Введение 4
1 Значение Южно-Китайского моря для Китая и ряда стран АСЕАН 15
1.1 Природные ресурсы Южно-Китайского моря 15
1.2 Экономический потенциал Южно-Китайского моря 19
2 Суть территориальных претензий в акватории Южно-Китайского моря 29
2.1 Истоки конфликта. Причины нарастания конфликтного потенциала 29
2.2 Ситуация в Южно-Китайском море после третейского разбирательства 44
3 Противостояние КНР и США в Южно-Китайском море. Роль США в регионе 57
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 81
Морское пространство всегда играло важную роль в истории человечества. Мировые океаны представляют собой единую среду для перемещения грузов и передвижения людей, богатый источник органических и неорганических материалов, оказывают мощное влияние на формирование климата и состояние экологии планеты. Глубокие политические, экономические и технологические сдвиги в мире на рубеже ХХ-ХХ1 вв. еще более повышают значение морей и океанов в сфере безопасности и экономики, торговли и энергетики, политики и культуры.
Вполне закономерно, что все больше число стран обращается к разработке национальных стратегий морской деятельности . В этих стратегиях при традиционном преобладании военно-морской отрасли постепенно растет экономическая составляющая. Все чаще термин «морская деятельность» используется для обозначения всех аспектов жизни государства, так или иначе связанных с морем.
Теоретические основы современной морской политики КНР были заложены на рубеже XX-XXI вв. Именно в этот период китайская политическая и интеллектуальная элита начала воспринимать моря и океаны как «стратегическое пространство для устойчивого развития», видеть в богатствах морского дна, морской торговле и морской экономике важный ресурс для построения богатого и процветающего общества .
Ко второму десятилетию XXI века в Пекине сформировалось представление о морском пространстве как сфере жизненных интересов и важного ресурса для будущего развития страны, которое на XVIII съезде КПК (ноябрь 2012г.) было оформлено в конкретную цель: «превратить Китай в великую морскую державу». Тогда же были определены пути ее достижения: «расширение наших возможностей в освоении морских
ресурсов, развитии морской экономики, охрана морской экологии, решительное отстаивание прав и интересов Китая на море» . С этого момента данная задача рассматривается как важный компонент стратегии строительства социализма с китайской спецификой, значимый ресурс национального развития, защиты национального суверенитета и возрождения китайской нации . О намерении «ускорить превращение Китая в великую морскую державу» на XIX съезде КПК в октябре 2017 г. заявил Председатель КНР Си Цзинпин .
Территориальный конфликт в Южно-Китайском море представляет собой одну из наиболее сложных проблем в современных международных отношениях, влияющих на безопасность в Юго-Восточной Азии в Азиатско- Тихоокеанском регионе, что объясняется значительным количеством вовлеченных в него участников, а также отсутствием системы коллективной безопасности в регионе. Данный вопрос один из самых проблемных для КНР.
Южно-Китайское море (далее ЮКМ) - значимый район с точки зрения транспортных морских потоков, выступающих в качестве ближайшего маршрута из Индийского океана в Тихий океан. В непосредственной близости также находится Малаккский пролив - одна из самых загруженных судоходных магистралей на планете .
Помимо транспортного значения, ЮКМ отличает наличие богатых морских биоресурсов, а также шельфовых месторождений углеводородов . В акватории Южно-Китайского моря в районе Парасельских островов и архипелага Спратли сосредоточено около 5,4 млрд баррелей разведанных запасов нефти и 55,1 трлн кубометров природного газа . Таким образом,
данный регион обладает геополитическим и военно-стратегическим потенциалом.
Отсутствие четко закрепленного нормативно-правового статуса региона влечет за собой регулярно возникающие кризисы и инциденты, затрудняет борьбу с браконьерством и пиратством.
Кроме того, важно место в региональной повестке дня занимает тематика разграничения континентального шельфа и исключительных экономических зон (ИЭЗ), а также вопросы свободы навигации и судоходства вблизи островов и в ИЭЗ .
