Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Работа №18816

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
994
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы использования информационно-компьютерных
средств при обучении математике 8
1.1 Основные понятия информационно-компьютерных средств 8
1.2 Характеристика информационно-компьютерных средств обучения
математике 15
1.3 Анализ методических рекомендаций по использованию
информационно-компьютерных средств на уроках математики в начальной школе 21
2 Апробация методики использования информационно-компьютерных
средств обучения на уроках математики в начальных классах 28
2.1 Определение педагогических условий для проведения опытно-экспериментальной работы 28
2.2 Приемы и способы использования информационно-компьютерных
средств обучения в начальном курсе математики 35
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 44
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 61


Актуальность темы исследования заключается в том, что современное российское образование модернизируется в направлении повышения его качества, доступности и эффективности. Действующий уже несколько лет Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) требует от школы стремления к удовлетворению потребностей современного общества, которое сегодня характеризуется широким внедрением информационно-компьютерных технологий.
Наиболее продуктивными технологиями, по мнению ученых и педагогов, являются информационно-компьютерные средства обучения. Они способствуют созданию специализированных условий для формирования и развития индивидуальных особенностей, мотивации, логического мышления, речевого развития, самостоятельности, личности учащегося в целом.
Информационно-компьютерные средства обучения позволяют отойти от авторитарности в обучении, опираться на самостоятельность учащихся. При помощи информационных технологий учащиеся не просто получают знания, но и научаются самостоятельно изыскивать эти знания, грамотно пользоваться ими при решении учебных задач.
Несмотря на то, что внедрению информационно-компьютерных технологий посвящено множество научных работ, более узкие вопросам, такие как использование информационно-компьютерных средств обучения в начальном курсе математики еще мало разработаны. Кроме того, средства обучения требуют поиска все новых педагогических технологий, соотнесения опыта педагогов с формированием ключевых компетентностей с возможностями учащихся..
Даже являясь для многих учащихся интересной и занимательной наукой, математика требует много усердия, внимания и усидчивости. Поэтому математика считается одним из сложных предметов школьной программы и требует совершенствования средства обучения.
Несмотря на очевидную необходимость более широкого и грамотного применения информационно-компьютерных средств обучения в процессе проведения уроков математики, в настоящее время остаются не полностью рассмотрены вопросы об использовании их в начальном курсе математики, что и составило проблему нашего исследования.
Целью исследования является изучение возможности использования информационно-компьютерных средств обучения в начальном курсе математики, а также разработка методических рекомендаций по их применению на занятиях по изучению нового материала и при контроле уже имеющихся знаний.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе с использованием информационно-компьютерных средств обучения.
Предмет исследования: приемы и способы использования информационно-компьютерных средств в начальном курсе математики.
Задачи исследования:
- изучить основные понятия информационно-компьютерных средств;
- выделить и рассмотреть основные характеристики информационно-компьютерных средств обучения математике;
- проанализировать методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных средств на уроках математики в начальной школе;
- разработать и апробировать серию занятий по математике с использованием информационно-компьютерных средств обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что если на уроках математики в начальной школе будут активно использоваться информационно-компьютерные средства обучения, то процесс присвоения научных знаний будет более продуктивным как при оперировании различными образами и наглядными представлениями; так и при формировании у учащихся активной познавательной позиции.
В ходе выполнения работы нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ теоретических и методических источников по обозначенной проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент, качественно-количественный анализ результатов продуктивной деятельности учащихся, синтез, обобщение.
Методологическую основу исследования составили основные положения об использовании информационно-компьютерных средств в процессе обучения младших школьников, нашедшие отражение в работах таких ученых, как Н.В. Агапова, О.В. Афанасьева, В.П. Беспалько, И.М. Бобко, Л.Л. Босова, О.Ф. Брыксина, А.В. Дворецкая, А.Е. Дмитриев, И.М. Дмитрова, М.И. Желдаков, И.Г. Захарова, А.Г. Ковалева, Г.М. Коджаспирова, С.В. Корепанова, Р.А. Красильникова, Н.В. Лисовская, И.В. Роберт, Н.Г. Салмина, Г.К. Селевко, А.Ю. Уваров, М.С. Цветкова, Г.А. Цукерман, Л.Д. Черемисина, А.П. Шмакова и др.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Машуковская средняя общеобразовательная школа». В исследовании участвовали 20 учеников 3 класса.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа источников по рассматриваемой проблемы и выделении основных показателей использования информационно-компьютерных средств при обучении математике.
Практическая значимость исследования заключается в разработке серии занятий с использованием информационно-компьютерных средств обучения в начальном курсе математики, а также некоторых рекомендаций по их применению в ходе уроков. Результаты проведенного исследования могут применяться учителями математики в школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретических источников по рассматриваемой нами проблеме позволило выявить, что внедрение информационно-компьютерных средств обучения в образовательный процесс на уроках математики облегчает понимание изучаемого материала, положительно воздействует на слуховую и эмоциональную память. В процессе выполнения заданий роль информационно-компьютерных средств значительно возрастает.
