РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ
АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Теоретические и методологические вопросы создания городских агломераций в
Российской Федерации 15
1.1 Нормативно-правовые и социально-экономические условия проведения
агломерационной политики в России 15
1.2 Агломерационная политика в контексте регионального развития (на примере
Барнаульской и Томской агломераций) 21
2 Особенности и специфические условия реализации агломерационной политики в
субъектах Российской Федерации (на примере Барнаульской и Томской агломераций)....36
2.1 Проекты перспективных городских агломераций: новые точки социального и
экономического роста 36
2.2 Основные достижения и неудачи реализации стратегий агломерационной политики
к 2022 г. и перспективы её дальнейшего развития 53
Заключение 62
Список использованных источников 65
Список использованной литературы 71
Приложение А Агломерационная политика Алтайского края и Томской области 77
На современном этапе развития общества особое значение для социальноэкономического развития регионов приобретает развитие урабанизационных процессов и как следствие, развитие городов и городского пространства. В результате происходит пространственно-территориальная трансформация городского пространства,
увеличивается концентрация населения, повышается эффективность его хозяйственной деятельности на территории крупнейших городов и окружающих их периферийных зонах. Данные изменения повлекли за собой формирование новой единицы организации социально-экономического пространства регионов - городской агломерации (ГА). Передовой опыт европейских стран, первыми применивших агломерационные пути развития, показал, что ГА являются наиболее экономически рациональными формами организации территорий, в результате развития которых происходит формирование целостного социально-экономического и инвестиционного пространства, объединенного социальным, транспортным и инженерным обслуживанием .
Для упорядочения управления городским развитием государство и его административно-территориальные образования формируют агломерационную политику, которая концептуально объединяет комплекс сложносоставных мероприятий, являющихся частью политики регионального развития, направленной на получение агломерационного эффекта. Агломерационный эффект - это суммирование экономического и демографического потенциала нескольких территориальных образований для достижения максимально эффективного результата за счет комплексного перераспределения ресурсов и сведения к минимуму различного вида издержек . Однако концентрация человеческого ресурса, инфраструктурная и транспортная обеспеченность в соотношении центр/периферия чаще всего неоднородны, из-за чего возникновение данного эффекта может либо не произойти, либо повлечь за собой не развитие региона, а его социально-эконмическую деградацию ввиду усиления неразвитости периферии и ярко-выраженному доминированию центра. Поэтому, агломерационная политика имеет комплексный характер и ее основными приоритетами являются - цели создания, механизм формирования агломерации, модель управления агломерацией, основные отрасли экономики и виды социально-экономической активности, затронутые процессом агломерирования определение перспектив и преимуществ постагломерационного развития.
Учитывая востребованность агломераций для социально-экономического развития регионов России, агломерационная политика становится частью стратегического пространственного развития Российской Федерации, где развитие городских агломераций определяется в качестве ключевых приоритетов государственной региональной политики . Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., реализация агломерационной политики должна способствовать
существенному изменению пространственной организации экономики через концентрацию в крупных и крупнейших ГА научной, научно-технической и инновационной деятельности .
Тем не менее, при всей очевидной важности проведения эффективной агломерационной политики в регионах Российской Федерации, нынешний уровень реализации успешных в социально-экономическом и нормативном плане проектов городских агломераций нельзя назвать удовлетворительным.
В связи с этим, актуальность темы исследования формирования региональной агломерационной политики заключается в том, что:
Во-первых, агломерационная городская политика формирует факторы устойчивого социально-экономического развития субъекта Федерации и создаёт условия для эффективного использования и перераспределения всех имеющихся ресурсов - финансовых, трудовых, фондовых в пространстве и различных производствах.
Во-вторых, поскольку реализация мероприятий агломерационной политики в России находится на начальных этапах, является важным обобщение и анализ уже полученного практического опыта ее проведения, а также оценка формирующихся или уже полученных положительных или отрицательных агломерационных эффектов.
В-третьих, в российских федеральных и региональных стратегических документах пространственного планирования агломерационная политика значится в качестве стратегического направления развития, цель которой заключается в поиске источников эффективности социально-экономического политики региона и их использование.
В-четвертых, является важным выявление уникальных и ключевых черт реализуемой в каждом субъекте Федерации проекта агломерационной политики в контексте социально-экономического развития регионов, а также их анализ, определение слабых и сильных сторон уже существующих агломерационных стратегий.
