Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: НА ПРИМЕРЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Работа №187311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1. Теоретические и законодательные особенности малого бизнеса в России 6
1.1. Понятие и характеристики малого бизнеса в РФ 6
1.2. Налогообложение малого бизнеса в России 12
2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения для отдельных видов
деятельности 19
2.1. Экономическое содержание упрощенной системы как специального режима
налогообложения 19
2.2. Порядок и особенности применения упрощенной системы налогообложения 26
2.3. Сравнительный анализ УСН и ОСН 30
3. Проблемы применения и направления совершенствования УСН 37
3.1. Проблемы, связанные с применением УСН 37
3.2. Направления совершенствования УСН в РФ 39
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 48
Приложения 53


В настоящее время в нашей стране полным ходом идет налаживание рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений обусловили необходимость вырабатывания и развития новейших форм хозяйствования, а именно, предприятий сектора малого бизнеса. Для нашей страны это является важным потому как появляется большее количество предприятий, что приводит к возникновению новых рабочих мест, малыми организациями проще управлять в условиях неустойчивого курса рубля, а также это дает реальные деньги в федеральный, региональный, местный бюджет Российской Федерации. Развитие предпринимательства одно из самых важнейших условий перехода России к мировым рыночным отношениям, масштабного развития экономики, является двигателям НТР, а также стабильности в социальной сфере, из-за того, что малый бизнес вносит немалый вклад в бюджет РФ.
Актуальность темы данного исследования состоит в важности совершенствования налогообложения малого бизнеса в целом, а также индивидуального предпринимательства в целом, и конечно же уточнение этих понятий в целях налогообложения. Отсутствие критериев определения размера бизнеса для целей налогообложения порождает безграничные возможности для манипулирования различными показателями для получения шанса пользоваться преференциями, предназначенными для малых предприятий. Создание комфортных условий для деятельности малого бизнеса очень важно для становления положительного экономико-социального климата в стране и развития гражданского общества.
Субъекты малого бизнеса являются центральной сферой современной рыночной экономики. Ее развитость определяет быстрое создание новых рабочих мест, активность на товарных рынках, появление свободных источников дохода у значительной части экономически активного населения, уменьшение социальных нагрузок на расходы бюджетов. Отличительной чертой предпринимательства являются: экономическая свобода деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость и оперативность в принятии решений, сравнительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление, более или менее низкая потребность в первоначальном капитале, а также более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Особое внимание при проведении изменений и дополнения, вносимых в налоговое законодательство, уделяют предприятиям малого бизнеса. Одно из перспективных направлений рыночной экономики сегодня является развитие малого и среднего бизнеса. Такое состояние объясняется его следующими выгодными особенностями:
•повышает уровень благосостояния населения, способствует смягчению социальной напряжённости;
•создаёт дополнительные рабочие места и способствует самозанятости населения; расширяет ассортимент, предлагаемых товаров и услуг;
•вносит гибкость в экономику благодаря оперативному реагированию на изменения рыночных условий;
•облегчает приток капитала;
•стимулирует развитие инновационной и научной деятельности;
•повышает доходную базу бюджетов всех уровней.
Вышеуказанные особенности показывают, что для России и её регионов развитие малого и среднего предпринимательства может быть существенным фактором, улучшающим социально-экономические условия жизни населения и развивающим экономику России
В развитых странах малый бизнес, в том числе самозанятое население, являются двигателями экономического развития и объединяют под своим началом широкие массы людей, обеспечивая их работой, а бюджет - налоговыми поступлениями. Положение малого бизнеса во многом зависит от позиции государства по отношению к предоставлению необходимой финансовой поддержки представителям этого сектора экономики, как на стадии создания и вступления на рынок, так и к созданию в целом благоприятной среды для осуществления хозяйственной деятельности.
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого бизнеса, сегодня существует значительный потенциал для роста этого сектора экономики.
Высокий уровень налоговых платежей, является основным из факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики. В связи с установлением с 1 января 2003 года специальных налоговых режимов, и введением их отдельного главой в Налоговом Кодексе (далее - Кодекс) в том числе и УСН, произошло увеличение роста предприятий малого бизнеса, а также приток доходов во все уровни бюджетов.
