Введение 5
1 Теоретические аспекты поведения потребителей на продовольственном рынке 7
1.1 Потребительское поведение: формирование и виды 7
1.2 Типы потребителей в современных условиях 14
1.3 Внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей 18
1.4 Этапы процесса принятия решения потребителями 21
2 Продовольственные рынки Российской Федерации 25
2.1 Текущее состояние продовольственных рынков в РФ 25
2.2 Тенденции развития продовольственных рынков в РФ
3 Анализ рынка молока и молочной продукции в Томской области и г. Томске 40
3.1 Обзор предложения на рынке молочной продукции на территории Томской области 40
3.2 Анализ поведения потребителей на рынках молока и молочной продукции г. Томска .... 46
3.3 Сравнение рынков молока и молочной продукции в Российской Федерации и Томской
области 52
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение А
В настоящее время для любой организации, компании или для предприятия важной составляющей являются потребители. Изучение потребителей и их предпочтений является основой для эффективного функционирования любой компании, потому что именно потребители, покупая товары, приносят прибыль для организации. Поэтому неудивительно, что клиент находится в центре внимания. Анализируя изменения спроса можно предугадать желания и предпочтения потребителей, для того, чтобы создать именно то, в чем они нуждаются. Что бы успешно конкурировать на рынке, необходимо предвидеть то, как могут измениться предпочтения потребителей, чтобы своевременно модифицировать производимую продукцию, а также скорректировать и оптимизировать компоненты маркетинга, предложив нужный продукт в нужном месте и в нужное время. В определенной степени потребители сами диктуют производителям что и как выпускать. А продовольственный рынок, на сегодняшний день, является одним из самых востребованных для каждых слоев населения. Ведь удовлетворение физических потребностей на прямую сказывается на жизнедеятельность людей, являясь фундаментом в общей пирамиде потребностей по Маслоу. Кто такие потребители? Что влияет на их потребительское поведение и как изменяются их предпочтения? Эти вопросы будут рассмотрены в данной работе.
Цель работы - исследовать особенности поведения потребителей на продовольственных рынках России и Томской области, в частности, рассмотреть рынок молока и молочной продукции.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты поведения потребителей и выделить ключевые характеристики их функционирования на рынках продовольствия
2. Определить тенденции развития продовольственных рынков в Российской Федерации
3. Проанализировать поведение потребителей на рынках молока и молочной продукции в Российской Федерации
4. Сравнить рынки молока и молочной продукции в Российской Федерации и Томской области.
Объектом исследования являются рынки молока и молочной продукции на территории г. Томска и в Российской Федерации. В ходе работы были применены следующие методы: дескриптивные методы исследования, методы структурного, факторного и сравнительного анализа, анкетирование.
Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрыты основные понятия, сущность, виды потребительского поведения. Рассмотрены типы потребителей в зависимости от главных вариативных свойств потребительских предпочтений, а также выявлены внешние и внутренние факторы влияния на выбор потребителей. Во второй главе изучены особенности продовольственных рынков в Российской Федерации, их текущее состояние и тенденции развития. В третьей главе представлен обзор предложения на рынке молока и молочной продукции на территории Томской области, показаны результаты исследования потребительских предпочтений в выборе молока среди жителей г. Томска, а также проведен сравнительный анализ рынков молока и молочной продукции в Российской Федерации и Томской области.
В написании выпускной квалификационной работы были использованы различные учебники «Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей», «Поведение потребителей», «Поведение потребителей на рынке товаров и услуг» и другие, статьи «Модель универсального потребителя», «Пользовательские установки россиян», «Факторы и типы потребительского поведения на рынке продовольственных товаров» и другие, электронные журналы «Экономическая социология», «Российский экономический журнал», «Агровестник» и другие, официальные сайты таких организаций, как ООО «Деревенское молочко», «Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области», «Семкин» и другие, официальная статистика. Авторами учебников являются Посыпанова О.С., Юдина Н.А, Ефремов Г.А., и другие. Авторами статей являются Цыбикова А.Г., Немкова Е.В., Бутов А.М. и многие другие. Базой для анкетирования жителей г. Томска является анкета, составленная лично автором дипломной работы.
Состояние продовольственного рынка и вопросы обеспечения населения высококачественными продуктами питания были и остаются наиболее актуальными проблемами для государственных и негосударственных общественных организаций. Продовольственный рынок должен обеспечивать гарантированный доступ населения к продовольствию в необходимом количестве и ассортименте. Продовольственный рынок, как и всякий другой товарный рынок, формирует связи между производителями продукции и их потребителями на основе спроса, предложения и механизмов рыночной конкуренции.
Рынок продовольственных товаров, в отличии от других рынков, имеет первостепенное значения для населения любой страны, так как его стабильное функционирование на прямую влияет на жизнедеятельность людей, их активность и здоровье.