Существует ряд работ, касающихся различных аспектов агломерационной политики в контексте стратегического планирования социально-экономического развития регионов РФ. Вопросы правового регулирования функционирования городских агломераций нашли отражение в работах Линьковой Е.А. , Бухвальд Е.М. , Павлова Ю. В. , Кутепова А. , Стародубровской И. . Проблему необходимости целенаправленного управления агломерационными процессами в рамках регионального развития поднимали в своих работах А. В. Шмидт , В.С. Антонюк , Одинцова А.В. , А. Нещадин , О.В. Каменева , Н.В. Полняскова и др. Помимо этого, ряд исследователей рассматривали такие отдельные аспекты функционирования городских агломераций как транспортная инфраструктура, жилищное строительство на территории агломераций. К данным авторам относятся Ярославцева Д. А. , Макаров И.Н., Дробот Е.В., Рязанцева Е.А. , Эгерман Л.К., Дранченко Ю.Н.17 . В то же время Киселева Н.Н., Бавина К.В., Каратунов А.В. , К. Джонсон , Чурикова, А. Г. , Калашникова О.Е. , Новосёлова Н. Н., Кутовой С. И. рассматривают процессы агломерационной политики слишком широко, что затрудняет понимание конкретно роли и значения последней в системе стратегического планирования и установление связей данной политики с социально -экономическим развитием субъектов РФ. Плетнева А.Е. , Токарева, П. В. , Львов, Д. С. определяли общие черты и особенности стратегического планирования и управления регионом в контексте его социально-экономического развития. Перечисленные исследования внесли серьезный вклад в анализ феномена городских агломераций в контексте урбанизации территорий, однако отметим, что на данный момент уровень научного обобщения опыта реализации агломерационной политики носит недостаточный и ограниченный характер. В частности, единичными являются работы, посвящённые отдельным агломерациям и их опыту, а также по-прежнему актуальной является проблема осмысления «встраивания» процесса агломерационной политики в стратегическое планирование социально - экономического развития регионов России.
Исходя из всего вышесказанного, в качестве объекта исследования выступает стратегическое планирование в субъектах Российской Федерации, а предметом исследования является городская агломерационная политика.
Цель исследования заключается в выявлении роли и значения городской агломерационной политики в стратегическом планировании социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В таком случае, задачи данного исследования следующие:
1. Исследовать нормативно-правовые и социально-экономические условия реализации агломерационной политики в стратегическом планировании России.
2. Рассмотреть основные параметры агломерационной политики в контексте регионального развития на примере Барнаульской и Томской агломераций.
3. Дать характеристику разработанным проектам перспективных городских агломераций как новых точек социального и экономического роста для регионов.
4. Определить основные достижения и неудачи реализации городских агломерационных проектов к 2022 г. как частей стратегического планирования и перспективы их дальнейшего развития.
В качестве гипотезы, можно обозначить следующее допущение, что проведение эффективной агломерационной политики в регионах Российской Федерации является важным ресурсом в контексте стратегического планирования их социальноэкономического развития, однако её разновидность определяется с учётом факторов агломерационного эффекта, а цели определяются исходя из заданных, базовых и уникальных параметров региона.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2007 г. по настоящее время. Нижний порог обуславливается началом осуществление действий органов власти Томской области в направлении проведения агломерационной политики, а именно: в 2007 г. Администрация Томской области начала разработку Схемы территориального планирования Томской области, в которой был предусмотрен раздел «Томская агломерация», также поддерживая инициативу создания агломерации «Город Томск» и для формирования агломерации «Город Томск», решением Думы города Томска от 25.12.2007 №723 депутаты Думы города Томска создали рабочую группу, в состав которой вошли представители органов местного самоуправления муниципальных образований, в будущем вошедших в состав Томской агломерации. В 2009 г. по инициативе трёх муниципальных образований (г. Барнаул, г. Новоалтайск, Первомайский район) в Алтайском крае было подписано соглашение о создании Барнаульской агломерации, которым были определены цель её формирования и основные принципы функционирования. На настоящий момент в данных регионах предпринимались и продолжают предприниматься различные шаги по реализации агломерационной политики, которые будут подробно изложены ниже.