Анализ научной литературы позволил выявить критерии ИКС при обучении математике младших школьников: возможность развития оперирования различными образами и наглядными представлениями, умение действовать по наглядным ориентирам в заданной последовательности, а также активная познавательная позиция и развитие активности мышления.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами использовались диагностические анализы по методикам «Прогрессивные матрицы Равенна», «Полянки» и «Активность мышления».
Анализируя состояние уровня развития показателей на начало и завершение опытно-экспериментальной работы можно отметить следующее.
В начале экспериментального исследования по критерию умения правильно представить последовательность действий в экспериментальной группе высокий балл показали 30% учеников, средний - 50% и низкий - 20% учеников. В контрольной группе наибольшее число ребят показали низкий и средний уровень - по 40%. Высокий уровень у 20% ребят. Очень высокий и очень низкий уровень не обнаружены ни в одной группе.
По критерию выполнения преобразований, рационализация выполнения задания в экспериментальной группе высокий уровень у 20% учащихся, средний - у 40%, низкий - у 40%. В контрольной группе 30% учащихся контрольной группы показали высокий уровень развития наглядно-образного мышления, 40% получили средний общий балл и 30% - низкий, Очень высокий и очень низкий уровень не выявлены.
По критерию активной познавательной позиции в экспериментальной группе уровень высок у 20%, средний - у 70% и низкий - у 10% ребят. В контрольной группе 20% ребят показали высокий уровень, 50% - средний и 30% - низкий уровень. Очень высокий и очень низкий уровень не обнаружены ни в одной группе.
В завершение экспериментального исследования по критерию умения правильно представить последовательность действий показатели распределились следующим образом: очень высокий у 30%, высокий у 40% и средний уровень у 30% учеников. В контрольной группе выявлены показатели по высокому 30%, среднему - 50% и по низкому уровню - 10% детей. Очень низкого уровня не выявлено ни у одного школьника.
По критерию выполнения преобразований, рационализация выполнения задания в экспериментальной группе по 40% очень высокого и высокого уровня, средний уровень представлен у 20% детей. Показатели младших школьников из контрольной группы изменились мало и к концу исследования показали по 10% очень высокого и высокого уровня развития, а средний и низкий составили 50% и 30% детей соответственно. Очень низкого уровня не выявлено.
По критерию активной познавательной позиции в экспериментальной группе очень высокий уровень и средний показали по 20% и высокий уровень у 60% детей. В то же время у учащихся из контрольной группы высокий уровень показали 20%, средний - 70% и низкий - 10% ребят.
Таким образом, приемы и способы использования ИКС в обучении, обучения в начальном курсе математики позволило повысить у учащихся оперирование различными образами и наглядными представлениями, а также сформировать у них активную познавательную позицию, чем и была обеспечена эффективная организация деятельности учащихся и более продуктивное присвоений ими научных знаний. Выдвинутая гипотеза подтверждена, задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Агапова, Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения / Н. В. Агапова. - Москва: ТК Велби, 2015. - 248 с.
2. Анисимова, С. П. Программы повышения квалификации работников образования в области информационных технологий / С. П. Анисимова, В. П. Демкин, Г. В. Можаева, Т. В. Руденко / Открытое и дистанционное образование. - 2004. - № 1 (13). - С. 6-12
3. Афанасьева, О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе / О.В. Афанасьева // Педсовет (газета). - Мытищи: ИП А. В. Мерзлова, 2016. - № 9. - С. 51-54.
4. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах. Курс лекций. / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 298 с.
5. Бантева, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах. / М. А. Бантева, Г. В. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 2011. - 412 с.
6. Барышникова, Г. Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования / Г. Б. Барышникова. - Ярославль: ЯГПУ, 2013. - 332 с.
7. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. - Москва: МПСИ. -
2012. - 352 с.
8. Бобко, И. М. Информационно-методическая система для профессиональной подготовки учителя: Методическое пособие / И. М. Бобко. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2017. - 246 с.
9. Босова, Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние, перспективы / Л. Л. Босова. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 272 с.
10. Брыксина, О. Ф. Конструктнрование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных ресурсов / О. Ф. Брыксина // Информатика и образование. - 2014. - №2 5. - С. 34-38
11. Вохмянина, А. Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена. / А. Е. Вохмянина. - Магнитогорск: МГПУ. - 2015. - 412 с.
12. Гарцов, А. Пять шагов в электронную педагогику / А. Гарцов. - Москва: Lambert. - 2011. - 92 с.
13. Гудков, П. Г. Перспективы разработки образовательных комплексов и их использование в системе образования / П. Г. Гудков // Информационные образовательные ресурсы. - 2014. - №2 3. - С. 32-33.
