Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников приемов и способов самоконтроля при работе с текстовыми задачами

Работа №18782

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
690
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников 8
1.1 Понятие и сущность самоконтроля в структуре учебной
деятельности младшего школьника 8
1.2 Текстовые задачи и способы проверки правильности их решения ...15
1.3 Анализ методических рекомендаций по обучению младших
школьников приемам и способам самоконтроля при работе с текстовыми задачами 23
Глава 2 Использование приемов самоконтроля на уроках математике в начальной школе 29
2.1. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе
решения текстовых задач 29
2.2. Описание опыта работы формирование у младших школьников
приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач 32
2.3. Подведение результатов проведенной работы по формирование у
младших школьников приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Анкета«Стимулы», Анкета «Самостоятельная деятельность» 46
Приложение Б Перечень текстовых задач, используемых на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы 47


Обучение математике создаёт благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников приемов самоконтроля своей деятельности, которые являются основой содержания регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи, поскольку именно они в большей мере способствуют формированию и развитию приемов и способов самоконтроля у обучающихся.
Умение решать текстовые задачи, по сути, является одним из основных показателей уровня математического развития обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала. При этом важно заметить, что процесс работы с текстовыми задачами практически на каждом этапе связан с умением ребенка анализировать ту или иную информацию, представлять ее как на общедоступном житейском, так и на математическом языке, а также осуществлять самоконтроль за совершаемыми действиями. Умение контролировать процесс работы с текстовыми задачами, проводить самопроверку выполняемого действия на каждом отдельно взятом этапе ее решения остается одной из серьёзных проблем у учащихся начальной школы.
Актуальность обращения к выбранной теме объясняется тем, что в последнее время происходит усиление внимания к значению формирования приемов и способов самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника, изменению его принципиальной роли при изучении как отдельных учебных дисциплин, так и основных разделов начального курса математики. В своем личностном качестве самоконтроль способствует не только более качественному и структурированному изучению научных знаний, но и позволяет сформировать у обучающихся устойчивую установку на правильность и обоснованность выполняемых действий.
Несмотря на очевидность и значимость формирования у младших школьников приемов и способов самоконтроля при работе с текстовыми задачами до конца невыясненным остается вопрос о том, каковы должны быть условия, необходимые для осуществления данного процесса, что и составило проблему нашего исследования.
Целью нашего исследования является изучение процесса формирования приемов и способов самоконтроля у младших школьников при работе с текстовыми задачами.
Объектом нашего исследования является процесс самоконтроля у младших школьников при решении текстовых задач.
Предметом нашего исследования выступают приемы и способы обучения младших школьников самоконтролю своей деятельности при работе с текстовыми задачами.
Задачи исследования:
- изучить сущность и теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников;
- проанализировать методические рекомендации по обучению младших школьников приемам и способам самоконтроля при работе с текстовыми задачами;
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач в курсе начальной школы.
В соответствии с целью и задачам исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что если в процессе работы с текстовыми задачами будет использоваться комплекс специально разработанных заданий и упражнений, направленных на понимание младшими школьниками необходимости выполнения различных видов проверочных действий, то это окажет положительное воздействие на процесс формирования приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач.
При написании выпускной квалификационной работы нами использовались следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта по формированию у младших школьников навыков самоконтроля при решении текстовых задач на уроках математики;
- эмпирическая беседа; анкетирование; опрос учащихся; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; диагностические задания.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась КГБОУ Мотыгинская школа - интернат поселка Мотыгино, Мотыгинского района, Красноярского края.
Практическая значимость исследования заключается в разработке заданий и упражнений, направленных на формирование у младших школьников приемов и способов самоконтроля в процессе работы с текстовыми задачами. Содержание предлагаемых заданий может быть полезным и ценным для учителей начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 40 наименований, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное образование ищет пути совершенствования образовательной практики, направленной на повышение успеваемости подрастающего поколения. Нередко, некоторые ученики просто списывают решение с доски, не пытаясь вникнуть в его смысл. А после этого в самостоятельном решении допускают ошибки на любом из этапов.
Очень важно сформировать у младших школьников навык самоконтроля, и в том числе навык проверочных действий, уже на ранних этапах обучения. Учащиеся должны контролировать свои действия в ходе решения любых математических заданий. Также учителю необходимо развить у обучающихся потребность проверки во время решения задания. Проверка позволяет не только убедиться в правильности решения математического задания, но и способствует более глубокому, осмысленному пониманию его математического содержания, взаимосвязями между частями и целыми, осознанию связей между величинами, представленными в ней. Организация проверки правильности решения математических заданий - процесс трудоёмкий, и ему необходимо учить детей, начиная с дошкольного возраста.
Существуют разные приемы формирования самоконтроля, каждый из которых обладает различными возможностями в формировании самоконтроля учащихся. Однако только умелое обучение школьников всем способам проверки, постоянное и пристальное внимание учителя к этой работе, обеспечение её направленности на развитие самоконтроля позволят включить этот этап работы над заданиями в арсенал активных средств формирования учебной деятельности школьников.
Следовательно, в процессе решения математических заданий различных типов у учащихся начальной школы должны вырабатываться общие приемы решения. Этой целью учитель организует работу над ним, как правило, по одному и тому же плану. Накапливая опыт такой работы, ученики все с большей степенью самостоятельности применяют соответствующие умения.
По итогам проведенной работы нами были сформулированы некоторые рекомендации по развитию младших школьников умений и навыков выполнения самопроверки в ходе решения текстовых задач на уроках математики, которые сводятся к тому, что:
• при подборе заданий на начальном этапе работы с текстовой задачей нужно шире использовать возможности вспомогательного моделирования, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;
• в ходе решения текстовых задач следует различным образом интерпретировать основной вопрос задачи, подбирать серию простых задач, смысл решения которых будет понятным и доступным для учащихся;
• продумывать варианты использования развивающих игр и занимательного материала при решении текстовых задач, активно включать в ход урока упражнения, направленные на формирование проверочных действий и связанных с темой урока.
Важно заметить, что обучение младших школьников приемам выполнения самоконтроля оказывает положительное влияние на процесс умственного развития. У них формируется глубокое представление о текстовой задаче, о ее структуре, развивается умение решать задачи различными способами, а также, осуществлять проверку на всех этапах решения. В процессе обучения проверочным действиям младшие школьники приобретают такие качества как контроль, самоконтроль, познавательная активность, очевидность значения которых проявляется не только в учебно-воспитательном процессе, но и в самостоятельной жизни.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель работы достигнута.