Территориальные рамки исследования включают Томскую область и Алтайский край, входящие в состав Сибирского региона Российской Федерации. Несмотря на относительную территориальную близость регионов, схожесть по некоторым экономическим показателям , специфика их развития весьма различается. Томская область представляет интерес для данного исследования ввиду следующих особенностей условий проведения агломерационной политики на её территории. Относительно условий реализации агломерационной политики нужно отметить тот факт, что только 4 % от общей площади Томской области составляет площадь территории городской агломерации, в то время как на её территории сосредоточено 94 % розничной торговли региона, 71 % численности населения, 87 % жилищного фонда, 74 % продукции обрабатывающих производств , что между тем является следствием исторически сформировавшейся территорией, обладающей признаками городской агломерации. Более того, с 2011 г. Томская агломерация позиционируется на федеральном уровне в качестве приоритетного инновационного территориального центра . Барнаульская агломерация, входящая в состав Алтайского края, имеет весьма отличающиеся от Томской агломерации условия. По данным за 2021 г., население Барнаульской агломерации составляет более трети населения края (823 788 чел.). Барнаульская агломерация имеет такие отличительные преимущества как наиболее благоприятные среди регионов Сибири климатические условия, транспортный потенциал (через Барнаул проходят две федеральные автомобильные трассы в Монголию и Казахстан), отлаженное производство в различных видах отраслей (машиностроение, деревообработка, химия, производство продуктов питания). Однако отток населения продолжает превалировать над притоком, что создаёт трудности для эффективного стратегического планирования социальноэкономического развития региона.
В связи с этим возникает интерес к исследованию «слабых мест» реализации агломерационной политики в контексте стратегического планирования социально - экономического развития данных регионов, а также к более детальному изучению таких форм территориальной организации производительных сил и расселения на территории данных субъектов как Томская агломерация и Барнаульская агломерация.
В качестве методологии исследования был привлечен системный подход, который использовался при изучении структуры городской агломерационной политики и изучении функций её системы и ее составляющих, а также при исследовании генезиса агломерационной политики регионов, ее границ и связей со стратегическим планированием социально-экономического развития данных регионов. Компаративный анализ позволил рассмотреть агломерационную политику в двух выбранных субъектах РФ: Томской области и Алтайском крае и выявить её значимые специфические отличия. Данные, полученные при вышеотмеченном анализе, позволили прибегнуть к методу классификации, при использовании которого удалось определить свойства городской агломерационной политики, внутренние связи процесса её реализации с территориальными функциональными частями исследуемых агломераций (городские и сельские поселения, входящие в состав агломераций и граничащие с ней, объекты транспортной инфраструктуры между ними и т.д.).
Так как в данном исследовании процесс концентрации на компактной, инфраструктурно-обеспеченной территории производственных и рабочих сил, занимает немаловажное место в данном исследовании, рассматривающийся здесь как центр или ядро агломерации, необходимо рассмотреть данный процесс с научной точки зрения. Область данной концентрации по своим чертам схожа с полюсом роста. По мнению известного ученого Ф. Перру в рамках его теории «полюсов роста» , идеи которой и будут использоваться в данной работе, существует своеобразное экономическое поле, напряжение которого неоднородно, и в рамках которого могут действовать как центростремительные, так и центробежные силы , сфокусированные на полюсах роста. Последними являются центры размещения лидирующих отраслей производств в регионе, которые в свою очередь становятся точками притяжения факторов производства и концентрации предприятий на их территории. С этой точки зрения, городские агломерации предстают в форме полюсов роста для региона, а значит исходящие из них потоки (экономические, производственные, потоки человеческих ресурсов), можно рассматривать как важный ресурс для социально-экономического развития регионов.
Вторая значимая теория для данной работы - теория эффекта городской агломерации Х. Ричардсона. Согласно данной теории основным фактором регионального роста является скопление производственных сил в городах, являющимися крупными промышленными центрами или другими словами, полюсами роста. Здесь необходимо отметить, что ключевая роль в данной теории отводится региональной агломерационной политике, способной обеспечивать эффективное распределение производственных сил, человеческих ресурсов между частями агломерации. Помимо этого, данная теория используется для выявления новых факторов и возможностей социально-экономического развития региона. В данном исследовании значение региональной агломерационной политики является неотъемлемой частью данного развития.
