Формирование у младших школьников приемов и способов самоконтроля при работе с текстовыми задачами
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников 8
1.1 Понятие и сущность самоконтроля в структуре учебной
деятельности младшего школьника 8
1.2 Текстовые задачи и способы проверки правильности их решения ...15
1.3 Анализ методических рекомендаций по обучению младших
школьников приемам и способам самоконтроля при работе с текстовыми задачами 23
Глава 2 Использование приемов самоконтроля на уроках математике в начальной школе 29
2.1. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе
решения текстовых задач 29
2.2. Описание опыта работы формирование у младших школьников
приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач 32
2.3. Подведение результатов проведенной работы по формирование у
младших школьников приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Анкета«Стимулы», Анкета «Самостоятельная деятельность» 46
Приложение Б Перечень текстовых задач, используемых на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы 47
Глава 1 Теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников 8
1.1 Понятие и сущность самоконтроля в структуре учебной
деятельности младшего школьника 8
1.2 Текстовые задачи и способы проверки правильности их решения ...15
1.3 Анализ методических рекомендаций по обучению младших
школьников приемам и способам самоконтроля при работе с текстовыми задачами 23
Глава 2 Использование приемов самоконтроля на уроках математике в начальной школе 29
2.1. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе
решения текстовых задач 29
2.2. Описание опыта работы формирование у младших школьников
приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач 32
2.3. Подведение результатов проведенной работы по формирование у
младших школьников приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Анкета«Стимулы», Анкета «Самостоятельная деятельность» 46
Приложение Б Перечень текстовых задач, используемых на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы 47
Обучение математике создаёт благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников приемов самоконтроля своей деятельности, которые являются основой содержания регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи, поскольку именно они в большей мере способствуют формированию и развитию приемов и способов самоконтроля у обучающихся.
Умение решать текстовые задачи, по сути, является одним из основных показателей уровня математического развития обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала. При этом важно заметить, что процесс работы с текстовыми задачами практически на каждом этапе связан с умением ребенка анализировать ту или иную информацию, представлять ее как на общедоступном житейском, так и на математическом языке, а также осуществлять самоконтроль за совершаемыми действиями. Умение контролировать процесс работы с текстовыми задачами, проводить самопроверку выполняемого действия на каждом отдельно взятом этапе ее решения остается одной из серьёзных проблем у учащихся начальной школы.
Актуальность обращения к выбранной теме объясняется тем, что в последнее время происходит усиление внимания к значению формирования приемов и способов самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника, изменению его принципиальной роли при изучении как отдельных учебных дисциплин, так и основных разделов начального курса математики. В своем личностном качестве самоконтроль способствует не только более качественному и структурированному изучению научных знаний, но и позволяет сформировать у обучающихся устойчивую установку на правильность и обоснованность выполняемых действий.
Несмотря на очевидность и значимость формирования у младших школьников приемов и способов самоконтроля при работе с текстовыми задачами до конца невыясненным остается вопрос о том, каковы должны быть условия, необходимые для осуществления данного процесса, что и составило проблему нашего исследования.
Целью нашего исследования является изучение процесса формирования приемов и способов самоконтроля у младших школьников при работе с текстовыми задачами.
Объектом нашего исследования является процесс самоконтроля у младших школьников при решении текстовых задач.
Предметом нашего исследования выступают приемы и способы обучения младших школьников самоконтролю своей деятельности при работе с текстовыми задачами.
Задачи исследования:
- изучить сущность и теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников;
- проанализировать методические рекомендации по обучению младших школьников приемам и способам самоконтроля при работе с текстовыми задачами;
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач в курсе начальной школы.
В соответствии с целью и задачам исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что если в процессе работы с текстовыми задачами будет использоваться комплекс специально разработанных заданий и упражнений, направленных на понимание младшими школьниками необходимости выполнения различных видов проверочных действий, то это окажет положительное воздействие на процесс формирования приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач.
При написании выпускной квалификационной работы нами использовались следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта по формированию у младших школьников навыков самоконтроля при решении текстовых задач на уроках математики;
- эмпирическая беседа; анкетирование; опрос учащихся; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; диагностические задания.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась КГБОУ Мотыгинская школа - интернат поселка Мотыгино, Мотыгинского района, Красноярского края.