Исходя из этого, с учетом роста националистических настроений в большинстве государств - участников территориальных споров в ЮКМ, и усиливающейся конкуренцией за богатые природные ресурсы акватории ЮКМ, можно предположить, что актуальность данной темы в мировой повестке дня будет только расти.
В настоящее время значение Азиатско-Тихоокеанского региона имеет исключительное значение. В мире формируется понимание того, что XXI век будет Азиатско-Тихоокеанским веком, и это обстоятельство является причиной непрекращающегося интереса исследователей к проблемам и вызовам, с которыми сталкиваются страны региона на современном этапе.
Южно-Китайское море формирует «стратегическое ядро» Юго-Восточной Азии. В настоящее время территориальный спор за острова Южно-Китайского моря между КНР, Тайванем и рядом стран АСЕАН является одной из наиболее актуальных и важных международных проблем Восточной Азии. Широкая вовлеченность участников спора, включая КНР как крупнейшую региональную державу Восточной Азии, а также проводимая Китаем модернизация военно-морского флота и военно-воздушных сил Народно-Освободительной Армии Китая (ВМФ и ВВС НОАК), способная дестабилизировать обстановку в Юго-Восточной Азии и в среднесрочной перспективе оказать серьезное влияние на изменение «баланса сил» в Восточноазиатском регионе, придает этой региональной проблеме серьезный международный аспект. Поэтому проследить военно-политическую стратегию КНР в отношении островов Южно-Китайского моря представляется важным и актуальным.
Целью национальной стратегии КНР является достижение Китаем к середине XXI века - к столетию образования КНР - статуса мощной, модернизированной державы, занимающей доминирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе и являющейся по своему политическому влиянию, экономической и военной мощи одной из мировых держав.
Реализацию данной стратегии в Китае связывают с усилением комплексной государственной мощи (КГМ), главными факторами которой являются динамичный и устойчивый экономический рост, подъем уровня развития науки и технологий, поиск и освоение природных ресурсов в своей стране и обеспечение доступа к мировым источникам сырья и энергии.
Предметом особого внимания руководства КНР является обеспечение внутриполитической стабильности, что достигается посредством проведения взвешенной национальной и социальной политики, поддержания устойчивого управления и общественного порядка.
В качестве необходимого условия реализации национальной стратегии рассматриваются усиление оборонного строительства и создание мощных модернизированных вооруженных сил, способных обеспечить надежную защиту страны от внешней агрессии.
Беспрецедентные достижения Китая в экономике, науке и других областях в начале XXI века были осуществлены в условиях мира, внутриполитической стабильности и развития отношений сотрудничества с внешним миром. При этом военному фактору отводится роль силового аргумента в реализации политики мира и сотрудничества.
Согласно впервые опубликованной Госсоветом КНР «Военной стратегии Китая» от 2015г. подтверждена установка на дальнейшее укрепление обороны и создание вооруженных сил. Задачи вооруженных сил в пространственном измерении включают не только защиту суверенитета и территориальной целостности страны по периметру границ, но также и обеспечение безопасности на морях, в мировом океане.
Составной частью военной политики Пекина является военная дипломатия. Ныне эта сфера деятельности характеризуется высокой активностью и становится важным компонентом реальной государственной политики, направленным на предотвращение вооруженных конфликтов как с мировыми державами, так и в отношениях с сопредельными странами. Одной из задач военной дипломатии является осуществление мер с целью опровержения получившей распространение концепции «китайской угрозы».
На этом пути Китай добился значительных успехов: последовательно реализуются положения Декларации о принципах деятельности в Южно-Китайском море 2002г., подписанной странами АСЕАН и Китаем в Пномпене; согласованы принципиальные положения Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море, что явилось новым шагом в укреплении доверия в АТР. Вместе с тем, остаются напряженными отношения по военной линии с США, которые в последние годы ставят Китай на первое место в списке стран, представляющих наиболее потенциальную угрозу.