В руках государства есть серьезный инструмент регулирования налоговой нагрузки на малый бизнес с помощью выделения для них спецрежимов.
Целью данного исследования заявляется в выявлении недостатков упрощенной системы и обосновании предложений по её дальнейшему совершенствованию с целью нахождения баланса между государственными и частными интересами.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
• раскрыть понятие малого бизнеса в Российской Федерации и его характеристики для целей налогообложения, а также привести соответствующую статистику;
• обозначить основные направления налоговой политики государства в области налогообложения малого бизнеса Российской Федерации;
• выявить экономическое содержание упрощенной системы как специального режима налогообложения и его изменения во времени;
• разобрать порядок и особенности применения УСН на современном этапе;
• провести сравнительный анализ УСН и ОСНО на основе вычисления налоговых платежей по обоим режимам в одних и тех же условиях деятельности;
• сформулировать основные проблемы, связанные с применением УСН на современном этапе;
• предложить варианты действий по устранению выявленных проблем.
Предметом исследования выступают особенности применения УСН для налогообложения субъектов малого бизнеса.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации в части УСН.
Теоретическую и методологическую основу работы составили исследования в области теории налогообложения; направления развития налоговой политики Российской Федерации, нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровней; материалы научных конференции, периодических изданий, посвященные исследуемы вопросам.
В целях исследования применялись общенаучные и специальные методы научного исследования: метод сравнительного анализа, наблюдение и сбор фактов, позитивный анализ, статистический и динамический анализ.
Информационной и эмпирической базой исследования послужили официальные данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Томской области, Федеральной службы государственной статистики, материалы научных публикаций, Интернет-ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экономическая политика многих стран мира сейчас обращена на развитие малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуального предпринимательства. Согласно последним тенденциям малое и среднее предпринимательство занимает ведущие позиции в экономике развитых стран и определяет рост валового внутреннего продукта. Малый бизнес не противостоит крупному, напротив, находится с ним во взаимодействии. Цель налоговой политики государства состоит в обеспечении справедливых условий существования всех субъектов рынка соразмерно их доходности, масштабу и другим показателям.
Малый бизнес выполняет важнейшие экономико-социальные функции: насыщает рынок товарами и инновационными разработками, при этом находится в более близких отношениях с потребителями, т.е. имеет возможность активно использовать обратную связь и отвечать требованиям покупателей. Социальный аспект выражается в том, что в развитых странах малый бизнес сосредотачивает в себе большую часть занятого населения, чем обеспечивает работой и достатком огромное количество людей.
Именно поэтому основной задачей государства, ориентированного на рост экономики должна являться поддержка малого бизнеса, в том числе особое внимание должно уделяться налоговым рычагам влияния. Грамотные меры законодательной власти по обеспечению оптимального уровня налоговой нагрузки для конкретных хозяйствующих субъектов и обеспечение необходимых преференций должны являться основополагающей и первостепенной задачей поддержки малого предпринимательства. Налоговые системы государств мира объединяют в себе различные способы налогообложения. Они предусматривают перечень налогов и сборов, предназначенных для определенных хозяйствующих субъектов и меры по организации, функционированию и контролю. В случае необходимости в налоговую систему государства встраиваются налоговые конструкции, которые позволяют вести налоговый и бухгалтерский учет по упрощенной схеме. Такие конструкции характерны для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, а также в развитых странах для особо уязвимых отраслей хозяйственной деятельности. Большое распространение они получили в Российской Федерации, где на настоящий момент существует 4 специальных режима, предусматривающих упрощенную схему отношений с налоговыми органами, таким количеством специальных режимов не обладает ни одна страна мира.
Малое предпринимательство - это важный и неотъемлемый субъект рынка, в виду того, что являются стабильным источником налоговых поступлений в местные бюджеты.
В основе спецрежимов лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.
Напоследок также хочется отметить, что в научной литературе высказываются точки зрения касательно целей введения спецрежимов. Спецрежимы были введены государством с целью поддержки субъектов малого предпринимательства и развития малого бизнеса. Тем самым установление спецрежимов служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога.
