ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 3
1. Теоретической анализ взаимосвязи психологического благополучия и стратегий 6
преодоления кризиса в среднем возрасте
1.1. Структура и факторы психологического благополучия 6
1.2. Особенности переживания кризиса среднего возраста 16
1.3. Копинг - поведение и защитные механизмы системы адаптации личности 19
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологического благополучия и 23
стратегий преодоления кризиса в среднем возрасте
2.1. Описание выборки и методов исследования 23
2.2. Эмпирическое исследование психологического благополучия 24
2.3. Эмпирическое исследование стратегий поведения в среднем возрасте 29
2.4. Анализ взаимосвязи психологического благополучия личности и стратегий 33
преодоления кризиса в среднем возрасте
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 1 Шкала психологического благополучия 39
Приложение 2 Шкала удовлетворенности жизнью 43
Приложение 3 Шкала «Индикатор копинг - стратегий» 44
Приложение 4 Опросник «Психологическая диагностика копинг - механизмов» 46
Приложение 5 Таблица 3 Корреляция 48
1. Теоретической анализ взаимосвязи психологического благополучия и стратегий 6
преодоления кризиса в среднем возрасте
1.1. Структура и факторы психологического благополучия 6
1.2. Особенности переживания кризиса среднего возраста 16
1.3. Копинг - поведение и защитные механизмы системы адаптации личности 19
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологического благополучия и 23
стратегий преодоления кризиса в среднем возрасте
2.1. Описание выборки и методов исследования 23
2.2. Эмпирическое исследование психологического благополучия 24
2.3. Эмпирическое исследование стратегий поведения в среднем возрасте 29
2.4. Анализ взаимосвязи психологического благополучия личности и стратегий 33
преодоления кризиса в среднем возрасте
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 1 Шкала психологического благополучия 39
Приложение 2 Шкала удовлетворенности жизнью 43
Приложение 3 Шкала «Индикатор копинг - стратегий» 44
Приложение 4 Опросник «Психологическая диагностика копинг - механизмов» 46
Приложение 5 Таблица 3 Корреляция 48
Психологическое благополучие довольно часто становится предметом исследования психологов, которые стремятся определить, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблем психологического благополучия. В своих научных исследованиях этими вопросами занимались, такие ученые, как Н.М. Брадбурн, Э.Динер, К.Рифф, Б.С.Братусь, И.В.Дубовина и другие. Однако проблема психологического благополучия личности до сих пор остается одной из мало изученных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В настоящее время в основном изучены закономерности зависимости психологического благополучия от пола, возраста, культурной принадлежности, ведутся работы по изучению других факторов. Выделяются лишь некоторые факторы данного явления: соматические (О.С.Копина), удовлетворенность жизнью (П.Я. Яничев),
психофизиологические (М. Аргайл). При изучении этого явления наблюдается недостаток исследований его особенностей и поиска факторов, которые оказывают на него влияние. Важным фактором формирования полноценно функционирующей личности и, следовательно, психологического благополучия являются степень удовлетворенности жизнью, позитивные отношения с другими, принятие себя, автономность, компетентность, наличие целей, придающих жизни смысл, личностный рост (К. Рифф).
Изучение проблемы психологического благополучия необходимо для понимания способов реализации личности, раскрытия его потенциала, формированию позитивного подхода к решению, которые стоят перед личностью. Таким образом, изучение проблемы психологического благополучия и его связи с установками и стратегиями поведение имеет не только теоретическое, но практическое значения, в целях оказания психологической помощи личности. Психологическое благополучие личности не может обойти возрастную специфику данного процесса. Это связано как с разными возрастными задачами, которые встают перед личностью, новообразованиями возраста, так и с различными условиями социальной действительности. При переживании кризиса возможно различное сочетание компонентов: эмоциональных, когнитивных, поведенческих и физиологических
проявлений кризиса.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема психологического благополучия в недостаточной мере изучена и требует дополнительного исследования взаимосвязи ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия в среднем возрасте
Цель дипломной работы: изучить взаимосвязь психологического благополучия и стратегий преодоления кризиса в среднем возрасте.
