Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ И КИТАЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №186765

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прочее

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования специальных
экономических зон (СЭ) России и Китая 15
1.1 Свободные экономические зоны в стратегическом сотрудничестве
России и Китая: виды, цели, задачи, особенности размещения 15
1.2. Нормативно-правовое регулирование СЭЗ в России и Китае 23
2. Функционирование российско-китайских СЭЗ: особенности, виды,
значение 36
2.1. Характеристика СЭЗ на территории России, ориентированных на
сотрудничество с Китаем 36
2.2. Роль совместных СЭЗ на территории Китая в привлечении
российских инвестиций 42
3. Трансграничные СЭЗ и их значение для развитии субъектов
федерации Дальнего Востока 54
3.1. Стратегические направления сотрудничества России и Китая в
рамках трансграничных СЭЗ 54
3.2. Перспективы развития трансграничных СЭЗ 59
Заключение 64
Список использованных источников 67
Список использованной литературы 68


«Региональная экономическая политика государства формируется на основе национальных целей и потребностей, для достижения которых используются различные методы, стимулирующие развитие производства и увеличение производственных сил на территории, как всего государства, так и его отдельных территорий». Форма и методы реализации этой политики зависят от уже сформировавшегося уровня экономического развития страны, уровня занятости населения, степени развития производственных и рыночных отношений, ресурсов и возможностей региона, его потенциала.
Сегодня одной из ключевых задач, стоящих перед Российской Федерацией, является интеграция ее экономики в мировую экономическую систему. «Особую значимость этот процесс приобретает в контексте регионального развития, поскольку пространственная неоднородность экономического ландшафта России требует дифференцированного подхода к стимулированию роста территорий». В этом отношении свободные экономические зоны выступают важным инструментом преодоления региональных диспропорций, обеспечивая точки роста для отстающих территорий, особенно в наименее развитых-приграничных районах. Для регионов СЭЗ имеет стратегическое значение, так как способствует притоку инвестиций, развитию инфраструктуры и созданию новых высокотехнологичных производств.
Обширные просторы страны диктуют необходимость поиска и внедрения наиболее рациональных методов для развития внешнеэкономического взаимодействия, которые бы способствовали стимулированию более активного процесс вхождения государства в международные экономические отношения. В этом контексте свободные экономические зоны (СЭЗ) играют центральную роль, выступая одним из инструментов для повышения производительности и конкурентоспособности экономической системы. «СЭЗ рассматриваются, как важный механизм, способствующий усилению открытости национальной экономики на международной арене, развитию экономического сотрудничества с другими государствами».
Наиболее плодотворно в последнее время сотрудничество между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой - двумя крупнейшими государствами в Евразии. В контексте такого взаимодействия между странами создаются масштабные свободные экономические зоны (далее СЭЗ или также), которые позволяют в значительной степени расширить социально-экономическое взаимодействие государств.
Так, на сегодняшний день самыми значимыми трансграничными СЭЗ России и Китая, которые находятся в трансграничной зоне, являются ПТК Суйфэньхэ-Пограничный, Зона приграничной торговли Дуннин-Полтавка, а также Зона строительства Хэйлунцзянского моста. «Трансграничные свободные экономические зоны (cross-border free economic zones) представляют собой территорию, включающую приграничные районы двух и более стран, призванную стимулировать экономическое развитие на основе: преференциальной политики; финансового субсидирования со стороны государства и частнопредпринимательского сектора; предоставления адекватной инфраструктуры в целях реализации долгосрочных макроэкономических и микроэкономических целей. Главная цель таких зон состоит в содействии использованию природных, людских, производственных, технологических и финансовых ресурсов, развитию трансграничного экономического сотрудничества, укреплению связей между приграничными регионами, повышению уровня экономического развития, экономической взаимозависимости и взаимодополняемости между приграничными регионами сопредельных государств».
«Глобализация изменяет региональные границы в результате изменения территориальных отношений. Размывание и преодоление границ превращается в главный фактор межгосударственной экономической интеграции. Огромное значение для этого имеет снятие тарифного барьера для развития торговли». Одним из инструментов этой интеграции становятся трансграничные СЭЗ.
