Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономические отношения России и Белоруссии после распада СССР и до
1993 г. 12
1.1 Подписание Беловежского соглашения о ликвидации Советского Союза
и образование Содружества Независимых Государств 12
1.2 Экономические отношения России и Белоруссии от подписания
Беловежского соглашения 1991 г. до 1993 г. 18
2 1993 - 1999 гг. Формирование основ интеграционного взаимодействия 24
2.1 От Договора о создании Экономического союза до Соглашения о
Таможенном Союзе 24
2.2 Таможенный союз 28
3 Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь 39
3.1 Политические аспекты союза России и Белоруссии 39
3.2 Формирование союзного пространства: главные экономические и
правовые проблемы. 50
3.3 Отношения России и Белоруссии в 2000-е гг. 58
3.4 Российско-белорусская интеграция в мировом контексте 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность. Современное мироустройство является наследием Потсдамской мирной конференции 1945 г. и Парижский мирной конференции 1946 г., очертив основные сферы влияния и новые границы. Этот мировой порядок оставался актуальным до фактического краха Союза Советских Социалистических Республик. Ключевые сферы влияния были разрушены и разделены, бывшие союзные республики вышли из-под контроля новой России и стали суверенны во внешних и внутренних вопросах.
Это событие является кардинальным изменение международных отношений, ведь за своё время существования Советский Союз создал и укрепил сильную систему политического влияния, экономические связи и культурно-идеологические особенности.
История развития СНГ делится специалистами на три этапа:
- Первый этап (1991-1993);
- Второй этап (1994-1999);
- Третий, современный этап (2000 - по настоящее время).
Первый этап был знаменателен, конечно же, распадом Советского Союза в 1991 г., парадом суверенитетов, эйфорией от полученной независимости, национализацией союзной собственности. 1991 г. известен, прежде всего, разделом союзного имущества. Это время было известно многочисленными попытками заключать всевозможные интеграционные соглашения, которые в конечном итоге не выполнялись. Такой попыткой было Соглашение о принципах таможенной политики, подписанное в марте 1992 г .
Следствием этого размежевания, естественно, стал резкий упадок экономик бывших союзных государств. Налаживая прямые связи с внешним рынком, они потеряли значительную часть своего потенциала вследствие нехватки сырьевых поставок. Многие государства так и не смогли адаптироваться к законам мировой экономики, что для них надолго вперед создало проблемы. В итоге, к концу 1992 г. на всем постсоветском пространстве разразился кризис в экономике, политике, культурной сфере.
Негативные последствия дезинтеграции выявили необходимость объединения. Одним из таких действий было подписание Договора о Создании экономического союза 24 сентября 1993 г., который стал базой для построения долговременных отношений на территории СНГ.
В частности, на его основе удалось перейти ко второму этапу интеграции, начавшемуся с подписания Договора о создании Таможенного союза в 1995 г.
На втором этапе первоначально была принята безуспешная попытка создания рублевой зоны, но стремление прорыва в рынок сменились стратегией выживания . Были приняты сотни разных документов - межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о таможенном и платежном союзах, поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей стран СНГ, создании транснациональных хозяйственных и финансовых структур, о сотрудничестве в области инвестиций и проведении антимонопольной политики.
Важно также отметить подписанный Б.Н. Ельциным 14 сентября 1995 г. Указ «Об утверждении стратегического курса РФ с государствами- участниками СНГ» , где высшими приоритетами внешней и внутренней политики на территории постсоветского пространства были признаны восстановление, развитие и укрепление связей между республиками.
Большинство мнений было отдано в пользу разноскоростной интеграции, углубления и расширения двусторонних отношений, так как цивилизованная модель многостороннего сотрудничества так и не была выработана. В это время начинаю планомерно устанавливаться отношения России и Белоруссии. Но по истечении 1996 г. осталось ясно только одно: большое количество соглашений отнюдь не указывало на политическое стремление к интеграции государств.
Следствием такой политики явился определенный расклад сил на пространстве Содружества: основную роль играли политические и экономические альянсы и группировки, которые можно разделить на две группы: ориентированные на Российскую Федерацию и ориентированные на другие государства.
Наиболее стойким и последовательным оказался Союз России и Белоруссии. Но несмотря на это, большинство соглашений различных проектов и положений интеграции затормозилось на стадии разработки проектов общего использования ресурсов.
Поэтому сутью сотрудничества на современном этапе является энергичная интеграция на двусторонней и взаимовыгодной основе только с теми странами, которые действительно стремятся к этому. Ярчайшим примером этого является начало строительства Российско-Белорусского Союзного государства и Евразийского экономического сообщества.
С Белоруссией в настоящее время отношения формально движутся к интеграции, хотя фактически тормозятся по многим причинам, основной из которых является разногласия между правительствами двух стран.
