Анализ кредиторской и дебиторской задолженности (Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Тверской государственный университет)
Объект исследования - ПАО «Ростелеком». Это динамично развивающаяся крупнейшая в России телекоммуникационная группа, предоставляющая услуги во всех сегментах отраслевого рынка на всей территории страны..
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 5
1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности предприятия 5
1.2 Система показателей для анализа дебиторской и кредиторской задолженности 10
1.3 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» 19
2.1 Краткая характеристика предприятия ПАО «Ростелеком» 19
2.2 Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ПАО «Ростелеком» 21
2.3 Предложения по результатам анализа 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что от контроля и эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженности зависит финансовое положение предприятия. Несвоевременная оплата дебиторами своих обязательств приводит к дефициту денежных средств в обороте предприятия, увеличивая потребность компании в оборотных активах для финансирования текущей деятельности и покрытия кредиторской задолженности, что дестабилизирует финансовое состояние компании. Это, в свою очередь, приводит к необходимости изменения расчетных отношений между организацией, её дебиторами и кредиторами. Своевременный и достаточный анализ, управление и контроль дебиторской и кредиторской задолженности компании позволяет избежать многих проблем, связанных с финансовой устойчивостью.
Потребность в совершенствовании теоретических и методических положений анализа и контроля дебиторской и кредиторской задолженности, в сложных современных условиях кризиса не вызывает сомнения. Роль расчетов в хозяйственной деятельности предприятия постоянно растет, так как четкая организация учета расчетных отношений, постоянный контроль за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины позволяют свести к минимуму финансовые риски, ускорить оборачиваемость оборотных средств и обеспечить своевременное поступление денежных средств.
Цель курсовой работы – рассмотрение теоретических и методических аспектов анализа дебиторской и кредиторской задолженности, проведение анализа на примере конкретной организации, разработка предложений по улучшению состояния расчетов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
-рассмотреть экономическую сущность дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
-разобрать систему показателей для анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
-определить методику анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
-охарактеризовать предприятиеПАО «Ростелеком»;
-проанализировать состояние дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ПАО «Ростелеком»;
-выявить предложения по результатам анализа.
Объект исследования - ПАО «Ростелеком».
Предмет исследования - рекомендации по снижению уровня дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ПАО «Ростелеком».
Теоретической и методической основой исследования послужили труды таких авторов как Ершова С.А., Кирченко Т.В., Чечевицына Л.Н. и др. Также в работе были использованы материалы бухгалтерской отчётности и финансовой отчетности ПАО «Ростелеком».
Дебиторская задолженность - сумма долгов, которая причитается предприятию со стороны других предприятий, физических лиц, которые являются их должниками. Кредиторская задолженность представляет собой вид обязательств организации, характеризирующих сумму долгов предприятия, которое оно должно уплатить другим предприятиям или физическим лицам.
Отношение дебиторской и кредиторской задолженности - немаловажный предмет анализа финансового состояния предприятия. Однако его нельзя рассматривать обособленно от других статей отчетности. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность - это может означать, что предприятие испытывает нехватку оборотных средств, но также может значить, что предприятие располагает достаточным количеством других ресурсов, например, денежных средств.
Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности требует тщательнейшего подхода, поэтому финансисты для его проведения разрабатывают стратегический план. Этот план является универсальным и помогает всесторонне изучить влияние текущего состояния долгов компании и ее контрагентов на ее финансовую стабильность.
ПАО «Ростелеком» – это динамично развивающаяся крупнейшая в России телекоммуникационная группа, предоставляющая услуги во всех сегментах отраслевого рынка на всей территории страны. Данная компания – признанный технологический лидер в инновационных решениях в области электронного правительства, облачных вычислений, здравоохранения, образования, безопасности, жилищно коммунальных услуг.
Выручка ПАО «Ростелеком» продемонстрировала положительную динамику. За 2020 2022 гг. данный показатель увеличился на 9,65%. Прирост в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил 28 532 012 тыс. руб. или 8,92%. Затем прирост в 2022 г. по сравнению с 2021 г. составил 2 331 033 тыс. руб. или 0,67%. Таким образом, изменение выручки оказало положительное влияние на изменение валового финансового результата ПАО «Ростелеком».
Общая сумма дебиторской задолженности ПАО «Ростелеком» в течение 2020 2022 гг. увеличилась на 9,23%. При этом в течение 2020 г. сумма дебиторской задолженности снизилась на 10,45%; в 2021 г. снижение составило 1,08%; в течение 2022 г. сумма долгов дебиторов увеличилась на 23,31%.Суммируя результаты анализа дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что эффективность управления ею в течение рассматриваемого периода повысилась.
Общая сумма кредиторской задолженности ПАО «Ростелеком» в течение 2020 2022 гг. снизилась на 4,87%. При этом в течение 2020 г. сумма задолженности перед кредиторами увеличилась на 1,51%; в 2021 г. снижение составило 11,60%; в течение 2022 г. сумма долгов перед кредиторами увеличилась на 6,01%.Таким образом, можно сделать вывод, что принимаемые в ПАО «Ростелеком»меры по работе с дебиторской и кредиторской задолженностями недостаточно эффективны.