1. Абакумова, Л.В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Абакумова; Санкт-Петербургский ун-т.- СПб, 2005. - 156 с.
2. Александрова Э.Й. Методика работы над текстовыми задачами / Э.Й. Александрова // Начальная школа. - 2005. - №3. - С.47-50.
3. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Москва.: Знание, 1980. - 96 с.
4. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября. - №24. - 2005. - С.12-21.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. - Москва.: Педагогика, 1989. -560 с.
6. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач. - Москва.: Просвещение, 1989. - 320с.
7. Басангова Р.Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач / Р.Б. Басангова // Начальная школа. - 2002. - №3. - С.61-64.
8. Батий, Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий [Текст] / Ю.Ю. Батий // Начальная школа. - 1979. -№ 4. - С.41-43.
9. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач / А.В. Белошистая // Начальная школа Плюс До и После. - 2002. - №10. - С.73-79.
10. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие [для студентов педагогических вузов] / А.В. Белошистая - Москва.: Гуманитар. пед. ин-т, 2005. - 455 с.
11. Бормотова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики / М.М. Бормотова // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 34-35.
12. Вершинина, Л.В. Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия [Текст] / Л.В. Вершинина, Л.Е. Дичинская // Вестник ЧГПУ. - 2010. - № 10. - С. 31-38.
13. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва.: Издательство Академии педагогических наук, 1962. - 450 с.
14. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) [Текст] / А.Б. Воронцов. - Москва.: Издатель Рассказов А.И., 2002. - 303 с.
15. Выготский С.Л. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии. / Сост.В. В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва.: Просвещение, 1987. - 447 с.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва.: Просвещение, 1991. - 480 с.
17. Гальперин, ПЯ. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - Москва.: Просвещение, 1978. - 150 с.
18. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - Москва.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
19. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач / Л.Л. Гурова. - Воронеж: Воронеж, 1976. - 329 с.
20. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике: учеб. пособие [для учителей] / В.А. Гусев - Москва.: Изд. центр Академия, 2003. - 432 с.
21. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - Москва.: Педагогика, 1996. - 128 с.
22. Демидова, Т.Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / Т.Е. Демидова, И.Н.
Чижевская // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 10¬15.
23. Дорофеев Г.В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике / Г.В. Дорофеев // Математика в школе. - 1988. - № 5. - С.25-28.
24. Елагина, Л.Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике[Текст] / Л. Н. Елагина // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 65-67.
25.3анков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков; сост. М.В. Зверева и др. - Москва.: Дом педагогики, 1999. - 135 с.
26. Ивлева Э.И. Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики / Э.И. Ивлева // Начальная школа. - 2002. - №2. - С.47-50.
27. Ижойкина, Л.В. Формирование у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию [Текст]: дне. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.В. Ижойкина; Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2015. - 212 с.
28. Каткова Э.И. Дифференцированные задания при работе над ошибками в решении задач. Москва.: Просвещение, 1987. - 123с.
29. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся [Текст] / А.С. Лында. - Москва: Высшая школа, 1979. - 67с.
30. Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач / Н.А. Матвеева // Начальная школа. - 2003. - №6. - С.41-44.
31. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации [Текст] / Е.Л. Мельникова. - Москва: Баласс, 1999. - 230 с.
32. Николау, Л.Л. Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики [Текст] / Л. Л. Николау // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 9. - С. 28-33.
33.Омарова, А.А. Формирование умений самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ А.А. Омарова. - Махачкала, 2004. - 141 с.
34. Пачина, А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников [Текст] / А.Г. Пачина // Начальная школа. - 2004. - № 11. С.31-37.
35. Романова, О.Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки [Текст] / О.Н. Романова, Е.В. Пискунова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 12. - С. 10-13.
36. Сергеева, Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников [Текст] / Е.В. Сергеева // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. - С. 12-17.
37. Скаткин, Л.Н. Методика начального обучения математике [Текст] / Л.Н. Скаткин. - Москва.: Просвещение, 1972. - 320 с.
38. Узорова О.В. Сборник задач и примеров по математике 1-3 класс: [пособие для начальной школы] / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - Москва.: Аквариум, 1996. - 278с.
39. Фирсина, Е.Е. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников [Текст] / Е.Е. Фирсина, Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 5. - С. 31-37.
40.Эльконин, Д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.Б. Эльконин // Педагогическая психология: Хрестоматия; сост. В.Н. Карандашев. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