Объект исследования: психологическое благополучие.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического благополучия и стратегий преодоления кризиса в среднем возрасте.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее предположение: переживание психологического благополучия определяется субъективной интерпретацией личностью различных ситуаций, с которыми она сталкивается и связано с предпочитаемыми стратегиями поведения личности.
В соответствии с целью и гипотезой в дипломном исследовании определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятия психологического благополучия личности с целью определения методологических оснований исследования.
2. Изучить особенности переживания психологического благополучия в период кризиса среднего возраста.
3. Изучить особенности стратегий поведений в зависимости от степени психологического благополучия.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи психологического благополучия личности и стратегий преодоления кризиса в среднем возрасте.
Теоретико - методологической основой исследования являются:
1. Теории, рассматривающие психологическое благополучие личности (К. Рифф, Н.М. Брадбурн, Э.Динер);
2. теории развития личности, рассматривающие период взрослости как специфический этап (Э. Эриксон);
3. научные исследования идентификации субъективного благополучия личности (М. Аргайл, Л.В. Куликов, К. Рифф, М.В. Соколова);
4. научные исследования копинг-стратегий личности (R.S. Lazarus, S. Folkman).
Методы исследования. В работе использованы следующие методы: теоретический анализ, анкетирование, комплекс психодиагностических методик; шкала «психологического благополучия» К.Рифф, шкала «удовлетворенности жизнью»
Э.Динер, шкала «индикатор копинг - стратегий» Дж.Амирхан, опросник «психологическая диагностика копинг - механизмов» Э.Хейм, методы обработки полученных данных, включающие нахождение среднего арифметического, сравнительный, корреляционный анализы.
При обработке статистических данных использовался статистический пакет IBM SPSS Statistic 22.0, пакет анализа Excel 2007. В качестве методов обработки данных использовался коэффициент корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие сотрудники компании «Томтел», в возрасте от 29 до 45 лет, имеющие высшие образование. Выборка составила 40 человек (30 мужчин, 10 женщин).
Теоретическая значимость исследования: полученные в исследовании данные дополняют имеющиеся в отечественной социальной психологии понимание психологического благополучия личности, углубляют знание о его взаимосвязи с особенностями поведения в среднем возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на улучшение деятельности психологов в аспекте формирования психологического благополучия личности.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников и литературы и приложения, проиллюстрирована таблицами.
психофизиологические (М. Аргайл). При изучении этого явления наблюдается недостаток исследований его особенностей и поиска факторов, которые оказывают на него влияние. Важным фактором формирования полноценно функционирующей личности и, следовательно, психологического благополучия являются степень удовлетворенности жизнью, позитивные отношения с другими, принятие себя, автономность, компетентность, наличие целей, придающих жизни смысл, личностный рост (К. Рифф).
Изучение проблемы психологического благополучия необходимо для понимания способов реализации личности, раскрытия его потенциала, формированию позитивного подхода к решению, которые стоят перед личностью. Таким образом, изучение проблемы психологического благополучия и его связи с установками и стратегиями поведение имеет не только теоретическое, но практическое значения, в целях оказания психологической помощи личности. Психологическое благополучие личности не может обойти возрастную специфику данного процесса. Это связано как с разными возрастными задачами, которые встают перед личностью, новообразованиями возраста, так и с различными условиями социальной действительности. При переживании кризиса возможно различное сочетание компонентов: эмоциональных, когнитивных, поведенческих и физиологических
проявлений кризиса.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема психологического благополучия в недостаточной мере изучена и требует дополнительного исследования взаимосвязи ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия в среднем возрасте
Цель дипломной работы: изучить взаимосвязь психологического благополучия и стратегий преодоления кризиса в среднем возрасте.
Объект исследования: психологическое благополучие.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического благополучия и стратегий преодоления кризиса в среднем возрасте.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее предположение: переживание психологического благополучия определяется субъективной интерпретацией личностью различных ситуаций, с которыми она сталкивается и связано с предпочитаемыми стратегиями поведения личности.
В соответствии с целью и гипотезой в дипломном исследовании определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятия психологического благополучия личности с целью определения методологических оснований исследования.
