Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников 8
1.1 Понятие и сущность самоконтроля в структуре учебной
деятельности младшего школьника 8
1.2 Текстовые задачи и способы проверки правильности их решения ...15
1.3 Анализ методических рекомендаций по обучению младших
школьников приемам и способам самоконтроля при работе с текстовыми задачами 23
Глава 2 Использование приемов самоконтроля на уроках математике в начальной школе 29
2.1. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе
решения текстовых задач 29
2.2. Описание опыта работы формирование у младших школьников
приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач 32
2.3. Подведение результатов проведенной работы по формирование у
младших школьников приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Анкета«Стимулы», Анкета «Самостоятельная деятельность» 46
Приложение Б Перечень текстовых задач, используемых на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы 47
Обучение математике создаёт благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников приемов самоконтроля своей деятельности, которые являются основой содержания регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи, поскольку именно они в большей мере способствуют формированию и развитию приемов и способов самоконтроля у обучающихся.
Умение решать текстовые задачи, по сути, является одним из основных показателей уровня математического развития обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала. При этом важно заметить, что процесс работы с текстовыми задачами практически на каждом этапе связан с умением ребенка анализировать ту или иную информацию, представлять ее как на общедоступном житейском, так и на математическом языке, а также осуществлять самоконтроль за совершаемыми действиями. Умение контролировать процесс работы с текстовыми задачами, проводить самопроверку выполняемого действия на каждом отдельно взятом этапе ее решения остается одной из серьёзных проблем у учащихся начальной школы.
Актуальность обращения к выбранной теме объясняется тем, что в последнее время происходит усиление внимания к значению формирования приемов и способов самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника, изменению его принципиальной роли при изучении как отдельных учебных дисциплин, так и основных разделов начального курса математики. В своем личностном качестве самоконтроль способствует не только более качественному и структурированному изучению научных знаний, но и позволяет сформировать у обучающихся устойчивую установку на правильность и обоснованность выполняемых действий.
Несмотря на очевидность и значимость формирования у младших школьников приемов и способов самоконтроля при работе с текстовыми задачами до конца невыясненным остается вопрос о том, каковы должны быть условия, необходимые для осуществления данного процесса, что и составило проблему нашего исследования.
Целью нашего исследования является изучение процесса формирования приемов и способов самоконтроля у младших школьников при работе с текстовыми задачами.
Объектом нашего исследования является процесс самоконтроля у младших школьников при решении текстовых задач.
Предметом нашего исследования выступают приемы и способы обучения младших школьников самоконтролю своей деятельности при работе с текстовыми задачами.
Задачи исследования:
- изучить сущность и теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников;
- проанализировать методические рекомендации по обучению младших школьников приемам и способам самоконтроля при работе с текстовыми задачами;
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач в курсе начальной школы.
В соответствии с целью и задачам исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что если в процессе работы с текстовыми задачами будет использоваться комплекс специально разработанных заданий и упражнений, направленных на понимание младшими школьниками необходимости выполнения различных видов проверочных действий, то это окажет положительное воздействие на процесс формирования приемов и способов самоконтроля при решении текстовых задач.
При написании выпускной квалификационной работы нами использовались следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта по формированию у младших школьников навыков самоконтроля при решении текстовых задач на уроках математики;
- эмпирическая беседа; анкетирование; опрос учащихся; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; диагностические задания.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась КГБОУ Мотыгинская школа - интернат поселка Мотыгино, Мотыгинского района, Красноярского края.
Практическая значимость исследования заключается в разработке заданий и упражнений, направленных на формирование у младших школьников приемов и способов самоконтроля в процессе работы с текстовыми задачами. Содержание предлагаемых заданий может быть полезным и ценным для учителей начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 40 наименований, приложения.
Современное образование ищет пути совершенствования образовательной практики, направленной на повышение успеваемости подрастающего поколения. Нередко, некоторые ученики просто списывают решение с доски, не пытаясь вникнуть в его смысл. А после этого в самостоятельном решении допускают ошибки на любом из этапов.
Очень важно сформировать у младших школьников навык самоконтроля, и в том числе навык проверочных действий, уже на ранних этапах обучения. Учащиеся должны контролировать свои действия в ходе решения любых математических заданий. Также учителю необходимо развить у обучающихся потребность проверки во время решения задания. Проверка позволяет не только убедиться в правильности решения математического задания, но и способствует более глубокому, осмысленному пониманию его математического содержания, взаимосвязями между частями и целыми, осознанию связей между величинами, представленными в ней. Организация проверки правильности решения математических заданий - процесс трудоёмкий, и ему необходимо учить детей, начиная с дошкольного возраста.
Существуют разные приемы формирования самоконтроля, каждый из которых обладает различными возможностями в формировании самоконтроля учащихся. Однако только умелое обучение школьников всем способам проверки, постоянное и пристальное внимание учителя к этой работе, обеспечение её направленности на развитие самоконтроля позволят включить этот этап работы над заданиями в арсенал активных средств формирования учебной деятельности школьников.
Следовательно, в процессе решения математических заданий различных типов у учащихся начальной школы должны вырабатываться общие приемы решения. Этой целью учитель организует работу над ним, как правило, по одному и тому же плану. Накапливая опыт такой работы, ученики все с большей степенью самостоятельности применяют соответствующие умения.