На базе полученных результатов анализа были предложены мероприятия по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженностей, включающие: лимитирование дебиторской и кредиторской задолженности и установление ответственных лиц за анализом и контролем дебиторской и кредиторской задолженности; заключение договора с факторинговой организацией; направление денежных средств, полученных с продажи неликвидных запасов на покрытие части кредиторской задолженности.
1. Анфалова К. Н. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности/ К. Н. Анфалова // Молодой ученый. — 2021. — № 4. — С. 152–155.
2. Бутакова Н.М. Влияние динамики дебиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия // Евразийский союз ученых. - 2018. - № 4-6 (49). - С. 67- 71.
3. Вячеславовна М.С. Дебиторская и кредиторская задолженность коммерческойорганизаци / М.С. Вячеславовна // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2021. — № 6-2 (74). — С. 123-126.
4. Головина И. В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия / И. В. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 159-162.
5. Гужавина Н. А. Характеристика ключевых подходов к управлению дебиторской и кредиторской задолженностью организации / Н. А. Гужавина, В. А. Кибенко // Молодой ученый. – 2018. – № 13 (147). – С. 268–270.
6. Дербичева А.А. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности и направления их оптимизации/ А.А. Дербичева // Калужский экономический вестник. 2017. - № 3. - С. 24-27.
7. Димитриева А.В. Роль анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе внутреннего контроля экономического субъекта / А.В. Димитреева // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 26. — С. 37-42.
8. Дружиловская Э.С. Совершенствование правил оценки дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском учете / Э.С. Дружиловская // Бухгалтер и закон. 2019.- № 4 (184). - С. 2-9.
9. Ибрагимова Н. Т. Дебиторская задолженность: возникновение, анализ и управление/ Н. Т. Ибрагимова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 2. — С. 342–346.
10. Капустина Ю. Д. Управление и анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия / Ю. Д. Капустина // Государственный институт экономики, финансов, права и технологий. — Гатчина: ГИЭФПиТ, 2021. — С. 50–52.
11. Киселева К.С. Проблемные аспекты учета и контроля дебиторской и кредиторской задолженности // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 11-2 (69). - С. 32-34.
12. Клещина Е. В. Современные подходы к учету дебиторской и кредиторской задолженности согласно российскому законодательству и МСФО / Е. В. Клещина // Форум молодых ученых. — 2020. — № 4. — С. 145–152.
13. Курищев Р.В. Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью / Р.В. Курищев // Economics. — 2021. — № 1 (48). — С. 45-47.
14. Минаева С.С. Дебиторская и кредиторская задолженность: направления оптимизации / С.С. Минаева // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 12-2 (70). — С. 128-131.
15. Нестерова И.А. Экономическая сущность, виды и классификация дебиторской и кредиторской задолженности / И.А. Нестерова, В.В. Малая // Деловой вестник предпринимателя. — 2021. — № 2 (4). — С. 63-65.
16. Подгайнова К.С. Ключевые аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности: механизм и оценка результатов / К.С. Подгайнова // Синергия Наук. 2018. - № 20. - С. 44-50.
17. Сущина А.В. Основные аспекты проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности в рамках оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А.В. Сущина // Вопросы устойчивого развития общества. — 2020. — № 3-2. — С. 587-592.
18. Тарасова И.В. Организация учета и контроля дебиторской задолженности / И.В. Тарасова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 10. – С. 72-73.
19. Толчинская М.Н. Современные инструменты управления дебиторской и кредиторской задолженностью / М.Н. Толчинская // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — № 4. — С. 245-251.
20. Торкунова О.В. Классификация и основные признаки управления дебиторской и кредиторской задолженностью / О.В. Торкунова // Трибуна ученого. — 2021. — № 4. — С. 326-334.
21. Шакирова Л. И. Основные подходы к анализу кредиторской и дебиторской задолженности предприятия / Л. И. Шакирова, Л. Р. Хабибуллина // Агентство международных исследований, 2020. — Ч. 2. — С. 168–170.
22. Якубова Л. Ф. Использование результатов анализа дебиторской и кредиторской задолженности в управлении оборотными активами предприятия / Л. Ф. Якубова // BonumInitium. — 2021. — № 13. — С. 253–259.
23. Илюшин В.Е. Характеристика ключевых подходов управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации / В.Е. Илюшин // Экономические наук и. - 2019. - № 3. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristikaklyuchevyh-podhodov-upravleniya-debitorskoy-i-kreditorskoyzadolzhennostyu-organizatsii (дата обращения: 05.10.2023).
24. Останина Н. Л. Экономическая сущность и состав дебиторской и кредиторской задолженности / Н. Л. Останина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86906/ (дата обращения: 05.10.2023).
25. Официальный сайт ПАО «Ростелеком» — URL: https://www.company.rt.ru/(дата обращения: 05.10.2023).