Военная политика КНР на нынешнем этапе носит оборонительный характер и является важной частью широкого комплекса превентивных мер в сфере безопасности. В связи с реализацией проекта «Один пояс, один путь» необходима защита морских путей транспортировки нефти из стран Африки и Ближнего Востока в Китай.
Актуальность темы.
Представленная тема является актуальной, поскольку
Восточноазиатский регион в ближайшем будущем станет центром противоречий многих великих держав современного мира. И эти противоречия уже начинают активно влиять не только на геополитическую ситуацию в целом, но также на внутреннюю политику стран-участников спора.
Объектом данного исследования является акватория Южно-Китайского моря как очаг конфликта между КНР и рядом стран АСЕАН, предметом исследования - территориальные претензии КНР в Южно-Китайском море в XXI веке.
Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом: в ближайшей перспективе развитие американо-китайских отношений будет определяющим фактором в решении проблемы Южно-Китайского моря, при этом страны АСЕАН, на данном этапе занимающие центристскую позицию, будут вынуждены определить свои приоритеты в пользу одного из соперничающих акторов.
В связи с особенностью темы хронологические рамки исследования охватывают период после окончания «холодной войны» до настоящего времени.
Цель данного исследования - изучение политики Китая в отношении островов Южно-Китайского моря с периода начала «холодной войны» по настоящее время, проведение анализа конфликта из-за спорных островов в Южно-Китайском море в контексте региональной и глобальной безопасности. Исследуя основные направления военно-политической стратегии Пекина в этом районе, автор стремился выявить истоки этой политики, проследить ее трансформацию, проанализировать совокупность факторов, оказавших первостепенное влияние на формирование подхода руководства КНР к территориальному спору в Южно-Китайском море. Рассмотреть исторические причины возникновения многостороннего территориального конфликта в Южно-Китайском море, провести комплексный анализ различных вариантов его развития с учетом последних мировых политических тенденций.
Основная цель исследования может быть достигнута при решении следующих задач:
1. выявить экономическое, геополитическое и военно-стратегическое значение ЮКМ для КНР и стран АСЕАН;
2. проследить риторику КНР, обосновывающую претензии на акваторию Южно-Китайского моря;
3. проследить нарастание напряженности вокруг островов в Южно-Китайском море;
4. определить факторы, усиливающие эскалацию напряженности в акватории.
С учетом поставленных задач, структура работы строится следующим образом: Первая глава посвящена описанию экономического потенциала и природных ресурсов Южно-Китайского моря.
Во второй главе рассмотрены истоки конфликта в Южно-Китайском море, суть претензий и интересы сторон, а также демонстрируется поэтапный процесс решения территориальных споров, предпринимаемые методы и действия по урегулированию конфликтов.
В третьей главе рассматривается вопрос спорных территорий в ЮКМ в контексте противостояния КНР и США, какие меры предпринимает США для сдерживания влияния Китая в ЮКМ.
В заключении представлены общие выводы по работе, приведены возможные сценарии развития ситуации.
Методологическую основу данной работы составляют комплексный анализ, сравнение и сопоставление фактов, а также использование системного подхода к изучению первоисточников и различной специализированной литературы отечественных и иностранных авторов по отдельным аспектам изучаемого вопроса.
Источниковая база исследования.
При написании работы автор использовал значительное количество источников, которые подразделяются на следующие категории: -
официальные документы и комментарии представителей КНР и стран АСЕАН, материалы обсуждения проблемы Южно-Китайского моря на официальных и неофициальных многосторонних международных форумах, статические источники, картографические материалы.