По итогам проведенной работы нами были сформулированы некоторые рекомендации по развитию младших школьников умений и навыков выполнения самопроверки в ходе решения текстовых задач на уроках математики, которые сводятся к тому, что:
• при подборе заданий на начальном этапе работы с текстовой задачей нужно шире использовать возможности вспомогательного моделирования, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;
• в ходе решения текстовых задач следует различным образом интерпретировать основной вопрос задачи, подбирать серию простых задач, смысл решения которых будет понятным и доступным для учащихся;
• продумывать варианты использования развивающих игр и занимательного материала при решении текстовых задач, активно включать в ход урока упражнения, направленные на формирование проверочных действий и связанных с темой урока.
Важно заметить, что обучение младших школьников приемам выполнения самоконтроля оказывает положительное влияние на процесс умственного развития. У них формируется глубокое представление о текстовой задаче, о ее структуре, развивается умение решать задачи различными способами, а также, осуществлять проверку на всех этапах решения. В процессе обучения проверочным действиям младшие школьники приобретают такие качества как контроль, самоконтроль, познавательная активность, очевидность значения которых проявляется не только в учебно-воспитательном процессе, но и в самостоятельной жизни.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель работы достигнута.
1. Абакумова, Л.В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Абакумова; Санкт-Петербургский ун-т.- СПб, 2005. - 156 с.
2. Александрова Э.Й. Методика работы над текстовыми задачами / Э.Й. Александрова // Начальная школа. - 2005. - №3. - С.47-50.
3. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Москва.: Знание, 1980. - 96 с.
4. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября. - №24. - 2005. - С.12-21.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. - Москва.: Педагогика, 1989. -560 с.
6. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач. - Москва.: Просвещение, 1989. - 320с.
7. Басангова Р.Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач / Р.Б. Басангова // Начальная школа. - 2002. - №3. - С.61-64.
8. Батий, Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий [Текст] / Ю.Ю. Батий // Начальная школа. - 1979. -№ 4. - С.41-43.
9. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач / А.В. Белошистая // Начальная школа Плюс До и После. - 2002. - №10. - С.73-79.
10. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие [для студентов педагогических вузов] / А.В. Белошистая - Москва.: Гуманитар. пед. ин-т, 2005. - 455 с.
11. Бормотова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики / М.М. Бормотова // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 34-35.
12. Вершинина, Л.В. Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия [Текст] / Л.В. Вершинина, Л.Е. Дичинская // Вестник ЧГПУ. - 2010. - № 10. - С. 31-38.
13. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва.: Издательство Академии педагогических наук, 1962. - 450 с.
14. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) [Текст] / А.Б. Воронцов. - Москва.: Издатель Рассказов А.И., 2002. - 303 с.
15. Выготский С.Л. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии. / Сост.В. В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва.: Просвещение, 1987. - 447 с.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва.: Просвещение, 1991. - 480 с.
17. Гальперин, ПЯ. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - Москва.: Просвещение, 1978. - 150 с.
18. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - Москва.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
19. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач / Л.Л. Гурова. - Воронеж: Воронеж, 1976. - 329 с.
20. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике: учеб. пособие [для учителей] / В.А. Гусев - Москва.: Изд. центр Академия, 2003. - 432 с.
21. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - Москва.: Педагогика, 1996. - 128 с.
22. Демидова, Т.Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / Т.Е. Демидова, И.Н.
Чижевская // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 10¬15.
23. Дорофеев Г.В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике / Г.В. Дорофеев // Математика в школе. - 1988. - № 5. - С.25-28.
24. Елагина, Л.Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике[Текст] / Л. Н. Елагина // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 65-67.
25.3анков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков; сост. М.В. Зверева и др. - Москва.: Дом педагогики, 1999. - 135 с.
26. Ивлева Э.И. Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики / Э.И. Ивлева // Начальная школа. - 2002. - №2. - С.47-50.
27. Ижойкина, Л.В. Формирование у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию [Текст]: дне. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.В. Ижойкина; Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2015. - 212 с.
28. Каткова Э.И. Дифференцированные задания при работе над ошибками в решении задач. Москва.: Просвещение, 1987. - 123с.
29. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся [Текст] / А.С. Лында. - Москва: Высшая школа, 1979. - 67с.
30. Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач / Н.А. Матвеева // Начальная школа. - 2003. - №6. - С.41-44.
31. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации [Текст] / Е.Л. Мельникова. - Москва: Баласс, 1999. - 230 с.
32. Николау, Л.Л. Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики [Текст] / Л. Л. Николау // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 9. - С. 28-33.
33.Омарова, А.А. Формирование умений самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ А.А. Омарова. - Махачкала, 2004. - 141 с.
34. Пачина, А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников [Текст] / А.Г. Пачина // Начальная школа. - 2004. - № 11. С.31-37.
35. Романова, О.Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки [Текст] / О.Н. Романова, Е.В. Пискунова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 12. - С. 10-13.
36. Сергеева, Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников [Текст] / Е.В. Сергеева // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. - С. 12-17.
37. Скаткин, Л.Н. Методика начального обучения математике [Текст] / Л.Н. Скаткин. - Москва.: Просвещение, 1972. - 320 с.
38. Узорова О.В. Сборник задач и примеров по математике 1-3 класс: [пособие для начальной школы] / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - Москва.: Аквариум, 1996. - 278с.
39. Фирсина, Е.Е. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников [Текст] / Е.Е. Фирсина, Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 5. - С. 31-37.
40.Эльконин, Д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.Б. Эльконин // Педагогическая психология: Хрестоматия; сост. В.Н. Карандашев. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.