Аннотация
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты соотношений ценностей семьи и карьеры у молодых женщин 6
1.1 Основные понятия и характеристики системы ценностей
современных женщин 6
1.2 Взаимосвязь профессиональной карьеры и семьи у женщин
возраста 30 лет 8
1.3 Роль семьи и карьеры в жизни женщины 16
Глава 2 Эмпирическое исследование соотношений ценностей семьи и
карьеры у молодых женщин 21
2.1 Описание выборки и методов исследования 21
2.2 Исследование женщины поколение Z с точки зрения
соотношения ценностей семьи и карьеры у молодых женщин 25
2.3 Результаты эмпирического исследования 27
Заключение 47
Список литературы 48
Приложения 50
Актуальность работы заключается в том, что потребность современного общества в гармоничном развитии семьи, стало реальностью сегодняшнего дня. Самореализация женщины в профессиональной деятельности затронуло систему ценностей семьи, так как значительные изменения происходят во взглядах на женщину как на профессионала и квалифицированного работника.
Поэтому на сегодняшний день необходимо актуализировать вопросы о семье и определить коллегиальное решение проблем семьи и женщины в современном мире.
В настоящее время в мире существуют множество научных исследований по теме выбора женщины между карьерой и семьей, и результаты таких исследований показывают, что действительно, ХХ век сильно поменял привычный уклад людей, произошла трансформация общества. Но женская часть населения подверглась наибольшему количеству изменений, и, в итоге, это стало проблемой общества в целом.
Оригинальность взгляда К. М. Шуляева на педагогику и воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются, прежде всего, тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения.
В связи с этим особое значение приобретают устоявшиеся стереотипы относительно неспособности женщин занимать достойное место в «деловом» мужском мире, выполняя функции руководителей, получать удовлетворение от профессиональной деятельности.
Для большинства женщин, которые успешны в карьерном росте, профессиональные и семейные роли являются одинаково значимыми, что служит причиной ролевого конфликта «работа-семья» и приводит к дисгармонии в семейных отношениях.
Построение карьеры часто сопровождается у женщины негативными эмоциональными переживаниями, связанными с ощущением давления со стороны семьи и руководства, чувством вины за недостаточное внимание к своим близким, особенно детям, проблемой выбора между детьми и работой, ощущением собственной «неженственности», что может отрицательно сказаться на их психологическом состоянии.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на множество рассматриваемых вопросов по проблеме выбора женщины между карьерой и семьей, по-прежнему до конца не изученной. Поэтому изучение данной проблемы на сегодняшний день является актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить соотношение ценностей семьи и карьеры у молодых женщин.
Объект исследования: Работающие женщины г. Караганда, состоящие в браке.
Предметом исследования: Ценности семьи и карьеры женщин до 30 лет.
Гипотеза исследования: определено, что современные молодые
женщины совмещают работу и семейную жизнь, и не готовы жертвовать семейными интересами ради карьеры.
Исходя из поставленной цели, предметом и выдвинутой гипотезой, вытекают следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить основные понятия и характеристики системы ценностей современных женщин;
3. Показать взаимосвязь профессиональной карьеры и семьи у женщин возраста 30 лет;
4. Определить влияние поколение Z в Казахстане с точки зрения особенностей выбора карьеры или семьи;
5. Организовать и провести эмпирическое исследование соотношений ценностей семьи и карьеры у молодых женщин.
Теоретическая основа исследования: в основу исследования легли работы таких исследователей, как Щербич Л.И., Грошев И. В., Елизаров А.Н., К. М. Шуляева и еще многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, которые изучали и исследовали роль семьи и карьеры в жизни женщины.
Методы исследования. В работе использовались комплексы методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга. Социальные методы анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, логический ретроспективный), идеализации, аналогии, теоретического моделирования, мысленный эксперимент.
Методики исследования: Авторское анкетирование, опросник «Семья и карьера в жизни женщины» по методике К. М. Шуляевой, методика для изучения ценности С.А. Степанова, методика для анализа возрастных изменений ценностей семьи и карьеры О.Г. Прохорова.
Практическая значимость: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы психологами семейных отношений, школьными психологами, педагогами, психотерапевтами с целью формирования у молодежи семейных ценностей.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, чтобы систематизировать сведения о роли семьи и карьеры в жизни современной женщины в процессе карьерного продвижения женщины.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В заключение хотелось бы отметить, что современная женщина не может позволить себе ограничиваться только одной социальной ролью, будь то мать или бизнес-леди. Жизнь намного шире и многограннее, чем детские проблемы или заключение долгосрочного контракта. Женщина поколения Z стремится гармонично сочетать и успешно реализовывать те социальные роли, которые ей важны и интересны.
Целью данного исследования было выявить важность семьи и карьеры в жизни женщины: роль семьи в жизни женщины, какие функции женщина выполняет дома и т. д.
Мы также изучили методы и формы исследования роли семьи и карьеры в жизни современной женщины, а также определили, с какими проблемами женщина может столкнуться на работе, изучили различные взгляды на работу женщин, изучили, как карьера влияет на семью.
Социальный метод поможет выяснить предпочтения между семьей и карьерой женщин г. Караганды, состоящие в браке.
Был проведен анализ возрастных изменений ценностей семьи и карьеры женщины на пороге 30 лет. Именно в этом возрасте перед женщиной зачастую возникает проблема выбора: семья или карьера.
Можно сделать вывод, что некоторые современные молодые женщины совмещают работу и семейную жизнь, и не готовы жертвовать семейными интересами ради карьеры.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что гипотеза, установленная вначале исследования, а также цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты и сделаны выводы, которые способствуют более глубокому пониманию проблемы соотношения ценностей семьи и карьеры у молодых женщин.
1. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия // Журнал Социологические исследования, 2015, 4 с.
2. Голофаст, В.Б. Функции семьи. - М., 2016. 57 с.
3. Грошев, И. В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях //Журнал Социологические исследования, 2015, 47 с.
4. Дадаева, Т.М. Карьера, семья и материнство в жизни современной женщины //Журнал Социологические исследования,2017, 6 с.
5. Елизаров, А.Н. Семья и карьера современной женщины // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Женщина и карьера» - М., 2018. 81 с.
6. Жидкова Е. М. Особенности трудовых и управленческих практик на предприятиях с преобладанием женского персонала // Журнал Социологические исследования, 2017, 18 с.
7. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 2016- 21с
8. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации поколение Z //Журнал Социологические исследования, 2015, 64 с.
9. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к творчеству, 2017. - 126 с.
10. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 2016. -72 с.
11. Невская С.С., Взаимодействиисемьи и школы // Педагогика. - 2017- С.90-94.
12. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2015 - 213 с.
13. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М.:
ВЛАДОС, 2017 - 319 с.
14. Ольшанский Д. Страх. Диалог2016 - №5 - С. 45 - 59
15. Основы психологии: Практикум Д: «Феникс», 2017-216 с.
16. Панфилова М.А. Игро-террапия общения - М., 2014 - 213 с....30