2. Изучить особенности переживания психологического благополучия в период кризиса среднего возраста.
3. Изучить особенности стратегий поведений в зависимости от степени психологического благополучия.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи психологического благополучия личности и стратегий преодоления кризиса в среднем возрасте.
Теоретико - методологической основой исследования являются:
1. Теории, рассматривающие психологическое благополучие личности (К. Рифф, Н.М. Брадбурн, Э.Динер);
2. теории развития личности, рассматривающие период взрослости как специфический этап (Э. Эриксон);
3. научные исследования идентификации субъективного благополучия личности (М. Аргайл, Л.В. Куликов, К. Рифф, М.В. Соколова);
4. научные исследования копинг-стратегий личности (R.S. Lazarus, S. Folkman).
Методы исследования. В работе использованы следующие методы: теоретический анализ, анкетирование, комплекс психодиагностических методик; шкала «психологического благополучия» К.Рифф, шкала «удовлетворенности жизнью»
Э.Динер, шкала «индикатор копинг - стратегий» Дж.Амирхан, опросник «психологическая диагностика копинг - механизмов» Э.Хейм, методы обработки полученных данных, включающие нахождение среднего арифметического, сравнительный, корреляционный анализы.
При обработке статистических данных использовался статистический пакет IBM SPSS Statistic 22.0, пакет анализа Excel 2007. В качестве методов обработки данных использовался коэффициент корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие сотрудники компании «Томтел», в возрасте от 29 до 45 лет, имеющие высшие образование. Выборка составила 40 человек (30 мужчин, 10 женщин).
Теоретическая значимость исследования: полученные в исследовании данные дополняют имеющиеся в отечественной социальной психологии понимание психологического благополучия личности, углубляют знание о его взаимосвязи с особенностями поведения в среднем возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на улучшение деятельности психологов в аспекте формирования психологического благополучия личности.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников и литературы и приложения, проиллюстрирована таблицами.
Исследование проблемы психологического благополучия личности относится к числу актуальных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Следует отметить, что исследователи уделяют внимание изучению отдельных аспектов и факторов психологического благополучия.
В результате теоретического исследования нам удалось выделить основные направления исследований психологического благополучия. Методологической основой исследования явились представления о психологическом благополучии К. Рифф. Разработанная К.Рифф теория психологического благополучия послужила, основанием для построения методики, которая получила широкое признание и применение в изучении различных сфер психологического благополучия. Такое комплексное изучение психологического благополучия позволяет объективно соединить внешнее поведенческое проявление с субъективной самооценкой своего самоощущения удовлетворенности жизнью.
Исследование структуры психологического благополучия, включающее изучение эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов, подтверждает положение о том, что психологическое благополучие личности представляет собой сложное многофакторное образование. Разные возрастные задачами, которые встают перед личностью, в социальной действительности, оказывают влияние. При переживании кризиса возможно различное сочетание компонентов: эмоциональных, когнитивных, поведенческих и физиологических проявлений кризиса.
Сравнительный анализ стратегий поведения в зависимости от психологического благополучия показал, что доминирующими являются адаптивные стратегии в эмоциональном и поведенческом копинге, такие как: оптимизм, протест, сотрудничество, обращение, альтруизм. В когнитивном копинге доминирующими являются относительно адаптивные стратегии: относительность, придача смысла.
Исследование взаимосвязи стратегий поведения в зависимости от психологического благополучия позволило уточнить следующие особенности. Показатель «Позитивные отношения с другими» положительно коррелирует с показателем «Поиск социальной поддержки». В среднем возрасте поведение ориентировано на взаимодействие с другими людьми. Показатель «Позитивные отношения с другими» и «Самопринятие» положительно коррелирует с показателем «Субъективное благополучие Э.Динер». «Позитивные отношения с другими» и «Самопринятие» являются компонентами субъективного благополучия Э.Динер. Общество в целом определяет положительные стороны субъективного благополучия, тем самым оказывает влияние на удовлетворение тех или иных потребностей человека. Самопринятие определяет субъективное благополучие как эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни и собственной личности. «Компетентность» отрицательно коррелирует с показателем «Избегание проблем». Поведение, связанное с низким уровнем избегания проблем, свидетельствует о высокой способности в управлении повседневными делами, умение осуществлять разнообразные виды деятельности. Активная поведенческая стратегия, при которой человек, старается использовать все имеющиеся личностные ресурсы, что положительно определяет психологическое благополучие в целом.