Так, УСН установлена в целях стимулирования широкого круга отраслей малого бизнеса, а также выведения большинства предпринимателей из теневого сектора, по средствам стимулирования низкими налоговыми ставками, и введением налоговых каникул.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, Томской области, справочные материалы и материалы научных конференций, периодических материалов. Для выявления тенденций и закономерностей были применены общенаучные и экономические методы исследования. В результате проведенного исследования был получен ряд выводов:
1. Было раскрыто содержание понятия «малого бизнеса», которое складывается из трех критериев, которые позволяют определить размер бизнеса: это доля участия иных субъектов в уставном капитале предприятия, средняя численность наемных работников и годовая выручка от предпринимательской деятельности. Было выяснено, что количество зарегистрированных малых предприятий, включая микро-предприятия, имеет стабильную положительную тенденцию. Однако, динамика количества действующих ИП имеет менее устойчивый характер и в большей степени подвержена конъюнктурным колебаниям.
2. В результате проведенного исследования законодательства в сфере налогов и сборов были выявлены основные направления налогового регулирования субъектов малого бизнеса, в том числе индивидуального предпринимательства. Было выяснено, что, не смотря на существование неналоговых мер поддержки, налоговые меры стоят во главе угла при решении вопроса о привлекательности осуществления предпринимательской деятельности. Ключевым видом налоговых преференций для субъектов малого бизнеса являются специальные налоговые режимы. В силу различия своих элементов они обладают разной степенью привлекательности для конкретного налогоплательщика.
3. На основе анализа законодательной базы упрощенного налогообложения и исторических материалов была определена сущность упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в рамках, обозначенных Налоговым Кодексом видов деятельности с целью извлечения дохода с заменой традиционной схемы исчисления налога на упрощенную.
4. На основе анализа нормативной базы существования упрощенной системы налогообложения были выявлены порядок и особенности применения упрощенной системы налогообложения на современном этапе развития.
5. Был проведен сравнительный анализ упрощенной системы и общей системы налогообложения. Такой анализ позволил выявить противоречия в эффективности и справедливости упрощенной системы для отдельных видов деятельности. Было выяснено, что УСН предоставляет меньшую налоговую нагрузку, по сравнению с ОСНО.
6. По результатам проведенного исследования теоретических материалов и практических вычислений были сформулированы основные проблемы упрощенной системы налогообложения.
Слабым местом УСН является возможность злоупотребления налогоплательщиками правом применять данный режим путем использования его преимущественно с целью минимизации налоговых обязательств перед бюджетом.
Налогоплательщики УСН не относятся к плательщикам НДС, поэтому они не несут обязанности по выставлению счета-фактуры покупателям и заказчикам, что в общем-то достаточно удобно, для плательщика УСН, но данная направление является крайне неудобным для покупателя (заказчика). Основная суть проблемы состоит в том, что сторонние организации в результате сделок с предприятиями, работающими по УСН, теряют возможность получить налоговый вычет по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара.
При выборе объекта налогообложения в данном режиме налогообложения нередко возникают сложности признания расходов, подлежащих налогообложению, ввиду того, что они обязательно должны соответствовать всегда реальным издержкам. В то время как общий режим налогообложения допускает вовлечения в состав расходов практически всех затрат, если они имеют четкое экономическое обоснование и нацелены на получение прибыли.
7. Были рассмотрены пути реформирования упрощенной системы налогообложения.
Основными направлениями налоговой политики РФ на плановый период 2017-2019 гг. предлагается распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг.
К тому же субъектам Российской Федерации делегировано право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с
объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Как известно, плательщики УСН утрачивают право применять этот спец режим, если по итогам отчетного или налогового периода их доходы оказались больше предельной величины. С 2017 года предельная величина дохода предпринимателей увеличена до 150 млн руб. Рост предельной величины дохода выгоден для бизнеса, ведь для 2016 года она была в два раза меньше - 79,74 млн руб.
Вторым критерием для приостановки деятельности на УСН является предельная величина остаточной стоимости основных средств составляет. И здесь были внесены коррективы, с 2017 года она составляет 150 млн руб. Это на 50% больше той величины, что действовала в 2016 году.