Эффективное решение проблемы продовольственного обеспечения и развитие продовольственного комплекса невозможно без развитой рыночной инфраструктуры, совершенствования экономических отношений и их государственного регулирования, а также прогнозирования возможных последствий для развития АПК и корректировки негативных проявлений.
Наращивание объемов производства продукции в расчете на обеспечение внутреннего рынка и поставки на экспорт является необходимым условием развития продовольственного рынка и эффективного использования производственного потенциала агропромышленного комплекса.
Рост производства основных видов продовольственной продукции за последние годы, наряду с увеличением ассортимента и повышением качества, позволил товаропроизводителям не только усилить свои позиции на потребительском рынке, но и активно заниматься экспортом готовой продукции за рубеж. Экспорт продовольственной продукции в стоимостном выражении значительно вырос, что произошло за счет увеличения поставок продукции в страны СНГ.
В настоящее время наблюдается положительная динамика роста производства молока и молочной продукции как на Российском рынке, так и на территории города Томска и Томской области, но замечен незначительный спад спроса на данный вид продукции, особенно за 2013-2014гг, что обуславливается снижением доходов населения и ростом цен на молочную продукцию.
В ближайшие годы объем рынка будет увеличиваться, причем, скорее всего, как за счет увеличения доли российского производства, так и за счет импорта. Заметим, что для отечественного рынка молочной продукции характерна жесткая конкуренция во всех сегментах. Согласно прогнозам, крупные игроки продолжат проведение политики «поглощения» региональных производителей.
Анализ функционирования пищевой промышленности на продовольственном рынке дает основания полагать, что в последующие годы продолжится положительная динамика развития и укрепление финансового состояния предприятий.
Молоко и молочные продукты являются одними из наиболее потребляемых пищевых продуктов как в мире, так и на территории России. И потребительские предпочтения на данные виды продукции меняются. Все большее число потребителей отдают предпочтение пастеризованному молоку, покупая его не менее 1 литра 2-3 раза в неделю. Кроме того, в целом меняется отношение к молоку как к дешевому продукту. В связи с этим часть производителей делает ставку на повышение статусности своего продукта, делая акцент на таких его характеристиках, как натуральность, экологичность, высокое качество, а также проведение маркетинговых мероприятий.
По прогнозам в ближайшие десять лет потребление традиционных кисломолочных продуктов, таких как кефир, сметана и творог, может снизиться на 10-15%, а потребление йогуртов и молочных десертов, наоборот, возрастет.
Важнейшая тенденция, отмечаемая в последнее время на рынке молочной продукции, состоит в росте популярности «живых», нетермизированных йогуртов с меньшим сроком хранения, которые пользуются популярностью среди населения. Ожидается увеличение брендированной продукции, рост ассортиментных рядов продукции, появление нетрадиционных инновационных продуктов. Так же развиваются новые технологии приобретения молочной продукции через интернет-ресурсы, которые в России еще мало развиты и требуют тщательного изучения в силу специфики продовольственного рынка.
Необходимым условием эффективного функционирования продовольственных рынков является участие государственных и негосударственных организаций в разработке и совершенствовании системы нормативно-правового и информационного обеспечения. Нормативно-правовые документы должны быть едиными для всех субъектов Российской Федерации.
1. Агровестник: Молочный рынок России: итоги 2015 года и прогноз развития отрасли
[Электронный ресурс] - URL:
https://agrovesti.net/molochnoe_zhivotnovodstvo/molochniy_rinok_rossii_itogi_2015_goda _i_prognoz_razvitiya_otrasli.html (дата обращения 01.05.2017)
2. Ахмадулина Т. В. Анализ самообеспеченности Сибирского Федерального округа основными видами продовольствия // Молодой ученый. — 2012. — №11. — 145 с.
3. Байбардина Т.Н., Кожухова Г.Н. Поведение потребителей. Практикум. - М.: Издательство Гревцова, 2015. - 140 с.
4. Бутов А.М. Рынок розничной торговли продуктами питания [электронный ресурс] - URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/01/09/1115460812/Рынок%20розничной%20торговли%2 0продуктами%20питания%202016.pdf (дата обращения 12.05.17)
5. Васильев, Г.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004.- 115 с.
6. Власова О.В, Киселева Е.Н., Коннова Е.Б. Рынок продовольственных товаров: Учебное пособие - издательство «Вузовский учебник», 2013 г. - 20 с.
7. Гранкина С.В. Анализ состояния российского рынка продовольственных товаров // В сборнике «Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века». — 2012 — 22 с.
8. Датченок Л.А. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник / Под ред. Проф. Л.А. Данченок. - М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. - 306 с.
9. Драганчук Л.С., Якищик О.А. Поведение потребителей: конспект лекций [Электронный ресурс] - URL: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1381/u_lectures.pdf(дата обращения 05.05.2017)
10. Ефремов, Г.А. Модель универсального потребителя / Г.А. Ефремов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №8 - 177-181 с.