Положительная взаимосвязь психологического и субъективного благополучия свидетельствует, что по своей природе психологическое благополучие личности является субъективным, так как оценка собственного благополучия опирается на переживания личности по отношению к различным сторонам своей жизни, деятельности и самого себя.
Теоретическая значимость исследования: полученные в исследовании данные дополняют имеющиеся в отечественной социальной психологии понимание психологического благополучия личности, углубляют знание о его взаимосвязи с особенностями поведения в среднем возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на улучшение деятельности психологов в аспекте формирования психологического благополучия личности.
В результате теоретического исследования нам удалось выделить основные направления исследований психологического благополучия. Методологической основой исследования явились представления о психологическом благополучии К. Рифф. Разработанная К.Рифф теория психологического благополучия послужила, основанием для построения методики, которая получила широкое признание и применение в изучении различных сфер психологического благополучия. Такое комплексное изучение психологического благополучия позволяет объективно соединить внешнее поведенческое проявление с субъективной самооценкой своего самоощущения удовлетворенности жизнью.
Исследование структуры психологического благополучия, включающее изучение эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов, подтверждает положение о том, что психологическое благополучие личности представляет собой сложное многофакторное образование. Разные возрастные задачами, которые встают перед личностью, в социальной действительности, оказывают влияние. При переживании кризиса возможно различное сочетание компонентов: эмоциональных, когнитивных, поведенческих и физиологических проявлений кризиса.
Сравнительный анализ стратегий поведения в зависимости от психологического благополучия показал, что доминирующими являются адаптивные стратегии в эмоциональном и поведенческом копинге, такие как: оптимизм, протест, сотрудничество, обращение, альтруизм. В когнитивном копинге доминирующими являются относительно адаптивные стратегии: относительность, придача смысла.
Исследование взаимосвязи стратегий поведения в зависимости от психологического благополучия позволило уточнить следующие особенности. Показатель «Позитивные отношения с другими» положительно коррелирует с показателем «Поиск социальной поддержки». В среднем возрасте поведение ориентировано на взаимодействие с другими людьми. Показатель «Позитивные отношения с другими» и «Самопринятие» положительно коррелирует с показателем «Субъективное благополучие Э.Динер». «Позитивные отношения с другими» и «Самопринятие» являются компонентами субъективного благополучия Э.Динер. Общество в целом определяет положительные стороны субъективного благополучия, тем самым оказывает влияние на удовлетворение тех или иных потребностей человека. Самопринятие определяет субъективное благополучие как эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни и собственной личности. «Компетентность» отрицательно коррелирует с показателем «Избегание проблем». Поведение, связанное с низким уровнем избегания проблем, свидетельствует о высокой способности в управлении повседневными делами, умение осуществлять разнообразные виды деятельности. Активная поведенческая стратегия, при которой человек, старается использовать все имеющиеся личностные ресурсы, что положительно определяет психологическое благополучие в целом.
Положительная взаимосвязь психологического и субъективного благополучия свидетельствует, что по своей природе психологическое благополучие личности является субъективным, так как оценка собственного благополучия опирается на переживания личности по отношению к различным сторонам своей жизни, деятельности и самого себя.
Теоретическая значимость исследования: полученные в исследовании данные дополняют имеющиеся в отечественной социальной психологии понимание психологического благополучия личности, углубляют знание о его взаимосвязи с особенностями поведения в среднем возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на улучшение деятельности психологов в аспекте формирования психологического благополучия личности.
Подобные работы
- ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОФЕССИИ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2023 - Социальная тревожность в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье (Удмуртский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Эмоциональное выгорание женщин в средней взрослости с разными базисными убеждениями (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Исследования взаимосвязи стресса и психологического здоровья у педагогических работников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018





