Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) 7
1.1. Корпоративный имидж: понятие и сущность 7
1.2. Типология корпоративного имиджа: функции и задачи 11
1.3. Структурные модели корпоративного имиджа 13
1.4. Авторская структурная модель корпоративного имиджа 16
1.5. Основы корпоративной коммуникации со своей целевой аудиторией в ВКонтакте 19
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 28
2.1. Анализ специфики базисного субъекта - студии свечеварения «DOFT» 28
2.2. Анализ целевой аудитории компании DOFT 29
2.3. Элементы авторской модели имиджа компании DOFT 30
2.4. SWOT-анализ студии свечеварения DOFT 33
3. ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 35
3.1. Возможные риски и способы борьбы с ними 35
3.2. Формулировка рекомендаций по созданию корпоративного имиджа компании с
помощью инструментов ВКонтакте 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
На сегодняшний день развитие интернета и технологий в существенной мере влияет на большую часть сфер жизнедеятельности общества. Цифровой мир в буквальном смысле вынуждает компании интегрировать свою деятельность в онлайн-пространство. Причиной этому послужили условия высокой конкуренции, переход потребителей в цифровое пространство и активное пользование социальными сетями. Поэтому на данный момент именно социальные сети являются одним из самых оптимальных вариантов для расширения влияния корпоративного имиджа компании.
Корпоративный имидж — это совокупность всех суждений, существующих в сознании целевой аудитории относительно всего, что непосредственно связанно с данным предприятием. Это относится ко всему, что связано с узнаванием и восприятием компании аудиторией. Формирование корпоративного имиджа происходит в коммуникативной среде компании. С этой точки зрения к его созданию причастны все сотрудники, которые общаются со стейкхолдерами компании на разных интернет- платформах. В данной выпускной квалификационной работе рассматривается подход к формированию корпоративного имиджа компании с использованием всех предлагаемых инструментов и возможностей социальной сети ВКонтакте.
Организация должна проанализировать все свои функции и предпринять необходимые шаги для повышения своей эффективности. Укрепление корпоративного имиджа может быть реализовано в координации с коммуникативными навыками. С этой точки зрения все сотрудники любой компании должны общаться со всеми ее участниками и улучшать коммуникацию на всех платформах. Коммуникация, которую компания устанавливает со своими сотрудниками, не будет идентична взаимодействию, которое должно быть построено с клиентами и поставщиками. Таким образом, для каждой части могут быть задействованы разные стили общения, которые должны разрабатываться в соответствии с профессиональным подходом. Такие методы обусловлены постепенным переходом компаний в цифровой формат, где визуальная концепция и использование онлайн-инструментов играет ключевую роль. Описанной ситуацией обусловлена актуальность данной работы.
Специфика формирования корпоративного имиджа в традиционном понимании была отражена в научных трудах следующих авторов: Чумикова А.Н., Томилова М.В., Почепцова Г.Г., Гущиной И.А., Шепеля В.М., Попова Е.В., Томиловой Т.М. и др. При анализе степени разработанности темы выпускной квалификационной работы было выявлено, что, несмотря на большое количество исследований в области формирования и управления имиджем компании, практических рекомендаций по созданию корпоративного имиджа той или иной конкретной отрасли производства в социальных сетях недостаточно.
Проблема проектной работы заключается в недостатке практических рекомендаций по использованию технических инструментов социальной сети ВКонтакте для создания имиджа компании.
Объект настоящей выпускной квалификационной работы — корпоративный имидж компании свечеварения «DOFT».
Предмет — инструменты ВКонтакте для создания корпоративного имиджа как фактора повышения эффективности.
Цель настоящей проектной работы — разработка практических рекомендаций по использованию технических инструментов социальной сети ВКонтакте для создания имиджа компании свечеварения «DOFT».
Для решения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. раскрыть теоретические аспекты формирования корпоративного имиджа компании;
2. проанализировать основные модели и технологии формирования корпоративного имиджа;
3. разработать авторскую модель формирования корпоративного имиджа;
4. рассмотреть инструменты социальной сети ВКонтакте для создания корпоративного имиджа компании;
5. выявить специфику компании свечеварения «DOFT»;
6. разработать практические рекомендации по созданию имиджа компании свечеварения «DOFT» во ВКонтакте.
Методологической базой данной работы является теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, которая позволяет представить имидж в качестве элемента социальной коммуникативно-управленческой практики и определить имиджевую коммуникацию как стратегическую. Также данная работа опирается на представления Ж. Бодрийяра об обществе потребления, которые важны в работе для понимания современного потребительского рынка (нужд, желаний и потребностей его участников). Взгляд на корпоративный имидж в эпоху «новых медиа», опирается на семиотический аспект изучения имиджа, связывающий его с теорией симулякров Ж. Бодрийяра.
Тема проектной работы раскрыта с опорой на философские работы о коммуникативно-управленческой сущности имиджа (И.К. Черемушникова, Edmund R. Gray and John M. T. Balmer, Д.П. Гавра, Д.И. Спичева). Не менее важными являются работы, посвященные структуре корпоративного имиджа, к которым относятся модели А.Н. Чумикова и М.В. Томиловой. В данной выпускной квалификационной работе применялся ситуационный анализ (SWOT-анализ) базисного субъекта.
Научная новизна проектной работы проявляется в создании авторской модели корпоративного имиджа компании.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по использованию инструментов социальной сети для создания корпоративного имиджа компании свечеварения «DOFT» и его продвижения.
Проект был реализован в несколько этапов:
1. Изучение специфики базисного субъекта - студии свечеварения «DOFT»;
2. изучение особенностей технических инструментов ВКонтакте для создания корпоративного имиджа;
3. разработка авторской модели имиджа компании «DOFT»;
4. анализ результатов реализации проекта и составление рекомендаций по созданию корпоративного имиджа с помощью технических инструментов ВКонтакте.