В условиях экономических санкций и политической напряжённости Россия стремится диверсифицировать свои торговые связи. Создание трансграничных СЭЗ, таких как ПТК Суйфэньхэ-Пограничный, позволяет России укрепить экономические связи с Китаем, который является её крупнейшим торговым партнёром. «В 2024 году объём торговли между двумя странами достиг рекорда в 1,74 трлн юаней, что свидетельствует о растущем взаимном интересе и потребности в сотрудничестве».
В условиях экономических санкций и политической напряженности Россия стремится диверсифицировать свои торговые связи. Создание трансграничных СЭЗ позволяет России укрепить экономические связи с Китаем, который является ее крупнейшим торговым партнером. В 2024 году объем торговли между двумя странами достиг рекорда в 1,74 трлн. Юаней, что свидетельствует о растущем взаимном интересе и потребности в сотрудничестве.
Актуальность данной темы связана, во-первых, с тем, что на современном этапе отмечается тенденция к сближению позиций России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что имеет как экономические, так и политические обоснования. Одной из основных причин является введение санкций со стороны США и государств Западной и Центральной Европы. В этом контексте между Россией и Китаем создается «микрорегион», который оказывает значительное влияние как на развитие регионов России и Китая, так и позволяет странам создать мощный международный союз с целью укрепления лидерских позиций стран.
Во-вторых, межрегиональное сотрудничество становится одной из наиболее важных форм развития российско-китайских экономических отношений. Трансграничные свободные экономические зоны оказывают огромное влияние на развитие таких регионов, как Дальний Восток в контексте экономического и социального развития. Периферийное положение Дальневосточных регионов не позволяет им развиваться наравне с регионами Центрального Федерального округа. Однако Дальний Восток занимает уникальное место в сотрудничестве между Россией и Китаем, выступая в роли ключевого перевалочного пункта, площадки для инвестиций и совместных инициатив, а также поставщика стратегически важных товаров для Китая. Китай, будучи крупнейшим в мире потребителем и импортером энергоресурсов, находит в Дальнем Востоке России идеального партнера благодаря его географическому положению и значительным запасам энергоресурсов. Россия обладает обширными природными ресурсами, которые необходимы Китаю, в то время как Китай может предложить разнообразный ассортимент товаров, востребованных на российском рынке.
В-третьих, развитие трансграничных российско-китайских СЭЗ является одним из наиболее эффективных способов укрепления экономического партнерства между Россией и Китаем. Другими словами, обе страны заинтересованы в дальнейшем стратегическом партнерстве, снижении таможенных тарифов и торговых барьеров, охватывающих социальноэкономическую сферу развития взаимоотношений.
В-четвертых, «основная задача подобных зон-эффективное использование природных, трудовых, производственных, технологических и финансовых ресурсов», что может стать стимулом для активизации трансграничного экономического партнерства. СЭЗ способствуют укреплению связей между приграничными регионами, стимулируют их экономических рост, а также усиливают взаимозависимость и синергию между сопредельными территориями разных стран.
Таким образом, вышеизложенный материал позволяет сделать вывод, что актуальность изучения вопросов влияния трансграничных российско- китайских СЭЗ на социально-экономическое развитие Дальнего Востока очень высока, особенно в ключе развития таких проектов как ПТК Суйфэньхэ- Пограничный, Зона приграничной торговли Дуннин-Полтавка, а также Зона строительства Хэйлунцзянского моста.
Степень научной разработанности темы исследования недостаточно высока. Многие исследователи внесли огромный вклад в изучение вопросов трансграничного взаимодействия России и Китая и влияния такого сотрудничества на приграничные регионы, вопросов, связанных с изучением опыта Китая в развитии СЭЗ, российской практики организации СЭЗ, однако исследований, касающихся изучения совместных российско-китайских СЭЗ крайне мало.
Трансграничное сотрудничество России и Китая в исторической ретроспективе подробно рассмотрено в трудах Лакаева Е.А., Шаповалова Д.И. и Кузьмина В.М. и Вороненко А. Л., Грейзик С. В., Цзян И. др. Основные цели, задачи и ключевые аспекты трансграничного сотрудничества России и Китая рассмотрели Клейнер Г.Б., Фролова Н.А. и др. Исследователи делают выводы о том, что «основными направлениями трансграничного сотрудничества между Россией и Китаем являются: инвестиции, торговля, зоны приграничного экономического сотрудничества, логистика и развитие транспортной инфраструктуры в приграничье». Российский импорт превалирует над экспортом, что оказывает значительное влияние на сальдо внешней торговли России.
