Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА И СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ

Работа №187860

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
1 Финансовая безопасность: понятие и её значение в обеспечении экономической
безопасности страны 5
1.1 Место финансовой безопасности в системе экономической безопасности 5
1.2 Понятие финансовой безопасности и ее составляющие элементы 13
1.3 Значение финансовой безопасности в обеспечении экономической безопасности
государства 24
2 Методические подходы к оценке финансовой безопасности государства 30
2.1 Методика оценки финансовой безопасности государства по В.К. Сенчагову 30
2.2 Методика оценки финансовой безопасности государства коллектива авторов под
руководством В.Е. Реутова 51
2.3 Методика оценки финансовой безопасности государства коллектива авторов под
руководством М.Н. Дудина 57
2.4 Способы укрепления финансовой безопасности 62
3 Оценка финансовой безопасности Российской Федерации на современном этапе и
направления её укрепления 67
3.1 Оценка современного состояния финансовой безопасности Российской Федерации 67
3.2 Ожидаемые тренды изменения финансовой безопасности в Российской Федерации 76
3.3 Актуальные способы укрепления финансовой безопасности в Российской Федерации 81
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 90
Приложение А 99
Приложение Б 101
Приложение В 103


Финансовая безопасность страны является важнейшей составляющей экономической безопасности страны. Вместе с тем, в настоящее время вопросам финансовой безопасности страны уделяется недостаточное внимание. В Российской Федерации 2 главные проблемы в этой области:
1) нет законодательного закрепления данного понятия;
2) нет законодательного закрепления методики оценки финансовой безопасности.
Это все обуславливает актуальность данного исследования.
Теоретическим и методологическим основам финансовой безопасности посвящены работы: В.К. Сенчагова, М.В. Кунцмана, В.Ф. Гапоненко, И.И. Кучерова, Е.В. Мигачевой, К.А. Писенко, Е.В. Караниной, С.Н. Митякова, И.Г. Мальцевой, Е.Н. Алифановой, Ю.С. Евлаховой, В.Ш. Уразгалиева, И.П. Сушковой, В.Е. Реутова, М.Н. Дудина и других.
Цель выпускной квалификационной работы бакалавра - провести оценку состояния финансовой безопасности Российской Федерации и предложить способы ее укрепления.
Достижение указанной цели будет реализовано посредством поставленных следующих научных и практических задач:
1) изучить теоретические подходы к понятию финансовой безопасности, как основной части экономической безопасности страны, выявить ее роль в системе экономической безопасности страны;
2) изучить существующие подходы к оценке финансовой безопасности страны;
3) рассмотреть подходы авторов к способам укрепления финансовой безопасности страны;
4) выбрать наиболее подходящий методический подход к оценке уровня финансовой безопасности Российской Федерации;
5) оценить уровень финансовой безопасности Российской Федерации по выбранной методике;
6) определить основные угрозы финансовой безопасности Российской Федерации;
7) определить актуальные способы укрепления финансовой безопасности России.
Объект исследования - финансовая безопасность.
Предмет исследования - оценка действующей финансовой безопасности в Российской Федерации.
В ходе работы были применены такие методы, как анализ, классификация, сравнение, обобщение, экономико-математических расчетов.
Выпускная квалификационная работа бакалавра состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
В первой главе данной работы рассмотрено понятие экономической безопасности и ее элементы, место финансовой безопасности в системе экономической безопасности, понятие финансовой безопасности и ее элементы, значение финансовой безопасности в обеспечении экономической безопасности.
Во второй главе рассматриваются методики оценки финансовой безопасности государства и подходы авторов к способам укрепления финансовой безопасности страны.
В третьей главе проведена оценка финансовой безопасности РФ, выявлены ожидаемые тренды изменения финансовой безопасности и предложены актуальные способы укрепления финансовой безопасности.
В заключении сформулированы предложения и основные выводы, полученные в результате исследования.
Работа выполнена на 104 листах и содержит 37 таблиц и 6 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Российской Федерации определение «экономической безопасности» закреплено в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Под экономической безопасностью понимают «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».
Путем сравнения и обобщения определений, предложенных различными исследователями и закрепленного в Стратегии, автором работы составлено собственное определение. Экономическая безопасность - это способность экономики страны поддерживать такое состояние, при котором национальное хозяйство защищено от угроз, обеспечено устойчивое развитие страны в социальных и экономических сферах, созданы условия для улучшения уровня благосостояния всех членов общества и отдельных социальных групп, а также обеспечено бескризисное развитие экономики государства и поддержание должного уровня конкурентоспособности экономики страны в условиях глобальной конкуренции.
Одно из главных мест в системе обеспечения экономической безопасности государства занимает финансовая безопасность. По мнению автора работы, наиболее комплексное и полное определение финансовой безопасности представлено И.И. Кучеровым. Финансовая безопасность представляет собой защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности, стойкости финансовой системы государства в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, представляющих угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы страны обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономическое развитие.
В данной работе были проанализированы методики оценки финансовой безопасности государства.
Первая методика, выбранная автором работы, методика В.К. Сенчагова. В.К. Сенчагов выделил пять групп индикаторов. В методике представлено описание построения сводного индекса финансовой безопасности России. Кроме того, данная методика предполагает возможность графического отображения уровней финансовой безопасности страны. Полученные значения можно представить в виде лепестковой диаграммы.