Китайские источники могут быть выделены в ряд подгрупп, такие как:
- законодательные акты правительства КНР по вопросу статуса архипелага Парасельского и островов Спратли, среди которых наиболее значимыми являются «Декларация о территориальном море и прилегающей зоне» от 4 сентября 1958г. и «Закон КНР о территориальном море и прилегающей зоне» от 25 февраля 1992г.;
- официальные документы Госсовета КНР по разработке и эксплуатации морских ресурсов, в том числе в акватории Южно-Китайского моря, где обосновывается целесообразность развития «оффшорных зон». Важнейшими документами из этой группы источников являются «Руководство по разработке прибрежных ресурсов и эксплуатации Оффшорных зон» совместно с иностранными корпорациями, принятое в КНР в 1982г., и «Развитие морских программ КНР» от мая 1998г.;
- ноты и заявления МИД КНР, материалы брифингов МИД КНР;
- многосторонние и двусторонние договоры;
- сообщения агентства Синьхуа;
-публикации внешнеполитического, оборонного и иных ведомств КНР, СРВ, Филиппин, а также документы, принятые АСЕАН, которые регулируют отношения Китая и Ассоциации. Среди источников этой группы заслуживают внимания Совместная Декларация АСЕАН - КНР о сотрудничестве в противодействии нетрадиционным угрозам безопасности, Совместная Декларация АСЕАН - КНР о создании системы стратегического партнерства с целью достижения мира и процветания, Военная стратегия КНР.
Характеристика использованной литературы.
Среди российских ученых наибольшее влияние на данную работу оказали труды Е.А. Канаева и Е.Д. Степанова , которые непосредственно занимались изучением проблемы Южно-Китайского моря, а также исследования общерегиональной направленности А.Д. Богатурова1516, Г.М. Локшина17181920, А.Д. Воскресенского212223 и др. Говоря о зарубежных авторах, хотелось бы отметить работы М. Валенсия13 14 , Р. Бекмена , Д. Тэйлора , Р.Д. Каплана , Х. Сюй , Ю. Чжэн и др., в которых раскрыты разные аспекты данной темы (от политико-правового регулирования до проблем безопасности).
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе дается комплексный и многоплановый анализ отношений КНР и ряда стран АСЕАН с учетом специфики взаимодействия сторон по проблеме Южно-Китайского моря. В то время как большинство авторов изучают отдельные периоды конфликта и направления развития контактов между сторонами, или характеризуют двусторонние отношения вовлеченных в конфликт стран- участников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в работе выводы, сделанные на основе систематизации знаний о развитии проблемы Южно-Китайского моря в контексте отношений Китай-АСЕАН, могут быть использованы в качестве материалов для анализа международной обстановки в АТР представителями академических кругов и правительственных ведомств, в том числе занимающихся выработкой внешнеполитического курса Российской Федерации, а также могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся международной проблематикой.
В целом, территориальный конфликт в Южно-Китайском море - это противостояние, спровоцированное в первую очередь экономическими и геополитическими интересами сторон.
Богатые специальные биологические ресурсы в регионе Южно-Китайского моря и их огромный потенциал развития определяют твердую позицию Китая по вопросу о Южно-Китайском море. Китай - страна с большим населением, относительно низкая эффективность использования природных ресурсов, уязвимая экологическая среда, слабая экономическая основа и слабые энергетические технологии. В то же время, как быстрый экономический рост Китая, он сталкивается с огромным давлением со стороны населения и ресурсной среды. Поэтому путь к устойчивому развитию является неизбежным выбором для модернизации Китая.
Данный конфликт приобретает особую важность с учетом постоянно возрастающих экономических, политических и военных возможностей Китайской Народной Республики - страны, по ряду внешне- и внутриполитических причин претендующей на контроль над акваторией ЮКМ. Однако в связи с особой важностью региона для международной экономики взаимозависимость государств акватории ЮКМ и США, а также традиционный курс КНР на мирное разрешение конфликтов, делают начало вооруженного противостояния в регионе маловероятным.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена территориальным спорам в Южно-Китайском море, в частности вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли, а также внешней политике Китая по данному вопросу.
