Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №188179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ цифровой компетентности и психологических ресурсов ее формирования 7
1.1. Анализ подходов к пониманию цифровой компетентности 7
1.2. Анализ психологических ресурсов формирования цифровой компетентности 12
Выводы по разделу 1 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических ресурсов формирования цифровой компетентности студенческой молодежи 21
2.1 Описание модели изучаемого феномена 21
2.2 Описание дизайна исследования 22
2.3 Результаты исследования 24
2.4 Анализ результатов и их интерпретация 40
2.5 Практические рекомендации 44
Выводы по разделу 2 45
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложение А. Анкета цифровой компетентности 55
Приложение Б. Описательные статистики для изучаемых переменных 59
Приложение В. Результаты корреляционного анализа изучаемых переменных 61
Приложение Г. Программа развития психологических ресурсов формирования цифровой компетентности студенческой молодежи 62


В современном мире, где цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека, цифровая компетентность является одним из ключевых факторов успешной профессиональной и личной самореализации. В условиях стремительного развития и постоянного обновления цифровых инструментов, способность быстро и эффективно адаптироваться к новым технологиям становится важным фактором для достижения успеха, как в профессиональной, так и в личной сферах. Цифровая компетентность - это «основанная на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, а также его готовность к такой деятельности» [35]. Она включает в себя: умение работать с различными видами информации, такими как текст, аудио, видео, графика, навыки использования интернет-технологий, электронной почты, социальных сетей и других онлайн-сервисов; навыки эффективной коммуникации в социальных сетях; навыки безопасного поведения в интернете, такие как защита личных данных, предотвращение кибератак и различных видов онлайн-мошенничества. Высокая степень развития цифровой компетентности помогает быстрее и эффективнее решать учебные и профессиональные задачи, улучшать коммуникацию с коллегами и клиентами, а также улучшать свои профессиональные навыки и чувствовать себя в безопасности в сети. Проблематика изучения цифровой компетентности представлена в работах отечественных исследователей - в частности Г.У. Солдатовой, Е. И. Рассказовой [27], Т.А. Нестика [20], Н.Г. Воскресенской [6] и др.
Однако цифровая компетентность, которая позволяет эффективно применять цифровые технологии для решения учебных, профессиональных и бытовых задач, развита у людей по-разному. Такие различия могут объясняться отличиями в установках личности к цифровым технологиям, которые в большинстве своем являются инновационными. То есть, некоторые люди доверяют цифровым технологиям и активно их используют, в то время как для других они являются минимально необходимыми или даже обременительными. Таким образом, некоторые люди являются “инноваторами”, активно использующими цифровые технологии и обновляющими свои знания и навыки в этой области, в то время как другие этого не делают. В данной работе мы рассмотрим некоторые переменные, обуславливающие инновационную активность человека относительно цифровых технологий. Переменные, влияющие на инновативность и цифровую компетентность человека, могут быть связаны с некоторыми личностными особенностями. В частности, это непосредственно инновативные качества современной молодежи, которые рассмотрены в исследовании И.В. Атамановой и С.А. Богомаза [4], такие как ориентация на будущее, креативность и риск ради успеха. Также, как показало исследование И.А. Филенко, И.В. Атамановой, С.А. Богомаза [33], инновативность связана с ценностными ориентациями человека. Стрессоустойчивость тоже является важным фактором развития цифровой компетентности, так как она предупреждает развитие техностресса у человека, который негативно сказывается на развитии цифровой компетентности, что было показано в исследовании В.Г. Коноваловой [12]. В связи с этим феномен техностресса, как один из барьеров для развития цифровой компетентности, занимает важное место в исследовании ресурсов ее формирования. Важно упомянуть и самоэффективность, как фактор, влияющий на инновативность личности - это влияние было показано в исследовании Н.М. Лебедевой и соавторов [16].
Помимо личностных качеств, на уровень развития цифровой компетентности могут влиять пол, возраст и специальность человека. В частности, ранее отмечено, что между мужчинами и женщинами существуют различия в проявлении инновативного поведения [33]. Также, можно предположить, что у людей, связанных с техническими специальностями, цифровая компетентность будет развита больше из-за специфики работы, так как многие специалисты из этой области работают непосредственно с цифровыми технологиями.