Многие исследователи не раз упоминали, что при рассмотрении агломерации в качестве «полюсов роста» необходимо учитывать, что важным фактором масштабного эффекта влияния данных «региональных генераторов» является диффузия таких нововведений в структуры регионального пространства . Данная мысль отражается в третьей рассмотренной в исследовании теории - теории диффузии инноваций Э. Роджерса. Согласно данной теории, нововведение имеет несколько этапов принятия, к которым относятся: 1) информация не принимается большинством, и лишь некоторые люди её принимают; 2) количество принявших информацию увеличивается и достигает критической точки; 3) эффект «снежного кома» - количество принявших инновацию начинает стремительно расти, она становится распространённой повсеместно. В данном исследовании городская агломерация рассматривается как способ внедрения инноваций, которые в свою очередь имеют свойство распространяться на территории, не входящие в агломерацию. Данное распространение, как и диффузия инноваций, проходит несколько этапов.
Комплексный характер целей и задач исследования предполагает использование широкой источниковой базы. Все источники, используемые в работе, были систематизированы в несколько групп:
1. Правовые акты государственных органов власти Российской Федерации определяют решения власти, направленные на систематизацию элементов структуры региональной агломерационной политики.
1.1. Законодательные акты.
1.1.1. Федеральные законодательные акты : данная группа законодательных актов дает возможность понять общую специфику формирования и функционирования городских агломераций на территории Российской Федерации и, соответственно, сложности и ограничения реализации городской агломерационной политики.
1.1.2. Региональные законодательные акты : основываясь на указанных источниках, можно получить информацию о законодательном обеспечении формирования и функционирования городских агломераций конкретно в Алтайском крае и Томской области, а также обнаружить или не обнаружить наличие в региональном законодательстве соответствующих нормативно-правовых документов в отношении городских агломераций, что является важным, поскольку, как было отмечено выше, у каждого региона своя специфика и следовательно условия формирования агломераций тоже имеют свои характерные различия.
2. Указы президента. Указы президента дают возможность увидеть, какое место в процессе достижения целей государственной политики регионального развития занимает развитие городских агломераций. Так, например, в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» реализация мероприятий по улучшению экологической ситуации и развитию в крупных городских агломерациях транспортной инфраструктуры выделяется как приоритетное направление государственных программ.
3. Документы исполнительной власти РФ также предоставляют ценную информацию, которая связана с определением инструментов для реализации агломерационной политики, а также сфер социально -экономического развития субъектов РФ, которые нуждаются в эффективном функционировании городских агломераций.
3.1. Опираясь на Распоряжение Правительства РФ можно увидеть, что улучшение состояния многих сфер социально-экономического развития РФ необходимо реализовывать в рамках городских агломераций в регионах РФ.
3.2. Прогнозы социально-экономического развития содержит информацию о базовых тенденциях пространственного развития РФ, в числе которых в рамках территориального развития определяется формирование городских агломераций.
4. Региональные документы территориально-стратегического характера.
4.1. Документы законодательной власти субъектов Федерации. Региональные стратегические документы 37 позволяют понять степень включения в социальноэкономическое развитие региона потенциал реализации эффективной агломерационной политики. Так, например, в Стратегии социально -экономического развития Алтайского края до 2035 г. говорится о такой базовой тенденции пространственного развития региона как концентрация экономического роста, человеческого капитала, инфраструктуры в крупных городах, и в первую очередь в Барнаульской агломерации.
4.2. Документы исполнительных органов власти позволяют увидеть структуру самой агломерации в регионе, более детально изучить аспекты реализации агломерационной политики в выбранных регионах, определить отрасли, развитие которых напрямую связано с развитом городских агломераций. Примером может послужить фрагмент из документа Схемы территориального планирования Алтайского края, в котором содержится информация о составе Барнаульской агломерации, приводятся сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов краевого значения, их основные характеристики, их местоположение и др.
5. Соглашения между региональными органами власти и органами местного самоуправления. Помогают увидеть действия региональных властей, закрепленные в тех или иных правовых документах, в рамках реализации агломерационной политики в выбранных регионах, что в свою очередь позволяет определить её специфику .
6. Справочная информация о географических, социально-экономических и др. характеристиках муниципалитетов, включенных в состав агломераций, а также информация о ходе реализации проектов агломерационных стратегий, размещенные на официальных сайтах органов власти Алтайского края и Томской области .
7. Статистические данные о численности населения, валовом региональном продукте, инвестициях, вводе в действие жилых домов и т.д. с официального сайта Федеральной службы государственной статистики . Эти сведения являются важным для выявления социально-экономических показателей Алтайского края и Томской области на основе которых возможно проведение анализа социально-экономического роста региона.
