Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально-психологической адаптации младших школьников

Работа №187542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2025
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 26 школьников первого класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ РКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Понятие социально-психологической адаптации 6
1.2 Особенности младшего школьного возраста 10
1.3 Основные особенности социально-психологической адаптации младших школьников 13
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 17
2.1 Особенности организации контрольного эксперимента 17
2.2 Проведение программы адаптации младших школьников 21
2.3. Анализ полученных результатов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Младший школьный возраст является периодом формирования основных установок и психологических особенностей, которые будут оказывать влияние на их успешность в учебе и социальной адаптации в будущем.
Необходимо отметить то, что переход из домашней или дошкольной среды в школу сопряжен с рядом изменений для младших школьников. Например, к ним относят адаптацию к новой учебной среде, установлению отношений с учителями, сверстниками, а также освоению учебного материала, выполнению школьных требований и т. д.
Проблемы социальной интеграции и взаимодействия в коллективе оказывают прямое влияние на психологическое благополучие, успех учебы у младших школьников. Некоторым детям может быть сложно найти место в коллективе или, например, справиться с социальными ожиданиями, что приводит к повышенному уровню стресса, тревожности, негативных эмоций и т. д.
Раннее выявление проблем в адаптации, предоставление соответствующей поддержки влияют на социальную адаптацию младших школьников. Следовательно, исследования в данной области имеют значение для разработки программ, направленных на улучшение социально-психологической адаптации детей в школе.
Цель исследования – провести анализ особенностей социально-психологической адаптации младших школьников.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1.Рассмотреть понятие социально-психологической адаптации;
2. Изучить особенности младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть основные особенности социально-психологической адаптации младших школьников;
4. Обозначить особенности организации контрольного эксперимента;
5. Провести программу адаптации младших школьников;
6. Провести анализ полученных результатов.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – социально-психологическая адаптация.
Научная новизна работы заключается в в том, что она фокусируется на сферах социально-психологической адаптации младших школьников, что является относительно малоисследованной областью в сравнении с аналогичными исследованиями, проведенными среди старших школьников.
Исследование представляет анализ социальных и психологических факторов, влияющих на адаптацию младших школьников в школьной среде (анализ уровня познавательной активности, школьной мотивации, эмоционального состояния и социальных навыков учащихся).
Помимо этого, исследование предлагает разработку и реализацию программы адаптации, ориентированной на улучшение социально-психологической адаптации младших школьников.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении понимания процесса социально-психологической адаптации младших школьников. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории адаптации, позволяя понять факторы адаптации детей к новым социальным и учебным условиям. Анализ факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию младших школьников, поможет расширить знания, что полезно для педагогов, психологов и др. специалистов, работающих с детьми. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует расширению теоретической базы.
Практическая значимость состоит в способности предоставить рекомендации для улучшения процесса социально-психологической адаптации младших школьников. Полученные результаты могут быть использованы в повседневной практике образовательных учреждений и специалистов, работающих с детьми, для оптимизации поддержки адаптации детей к школьной среде.
Программы адаптации, разработанные на основе результатов исследования помогут учителям и психологам создать образовательную среду, способствующую успешной адаптации младших школьников.
Анализ изученных источников и литературы. При написании работы использовались учебная и методическая литература, статьи отечественных и зарубежных ученых. В учебной литературе освещены теоретические вопросы. Также, в качестве информационной базы, использовались интернет-ресурсы.
Теоретико-методологической основой работы послужили следующие методы исследования: сравнение, описание, измерение, метод научной абстракции, а также приемы: анализ, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Акушева Н. Г. Формирование познавательной мотивации у младших школьников // Пед. опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 1 (2). – С. 52-53.
2. Братчикова Ю. В. Психолого-педагогические приемы развития мотивации учебной деятельности у младших школьников // Личность в современном мире : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – 2014, – С. 49-57.
3. Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.
4. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
5. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61.
6. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. – 2007. - N 6. - С. 122-124.
7. Блинова Н. Г. Развитие и роль асимметрии мозга в адаптации и дезадаптации школьников профильных классов и перспективы ее коррекции // Валеология. – 2005. - N 4. - С. 20-24.
8. Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2006. - N 8. - С. 14-16.
9. Вергелес Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2016.
10. Высотина, А. Н. Сущность и особенности социально-психологической адаптации / А. Н. Высотина. // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 257-258.
11. Гартман. К понятию бессознательного// Новые идеи в философии. СПБ,1914.
12. Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70.
13. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 30-33.
14. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.
15. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 93-101.
16. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81.
17. Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Там же. - 2009. - С. 66-71.
18. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.
19. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников / О. В. Запятая. – Волгоград : Учитель, 2015. – 49 с.
20. Зыкова Ю. Г. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности младших школьников // Педагогика и психология : актуальные проблемы исследований на современном этапе : сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. – 2016. – С. 12-14.
21. Колесова С. С. Активизация познавательного интереса младших школьников в развитии мотивации к учению / С. С. Колесова, Е. П. Павлова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе материалы : IV Всерос. науч.–практ. конф. – 2015. – С. 36-38.
22. Кувалдина М. М. Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кувалдина М. М. – Киров, 2007. – 184 с.