11. Журнал «РБК» [Электронный ресурс]: URL: -
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/556dea799a79474e33c87c4d(дата обращения 21.05.2017)
12. Иванченко О. В., Баранова О. Ю. Анализ поведения потребителей на рынке продовольственного ритейла // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 30. - С. 396-400.
13. Ильин В.И. Поведение потребителей: учебное пособие / Ильин В.И. - Питер , 2007. - 236 с.
14. Интерфакс Россия [Электронный ресурс]: URL: - http://www.interfax-
russia.ru/Moscow/news.asp?id=694280&sec=1668 (дата обращения 17.05.2017) 29
Журнал «Известия» [Электронный ресурс]: URL: - http://iz.ru/news/583642(дата обращения 17.05.2017)
15. Информационная служба «Sostav.ru» [Электронный ресурс]: URL: -
http://www.sostav.ru/news/2012/06/08/sp1/(дата обращения 20.05.2017)
16. Информационное агентство «MilkNews» [Электронный ресурс]: URL: -
http://milknews.ru/milkpedia/molochnie_produkti.html(дата обращения 15.06.2017)
17. Киселева Е.Н. Рынок продовольственных товаров: Учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.В. Власова, Е.Б. Коннова. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 144 с.
18. Костина Г.Л, Моисеева Н.К. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 92 с.
19. Костина Г.Л, Моисеева Н.К. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 92 с.
20. Кузнецова Н.Г. Теория потребительского поведения // Экономическая теория / Под ред. Н.Г. Кузнецова. - М.: МарТ, 2004. -92-104 с.
21. Маркетинговые исследования рынка [Электронный ресурс] - URL: http://expert- rating.ru/marketing_research/index.php?productID=836(дата обращения 20.05.2017)
22. Научный журнал «Novainfo» [Электронный ресурс]: URL: -
http://novainfo.ru/article/3407(дата обращения 22.05.2017) 33 Обзор рынка
органической продукции в России [Электронный ресурс]: URL: -
http://ecocluster.ru/monitoring/?ID=13728(дата обращения 22.05.2017)
23. Немкова Е.В. журнал Экономическая социология/ Факторы и типы потребительского поведения на рынке продовольственных товаров/ №5. Том 9.- 2008 г. - 69 с.
24. Официальный сайт «Danone» [Электронный ресурс]: URL: - http://www.danone.ru/o- kompanii/danone-v-rossii.html(дата обращения 10.06.2017)
25. Официальный сайт «Ежи-лавка» [Электронный ресурс]: URL: - www.eji.ru/(дата обращения 11.06.2017)
26. Официальный сайт Департамента посоциально-экономическому развитию села
Томской области [Электронный ресурс]: URL: -
http://dep.agro.tomsk.ru/about/info/news/4662/(дата обращения 10.06.2017)
27. Официальный сайт компании «Кампина» [Электронный ресурс]: URL: -
https://www.frieslandcampina.ru(дата обращения 11.06.2017)
28. Официальный сайт компании «Семкин» [Электронный ресурс]: URL: -
http://semkin.net/about/(дата обращения 11.06.2017)
29. Официальный сайт компании «Эрманн» [Электронный ресурс]: URL: -
http://ehrmann.ru/company/(дата обращения 11.06.2017)
30. Официальный сайт ООО «Деревенское молочко» [Электронный ресурс]: URL: -http://derevenskoe-molochko.ru/about-the-company(дата обращения 10.06.2017)
31. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области: [Электронный ресурс] / Официальная статистика / Цены и тарифы// Режим доступа: 19.05.2017
32. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс] / Раздел: Официальная статистика/Предпринимательство/Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство// Режим доступа: 13.05.2017
33. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс] / Раздел: Официальная статистика/Предпринимательство/Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство// Режим доступа: 16.05.2017
34. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс] / Раздел: Официальная статистика/Цены// Режим доступа: 19.05.2017
35. Официальный сайт Фермерский рынок «Lavkalavka» [Электронный ресурс]: URL: -http://market.lavkalavka.com/khimki/(дата обращения 22.05.2017)
36. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения
потребителей Монография. - Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. - 296 с.
37. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 августа 2010 г. N 593н г. Москва "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания"//Минздравсоцразвитие России [Электронный ресурс] - URL: http://www.minzdravsoc.ru(дата обращения 13.05.2017)
38. Томская интернет-газета [Электронный источник]:ПР^: -
http://gt.tomsk.ru/spread/proizvodstvennyj-kompleks/(дата обращения 17.06.2017)
39. Хмелевская, Т.И. Поведение потребителей: учеб.пособие / Т.И.Хмелевская. - Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2010. - 119 с.
40. Цыбикова, А.Г. Пользовательские установки россиян / А.Г. Цыбикова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2016. - №4 - 220 с.
41. Юдина Н.А. Модели покупательского поведения на потребительском рынке // Креативная экономика. — 2009. — № 8 (32). — с. 147-154. [Электронный ресурс] — URL: http://bgscience.ru/lib/4028/(дата обращения 25.04.2017)