Практическое значение работы заключается в том, что ее выводы помогут определить роль и значение реализации городской агломерационной политики в контексте стратегического планирования социально-экономического развития регионов РФ, а также изучить примеры удачных проектов городских агломераций, выявить их слабые и сильные стороны, что в свою очередь позволит дать рекомендации по реализации проектов данного типа в рамках социально-экономического развития регионов. Результаты исследования могут оказаться полезными властям всех уровней.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Важность процесса агломерирования территорий в регионах доходчиво объясняется во многих нормативно-правовых документах исполнительной ветви власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако, на данный момент отсутствует единая нормативно-правовая база по вопросам формирования и функционирования городских агломераций в России. Социально -экономические условия формирования ГА в РФ обусловлены прежде всего результатом исторических преобразований и изменений территорий, а именно, срастанием крупных городов и близлежащих к ним населённых пунктов, с увеличением масштаба влияния на развитие последних. Помимо этого, для процесса формирования ГА важными являются обеспеченность транспортной инфраструктуры и развитие логистических каналов.
В ходе рассмотрения основных параметров агломерационной политики в контексте регионального развития на примере Барнаульской и Томской агломераций было выявлено, что на первых этапах реализации агломерационной политики в обоих рассматриваемых регионах было подписано межмуниципальное соглашение между главами муниципалитетов, вошедших в состав агломераций. Также, общим является то, что в обоих регионах были разработаны документы стратегического планирования развития агломерации, получившие различные названия, но содержащие в себе схожие аспекты и направления развития агломерация. Помимо этого, в документах стратегического планирования обоих регионов были отражены факт наличия агломераций, их характеристики, а также установлен факт включения процесса развития агломераций в стратегическое планирование социально-экономического развития регионов. Однако, также было установлено, что несмотря на одновременность начала проведения агломерационной политики в рассматриваемых регионах, приходящееся на 2007-2008 гг., ввиду имеющихся различий у данных регионов в социально-экономических условиях, территориальных связях между частями агломераций, особенностях транспортной инфраструктуры и др. каждому региону присущи индивидуальные особенности агломерационной политики и специфичность этапов её проведения.
В результате анализа разработанных проектов перспективных городских агломераций был выявлен общий параметр - высокий уровень концентрации населения на территории агломерации. Однако также были выделены параметры, присущие индивидуально каждому проекту. Так, для Барнаульской агломерации свойственна высокая транспортная обеспеченность и транспортный потенциал, в то время как для реализации проекта Томской агломерации характерен факт наличия процесса активной маятниковой миграции между её частями. Относительно точек социально-экономического роста было выявлено, что Барнаульская агломерация имеет технологическую базу в машиностроении, деревообработке, химии, производстве продуктов питания, потенциал в сфере туризма и рекреации, однако имеет недостаточную инвестиционную привлекательность. В рамках развития Томской агломерации были обозначены такие точки социально-экономического роста как сформировавшийся мощный научно - образовательный комплекс, жилищное строительство, а также кластер ядерный технологий и нефтеперерабатывающих производств. Фактором, на данный момент сдерживающим развитие Томской агломерации является непривлекательность данной территории для притягивания высококвалифицированной рабочей силы.
Основными достижения агломерационной стратегии Алтайского края была отмечена согласованность перечня мероприятий, реализованных согласно Схеме территориального планирования Барнаульской агломерации, направленных на развитие последней содержанию важнейших стратегических документов края. К слабым местам проекта была отнесена концентрация данных мероприятий преимущественно в ядре агломерации, что значительно тормозит наращивание масштаба агломерационного эффекта, а также низкая инвестиционная привлекательность. Перспективами развития Барнаульской агломерации является постепенное смещение акцента с центра ядра на периферийные зоны, а также активное включение в состав агломерации прилегающих районов, обладающих необходимыми для всех точек социально -экономического развития агломерации ресурсами.
Для агломерационной стратегии Томской области, напротив, достижением было выделено равномерное распределение проектов, связанных с развитием агломерации по всем муниципалитетам, входящих в её состав. Среди неудач была обозначена малая доля реализации проектов в сфере образования, являющейся ведущей для развития агломерации. Общими слабыми сторонами проектов является отсутствие единого официального информационного источника мониторинга показателей развития агломераций, что значительно усложняет процесс анализа и оценки роли и значения агломерационной политики регионов в стратегическом планировании их социально - экономического развития. Перспективой развития Томской агломерации является развитие сферы жилищного строительства на территории ядра агломерации, проработка путей корреляции научно-образовательного комплекса с инновационно-промышленным для внедрения их в производства кластера ядерных технологий.