Таким образом, в ситуации растущей цифровизации всех сфер жизни человека, которая стала еще более интенсивной в период пандемии COVID-19, когда каждый человек был вынужден общаться, работать, взаимодействовать с миром через цифровую среду, проблематика изучения ресурсов формирования цифровой компетентности, а также инновативности, как важной предпосылки к развитию цифровой компетентности, является актуальной задачей современной психологической науки, которой посвящены работы таких российских и зарубежных авторов, как Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова [35], И.А. Филенко, И.В. Атаманова, С.А. Богомаз [33], Е.И. Перикова, И.В. Атаманова, С.А. Богомаз [21], Н.М. Лебедева [15], С.Р. Яголковский [39], K. Talke, S. Heidenreich [56], B. Antonia [41] и др.
Проблемная ситуация, порождающая настоящее исследование, связана с тем, что развитие цифровой компетентности только традиционными педагогическими средствами без учета психологических особенностей обучаемых может быть не всегда эффективным в силу того, что личностные характеристики человека могут вести к формированию установок, связанных с сопротивлением цифровым инновациям.
В связи с этим, целью данной работы является анализ цифровой компетентности в связи с психологическими ресурсами ее формирования, представленными инновативными качествами личности, ценностными ориентациями, уровнями психологического стресса, самоэффективностью - у представителей студенческой молодежи, а также в связи с их социально-демографическими характеристиками.
Объектом данного исследования выступает цифровая компетентность.
Предметом исследования являются психологические ресурсы формирования цифровой компетентности студенческой молодежи.
В соответствии с целью данной работы, задачи можно обозначить следующим образом:
1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к пониманию цифровой компетентности, а также особенности ее формирования.
2. Изучить и проанализировать психологические факторы, влияющие на формирование цифровой компетентности.
3. Обосновать психодиагностический комплекс методик и провести исследование, направленное на изучение личностных и социально-демографических характеристик, связанных с развитием цифровой компетентности студентов.
4. Описать и проанализировать результаты, полученные в ходе проведенного эмпирического исследования.
5. Сформулировать практические рекомендации по развитию цифровой компетентности студенческой молодежи, опираясь на результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования: психологические особенности личности - инновативные качества, ценностные ориентации, уровень психологического стресса и самоэффективность, а также социально-демографические характеристики, связаны с развитием цифровой компетентности студенческой молодежи и могут рассматриваться в качестве факторов ее формирования.
Методологическими основаниями данной работы являются:
• Принцип единства сознания, деятельности, личности А.Н. Леонтьева;
• Концепция цифровой компетентности Г.У. Солдатовой [27; 28; 35];
• Концепция инновативных качеств личности Н.М. Лебедевой [17];
• Концепция самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалем [38; 48];
• Теория базовых ценностей Ш. Шварца [54].
Методы исследования включают: теоретический анализ литературы, обобщение результатов современных исследований, связанных с изучением психологических 5
предпосылок формирования цифровой компетентности; проведение эмпирического исследования с использованием батареи психологических тестов, включающей методики: шкала самооценки инновативных качеств личности (Лебедева, Татарко, 2009) [17]; портретный ценностный опросник PVQ-R (Шварц, Бутенко, Седова, Липатова, 2011) [37], шкала психологического стресса PSM-9, адаптация Н.Е. Водопьяновой (2009); шкала самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, 1992; Ромек, 1996) [38]; анкета цифровой компетентности студентов, разработанная для данного исследования; статистические методы обработки данных - критерий Шапиро-Уилка, критерий Колмогорова-Смирнова, параметрический критерий Стьюдента, критерий Уэлча, U-критерий Манна - Уитни, коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена и множественный регрессионный анализ - выполнялись на базе пакета статистических программ SPSS Statistics 26.
Исследование проведено в период с декабря 2023 года по январь 2024 года, с помощью интернет ресурса Google Forms. В исследовании приняли участие 72 студента вузов г. Томска (43% юношей), возраст от 18 до 28 лет (21,93±5,62 года).