Практическая значимость исследования заключается в разработке заданий и упражнений, направленных на формирование у младших школьников приемов и способов самоконтроля в процессе работы с текстовыми задачами. Содержание предлагаемых заданий может быть полезным и ценным для учителей начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 40 наименований, приложения.
Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи, поскольку именно они в большей мере способствуют формированию и развитию приемов и способов самоконтроля у обучающихся.
Умение решать текстовые задачи, по сути, является одним из основных показателей уровня математического развития обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала. При этом важно заметить, что процесс работы с текстовыми задачами практически на каждом этапе связан с умением ребенка анализировать ту или иную информацию, представлять ее как на общедоступном житейском, так и на математическом языке, а также осуществлять самоконтроль за совершаемыми действиями. Умение контролировать процесс работы с текстовыми задачами, проводить самопроверку выполняемого действия на каждом отдельно взятом этапе ее решения остается одной из серьёзных проблем у учащихся начальной школы.
Актуальность обращения к выбранной теме объясняется тем, что в последнее время происходит усиление внимания к значению формирования приемов и способов самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника, изменению его принципиальной роли при изучении как отдельных учебных дисциплин, так и основных разделов начального курса математики. В своем личностном качестве самоконтроль способствует не только более качественному и структурированному изучению научных знаний, но и позволяет сформировать у обучающихся устойчивую установку на правильность и обоснованность выполняемых действий.
Несмотря на очевидность и значимость формирования у младших школьников приемов и способов самоконтроля при работе с текстовыми задачами до конца невыясненным остается вопрос о том, каковы должны быть условия, необходимые для осуществления данного процесса, что и составило проблему нашего исследования.
Целью нашего исследования является изучение процесса формирования приемов и способов самоконтроля у младших школьников при работе с текстовыми задачами.
Объектом нашего исследования является процесс самоконтроля у младших школьников при решении текстовых задач.
Предметом нашего исследования выступают приемы и способы обучения младших школьников самоконтролю своей деятельности при работе с текстовыми задачами.
Задачи исследования:
- изучить сущность и теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников;
- проанализировать методические рекомендации по обучению младших школьников приемам и способам самоконтроля при работе с текстовыми задачами;
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач в курсе начальной школы.
В соответствии с целью и задачам исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что если в процессе работы с текстовыми задачами будет использоваться комплекс специально разработанных заданий и упражнений, направленных на понимание младшими школьниками необходимости выполнения различных видов проверочных действий, то это окажет положительное воздействие на процесс формирования приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач.
При написании выпускной квалификационной работы нами использовались следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта по формированию у младших школьников навыков самоконтроля при решении текстовых задач на уроках математики;
- эмпирическая беседа; анкетирование; опрос учащихся; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; диагностические задания.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась КГБОУ Мотыгинская школа - интернат поселка Мотыгино, Мотыгинского района, Красноярского края.
Практическая значимость исследования заключается в разработке заданий и упражнений, направленных на формирование у младших школьников приемов и способов самоконтроля в процессе работы с текстовыми задачами. Содержание предлагаемых заданий может быть полезным и ценным для учителей начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 40 наименований, приложения.
Современное образование ищет пути совершенствования образовательной практики, направленной на повышение успеваемости подрастающего поколения. Нередко, некоторые ученики просто списывают решение с доски, не пытаясь вникнуть в его смысл. А после этого в самостоятельном решении допускают ошибки на любом из этапов.
Очень важно сформировать у младших школьников навык самоконтроля, и в том числе навык проверочных действий, уже на ранних этапах обучения. Учащиеся должны контролировать свои действия в ходе решения любых математических заданий. Также учителю необходимо развить у обучающихся потребность проверки во время решения задания. Проверка позволяет не только убедиться в правильности решения математического задания, но и способствует более глубокому, осмысленному пониманию его математического содержания, взаимосвязями между частями и целыми, осознанию связей между величинами, представленными в ней. Организация проверки правильности решения математических заданий - процесс трудоёмкий, и ему необходимо учить детей, начиная с дошкольного возраста.