Территориальные споры Южно-Китайского моря чрезвычайно сложны и затруднительны для беспрепятственного разрешения, что делает Южно-Китайское море одним из самых спорных морских районов в мире, в который вовлечено наибольшее число стран, и эти проблемы переплетаются с различными факторами внутренней и внешней политики заинтересованных сторон.
Проблемы Южно-Китайского моря можно разделить на три периода до сегодняшнего дня: На первом этапе (с 1970-х годов до окончания «холодной войны») Соединенные Штаты, Япония и другие крупные страны за пределами региона не вмешивались в спор Южно-Китайского моря, и проблема Южно-Китайского моря не представляла собой международной повестки. Противоречия с Вьетнамом занимали доминирующее положение в вопросе Южно-Китайского моря.
На втором этапе (после окончания холодной войны до 2012 года) вмешательство крупных держав оказало глубокое влияние на ситуацию в Южно-Китайском море. В то же время отношения между Китаем и странами АСЕАН продолжали развиваться. В контексте окончания «холодной войны» политика китайского правительства в отношении Южно-Китайского моря сделала всеобъемлющую и систематическую корректировку. Наиболее важной из них является то, что Китай официально установил «заглаживание противоречий и совместное развитие» в качестве основной внешней политики по Южно-Китайскому морю.
Третий этап с 2012 года по настоящее время вызвал новый раунд конкуренции морских прав и интересов в Южно-Китайском море. Филиппины в январе 2013 года подали в международный арбитраж иск, в котором просили признать недействительной "девятипунктирную линию", которая определяет границы Китая. Конечным результатом этого инцидента является то, что Китай официально создал город Санша для эффективного контроля над морскими районами.
Для Китая острова Южно-Китайского моря обеспечивают стратегический плацдарм и морскую буферную зону, через которую можно защитить материк. Морские ресурсы, а особенно энергетические, в районе этих морских островов также стали важными и для экономического процветания Китая. Для стран Юго-Восточной Азии его главными природными ресурсами являются нефть и газ. Иностранные инвесторы со всего мира заинтересованы в этом регионе, в освоении ресурсов континентального шельфа. Продажа нефти и газа была одним из двигателей, обеспечивающих рост и высокие экспортные возможности этих стран.
В начале 1980-х годов, Дэн Сяопин создал дипломатическую идеологию неприсоединения на фоне ослабления холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом, и новых изменений в отношениях между Китаем и США, которые до сих пор оказывают огромное влияние на базовую позицию дипломатии Китая. Из-за сложности спора и того факта, что совокупная мощь Китая недостаточно сильна, Китай пока не в состоянии разрешить спор Южно-Китайского моря и эффективно реализовать свою претензию на острова Южно-Китайского моря. На этом этапе основной политикой решения проблемы Китая по-прежнему является «заглаживание противоречий и совместное развитие».
Особенности современной внешней политики Китая следующие:
1. Китай придерживается мирного разрешения международных споров. Китай активно выступает за создание механизмов консультаций и сотрудничества, чтобы реализовать цель “совместного развития ”.
2. Не исключает возможности применения военной силы для разрешения территориальных проблем в Южно-Китайском море. Китай в последние несколько лет непрерывно усиливает военное присутствие на островах Спратли и Парасельских.
3. Инициативность внешней политики усиливается, опираясь на рост совокупной мощи государства.
4. Внешняя политика КНР в разных областях по вопросу Южно-Китайского моря развивается не согласованно. «Заглаживание противоречий и совместное развитие» объективно способно защитить интересы национальной безопасности Китая, но этот принцип не может полностью решить связанные с этим территориальные споры.
На фоне растущей конкуренции ресурсов и нестабильных геополитических ситуаций часто способствовали столкновению соперничающих национализмов между странами, что привело к повторяющимся раундам островного спора. Тем не менее резкое окончание «холодной войны» коренным образом изменило то, как китайские и американские элиты разрабатывают свои стратегии в отношении территориальных и морских споров. Самое главное, что влияние экономической взаимозависимости между Китаем, США и странами АСЕАН все более заметно, что помешало островным проблемам выйти из-под контроля, поскольку после 1991 года стороны нормализовали свои дипломатические отношения, как отношения между Китаем и Вьетнамом.
