РЕФЕРАТ 3
Введение 7
1 Теоретические аспекты международного маркетинга 9
1.1 Сущность и роль международного маркетинга в развитии современных компаний
(понятие, специфика, цель, функции) 9
1.2 Тенденции развития, виды и типы реализации международного маркетинга 13
1.3 Факторы, влияющие на решение компании о выходе на международный рынок
(Деятельность ТНК) 19
2 Методические подходы к выбору рынка и формированию маркетинговой стратегии
международного маркетинга 25
2.1 Исследование международной маркетинговой среды 25
2.2 Анализ привлекательности зарубежных рынков 36
2.3 Стратегии выхода компании на международный рынок 41
2.4 Особенности формирования комплекса маркетинга при работе на
международном рынке 43
3 Разработка международной маркетинговой стратегии для вывода продукта - удаленного
рабочего стола - компании ООО «Десктоп» на международный рынок облачных сервисов 53
3.1 Предварительное исследование. Анализ текущей международной деятельности
компании 53
3.2 Выбор и анализ зарубежных рынков: сбор вторичных данных 57
3.3 Анализ зарубежных рынков: сбор недостающих данных 67
3.4 Анализ зарубежных рынков: культурный аспект 70
3.5 Анализ зарубежных рынков: балльно-рейтинговая оценка 76
3.6 Формулирование маркетинговой стратегии и программы продвижения удаленного рабочего стола от компании ООО «Десктоп» на международный рынок облачных
сервисов 83
Заключение 87
Литература 89
Приложение А 103
Приложение Б 106
Приложение В 108
Приложение Г 109
Приложение Д 110
Приложение Е 112
В современных условиях глобализации актуальность изучения такой сферы, как международный маркетинг, неоспорима. Все большее количество компаний оглядываются на международные рынки, и причин этому множество. С одной стороны, наблюдаются пресыщение национальных рынков и ужесточение конкурентной борьбы на них, что подталкивает компании к расширению национальных границ. С другой стороны, международные рынки открывают новые возможности: доступ к знаниям и технологиям, которых не хватает на внутреннем рынке, доступ к более дешевым или дефицитным ресурсам, работа с более широкой аудиторией, в т.ч. с потребителями на рынках развитых стран, которые более подготовлены к принятию инновационных продуктов и т.д. Кроме того, с развитием Интернета и современных технологий ведение международного бизнеса значительно упрощается, открывая дорогу все большему количеству компаний. Однако, выход на зарубежные рынки и ведение международной деятельности требуют серьезной подготовки, знания правил игры и грамотного формулирования стратегий. Ошибки на международном рынке обходятся дорого. Все это подчеркивает необходимость систематизации знаний и методологической подготовки в области международного маркетинга, в том числе формирования инструментария для оценки зарубежных рынков и разработки международной маркетинговой программы, в связи с чем заявленная тема исследования представляется актуальной.
Степень научной проработанности данной темы достаточно высока. Многие российские и зарубежные авторы посвятили свои труды международному маркетингу. Среди авторов учебной литературы: Г.Л. Багиев, А.Л. Абаев, И.В. Воробьева, Н.И. Диденко, О.У. Девлетов, Х. Мюльбахер, П. Гаури, Д. Моршетт и др. Разработаны также учебные пособия по международному маркетингу авторства О.В. Федотовой, В.С. Исмагиловой, Г.П. Гриненко и др. Кроме того, данная тематика вызывает интерес и в научном сообществе. Различные аспекты международного маркетинга и его составляющих отражены в работах Г. Хофстеде, Н.А. Соловьевой, В.Ю. Соболева, М.Г. Потычук, Л.Г. Домрачевой, П.А. Антоновой и др. Периодика литературы в области международного маркетинга превышает 20 лет.
Объектом данного исследования является процесс разработки международной маркетинговой стратегии компании.
Предмет исследования - методы и инструменты международного маркетинга, применяемые при разработке международной маркетинговой стратегии .