Вторая методика, описанная в данной работе - методика коллектива авторов под руководством В.Е. Реутова. Авторы выделили три группы индикаторов. В данной методике предполагается определение интегрального показателя финансовой безопасности. Также полученные результаты можно представить графически.
Третья методика, описанная в работе - методика коллектива исследователей под руководством М.Н. Дудина. Авторами была предложена методика оценки финансовой безопасности на основе SWOT-анализа. Методика SWOT-анализа - это оценка реального стратегического состояния страны, которая показывает, как текущая политика финансовой безопасности отвечает внешним и внутренним факторам.
Далее автором работы, путем сравнения данных методик, был сделан вывод, что наиболее подходящей для оценки финансовой безопасности РФ в данной работе является методика коллектива исследователей под руководством В.Е. Реутова, дополненная индикаторами, отражающими процессы и состояние на финансовых рынках.
Автором работы были также рассмотрены разные подходы авторов к способам укрепления финансовой безопасности, были выделены основные и собраны в 3 группы: общие способы; способы, касающиеся изменений во внутренней политике, экономике РФ; способы, касающиеся изменений во взаимоотношениях с другими странам.
При оценке финансовой безопасности Российской Федерации был отмечен ряд угроз финансовой безопасности в 2014-2018 годах:
1. В 2015-2018 годах темпы роста внешнего долга государства значительно превышают темпы роста ВВП.
2. В 2015-2016 годах отношение дефицита консолидированного бюджета к ВВП выше нормативного значения. Увеличение дефицита консолидированного бюджета было обусловлено падением цен на газ и нефть, так как именно доходы от их экспорта вносят большой вклад в доходы бюджета.
3. Отношение внутреннего долга к величине собранных налогов выше нормативного значения в 2014-2018 гг. Сложившаяся ситуация свидетельствует о низкой платежеспособности государства и угрожает финансовой безопасности.
4. Отношение инвестиций в основной капитал не достигает нормативного значения в 2014-2018 годах. Инвестиции являются важнейшим фактором экономического роста страны и стабильности финансовой системы. Недостаточность инвестиций ведет к уменьшению производства и снижению собираемости налогов.
5. Показатель рентабельности собственного капитала во всем анализируемом периоде ниже нормативного значения. Однако в 2015 году значение данного показателя составило минимальное за весь анализируемый период (2,13%). Данное значение означало, что доходность от каждого вложенного рубля оценивалось лишь в 2 копейки чистой прибыли. Прибыльность и устойчивость банков находились под серьезной угрозой.
6. Доходность активов банка в 2014, 2015 и 2017 годах ниже нормативного значения. Это негативно характеризовало банковский сектор России. Использование банковских активов было крайне неэффективно, что создавало угрозу прибыльности банковского сектора, его стабильности и конкурентоспособности.
7. Функционирование банковской системы РФ сопряжено также с существенной внешней угрозой - возможное отключение страны от глобальной информационнокоммуникационной системы платежей и расчетов SWIFT, поскольку это приведет к затруднениям при проведении международных расчетов.
8. Годовой уровень инфляции в 2014, 2015 годах выше порогового значения. В 2014 году были введены штрафные санкции в отношении РФ, стремительно начала подать стоимость нефти и ряда иных энергоносителей на мировом рынке, что привело к повышению стоимости ЖКХ, транспортных услуг и к дефициту бюджета РФ.
9. Темпы роста капитализации фондового рынка по отношению к темпам роста ВВП в 2015-2016 гг. были чуть выше порогового значения. Это означает, что в тот период фондовый рынок был переоценен.
В целом, в 2017-2018 гг. уровень финансового безопасности в РФ достаточен. В остальных годах - близок к достаточному. Наименьшее значение показателя в 2015 году (0,88942).
Далее были рассмотрены тренды изменения финансовой безопасности, на 2019-2020 года. Существенных угроз финансовой безопасности РФ в 2019-2020 гг. не прогнозируется:
1. Отношение внешнего долга государства к ВВП в 2019 и в 2020 годах прогнозируется выше порогового значения. Это свидетельствует о том, что в 2019-2020 годах темпы роста внешнего долга государства превышают темпы роста ВВП. Данный фактор хоть и является рискованным для государства, но не представляет серьезной угрозы финансовой безопасности страны по причине небольшого отклонения фактических значений от порогового.
2. Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП близко к нормативному значению, но не достигает его в 2019-2020 годах. Что хоть и является негативной ситуацией, но не оказывает значительного влияния на финансовую безопасность страны
Можно сделать вывод, что в стране ожидается улучшение состояния финансовой безопасности. Однако, для этого необходима реализация способов укрепления финансовой безопасности в стране.
Автором работы были выделены актуальные способы укрепления финансовой безопасности страны. Среди данных способов стоит отметить важность необходимости утверждения и принятия Финансовой доктрины или Стратегии финансовой безопасности РФ. Преодоление существующих сегодня и минимизация потенциальных угроз финансовой безопасности имеет жизненно важное значение не только для экономики РФ, но и для ее национальной безопасности.
В заключение отметим, что для текущей оценки финансовой безопасности государства методика, предложенная коллективом автором, под руководством В.Е. Реутова, дополненная индикаторами, отражающими процессы и состояние на финансовых рынках, рекомендуется для использования в научных исследованиях.
На государственном уровне рекомендуется использование методики В.К. Сенчагова, так как она позволяет оценить состояние финансовой безопасности страны более подробно и комплексно. Одним из главных недостатков методики было выделено возникновение проблем с доступом к необходимым источникам информации, которых на уровне государства возникнуть не должно.
Однако для целей прогнозирования финансовой безопасности РФ необходимо построение принципиально новой методики, которая будет включать методы экономикоматематического моделирования и прогнозирования. Прогнозные значения многих индикаторов в открытых источниках не публикуются и нет информации о том, что данные значения рассчитываются в Российской Федерации.



