Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические и тактические основы допроса несовершеннолетнего обвиняемого

Работа №18747

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1022
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 2
1 Психологические особенности несовершеннолетних обвиняемых 6
1.1 Психология формирования показаний несовершеннолетних обвиняемых 7
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних обвиняемых,
учитываемые при допросе 15
2 Подготовка к допросу 28
2.1 Информационная подготовка 28
2.2 Организационно-тактическая подготовка 36
2.3 Техническая подготовка 49
3 Тактические ситуации, задачи и тактические приемы допроса
несовершеннолетнего обвиняемого 50
3.1 Понятие и виды тактических ситуаций. Понятие и виды тактических приемов 50
3.2 Тактические приемы, используемые при допросе в бесконфликтных ситуациях 68
3.3 Тактические приемы, используемые при допросе в конфликтных ситуациях 78
Заключение 91
Список использованных источников 94


На современном этапе развития общества проблема преступности среди несовершеннолетних приобрела актуальность в связи с усилением ряда негативных тенденций в культурной, социально-политической, правовой, семейно-бытовой и иных сферах жизни нашего общества. Трансформации моральных и нравственных ценностей значительной части населения сказались именно на подрастающем поколении. В сложившейся ситуации возникает необходимость изучения и совершенствования тактики следственных действий, в частности проведения допроса несовершеннолетних обвиняемых. В большинстве случаев в начале расследования допрос является единственным способом получения информации по делу или обнаружения ранее неизвестных источников доказательств. Умелое, тактически правильное проведение допроса несовершеннолетних обвиняемых в значительной мере определяет качество всего предварительного расследования. Однако допрос несовершеннолетних представляет особую сложность, так как психическая деятельность подростков окончательно не сформировалась и подвержена влиянием извне. Поэтому сначала необходимо изучить психологические основы несовершеннолетних, определяющие тактические основы их допроса.
Также актуальность исследования представляет ряд процессуальных и тактически важных аспектов данного следственного действия. Например, вопросы процессуального положения психолога и педагога, приемы нейтрализации психологических барьеров, приемы установления и поддержания психологического контакта и другие. В работе будут рассмотрены психологические особенности несовершеннолетних, актуальные вопросы подготовки к допросу, тактические ситуации и тактические приемы допроса.
Анализу следственных ситуаций, возникающих на предварительном следствии, и проблемам совершенствования тактических приемов допроса посвятили свои труды такие ученые как Р.С. Белкин, О.Я. Баев, А.Н. Васильев, В.К. Гавло, И.Ф. Герасимов, Г.Г. Доспулов, А.В. Дулов, Л.Я. Драпкин, В.Г. Дремов, М.И. Еникеев, Л.Л. Каневский, Л.М. Карнеева, Г.М. Миньковский, В.А. Образцов, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов, Н.Ш. Сафин, В.Ю. Шепитько и другие. Психологии юношеского возраста посвятили свои труды А.В. Веденов, В.А. Крутецкий, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и другие. Работы указанных авторов составили теоретическую основу дипломного исследования. Практическую основу исследования составили материалы уголовных дел, из архива Советского районного суда г. Красноярска и Кировского районного суда г. Красноярска.
Целью настоящей работы является раскрытие основных положений психологии и тактики допроса несовершеннолетнего обвиняемого.
В соответствии с обусловленной целью решались следующие задачи работы:
1. Выделить психологические особенности несовершеннолетних.
2. Проанализировать основные компоненты, из которых складывается подготовка к допросу несовершеннолетнего обвиняемого.
3. Рассмотреть следственные ситуации, складывающиеся к моменту предъявления обвинения и допроса несовершеннолетнего обвиняемого, тактические задачи его допроса.
4. Раскрыть тактические приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого применительно к определенным следственным ситуациям.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность работы, обозначены цель и задачи работы. В первой главе раскрываются психологические особенности несовершеннолетних обвиняемых. Во второй главе рассматриваются следственные ситуации, задачи и тактические приемы. Третья глава посвящена тактическим приемам допроса несовершеннолетнего обвиняемого применительно к определенным следственным ситуациям. В заключении излагаются выводы по работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, показания несовершеннолетнего обвиняемого один из важных источников доказательств при расследовании преступлений несовершеннолетних. Вместе с тем это и средство защиты несовершеннолетнего от предъявленного обвинения. Несмотря на то, что, как правило, тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого в научно¬методической литературе традиционно рассматривается вместе с тактикой допроса несовершеннолетнего подозреваемого, вопросы подготовки и проведения допроса этих участников уголовного процесса имеют существенные различия не только в связи с их процессуальным положением, но и в использовании тактических приемов допроса.