Цель выпускной работы заключается в теоретико-методологическом обосновании реализации процесса разработки стратегии вывода продукта на международный рынок на примере ООО «Десктоп».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и методологические аспекты международного маркетинга;
2. Определить зарубежные рынки для анализа;
3. Дать оценку международной маркетинговой среды ООО «Десктоп» на выбранных рынках;
4. Провести анализ привлекательности выбранных зарубежных рынков;
5. Сформулировать международную маркетинговую программу для наиболее привлекательного зарубежного рынка.
Методологическая база исследования включает в себя следующие методы: изучение материалов научных и периодических изданий по теме исследования, теоретический анализ и синтез, сравнение, классификация, дедукция, табличный метод для систематизации информации, балльно-рейтинговая оценка привлекательности зарубежных рынков, графический метод для отражения динамики рынка.
Практическая значимость данного исследования заключается в непосредственном внедрении его результатов в деятельность ООО «Десктоп» в целях расширения международных операций компании. Кроме того, исследование систематизирует накопленные знания, а также представляет алгоритм и инструментарий для специалистов в области международного маркетинга, ответственных за исследования международных рынков и формирование международного комплекса маркетинга.
В рамках представленного исследования подробно был рассмотрен концепт международного маркетинга как специфического его направления, в частности, дано определение международного маркетинга, выделены характеристики, дифференцирующие его от внутреннего, представлена типологизация международного маркетинга и рассмотрена деятельность основного субъекта международного маркетинга - транснациональных корпораций. Кроме того, в качестве методологической основы были предложены следующие инструменты: модель 5 M’s для оценки внутренней среды компании, STEP-анализ и его модификации для оценки внешней международной маркетинговой среды, SWOT-анализ, объединяющий оценку внутренней и внешней среды, модель 5 сил конкуренции М. Портера для анализа интенсивности конкуренции в отрасли и определения привлекательности этой отрасли, а также матрица McKinsey и ряд показателей, позволяющих оценить перспективы компании на определенном зарубежном рынке и сделать вывод о целесообразности вывода продукции компании на этот рынок. Для этапа формирования международной маркетинговой программы были предложены различные стратегии и указаны факторы, определяющие их выбор.
Практическая часть исследования представляет собой апробацию указанных методик на реальном продукте с целью предложения полученных результатов представителям компании. Специфика данного исследования заключается в том, что оно проводилось для инновационного продукта, являющегося частью быстро растущего рынка.
По результатам исследования были сделаны следующие основные выводы:
• Рынок ПО как услуги составляет большую часть облачного рынка и растет быстрыми темпами;
• Облачный рынок является интернациональным, национальные особенности на нем оказывают влияние, но не играют ключевую роль;
• При работе на рынке SaaS важным является соблюдение законодательства в сфере защиты персональных данных (ПД), в частности, для европейского рынка - это соблюдение Регламента о защите ПД (GDPR);
• Конкуренция на рынке удаленных рабочих столов (удаленных рабочих мест) имеет растущий тренд, в связи с чем важными представляются дифференциация продукта и обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ.
Таким образом, были определены рекомендации для компании в области международного маркетинга, среди которых:
• Расширение международной деятельности посредством выхода на рынки Швеции и Нидерландов в перспективе 1-2 лет;
• Обеспечение и поддержание устойчивых конкурентных преимуществ посредством дифференциации продукта;
• Следование ценовой стратегии проникновения на рынок для более быстрого захвата желаемой доли рынка (получение прибыли, в первую очередь, за счет объемов продаж, а не высокой наценки, что позволяет быстро растущий рынок);
• Интенсификация маркетинговых усилий в диджитал-среде (поскольку вся дистрибуция продукта осуществляется онлайн) для повышения уровня узнаваемости бренда и стимулирования роста продаж.
Итак, в рамках исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализирована существующая теоретическая база в области международного маркетинга;
2. Определены зарубежные рынки для анализа;
3. Дана оценка международной маркетинговой среды ООО «Десктоп» на выбранных рынках;
4. Проведен анализ привлекательности выбранных зарубежных рынков;
5. Сформулирована международная маркетинговая программа для наиболее привлекательного зарубежного рынка.