Конечный продукт проекта - рекомендации по созданию корпоративного имиджа компании с использованием технических инструментов социальной сети ВКонтакте.
Для реализации проекта в рамках данной выпускной квалификационной работы: информационные (научные статьи и учебные пособия; статьи, размещенные в сети интернет; фонд научной библиотеки ТГУ), материально-технические, кадровые и временные ресурсы.
Структура проектной работы отражает последовательное решение поставленных задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Первая глава посвящена исследованию теоретических основ формирования корпоративного имиджа, раскрытию сущности понятий «имидж» и «корпоративный имидж», описанию его видов и функций, анализу инструментов по его созданию. Также рассмотрены структурные модели корпоративного имиджа и создана авторская модель на основе представленных моделей. Также включает в себя описание технических инструментов социальной сети ВКонтакте, рассматривается корпоративная коммуникация как среда формирования имиджа компании.
Вторая и третья главы посвящены описанию специфики базисного субъекта и представлению практических рекомендаций по созданию имиджа компании свечеварения «DOFT» во ВКонтакте.
В условиях быстрых темпов развития цифровых технологий привлечь аудиторию и побудить ее к действию становится сложнее. Во-первых, в настоящее время на рынке преобладает высокая конкуренция товаров и услуг, в то время как в 70-90-е годы XX века такой проблемы практически не наблюдалось. Во-вторых, с каждым годом социальнопсихологические характеристики потребителей подвергаются изменениям благодаря резкому переходу в цифровую среду. В связи с этим компании вынуждены выстраивать коммуникацию и формировать корпоративный имидж при помощи онлайн-инструментов, где чаще всего используются социальные сети.
Концепции корпоративного имиджа представляют собой относительно новую и дополнительную призму, через которую руководство может рассматривать и решать стратегические проблемы, стоящие перед фирмой. Эта перспектива рассматривает имидж компании как жизненно важные стратегические ресурсы. По сути, идентичность компании трансформируется в имидж в глазах нескольких заинтересованных сторон с помощью различных коммуникационных механизмов и каналов. Руководство несет ответственность за управление идентификацией компании и системой коммуникаций таким образом, чтобы развивать и поддерживать узнаваемый имидж и благоприятную репутацию. В сегодняшней сложной деловой среде от этого может зависеть стратегическое преимущество и конечное выживание компании.
В рамках настоящей выпускной квалификационной работы необходимо обозначить, что все поставленные задачи были выполнены. В ходе теоретического исследования было выявлено огромное множество и интерпретаций имиджа компании. В первой главе была дана общая характеристика корпоративного имиджа, раскрыта сущность, описаны виды и функционал, проанализированы инструменты по созданию имиджа компании, а также описаны структурные модели имиджа и предложена авторская модель. Во второй главе был описан и проанализирован базисный субъект и его элементы по структурной модели.
По окончании проведённого проекта был составлен ряд рекомендаций по формированию корпоративного имиджа студии свечеварения «DOFT» с помощью технических инструментов ВКонтакте. Дополнительно было принято решение продолжать использование данных способов на практике при продвижении имиджа и компании в целом.
Таким образом, цель и задачи настоящей выпускной квалификационной работы были выполнены. Опираясь на проделанную работу, удалось сделать вывод, что применение и использование на практике технических инструментов и возможностей социальной сети ВКонтакте при создании корпоративного имиджа позволяет сам имидж сформировать как эффективный.
1. Андреева Марианна Валентиновна. Психологические основы образования и функционирования бренда: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Москва, 2003 214 c.
2. Арькова Т.Ю. Сущность HR-брендинга как механизма позиционирования организации на рынке труда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-hr-brendinga-kak-mehanizma-pozitsionirovaniya- organizatsii-na-rynke-truda/viewer (дата обращения: 22.01.22).
3. Билалова Э.А. Способы продвижения бренда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-prodvizheniya-brenda/viewer (дата обращения: 14.05.21).
4. Варламова Д., Д. Коричин, Д. Песков, К. Лукша Атлас профессий 2.0. Москва, 2016. - 288 с.
5. Вегенер Ю.С. Нейминг в системе формирования и продвижения бренда
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyming-v-sisteme-
formirovaniya-i-prodvizheniya-brenda/viewer (дата обращения: 14.03.21).
6. Векслер А.Ф. Айви Ли — «исторический отец PR» как лидер публичной дипломатии: неизвестные страницы межкультурных коммуникаций СССР и Америки // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 196—220.
7. Гавра Д.П. Феномен имиджа: сущность и основные характеристики // Капитал страны, 01.07.2009 - 23 с.
8. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / В.Г. Горчакова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 279 с.
9. Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе, 2008. - 105с.
10. Гущина, И. Имидж организации / И. Гущина // Служба кадров. - 2003. - № 5. - С. 36.
11. Даниленко, Л. В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций / Л. В. Даниленко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - [Электронный ресурс]. URL: http://www. marketologi.ru/lib/danilenko/all_image.html (дата обращения 17.10.2021).
12. Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика / Ф. Китчен. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 209с.
13. Коммуникативное пространство современности как сфера действия PR и рекламы: материалы Открытой республиканской студенческой научно-практической конференции (20 декабря 2018 г., г. Луганск) / отв. ред. Е. А. Лобовикова. - Луганск: Изд- во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2019. - 151 с.
14. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер - М.: Альпина паблишерз, 2010. - 211 с.
15. Котлер Ф., Пферч В. Брендменеджмент в В2В-сфере. СПб.: Вершина, 2007....61