Получить правдивые показания, объективно отражающие фактические обстоятельства дела крайне затруднительно, нежели надлежаще не подготовиться к допросу и не провести ряд необходимых мероприятий. Положительный результат во многом определяется тем, насколько тщательно следователь подготовиться к предстоящему допросу. Следователю чрезвычайно важно знать нормы уголовно-процессуального законодательства, так как, во-первых, они являются одним из источников криминалистической тактики, во-вторых, именно указанные нормы регламентируют процедуру производства допроса, определяют, что можно и нужно и чего нельзя делать в ходе допроса, а в-третьих, одним из требований, предъявляемых к тактическим приемам, является их допустимость, то есть правомерность приемов допроса с точки зрения действующего законодательства.
Допрос является самым распространенным способом получения доказательств, но и в то же время - сложнейшим следственным действием, как с точки зрения уголовно-процессуального законодательства, психологии, так и с точки зрения криминалистической тактики. Допрос сложен не только тем, что в большинстве случае следователю противостоит человек, не желающий давать показания либо вообще дающий ложные показания, но и тем, что в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить все известное ему по делу, в силу объективных и субъективных причин могут быть ошибки, заблуждения и вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и участь при оценке и использовании показаний. Допрос несовершеннолетнего лица имеет свои особенности и его производство на практике, как правило, вызывает наибольшее затруднение.
Прежде всего, это обусловлено тем, что при подготовке и производстве допроса с участием несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых обязательно должны быть учтены их возрастные особенности, уровень психического и умственного развития, индивидуальная способность к восприятию, запоминанию и воспроизведению произошедшего в прошлом события, набор социальных ролей и приверженность несовершеннолетнего лица к определенным видам девиантного поведения. Следователь обязан использовать в полной мере свою психологическую подготовку при работе с несовершеннолетним правонарушителем, чтобы избежать искажения последним информации и предотвратить его негативное поведение.
При подготовке к производству допроса в обязательном порядке должна быть изучена личность несовершеннолетнего допрашиваемого, так как для получения полных и правдивых показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит отражение в применении тактических приемов при производстве допроса, то есть методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия.
Психологический контакт между следователем и несовершеннолетним обвиняемым является одним из условий не только получения правдивых показаний, но и выполнения воспитательной функции следователя. Получение от несовершеннолетнего обвиняемого правдивых, частично или полностью ложных показаний зависит от следственной ситуации, возникшей к моменту предъявления обвинения и допроса.
Представляется, что тактические приемы следует избирать применительно к каждой конкретной ситуации, и в зависимости от личности несовершеннолетнего допрашиваемого.
Таким образом, следователям необходимо больше внимания уделять стадии подготовки допроса, особенно изучению материалов дела и личности несовершеннолетнего, составлению плана, если следователь будет добросовестно выполнять все эти действия, то ему будет проще проводить допрос, не отвлекаться на то, что он должен был изучить ранее. От подготовки к допросу зависит его результат. Также необходимо отметить, что следователи должны обращать внимание на психологические особенности несовершеннолетнего при выборе тактических приемов, нельзя выработать какой - либо стандарт допроса, поскольку каждая ситуация, каждый подросток уникален.
В настоящее время следователи стремятся проводить допрос в соответствии с процессуальными и теоретическими требованиями, но им не хватает теоретических знаний по психологии, по криминалистике, для этого представляется возможным проводить теоретические курсы по психологии несовершеннолетних и криминалистике.



1. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 - ФЗ: по состоянию на 17.04.2017 г. - Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 52. - Ст. 4921.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. - 2011. - 1 февраля. -№ 5405(29).
3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). - 1985. - 10 декабря.
Специальная литература
4. Алексеев, А.М. Психологические особенности показаний очевидцев/ А.М. Алексеев. - М.: Юрид.лит., 1972. - 104 с.
5. Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений/ Ю.М. Антонян, М.И Еникеев, В.Е. Эминов. - М.:Юристъ, 1996. - 336 с.
6. Атватер, И. «Я вас слушаю»: Перевод с англ./ И. Атватер. - М.: Экономика, 1984. - 111 с.
7. Баев, О.Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии (основы предупреждения и разрешения)/О.Я. Баев. - Изд-во воронежского ун-та,1984. - 131 с.
8. Баев, О.Я. Тактика следственных действий. Учебное пособие/ О.Я. Баев. - Воронеж: НПО «Модэк», 1995. - 224 с.
9. Белкин, Р.С. Очерки криминалистической тактики/ Р.С. Белкин. - Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1993. - 170 с.
10. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы/ Р.С. Белкин. - М.: Юрид. лит., 1988. - 304 с.
11. Васильев, А.Н. Тактика допроса при расследовании преступлений/ А.Н. Васильев, Л.М. Карнеева. - М.: Юрид. лит., 1970. - 208 с.
12. Васильев, А.Н. Следственная тактика/ А.Н. Васильев. - М.: Юрид. лит., 1976. - 200 с.
13. Гавло, В. К. Следственная ситуация/ В.К. Гавло. - М.: Юрид. лит., 1981. - 53 с.
14. Герасимов, И.Ф. К вопросу о следственной ситуации//Следственная ситуация: Сб. науч. тр. - М.: Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1984. - № 1. - С. 6 - 11.
15. Глазырин, Ф.В. Психология следственных действий/ Ф.В. Глазырин. - Волгоград: ВСШМВД СССР, 1983. - 136 с.
16. Глазырин, Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. Часть особенная/ Ф.В. Глазырин. - Свердловск: УрГУ, 1978. - 44 с.
17. Годфруа, Ж. Что такое психология/ Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996. - 496 с.
18. Гусаков, А.Н. Следственная тактика/ А.Н. Гусаков, А. А. Филющенко. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. - 152 с.
19. Доспулов, Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии/ Г.Г. Доспулов. - М.: Юрид. лит., 1976. - 112 с.
20. Доспулов, Г.Г. О психологии допроса обвиняемого/ Г.Г. Доспулов // Некоторые вопросы борьбы с преступностью: сборник научных трудов./ Алма-Ата: Изд-во Казахстан, 1970. - С. 167-175
21. Драпкин, Л.Я. Тактика отдельных следственных действий/ Л.Я. Драпкин, В.Н. Долинин. - Екатеринбург: ЕВШ МВД России, 1994. - 32 с.
24. Драпкин, ЛЯ. Основы теории следственных ситуаций/ ЛЯ. Драпкин. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987. - 168 с.
25. Дулов, А.В. Судебная психология/А.В. Дулов. - Минск, 1975. - 462 с.
26. Журавлева, И.А. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших: учебное пособие / И. А. Журавлева, Т. В. Каскевич. - Красноярск, 2009. - 92 с.
27. Еникеев, Р.З. Повышение роли адвоката в защите несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - объективная необходимость// Правовая защита частных и публичных интересов: Матер. Общерос. межвуз. науч. - практ. Конф. - Челябинск, 2003. - С. 61-64.
28. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии/ М. И. Еникеев. - М. :Юристъ, 1996. - 631 с.
29. Замылин, Е. И. Тактико-психологические основы допроса в конфликтной ситуации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.: 12.00.09/ Замылин Е.И. - Волгоград, 1996. - 20 с.
30. Зорин, Е.А. Психологический контакт при производстве допроса/ Е.А. Зорин. - Еродно: Изд-во Еродненского ун-та, 1986. - 71 с.
31. Игошев, К. Е. Семья, дети, школа/ К.Е. Игошев, Е.М. Миньковский. - М.: Юрид. лит., 1989. - 448 с.
32. Каневский, Л. Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних/ Л.Л. Каневский. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1991. - 288 с.
33. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних.: дисс. ... докт. юрид. наук :12.00.09. - Уфа, 1984. - 457 с.
34. Казинян, Е. С. Проблемы эффективности следственных действий/ Е.С. Казинян, А.Б. Соловьев. - Ереван: Изд-во Ереван, ун-та, 1987. - 216 с.
35. Карагодин, В. Н. Основы криминалистического учения о преодолении противодействия предварительному расследованию : дисс. ... док. юрид. наук - Екатеринбург, 1992. - 388 с.