В заключение, хотелось бы отметить, что представленные алгоритм и инструментарий международного маркетингового исследования применимы к компаниям любой отрасли и любой направленности. Инструментарий является гибким и может быть адаптирован под потребности конкретной фирмы. Грамотное использование представленных инструментов позволит компании принять взвешенное решение относительно своей международной
1. О рекламе [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ :
(ред. от 02 авг. 2019 г.). – Электрон. дан. – Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
2. О персональных данных [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2006 г.
№ 152-ФЗ : (ред. от 31 дек. 2017 г.). – Электрон. дан. – Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
3. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных
корпораций и социальной политики [Электронный ресурс] : принята Административным
советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 г.) : (с
поправками, внесенными на 279-й (ноябрь 2000 г.), 295-й (март 2006 г.) и 329-й (март 2017 г.)
сессиях) // Международная организация труда. – Электрон дан. – Женева : МБТ, 2017. – URL:
https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---
emp_ent/documents/publication/wcms_574716.pdf (дата обращения: 04.05.2020).
4. Конвенция о транснациональных корпорациях [Электронный ресурс] :
заключена в г. Москве 06 марта 1998 г. // Сейчас.ру. Новости России и мира. – Электрон. дан.
– [Б. м.], 2005–2020. – URL: https://www.lawmix.ru/abro/5733 (дата обращения: 05.05.2020).
5. General Data Protection Regulation (GDPR) [Electronic Resource] : regulation (EU)
2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016. – Electron. data. – URL:
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32016R0679 (accessed:
20.04.2020).
6. 3 способа расчета емкости рынка [Электронный ресурс] // PowerBranding.ru :
интернет-сайт о маркетинге. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2000–2017. – URL:
http://powerbranding.ru/rynok/metod-rascheta-emkosti/ (дата обращения: 11.05.2020).
7. Desktop.Rent – Виртуальный офис 24/7 | Удаленные рабочие столы
[Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт. – Электрон. дан. – Москва, 2018–2020.
– URL: https://desktop.rent/ (дата обращения: 21.03.2020).
8. LogMeIn Pro by LogMeIn [Электронный ресурс] // LogMeIn : официальный сайт
компании на русском языке. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – URL:
https://www.logmein.com/ru/pro (дата обращения: 02.04.2020).
9. SaaS (мировой рынок) [Электронный ресурс] // TAdviser : портал выбора
технологий и поставщиков. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – URL:
http://www.tadviser.ru/a/53443 (дата обращения: 16.04.2020)
10. TrendEconomy [Электронный ресурс] // Портал открытых данных. – Электрон.
дан. – [Б. м.], 2019. – URL: https://trendeconomy.ru/ (дата обращения: 09.04.2020).
11. Азадянц А. 8 интересных фактов об иностранном бизнесе в Британии
[Электронный ресурс] // Коммерсантъ UK : деловое интернет-издание Британии. – Электрон.
дан. – [Б. м.], 2018. – URL: https://www.kommersant.uk/articles/8-interesnyh-faktov-obinostrannom-biznese-v-britanii (дата обращения: 28.03.2020).
12. Антонова П. А. Вопросы правового регулирования деятельности
транснациональных корпораций [Электронный ресурс] / П. А. Антонова, М. Л. Макаревич //
Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – №1 (19). –
С. 12–18. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка».
13. Багиев Г. Л. Международный маркетинг : Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, Н.
К. Моисеева, В. И. Черенков. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 688 с. : ил. – (Серия «Учебник
для вузов»).
14. Бизнес на Кипре: особенности ведения бизнеса на острове, пошаговая
инструкция открытия и наиболее перспективные направления [Электронный ресурс] //
Reitinvest : портал по поиску, покупке и продаже зарубежной недвижимости. – Электрон. дан.
– [Б. м.], [Б. г.]. – URL: https://reitinvest.top/kipr/biznes-na-kipre-osobennosti-vedeniya-biznesa-naostrove-posh (дата обращения: 29.03.2020).
15. Гайдук М. В. Транснациональные корпорации в мировой экономике
[Электронный ресурс] / М. В. Гайдук, В. И. Гайдук, Н. В. Гайдук // Научное обеспечение
агропромышленного комплекса : сборник трудов науч.-практ. конф. Краснодар, 26 апреля
2019 г. – Краснодар, 2019. – С. 731–734. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из науч.
электрон. б-ки «eLIBRARY.RU»..123