Исходя из этого, анализ всех вышеперечисленных аспектов реализации проектов городских агломераций Алтайского края и Томской области позволил сделать следующий основной вывод: роль городской агломерационной политики в системе стратегического планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации заключаются в том, что городские агломерации выступают одновременно объектом стратегического планирования федеральных и региональных властей и субъектом, регулирующим взаимодействия нескольких муниципалитетов, входящих в состав агломерации. Значением городской агломерационной политики является тот факт, что реализация агломерационной политики подразумевает установление балансов и устранении дисбалансов в расселении, а также в размещении и использовании различного рода ресурсов на территории региона, эффективное использования которых, ведёт к интенсивному социально-экономическому росту региона. Из чего следует, что включение реализации агломерационных стратегий в стратегическое планирование социально - экономического развития регионов, а также грамотное управление агломерационными процессами играет ключевую роль на современном этапе комплексного регионального развития субъектов РФ.
Гипотеза доказана, цель достигнута.
Представленный в исследовании материал может быть использован в практической деятельности властей всех уровней.
1 Законодательные акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" от 16 сентября 2003 года № 131 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Б. м.], 2023. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/901876063 (дата обращения: 10.02.2023).
3. Проект федерального закона «О городских агломерациях» //
КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=199079#eI29tgTCBlzFL Qg2 (дата обращения: 10.02.2023).
4. Закон Томской области «О развитии агломераций в Томской области» от
10.04.2017 № 23-ОЗ // Электронный фонд правовых и нормативно-технических
документов. - [Б. м.], 2023. - URL: https://docs.cntd.ru/document/467934283 (дата
обращения: 15.02.2023).
2 Указы президента
5. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г.» от 16.01.2017 № 13 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2023. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О
долгосрочной государственной экономической политике» // Официальный интернет - портал правовой информации. - [Б. м.], 2023. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201205070026 (дата обращения: 23.01.2023)
3 Документы исполнительной власти РФ
7. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 7. - Ст.702.
8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2023. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (Дата обращения 14.01.2023).
4 Региональные документы территориально-стратегического характера
9. Постановление Законодательной Думы Томской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года» от 26.03.2015 № 2580 // Электронный фонд правовых и нормативно -технических документов.
- [Б. м.], 2023. - URL: https://docs.cntd.ru/document/467920053 (дата обращения:
15.02.2023).
10. Закон Алтайского края «Об утверждении стратегии социально - экономического развития Алтайского края до 2035 года» от 06.09.2021 № 86-ЗС // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Б. м.], 2023. - URL: https://docs.cntd.ru/document/574868207 (дата обращения: 17.02.2023).
11. Постановление Администрации Томской области «Об утверждении Схемы
территориального планирования Томской области» от 08.07.2011 № 204а // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Б. м.], 2023. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/467920053 (дата обращения: 15.02.2023).
12. Схема территориального планирования Алтайского края // Официальный сайт Алтайского края. - [Б. м.], 2010. - URL:
https://www.altairegion22.ru/territory/plan/altayskogo-kraya/?PRINT=Y (дата обращения: 15.10.2022).
13. Постановление Администрации Алтайского края «Об утверждении схемы территориального планирования Барнаульской агломерации» от 12 ноября 2015 года N 461// Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. - [Б. м.], 2023.
- URL: https://docs.cntd.ru/document/430665835 (дата обращения: 11.02.2023).
14. Концепция социально-экономического и пространственно-территориального
развития агломерации «Томск - Северск - Томский район» // Официальный интернет- портал Администрации Томской области. - [Б. м.], 2015. - URL:
https://tomsk.gov.ru/files/front/download?id=139371 (дата обращения: 15.10.2022).
5 Соглашения между региональными органами власти и органами местного самоуправления
15. Соглашение между Правительством Алтайского края и администрацией Косихинского района Алтайского края о взаимодействии в области планирования социально-экономического развития на 2022 год от 20.04.2022 // Официальный сайт Алтайского края. - [Б. м.], 2023. - URL: https://www.altairegion22.ru/upload/DOC/sogl- Kosixa_2022.pdf (дата обращения: 11.02.2023).
..95