Существуют разные приемы формирования самоконтроля, каждый из которых обладает различными возможностями в формировании самоконтроля учащихся. Однако только умелое обучение школьников всем способам проверки, постоянное и пристальное внимание учителя к этой работе, обеспечение её направленности на развитие самоконтроля позволят включить этот этап работы над заданиями в арсенал активных средств формирования учебной деятельности школьников.
Следовательно, в процессе решения математических заданий различных типов у учащихся начальной школы должны вырабатываться общие приемы решения. Этой целью учитель организует работу над ним, как правило, по одному и тому же плану. Накапливая опыт такой работы, ученики все с большей степенью самостоятельности применяют соответствующие умения.
По итогам проведенной работы нами были сформулированы некоторые рекомендации по развитию младших школьников умений и навыков выполнения самопроверки в ходе решения текстовых задач на уроках математики, которые сводятся к тому, что:
• при подборе заданий на начальном этапе работы с текстовой задачей нужно шире использовать возможности вспомогательного моделирования, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;
• в ходе решения текстовых задач следует различным образом интерпретировать основной вопрос задачи, подбирать серию простых задач, смысл решения которых будет понятным и доступным для учащихся;
• продумывать варианты использования развивающих игр и занимательного материала при решении текстовых задач, активно включать в ход урока упражнения, направленные на формирование проверочных действий и связанных с темой урока.
Важно заметить, что обучение младших школьников приемам выполнения самоконтроля оказывает положительное влияние на процесс умственного развития. У них формируется глубокое представление о текстовой задаче, о ее структуре, развивается умение решать задачи различными способами, а также, осуществлять проверку на всех этапах решения. В процессе обучения проверочным действиям младшие школьники приобретают такие качества как контроль, самоконтроль, познавательная активность, очевидность значения которых проявляется не только в учебно-воспитательном процессе, но и в самостоятельной жизни.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель работы достигнута.
Очень важно сформировать у младших школьников навык самоконтроля, и в том числе навык проверочных действий, уже на ранних этапах обучения. Учащиеся должны контролировать свои действия в ходе решения любых математических заданий. Также учителю необходимо развить у обучающихся потребность проверки во время решения задания. Проверка позволяет не только убедиться в правильности решения математического задания, но и способствует более глубокому, осмысленному пониманию его математического содержания, взаимосвязями между частями и целыми, осознанию связей между величинами, представленными в ней. Организация проверки правильности решения математических заданий - процесс трудоёмкий, и ему необходимо учить детей, начиная с дошкольного возраста.
Существуют разные приемы формирования самоконтроля, каждый из которых обладает различными возможностями в формировании самоконтроля учащихся. Однако только умелое обучение школьников всем способам проверки, постоянное и пристальное внимание учителя к этой работе, обеспечение её направленности на развитие самоконтроля позволят включить этот этап работы над заданиями в арсенал активных средств формирования учебной деятельности школьников.
Следовательно, в процессе решения математических заданий различных типов у учащихся начальной школы должны вырабатываться общие приемы решения. Этой целью учитель организует работу над ним, как правило, по одному и тому же плану. Накапливая опыт такой работы, ученики все с большей степенью самостоятельности применяют соответствующие умения.
По итогам проведенной работы нами были сформулированы некоторые рекомендации по развитию младших школьников умений и навыков выполнения самопроверки в ходе решения текстовых задач на уроках математики, которые сводятся к тому, что:
• при подборе заданий на начальном этапе работы с текстовой задачей нужно шире использовать возможности вспомогательного моделирования, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;
• в ходе решения текстовых задач следует различным образом интерпретировать основной вопрос задачи, подбирать серию простых задач, смысл решения которых будет понятным и доступным для учащихся;
• продумывать варианты использования развивающих игр и занимательного материала при решении текстовых задач, активно включать в ход урока упражнения, направленные на формирование проверочных действий и связанных с темой урока.
Важно заметить, что обучение младших школьников приемам выполнения самоконтроля оказывает положительное влияние на процесс умственного развития. У них формируется глубокое представление о текстовой задаче, о ее структуре, развивается умение решать задачи различными способами, а также, осуществлять проверку на всех этапах решения. В процессе обучения проверочным действиям младшие школьники приобретают такие качества как контроль, самоконтроль, познавательная активность, очевидность значения которых проявляется не только в учебно-воспитательном процессе, но и в самостоятельной жизни.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель работы достигнута.