Аспекты нормативно-правовой регламентации двустороннего взаимодействия России и Китая в трансграничной зоне в контексте деятельности свободных экономических зон изучили Яковленко Г.В., Яковенко А.Г., Боронников Д.А., Малыгина В.В. и др. В исследования обозначены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие приграничные отношения между двумя странами. Эти акты подразделяются на следующие категории: Федеральные правовые акты, Межгосударственные документы и соглашения, Соглашения и договоры о партнерстве и сотрудничестве, заключаемые региональными и местными органами власти сопредельных территорий.
Влияние трансграничного взаимодействия России и Китая на социальное и экономическое развитие регионов России, рассматривалось в работах Ли Мэй Хуа, Латкина А.П. и др. Исследователи делают вывод, что глобальные стратегические интересы формируют основу современного партнерства между Россией и Китаем. Бурно развивающийся Китай стремится к равноправному сотрудничеству с мировым сообществом для обеспечения глобальной и региональной стабильности, рассматривая стратегическое партнерство с Россией как важный инструмент для достижения этой цели. Россия, в свою очередь, утверждает свою роль глобальной державы, стремящейся к активному участию в формировании нового миропорядка и защите своих интересов. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), превратившийся в ключевой элемент мировой экономики и геополитики, становится стратегически важной территорией для российско-китайского сотрудничества, где обе страны могут реализовать свои общие интересы в различных сферах. СЭЗ, в таком случае, становятся одним из инструментов развития российско-китайского сотрудничества...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особые экономические зоны представляют из себя ключевой инструмент государственной региональной политики, стимулирующий экономическое развитие, приток инвестиций, внедрение инноваций и формирование наукоемких экспортно-ориентированных производств. В условиях постоянно растущей глобальной конкуренции роль совместных СЭЗ становится все более значимой, так как этот инструмент способствует диверсификации экономики страны, расширению предлагаемого ассортимента.
Существуют различные типологии классификации ОЭЗ. По хозяйственной деятельности, например, их можно разделить на следующие: торговые, промышленные, технологические, логистические центры и комплексные зоны. Цели создания ОЭЗ зависят от текущего уровня развития государства. Так, например, для развивающихся стран, к числу которых относятся Россия и Китай, наиболее приоритетными целями являются следующие: диверсификация экономики, модернизация промышленности, повышение инвестиционной привлекательности окраинных регионов, ускорение интеграции экономики страны в мировое хозяйство.
Китайский опыт формирования СЭЗ признан наиболее уникальным и высокоэффективным. На первом этапе развития акцент делался на формирование современной инфраструктуры, необходимой для более успешного привлечения инвесторов на территорию и эффективной организации производства. Второй этап был связан с развитие экспортнопроизводственных отраслей, третий же-с модернизацией производства и технологическим обновлением. Важнейшей чертой китайской модели стала ее гибкость. При жестком государственном контроле местным органам власти предоставлялись широкие полномочия по регулированию деятельности резидентов. На местах решаются вопросы регистрации предприятий, выделения земельных участков, установления налоговых льгот и порядка ведения бизнеса. Все эти меры обеспечивают высокую оперативность и адаптивность к постоянно изменяющимся условиям. Особое значение приобрели масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру. В Китае были реализованы следующие проекты: строительство международных аэропортов, внедрение скоростных железнодорожных линий, обновление дорожного полотна.
В России процесс формирования ОЭЗ складывался не аналогичным путем. Российская модель отличается высокой степенью централизации: вопросы управления и регулирования деятельности ОЭЗ преимущественно решаются на федеральном уровне. Административные процедуры в большинстве случаев требуют согласования с федеральным центром, что увеличивает сроки реализации проектов, снижает привлекательность таких зон на территории России для иностранных инвесторов. Инфраструктурное развитие ОЭЗ на территории страны хотя и имеет положительные примеры - строительство дорог, сетей энергоснабжения, промышленных корпусов, все же- носит фрагментарный характер и не достигает масштабов, сопоставимых с китайским опытом. Также препятствием для инвесторов становится избыточные требования по раскрытию информации, длительные процедуры согласования проектов, недостатки в реализации системы «одного окна», которая, на данный момент, все еще остается формальностью.
