенствование «языкового арсенала» СМИ не прекращается, поэтому актуальной остается проблема выявления современных лингвистических аспектов информационных войн. Этим обуславливается актуальность нашей работы.
Исследование особенностей коммуникативных стратегий, отраженных в текстах СМИ является одним из актуальных направлений исследований современного гуманитарного знания (Д.Ш. Магомедова, Ю. Р. Перепелицына, Н.В. Сальникова, О.Ю. Шмелева). Однако тексты, распространяемые СМИ, в зависимости от материального носителя претерпевают изменения: трансформируется жанровая организация, коммуникативные стратегии получают разное тактическое оформление, языковое воплощение.
Актуальность работы обусловлена и обращением к анализу коммуникативных стратегий СМИ, используемых в рамках информационной войны (В.Р. Муравьева, М.В. Приходько, Ю.Р. Тагильцева и др.). В настоящее время в рамках информационного общества стратегии информационной войны получают иное воплощение, используя технологические достижения. Они нуждаются в детальном изучении. Так, коммуникативные стратегии информационной войны в контексте специальной военной операции на Украине, начавшейся 24 февраля 2022 г., не получили описания в научных работах.
Объектом исследования являются новостные тексты американского СМИ United Press International, представленные в сети Интернет в период с 24.02.2022 г. по 20.06.2022 г.
Предмет исследования - коммуникативные стратегии
информационной войны в новостных текстах.
Цель работы - описать используемые коммуникативные стратегии информационной войны в новостных текстах американского СМИ в данный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать научно-терминологический аппарат работы (понятия «информация» и «информационное общество», «информационная война», «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика»);
2. Описать новость как медиажанр;
3. Типологизировать коммуникативные стратегии информационной войны, используемые в новостных текстах;
4. Описать состав тактик в рамках выявленных коммуникативных стратегий;
5. Выявить языковое воплощение коммуникативных стратегий и тактик, используемых в новостных текстах американского СМИ United Press International.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые были выявлены коммуникативные стратегии информационной войны (стратегия дискредитации, стратегия формирования эмоционального настроя, стратегия самопрезентации, манипулятивная стратегия), используемые в новостных текстах агентства United Press International.
Методы исследования.
Для сбора материала был использован метод сплошной выборки новостных текстов.
При описании коммуникативных стратегий и тактик использовались социолингвистический метод, а также методы собственно лингвистического анализа, а именно семантический, контекстуальный и стилистический анализ. Для подтверждения выводов о частотности средств, реализующих ту или иную стратегию, был использован количественный метод.
Источником послужили тексты американского СМИ United Press International, представленные в сети Интернет в период с 24.02.2022 г. по 20.06.2022 г. В рамках данного исследования было рассмотрено 45 текстов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, ее новизна, определяются объект и предмет исследования, цель работы, описываются задачи и методы выпускной квалификационной работы.
В первой главе определяется терминологический аппарат, используемый в исследовании, рассмотрен комплекс вопросов, связанных с понятиями «информационная война», «масс-медиа» и «новость».
Вторая глава посвящена рассмотрению комплекса вопросов, связанных с понятиями «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика», а также выявлению коммуникативных стратегий информационной войны в новостных текстах американского СМИ United Press International, определяются вербальные средства их воплощения.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Список использованной литературы включает в себя 73 источника.
В современном обществе информация играет ключевую роль - ее производство и распространение является главным фактором его развития. Одним из главных источников распространения информации являются СМИ.
СМИ, распространяя информацию не только поставляют ее адресату, но и формируют у него определенную картину мира. Являясь мощным идеологическим инструментом и транслятором ценностей, они имеют большое влияние в обществе, чем активно пользуются элиты и власть, особенно во время информационных войн. Особый интерес представляет изучение современных лингвистических аспектов информационных войн, конкретнее - коммуникативных стратегий, используемых в ситуации информационной войны. Настоящее исследование посвящено изучению коммуникативных стратегий информационной войны в контексте специальной военной операции на Украине.
Информационная война представляется нам воздействием посредством особых коммуникативных практик в медиатексте, включающих в себя специфические коммуникативные стратегии и тактики, целью которых является намеренное воздействие на сознание человека с целью достижения определенных стратегических целей. Инициатором и автором текста в ситуации информационной войны могут быть разные люди.
Во время информационной войны СМИ «упаковывают» событие, расставляя необходимые акценты и изменяя содержание сообщения под нужным углом. Для этого используются определенные коммуникативные стратегии, получающие языковые воплощение.
Коммуникативная стратегия представляет собой сумму действий коммуникантов, которые влияют на образование и преобразование основополагающих когнитивных категорий участников общения. Конкретным языковым действием, или речевым шагом, является коммуникативная тактика. Использование определенных коммуникативных стратегий и тактик в ситуации информационной войны способствует эффективному воздействию на когнитивную сферу реципиента.