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав - Глава 1. Теоретический анализ цифровой компетентности и психологических ресурсов ее формирования; Глава 2. Эмпирическое исследование психологических ресурсов формирования цифровой компетентности студенческой молодежи и Заключения, включает 68 страниц, 56 библиографических источников и 4 Приложения по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной исследовательской работы нами были изучены и проанализированы теоретические подходы к пониманию цифровой компетентности, а также особенности ее формирования. В целом, можно увидеть два направления в интерпретации цифровой компетентности российскими исследователями. В первом направлении ее суть определяется посредством готовности применять информационно-коммуникационные технологии и делать это уверенно, результативно, критично и безопасно в разных сферах жизни человека. В данном направлении делают акцент на том, что цифровая компетентность представляет собой комплексный феномен, который затрагивает различные области информационного общества, а также на развитии ответственности, мотивации и ценностных ориентиров как составляющих ее роста в условиях цифрового общества. В данном подходе также выделяют четыре вида компетентности, связанных с цифровыми технологиями: информационная и медиакомпетентность, коммуникативная компетентность, техническая компетентность и потребительская компетентность. Именно этой концепции цифровой компетентности мы придерживались в своей работе в дальнейшем.
С другой стороны, во втором направлении делается акцент на технологическом аспекте цифровой компетентности: она определяется как коммуникативная способность высокого уровня к информационному взаимодействию в цифровом пространстве интеллектуальных устройств высокой мобильности, а также интеллектуальных технологий и сетевых профессиональных сообществ, с целью самореализации и непрерывного инновационного развития. Исследователи данного подхода включают в спектр цифровых компетенций студентов способности к потреблению цифрового контента, репродуктивной деятельности в цифровой среде, продуктивной деятельности в цифровой среде и рефлексивной деятельности в цифровой среде. Подчеркивается, что авторы, рассматривающие феномен «цифровая компетентность», связывают его с такими явлениями в обществе, как «цифровизация», «цифровой разрыв», «цифровое поколение», «цифровое неравенство», «цифровые технологии», которые превращают личность в активного пользователя, самостоятельно трансформирующего информацию в тексты собственного сознания, и приближают к сотрудничеству группы людей с целью организации информации. Также важным аспектом в данном подходе является то, что овладение цифровыми компетенциями является процессом, связанным с инновационным поведением человека, так как сами цифровые технологии являются инновацией и требуют для освоения человеком определенной готовности к работе с инновационными продуктами.
Далее, нами были изучены и проанализированы психологические факторы, влияющие на формирование цифровой компетентности. Было выявлено, что наиболее важным психологическим фактором и ресурсом формирования цифровой компетентности является инновативность. Инновативность понимается нами как совокупность качеств личности, которые проявляются в разнообразных способах раскрытия творческого потенциала и обеспечивают психологический комфорт для успешной работы с инновациями. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что важными факторами развития инновативности человека являются его инновативные качества, ценностные ориентации и самоэффективность, таким образом являясь и ресурсами формирования цифровой компетентности. Важную роль во взаимодействии с цифровыми технологиями и в развитии цифровой компетентности играет техностресс - ряд психологических реакций, связанных с негативным опытом работы с цифровыми технологиями. Негативный опыт работы с цифровыми технологиями, связанный с технострессом, может провоцировать отторжение к взаимодействию с цифровыми технологиями и таким образом тормозить или вовсе останавливать развитие цифровой компетентности. То есть, важно формировать устойчивость к технострессу, а также стрессу в целом, для эффективного формирования цифровой компетентности. Таким образом, устойчивость к стрессу будет выступать фактором и ресурсом формирования цифровой компетентности.
На основе полученной теоретической базы, нами был подобран и обоснован комплекс психодиагностических методик, которые мы использовали для исследования ресурсов формирования цифровой компетентности студенческой молодежи, туда вошли такие методики, как анкета цифровой компетентности; шкала самооценки инновативных качеств личности (СИКЛ, авторы Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, 2009); портретный ценностный опросник PVQ-R (Шварц, Бутенко, Седова, Липатова, 2011); шкала психологического стресса PSM-9, адаптация Н.Е. Водопьяновой (2009) и шкала самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, 1992; Ромек, 1996). Далее, с помощью анкеты, включающей эти методики, нами было проведено исследование с участием 72 студентов вузов г. Томска, направленное на изучение личностных и социально-демографических характеристик, связанных с развитием цифровой компетентности.