Согласно разъяснениям Минфина, предельная величина дохода за девять месяцев на 2017 года не должна превысить 112,5 млн руб. Этот увеличенный лимит применим для тех, кто в 2017 году подает уведомления о переходе на УСН с 1 января 2018 года. Для тех плательщиков, начало использования УСН у которых произошло с 1 января 2017 года, увеличение не распространяется, для них лимит с учетом индексации составляет 59,805 млн руб.
Норму об индексации порогового значения пока не планируют исключать из НК РФ. Однако на 2017 - 2019 годы ее действие приостановили, а на 2020 год коэффициент- дефлятор будет равен 1.
Позитивным направлением совершенствования УСН является, то, что нулевая ставка может быть введена для предпринимателей, выбравших объект как "доходы", так и "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов» не уплачивают минимальный налог, в период действия пониженной налоговой ставки.
В 2017 году взносы на обязательное пенсионное страхование претерпели изменения. Теперь все взносы уплачиваются в налоговый орган, что несомненно упрощает деятельность ИП. Все интересующие вопросы, относительно выплат, начислений, и прочего можно получить в налоговом органе одновременно с подачей налоговой декларации.
Серьезной проблемой УСН была и остается сложившаяся ситуация с НДС, при которой крупные предприятия отказываются вступать в отношения с предпринимателями, применяющими специальный налоговом режиме. Каких -либо нововведений в этой части не предвидится, однако организации, применяющие УСН, освобождены от необходимости включения НДС, уплаченного согласно выставленным покупателям счетам-фактурам, в 46
общую сумму дохода, полученного за отчетный период. Это позволяет избавить предпринимателей от двойной налоговой нагрузки и сократить размер обязательных платежей в бюджет, как следствие, увеличив прибыль предприятия.
Общим выводом, напрашивающимся по результатам проведенной работы можно назвать тот факт, что в развитых странах мира малое предпринимательство является костяком всей экономической системы государства и источником основных налоговых поступлений. В Российской Федерации, не смотря на все старания государства малый бизнес все еще не может выйти на международный уровень развития. Предприятия, не отвечающие критериям малого бизнеса, стремятся использовать преференции, предусмотренные специальными налоговыми режимами, для этого искусственно проводят разукрупнение предприятий, что естественно создаёт видимость экономически неэффективного бизнеса. В результате исследования было показано, что не всегда применение специального режима, в частности упрощенной системы, автоматически влечет уменьшение налоговых обязательств. При надлежащем прогнозировании деятельности и налоговом планировании, применение общей налоговой системы и грамотное использование всех предусмотренных законодательством налоговых льгот дает возможность налогоплательщику не только адаптировать налоговое бремя в соответствии со своими возможностями, но и не будет сдерживать экономические развитие и рост предприятия. На фоне этого было выяснено экономическое и налоговое место упрощенной системы налогообложения и её основополагающая сущность в налоговой системе. Для того чтобы повысить роль упрощенной системы налогообложения как основной формы налогообложения в налоговой системе РФ необходимо совершенствовать этот режим с ориентировкой на его экономическую сущность. Для этого следует нивелировать влияние выявленных проблем функционирования системы, при их решении могут быть использованы выводы и предложения данного исследования.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (ч.1 ст. 46) // СПС «КонсультантПлюс»: справ. правовая система. - Версия Проф. Электрон. дан. - М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: в ред. федер. законов от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон., дан. М., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. от 31 янв. 2016) (с изм. и доп. вступ. в силу с 31.01.2016) // СПС «КонсультантПлюс»: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон., дан. - М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: (ред. от 5 апреля 2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон., дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации. от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ: (с изм. и доп., вступ. в силу 1 янв. 2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сбора [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 2002 г. №104- ФЗ (в ред. От 25 июня 2012 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон, дан. М., 2013.
7. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от25.06.2012 №94-ФЗ// СЗ РФ. 2012. №26. Ст. 3447
8. О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ: (ред. от 25 июня 2012 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2014г № 477-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 №154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения» // РГ. 04.03.2009.
11. О минимальном размере оплаты труда от 19.06.2000 N 82-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс»: справ. правовая система. - Версия Проф. Электрон. дан. - М.,2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения от 07.04.2009 (в ред. от 12.11.2015) № 51-ОЗ//КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016.
14. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. Александров И.М. Налоги и налогообложение. 2017. - С.317....48



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