Новость представляется нам самостоятельным жанровым типом медиатекста, имеющим коммуникативную цель - предоставление целевой аудитории информации о каком-либо дискурсивно или социально значимом и актуальном изменении: новом событии, ситуации, факте, действующих лицах. В новости всегда присутствует идеологическая модальность.
Новостные тексты представлены на интернет-портале
информационного агентства United Press International - американского информационного агентства, охватывающего различные тематики. Большое внимание в UPI уделяется международным новостям, а также событиям, которые имеют отношение к США и их внешней политике.
Мы рассмотрели три события в контексте специальной военной операции на Украине, получивших освещение в американском СМИ UPI в период с 24.02.2022 по 20.06.2022: 1) Начало специальной военной операции; 2) События в Буче; 3) Бои за Северодонецк.
При описании ситуаций UPI использовало следующие стратегии: стратегия дискредитации, стратегия формирования эмоционального настроя, стратегия самопрезентации, манипулятивная стратегия.
Стратегия дискредитации представлена тактикой обвинения. Для нее характерно наличие лексических единиц с негативной окраской, способствующих обвинению, обличению оппонента. СМИ использовало стратегию дискредитации, чтобы описать все три ситуации, выставляя Россию как агрессора. Главными лексическими единицами языкового воплощения стратегии являлись дисфемизмы «war» и «invasion».
Стратегия формирования эмоционального настроя адресата представлена тактикой учета ценностных ориентиров адресата. Особенностью данной стратегии является использование таких языковых средств, которые способствуют формированию у аудитории эмоций и чувств. При помощи данной стратегии UPI апеллировали к ценностям адресата, таким как территориальная целостность страны, поддержка и т.д. СМИ использовало стратегию формирования эмоционального настроя адресата при описании первых двух ситуаций.
При описании событий в Буче СМИ также прибегало к манипулятивной стратегии, ключевой целью которой является убеждение адресата встать на позицию отправителя речи обманным путем, несмотря на несостоятельность фактического или логического обоснования вопроса. Стратегия представлена тактикой демагогии. Так, используя демагогические приемы, UPI выставляли действия российских военных, как насильственные без достоверных аргументов.
Стратегия самопрезентации использовалась при описании начала специальной военной операции и была выражена тактикой дистанцирования. Особенность стратегии - создать положительное впечатление об адресанте и актуализировать доверие аудитории. СМИ использовало стратегию для выражения «правильной» точки зрения на ситуацию, чтобы выставить страны- противники СВО в положительном свете и создать более негативную эмоциональную реакцию у читателей по отношению к России.
Таким образом, проанализировав воплощение коммуникативных стратегий информационной войны в новостных текстах информационного агентства UPI было установлено, что во всех трех ситуациях UPI однобоко создавали образ России как страны-агрессора чтобы вызвать негативную оценку, страх и ложные представления о ее действиях.
1. Нестеров А. К. Роль информации в современном обществе //
Энциклопедия Нестеровых - [Б. м.], 2021. - URL:
https://odiplom.ru/lab/rol_informacii.html - (Дата обращения: 11.10.2022).
2. Kemp S. Digital 2022: the Russian Federation // DataReportal. - [Б. м.], 2022. - URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-russian-federation - (Дата обращения: 15.10.2022).
3. Винер Н. Мое отношение к кибернетике, ее прошлое и будущее / Н. Винер. - М. : Советское радио, 1969. - 24 с.
4. Манаенко Г. Н. Информация в языке и по данным языка // Актуальные проблемы филологии и политической лингвистики. - 2015. - №2.
- С. 12-20.
5. Форманюк Г. А. Понятие «информация» в лингвистике / Г. А. Форманюк, А. В. Цвелодубова. // Мышление и понимание в процессе обучения иностранным языкам в 21 веке: сборник статей по материалам V Национальной научно-практической конференции, Армавир, 21-22 декабря 2018. - Армавир, 2018. - С. 15-21.
6. Информация // Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С.
Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. - М., 1996. - С. 35.
7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт
социального прогнозирования / Д. Белл. - М. : Academia, 1999. - 783 с.
8. Сухов Е. И. Информационное общество как новое общество //
Теория и практика общественного развития. - 2011. - №7. - С. 101-103.
9. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М. : ACT, 2010. - 800 с.
10. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г. Добросклонская. - М., 2008. - 264 с.
11. Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - М. : Праксис, 2005.
- 253 с.
12. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М. : КАНОН-пресс-Ц, 2003. - 462 с.
13. Скрипченко Д. В. Пространство массмедиа: подходы модерна и постмодерна // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2014. - №3. - С. 94-97.
14. Hall S. Critical Dialogues in Cultural Studies / S. Hall. - New York : Routledge, 1996. - 529 p.
15. Комаров Е. Н. К вопросу о современной информационной картине мира // Lingua mobilis. - 2010. - №7. - С. 61-66....73