14. Дворецкая, А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии / А. В. Дворецкая // Педагогические технологии. - 2014. - № 2. - С. 20-27.
15. Дмитриев, А. Е. Моделирование и реализация формирования готовности учителя начальных классов к творческой и педагогической деятельности / А. Е. Дмитриев. - Москва: МИГУ, 2012 - 336 с.
16. Дмитрова, И. М. Повышение эффективности обучения средствами интерактивных технологий. Методика дозированной помощи / И. М. Дмитрова. - Москва: Lambert, 2011. - 120 с.
17. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 368 с.
18. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка. / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - Москва: АСТ, 2014. - 144 с.
19. Желдаков, М. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / М. И. Желдаков. - Минск. Новое знание, 2013. - 152 с.
20. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании /
И. Г. Захарова. - Москва: Академия, 2013. - 192 с.
21. Истомина, Н. А. Методика обучения математике в начальных классах. / Н. А. Истомина. - Москва: Ассоциация XXI век, 2015. - 144 с.
22, Ковалева, А. Г. Использование информационно-компьютерных
технологий при обучении в начальной школе / А. Г. Ковалева. - Москва: АСТ, 2016. - 288 с.
23, Когаловский, М. Р. Перспективные технологии информационных систем / М. Р. Когаловский. - Москва: Астрель, 2013. - 285 с.
24, Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - Москва: Академия, 2011. - 256 с.
25, Корепанова, С. В. Применение информационных компьютерных
технологий в процессе обучения математике в начальной школе / С. В. Корепанова // Математика в школе. - 2016. - № 4. - С. 9-13.
26, Красильникова, Р. А. Использование информационных технологий в образовании: учебное пособие / Р. А. Красильникова. - Оренбург: ОрГУ, 2012 - 292 с.
27, Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников. / В. А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 2014. - 282 с.
28, Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - Москва: АСТ, 2015. - 304 с.
29, Лисовская, Н. В. Особенности использования информационно¬
компьютерных технологий в учебном процессе в начальной школе / Н. В. Лисовская // Математика в школе. - 2014. - № 12. - С. 123-126.
30, Малышевский, А. Ф. Математика. Измерение. 3 класс /
А. Ф. Малышевский. - Калуга: ИПЦ «Гриф», 2009. - 112 с.
31, Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. - Москва: Педагогика, 2014. - 124 с.
32, Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования / Ю. Г. Молоков, А. В. Молокова // Образовательные технологии: сб. науч. ст. Вып.1. - 2015. - С. 149-152.
33, Моро, М. И. Методика обучения математике в 1-3 кл, / М. И. Моро, Л. М. Пышкало. - Москва: Просвещение, 2014. - 118 с.
34. Никифорова, М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии / М. А. Никифорова. // Математика в школе. - 2015. - № 7. - С. 97-104.
35. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. - Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2012. - 528 с.
36. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - Москва: Академия. - 2012. - 272 с.
37. Постановление Правительства РФ «Государственная программа
Российской Федерации Развитие образования на 2013-2020 годы» от 15 апреля 2014 года № 295 (ред. от 26 января 2017 года № 86) // СПС КонсультантПлюс. - 12 с.
38. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 // СПС КонсультантПлюс. - 5 с.
39. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт, А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, А. Ю. Кравцова. - Москва: Дрофа, 2016.
- 313 с.
40. Рудницкая, В. Н. Математика. 3класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдичева / Под ред. Э. А. Мазуровой. - Москва: Вентана-Граф, 2017.
- 128 с
41. Салмина, Н. Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. / Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова. - Москва: МГИПУ, 2012. - 72 с.
42. Севрук, А. И. Развитие ученика на уроке: от конспекта до мониторинга / А. И. Севрук, Е. А. Юнина, И. И. Савицкая // Школьные технологии. -
2013. - № 4. - С.170-186.
43, Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2015. - 208 с.
44, Уваров, А. Ю. На пути к общедоступной коллекции цифровых общеобразовательных ресурсов / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2015. - № 8. - С. 12-14.
45, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 31 декабря 2012 г. - № 5976. - С. 9-12.
46, Цветкова, М. С. Информатика. Математика. 3-6 классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и средней школы / М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова. - Москва: Academia, 2011. - 360 с.
47, Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. - Москва: Развивающее образование, 2010. - 432 с.
48,Черемисина, Л. Д. Развитие творческого и познавательного интереса школьников на уроках математики / Л. Д. Черемисина. - Москва: ТОИПКРО, 2013. - 168 с.
49,Черненко О. Информационные технологии в учебном процессе. Нормативное обеспечение. Рекомендации из опыта работы / О. Черненко. - М.: Учитель, 2014. - 144 с.
50,Шмакова, А. П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография / А. П. Шмакова. - Москва: Флинта, 2015. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