Главная причина того, что китайское правительство перестаёт более активно преследовать свои суверенные требования, заключается в том, что у него есть более значительная цель. Китай надеется, что экономика будет продолжать расти, выходить на мировые экспортные рынки и объединиться с Тайванем. Это означает, что Пекин должен избегать конфликтов со своими соседями, особенно долговременной враждебности со странами Юго¬Восточной Азии. В этом контексте Китай признает, что прямой диалог с АСЕАН не отвечает интересам страны. Поддержание дипломатических отношений между странами региона и бурное развитие экономических отношений в условиях территориальных споров согласуются с целями экономического развития Китая в XXI веке.
Китай находится в периоде социальных преобразований и различных социальных противоречий. Поэтому между внутренними противоречиями и международными разногласиями правительство будет уделять первоочередное внимание разрешению основных внутренних противоречий. Многие факторы влияют на то, что Китай не может решить проблему Южно¬Китайского моря силой.
Для Вьетнама и других стран АСЕАН рост Китая неизбежен, и лучшей стратегией предотвращения потенциального деструктивного или властного поведения заключается в вовлечении Китая в более взаимозависимые отношения. Однако еще предстоит выяснить, будет ли Китай стремиться улучшить свои отношения с Вьетнамом и другими странами АСЕАН, ограничив свои собственные гегемонистские амбиции для большей степени регионального сотрудничества.
Таким образом, вопрос о территориальных спорах по-прежнему влияет на развитие отношений между странами Южно-Китайского моря. Однако в контексте подъема Китая и изменения сопоставления региональных сил, углубление экономических отношений проложило путь для решения проблем Южно-Китайского моря. Китаю необходимо обновить собственную концепцию внешней политике по проблеме Южно-Китайского моря для решения новых задач.
1. Арин О.А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. - М., 1997.
2. Богатуров А.Д.: Великие державы на тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны(1945-1995). М.: Конверт МОНФ, 1997. - 352с.
3. Богатуров А.Д., Аверков В.В.: История международных отношений. 1945-2017. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. - 560с.
4. Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. - М.: «Российская политическая энциклопедии», 2000. - 584с.
5. Богатуров А.Д. Кризис миросистемого регулирования // МЭиМО. М., 1993. - № 7. - с. 30-40.
6. Богатуров А.Д. Самоопределение наций и потенциал международной конфликтности // Международная жизнь. - М., 1992. № 2. - С. 5-15.
7. Богатуров А.Д., Плешаков К.В. Динамика международной стабильности // Международная жизнь. М., 1991. - № 2. - С. 35-46.
8. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Международные отношения, 1999. -256с.
9. Зеленева И.В. «Малаккская дилемма» и региональная безопасность в Юго-Восточной Азии// Азия и Африка сегодня. - 2017.- № 1. - с.17.
10. Райков Ю.А. Южно-Китайское море: зона сотрудничества или акватория конфликтов//Международная жизнь. - 2013. - № 6.-с.41
11. Проблема Южно-Китайского моря: новые категории анализа [Текст] / Е.А. Канаев // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2017. - № 35. - С. 32-44.
12. Канаев Е.А. Безопасность на основе сотрудничества в Восточной Азии и конфликт из-за островов Южно-Китайского моря : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Канаев Е.А. ; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2008. - 45 с.
13. Политика КНР в отношении спорных островов Южно-Китайского моря (Парасельских и Спратли) в 1949-1999 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Канаев Е.А. - М., 2001. - 16 с.
14. Канаев Е.А. Конфликт из-за островов Южно-Китайского моря: история, характер урегулирования, перспективы эволюции. - М.: Готика, 2007
15. Степанов Е.Д. Южно-Китайское море: острова на материковой отмели // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - № 2. - С. 55-70... 59