36. Карнеева, Л. М. Допрос подозреваемого и обвиняемого/ Л.М. Карнеева, А.Б Соловьев, А.А. Чувилев. - М.: Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1969. - 123 с.
37. Кертэс, Имре. Тактика и психологические основы допроса/ Имре Кэртес. - М.:Юрид, лит., 1965, - 164 с.
38. Кон, И.С. Психология юношеского возраста/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
39. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого¬педагогические характеристики переходного возраста/И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн //В мире подростка. - М.: Медицина, 1980. - С. 16-28.
40. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии/ В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
Лившиц, Е.М. Тактика следственных действий/ Е.М. Лившиц, Р.С. Белкин. - М.: Новый Юристъ, 1997. - 176 с.
41. Личность преступника/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид.лит., 1971. - 356 с.
42. Майерс, Д. Социальная психология/ Д. Майерс. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
43. Малютин, М.П. Тактические приемы, их допустимость и использование для достижения тактических целей: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09/ Малютин М.П. - Краснодар, 2001. - 194 с.
44. Макаренко, И. А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09/ Макаренко И. А. - М.: РЕБ, 2003. - 253 с.
45. Миньковский, Е. М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних/ Е. М. Миньковский. - М.: Юрид. лит., 1959. - 208 с.
46. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов/ В.С. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 608 с.
47. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования./ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. - 496 с.
48. Образцов, В.А. Основы криминалистики./ В.А. Образцов. - М.: Юристъ, 1996. - 160 с.
49. Общая психология. Учебник/ под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
50. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1996. - 928 с.
51. Порубов, Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве/ Н.И. Порубов. - Минск: Вышэйшая школа, 1973. - 368 с.
52. Психология и педагогика/ Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1996. - 336 с.
53. Психология. Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
54. Ратинов, А.Р. Психология допроса обвиняемого/ А.Р. Ратинов, Н.И. Ефимова. - М.: Всесоюзный НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1988. - 114 с.
55. Сафин, Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве/ Н.Ш. Сафин. - Казань: Изд-во Казанского ун¬та, 1990. - 160 с.
56. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности: тактика и практика психодиагностики: учебное пособие / Л.Н. Собчик.- М.: ИМРАН, 2009. -127 с.
57. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников/ В.Г. Степанов. - М.: Академия, 1996. - 320 с.
58. Стрельцова, Е. В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09/ Стрельцова Е.В. - Саратов, 2007. - 239 с.
59. Сурменева, С. В. Участие психолога в стадии предварительного расследования: Автореф. дне. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. - Челябинск, 2009. - 23 с.
60. Тетюев, С. В. Актуальные вопросы участия законных представителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в досудебном производстве / С. В. Тетюев //Адвокатская практика. - 2007. - № 3. - С. 2-7.
61. Тетюев, С.В. Зачем уголовному процессу педагог?/ С.В. Тетюев // Российская юстиция. - 2010. - № 6. - С. 37-40.
62. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология/ Ю.В. Чуфаровский. - М.: Юристъ, 1995. -256 с.
63. Чуфаровский, Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности/ Ю.В. Чуфаровский. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 210 с.
64. Шепелева, С. В. Тактика допроса лиц, имеющих установку на дачу ложных показаний: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09/ Шепелева С. В. - Санкт- Петербург, 2001. - 205 с.
65. Шепитько, В. Ю. Допрос несовершеннолетних: психология и тактика: автореф. дисс... канд. юрид. наук.: 12.00.09/ Шепитько Валерий Юрьевич. - Харьков, 1991. - 24 с.
Материалы судебной практики
66. Уголовное дело № 25029084. Архив Советского районного суда г. Красноярска. - 2015 г.
67. Уголовное дело № №25029650. Архив Советского районного суда г. Красноярска. - 2015 г.
68. Уголовное дело № 25029490. Архив Советского районного суда г. Красноярска. - 2015 г.
69. Уголовное дело № 24013499. - Архив Кировского районного суда г. Красноярска. 2014 г.
70. Уголовное дело № 24008767. Архив Кировского районного суда г. Красноярска. - 2014 г.
71. Уголовное дело № 24015157. Архив Кировского районного суда г. Красноярска. - 2014 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