Таким образом, анализ совместных СЭЗ России и Китая позволяет утверждать, что они выступают ключевым инструментом пространственного развития и модернизации отдельных субъектов Российской Федерации, что наиболее важно для периферийных, менее развитых, регионов Дальнего Востока. Эффективность функционирования СЭЗ обусловлена их способностью формировать новые «точки роста» в структуре региональных экономик, выступая катализатором диверсификации хозяйственной деятельности, технологического обновления и интеграции местного производства в международные цепочки добавленной стоимости. Совместные СЭЗ улучшают инвестиционных климат за счет предоставления резидентам широкого пакета налоговых льгот, ускоренных процедур регистрации.
Функционирование СЭЗ выступает драйвером развития предпринимательства в приграничных субъектах РФ. Благодаря созданию благоприятной инвестиционной среды наблюдается формирование производственных и инновационных кластеров, рост числа малых и средних предприятий, преимущественно, в таких сферах, как: пищевая
промышленность, логистика, машиностроение, деревообработка,
биотехнологии, агропромышленность. Активизация предпринимательской деятельности сопровождается увеличением занятости населения, повышение деловой активности в регионах.
Влияние СЭЗ на повышение уровня жизни населения в регионах определяется как через количественные показатели-число занятости, рост доходов населения, так и через качественные, посредством улучшения транспортной, социальной инфраструктуры, повышения качества и доступности государственных и коммерческих услуг. Введение безвизового режима в ряде приграничных регионов стимулирует более интенсивные миграционные и туристические потоки, что, в свою очередь, способствует развитию сферы услуг и наполнению местных бюджетов за счет налоговых поступлений.
Необходимо отметить, что наиболее эффективными в настоящее время являются совместные СЭЗ, функционирующие на территории Китая. За счет институционально более гибкой системы, развитой инфраструктуры, значительных государственных инвестиций такие СЭЗ являются наиболее привлекательными для инвесторов. В России же, напротив, сохраняется высокая степень централизации, недостаточно развита инфраструктура, слабая нормативно-правовая база и ограниченные административные возможности у региональных властей.



1. Лакаева Е.А. Трансграничное сотрудничество как историко-культурное явление // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология. 2015. С/ 125-130.
2. Шаповалов Д.И., Кузьмина В.М. Геополитический фактор в приграничном сотрудничестве // Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества. 2015. С. 189-192.
3. Вороненко А. Л., Грейзик С. В. История и перспективы развития российско-китайского межрегионального приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2020. № 3 (104). С. 55-59.
4. Цзян И. История вопроса о китайско-российской границе и значение его решения для укрепления межгосударственных отношений России и Китая // Мир русскоговорящих стран. С. 18-36.
5. Клейнер Г.Б. Системная реконструкция российского социальноэкономического пространства / Экономическое возрождение России. 2020. № 2. С. 59-69.
6. Фролова Н.А. Развитие приграничных регионов России - сверхактуальная задача на современном этапе//// Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. №16-2. с. 959-961.
7. Яковенко Г.В., Боронников Д.А., Яковенко А.Г. Анализ нормативноправовой базы приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными территориями // Известия МГТУ МАМИ. 2021. С. 233-238.
8. Малыгина В.В. Перспективы правовой регламентации приграничного сотрудничества // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. 208. С. 271-277.
9. Ли Мэй Хуа, Латкин А.П. Российско-китайское приграничное сотрудничество: теория, методология, практика // Издательство МНИИ Трансграничной экономики. 2021. С. 150.
10. Костюгина Г.М., Баронов В.И. Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая и РФ) // Вестник МГИМО-университета. 2011. №2(17). С. 169-178.
11. Абраменков А.В. Совместные свободные экономические зоны в российско-китайском сотрудничестве // Мировая экономика. 2010. № 8. С. 1320.
12. Чжао В. Экономическое сотрудничество России и Китая: современное состояние и перспективы развития / Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. №9 (139). С. 51-56.
13. Ян Х. Особые экономические зоны РФ и Китая // Мировая наука. 2020. №1 (34). С. 622-625.
14. Меринова А.С. Свободны экономические зоны: опыт России и Китая // Современные тенденции экономического развития. Национальные цели и приоритеты. 2022. С. 63-67.
15. Печерица В.Ф., Мефодьева С.А. Трансграничное сотрудничество России и Китая: опыт и проблемы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. №9. С.49-59....25



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