Результаты проведенного нами исследования подтверждают, что многие факторы, включенные нами в модель исследования, действительно связаны с уровнем цифровой компетентности студентов. Было показано, что инновативные качества личности, ценности самостоятельности мысли и традиции, самоэффективность и низкий уровень стресса являются психологическими ресурсами формирования цифровой компетентности студенческой молодежи. Антиресурсами выступают ценность общественной безопасности и повышенный уровень стресса. Также было показано, что мужчины, люди с технической специальностью и люди 18-20 лет имеют более высокую цифровую компетентность или ее компоненты. Связь социально-демографических факторов, таких как пол, возраст и специальность, с уровнем цифровой компетентности, обусловлена преобладанием у групп тех или иных ресурсов или антиресурсов, которые способствуют либо развитию цифровой компетентности, либо сопротивлению к ее развитию.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что такие психологические особенности, как инновативные качества личности, ценностные ориентации, уровень психологического стресса и самоэффективность, а также некоторые социальнодемографические характеристики, такие как специальность, пол и возраст, могут выступать факторами развития цифровой компетентности студенческой молодежи, была подтверждена в ходе исследования.
В завершении нашей исследовательской работы нами были сформулированы практические рекомендации по развитию цифровой компетентности студенческой молодежи, опираясь на результаты проведенного исследования. Данные рекомендации были представлены в виде тренинговой программы, которая направлена на развитие таких ресурсов формирования цифровой компетентности студенческой молодежи, как стрессоустойчивость, самоэффективность и инновативность.
Таким образом, данная работа вносит теоретический и практический вклад в психологическую науку. Полученные результаты расширяют наше представление о психологических факторах, которые могут влиять на формирование цифровой компетентности молодежи, и знания об этих закономерностях необходимо использовать при разработке тренинговых программ для студентов, которые будут направлены на развитие цифровой компетентности, востребованной для жизни в современном мире. Предложенная нами тренинговая программа, которая опирается на данные психологические факторы, может стать эффективным дополнением к развитию цифровой компетентности традиционными педагогическими методами.



1. Адеева Т. Н., Тихонова И. В. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом: возрастные особенности и детерминация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - №4. - С. 208-216.
2. Андрюхина Л. М., Садовникова Н. О., Уткина С. Н., Мирзаахмедов А. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. - 2020. - Том 22, № 3. - C. 116-147.
3. Астахова Л. В. Развитие цифровой культуры студентов в условиях вузовской библиотеки // Вестник культуры и искусства. - 2019. - № 4 (60). - С. 47-57.
4. Атаманова И. В., Богомаз С. А. Ценностные и деятельностные ориентации вузовской молодежи выбор между безопасностью и инновативностью // Science of education today. - 2021. - 11. №1. - C. 59-74.
5. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы
интерпретации // Человек и образование. - 2012. - № 2 (31). - С. 92-98.
6. Воскресенская Н. Г. Готовность молодежи к развитию цифровых компетенций с помощью дистанционных форм обучения // СибСкрипт. - 2021. - №4 (88). - С. 939-947.
7. Гендина Н. И. Можно ли измерить информационную грамотность (культуру)? / Н. И. Гендина // Образование в документах. - 2009. - № 20 (213). - С. 58-62
8. Гладилина И. П., Кадыров Н. Н., Строганова Е. В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции. - 2019. - №5. - С. 62-64.
9. Горюнова М. А., Лебедева М. Б., Топоровский В. П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования // ЧиО. - 2019. - №4 (61). - С. 83-89.
10. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. - 2014. - № 3 (112) - С. 3-21.
11. Козулина Ю. Г. Программа тренинга развития инновационной готовности //
Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - 2012. URL:
https://scienceforum.ru/2012/article/2012001930 (Дата обращения: 21.05.2024).
12. Коновалова В. Г. Цифровые технологии как фактор техностресса: проблемы и возможности их решения // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России - 2022. - № 3 (60) 74. - С. 17-21.
13. Крамаренко Н. С. Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в "цифровой колхоз" / Н. С. Крамаренко, А. Ю. Квашнин // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - № 4. - С. 8. - URL: https://doi.org/10.18384/2224-0209-2017-4-850.
14. Лебедева Н. М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. — 2009. — № 6. — С. 81-92.
15. Лебедева Н. М. Влияние ценностей и мотивации личности на креативное поведение и отношение к инновациям / Н. М. Лебедева, Е. В. Бушина // Психология в экономике и управлении. — 2015. — T. 7, № 1. — С. 26-35...56



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