1. О безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 дек. 2010 г. №390-ФЗ : (в ред. от 5 окт. 2015 г. № 285-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ : (в ред. от 31 дек. 2017 г. № 507-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017 - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 нояб. 2018 г. № 459-ФЗ : (в ред. от 16 февр. 2019 г.; с изм. и доп. от 28 февр. 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 30 янв. 2010 г. № 120 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2010. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Морская доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Президентом Рос. Федерации от 26 июля 2015 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 13 мая. 2017 г. № 208 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс] : утв. Президентом Рос. Федерации от 30 мая 2018 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами [Электронный ресурс] : приказ ФНС России от 9 сент. 2005 г. № САЭ- 3-01/444@ : (в ред. от 20 дек. 2018 г. № ММВ-7-19/822@) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : разраб. Минэкономразвития России от 1 окт. 2018 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Об утверждении плана деятельности Министерства энергетики Российской Федерации на период 2019 - 2024 годов [Электронный ресурс] : приказ Минэнерго Рос. Федерации от 28 янв. 2019 г. № 45 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Финансы России. 2016 : стат. сб. [Электронный ресурс] / Росстат. - М., 2016. - 343 c. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/fm16.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
13. Финансы России. 2018 : стат. сб. [Электронный ресурс] / Росстат. - М., 2018. - 441 c. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/fin18.pdf (дата обращения: 02.06.2019).
14. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4.
15. Алифанова Е. Н. Сравнительный анализ методологических подходов к индикативной оценке национальной финансовой безопасности / Е. Н. Алифанова, Ю. С. Евлахова // Финансовые исследования. - 2016. - № 3 (52). - С. 8-16....100



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