23. Кувалдина М. М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников // Вестн. НовГУ. – 2007. – №40. – С.32-34
24. Ложкова Е. И. Изучение мотивов учебно-познавательной деятельности младших школьников // Академия пед. идей. Новация. Сер.: Студенческий науч. вестн. – 2017. – № 6. – С. 325-332.
25. Лебедева М. Трудно ли быть новенькой? // Здоровье школьника. - 2008. - N 3. - С. 40-43.
26. Лешин В. В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами соматических заболеваний // Вопр. психологии. - 2008. - N 6. - С. 65-75.
27. Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2006. - N 10. - С. 122-127.
28. Литвиненко Н. В. Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития // Интеграция образования. - 2007. - N 3/4. - С. 178-181.
29. Литвиненко Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет // Изв. Волгоградского гос. педагог. ун-та. Серия Педагог. науки. – 2007. - N 1. - С. 35-38.
30. Лифинцева А. А. Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями // Журн. прикладной психологии. – 2005. - N 1. - С. 38-42.
31. Максимова Л. А. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Л. А. Максимова, М. И. Андросова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – Т. 26. – С. 1–5.
32. Маслоу, А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд; — М.: Азбука, 2015. — 192 с.
33. Милославская И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология научный доклад.
34. Морозов, А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. — М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
35. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия).-М.: Ереван, 1988. - 237с.
36. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: Механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян — СПб.: Эксмо, 2012. — 237 с.
37. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.:Высшая школа, 1984. - 174с.
38. Саблин В.С. Психология человека.- М.: Мысль, 2004. -250с.
39. Фомин Н.А. Физиология человека. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания пед. ин-тов.- М.:Просвещение, 1982. - 320с.
40. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Хайнц Хартманн. — Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. — 143 с.
41. Хохлова, Л. П. Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176
42. Царегородцев Г.И. Философские проблемы теории адаптации. -М.: Просвещение, 1975.277 с.



1. Акушева Н. Г. Формирование познавательной мотивации у младших школьников // Пед. опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 1 (2). – С. 52-53.
2. Братчикова Ю. В. Психолого-педагогические приемы развития мотивации учебной деятельности у младших школьников // Личность в современном мире : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – 2014, – С. 49-57.
3. Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.
4. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
5. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61.
6. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. – 2007. - N 6. - С. 122-124.
7. Блинова Н. Г. Развитие и роль асимметрии мозга в адаптации и дезадаптации школьников профильных классов и перспективы ее коррекции // Валеология. – 2005. - N 4. - С. 20-24.
8. Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2006. - N 8. - С. 14-16.
9. Вергелес Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2016.
10. Высотина, А. Н. Сущность и особенности социально-психологической адаптации / А. Н. Высотина. // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 257-258.
11. Гартман. К понятию бессознательного// Новые идеи в философии. СПБ,1914.
12. Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70.
13. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 30-33.
14. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.
15. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 93-101.
16. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81.
17. Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Там же. - 2009. - С. 66-71.
18. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.
19. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников / О. В. Запятая. – Волгоград : Учитель, 2015. – 49 с.
20. Зыкова Ю. Г. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности младших школьников // Педагогика и психология : актуальные проблемы исследований на современном этапе : сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. – 2016. – С. 12-14.
21. Колесова С. С. Активизация познавательного интереса младших школьников в развитии мотивации к учению / С. С. Колесова, Е. П. Павлова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе материалы : IV Всерос. науч.–практ. конф. – 2015. – С. 36-38.
22. Кувалдина М. М. Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кувалдина М. М. – Киров, 2007. – 184 с.
23. Кувалдина М. М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников // Вестн. НовГУ. – 2007. – №40. – С.32-34
24. Ложкова Е. И. Изучение мотивов учебно-познавательной деятельности младших школьников // Академия пед. идей. Новация. Сер.: Студенческий науч. вестн. – 2017. – № 6. – С. 325-332.
25. Лебедева М. Трудно ли быть новенькой? // Здоровье школьника. - 2008. - N 3. - С. 40-43.
26. Лешин В. В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами соматических заболеваний // Вопр. психологии. - 2008. - N 6. - С. 65-75.
27. Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2006. - N 10. - С. 122-127.
28. Литвиненко Н. В. Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития // Интеграция образования. - 2007. - N 3/4. - С. 178-181.
29. Литвиненко Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет // Изв. Волгоградского гос. педагог. ун-та. Серия Педагог. науки. – 2007. - N 1. - С. 35-38.
30. Лифинцева А. А. Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями // Журн. прикладной психологии. – 2005. - N 1. - С. 38-42.
31. Максимова Л. А. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Л. А. Максимова, М. И. Андросова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – Т. 26. – С. 1–5.
32. Маслоу, А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд; — М.: Азбука, 2015. — 192 с.
33. Милославская И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология научный доклад.
34. Морозов, А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. — М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
35. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия).-М.: Ереван, 1988. - 237с.
36. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: Механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян — СПб.: Эксмо, 2012. — 237 с.
37. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.:Высшая школа, 1984. - 174с.
38. Саблин В.С. Психология человека.- М.: Мысль, 2004. -250с.
39. Фомин Н.А. Физиология человека. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания пед. ин-тов.- М.:Просвещение, 1982. - 320с.
40. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Хайнц Хартманн. — Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. — 143 с.
41. Хохлова, Л. П. Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176
42. Царегородцев Г.И. Философские проблемы теории адаптации. -М.: Просвещение, 1975.277 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