В документах, посвященных проблемам международной деятельности и национальной безопасности современной России, подчеркивается, что сотрудничество с государствами - членами СНГ выступает приоритетным направлением внешней политики Российской Федерации .
На фоне событий XXI в. остро стоит вопрос о партнерстве, так как современное мировое хозяйство требует быстрых решений, глобальных рынков сбыта и потребления, а торгово-экономическое сальдо постоянно переходит от положительных чисел к отрицательным. В этой связи стоит рассматривать интеграционные процессы XXI в. как возможности идти в ногу мировой экономикой, быть равноправным партнером и достойным конкурентов в борьбе за сферы влияния и глобальные рынки. Сейчас на первый план выступил политический аспект интеграции стран СНГ, их безопасности, так как США и НАТО взяли курс на разрушение России и захват постсоветской территории, используя в качестве тарана ситуацию на Украине.
Объектом исследования является постсоветское пространство, Предметом - межгосударственные отношения России и Белоруссии.
Цель данной выпускной квалификационной работы - определение реальной степени интеграции России и Беларуси на фоне мировых интеграционных процессов XXI в.
Достижение цели возможно через следующие задачи:
1. Анализ первого периода интеграции России, Белоруссии и других бывших советских республик (1991-1993 гг.).
2. Рассмотрение второго периода интеграции (1994-1999 гг.).
3. Анализ современного периода интеграции на постсоветском пространстве.
4. Определение реального положения дел в ситуации с образование
Российско-Белорусского Союзного государства на современном этапе.
Хронологические рамки работы определены временем преобладания негативных тенденций на постсоветском пространстве, связанные с распадом связей между бывшими союзными республиками - 1991-2010 гг.
Территориальные рамки работы включают постсоветское пространство.
Для проведение наиболее полного анализа ситуации использовались работы как белорусских, так и российских авторов.
Среди монографий, использованных при написании проекта, особенно стоит отметить работу белорусского историка И.И. Климина «Беларусь и Россия: трудный путь к воссоединению» . В монографии рассмотрены основные этапы развития постсоветских России и Белоруссии и развитие отношений между ними. Особенно ценным является анализ экономических изменений в двух странах.
Среди работ российских авторов наиболее содержательными являются монографии Е.Г. Моисеева «Десятилетие содружества: международно¬правовые аспекты деятельности СНГ» и «Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ» . В своих работах Моисеев рассмотрел основные факторы, ведущие к интеграции на территории СНГ, политические, экономические аспекты сотрудничества.
Также интересна работа Ю.Ф. Година «Россия и Белоруссия на пути к единению. Проблемы экономической безопасности Союзного государства» , где рассматриваются основные успехи и проблемы интеграции двух государств. Одной из особенностей данной работы является то, что проблемы интеграции двух стран рассмотрены с белорусской позиции по причине национальной принадлежности автора.
В работе также использовались иностранная литература. Прежде всего, стоит отметить сборник под редакцией Renata Dwan «Building security in the new states of Eurasia: subregional cooperation in the former Soviet Space» . Особый интерес в этом сборнике представляет глава, посвященная Таможенному союзу и Союзу России и Белоруссии под авторством Вячеслава Позняка, который является одним из известных западных исследователей проблем интеграции на постсоветском пространстве, в частности, проблем интеграции России и Белоруссии. Точка зрения Позняка выражает, в большей степени, точку зрения западных политологов и историков на интеграцию, которая состоит в том, что Белоруссии чуть ли не насильно нужно прививать демократические основы государственного устройства, полностью отвергая стиль руководства А.Г. Лукашенко. Такая точка зрения в западной аналитической литературе стала актуальной и относительно к России по результатам выборов президента на третий срок.
Привлеченных источников достаточно для решение поставленных задач. Они делятся на нормативно-правовые акты; делопроизводственные материалы; справочно-статистические сборники; периодическую печать; информация сети Интернет.
Среди нормативных источников выпускной квалификационной работы представлены основные законодательные акты, принятые в ходе интеграционных процессов: Договор о создании СНГ, Устав СНГ, Соглашение о создании зоны свободной торговли, Договор о Таможенном союзе, Договор о Союзе России и Белоруссии и другие.
Основной базой для написания выпускной квалификационной работы являлись периодические издания, такие как журналы «Мировая экономика и международные отношения», «Власть», «Экономика», «Российский
экономический журнал» за 1991-2011 гг. Преимущество в использовании периодических изданий для работы на ВКР является их актуальность и быстротой реагирования на события и происходящие изменения: авторы выражают точку зрения, существующую на время издания журнала. Этим периодическая печать выгодно отличается от монографий, где материал подается уже в проанализированном и несколько рафинированном виде.
Как незаменимым источник в работе над выпускной квалификационной работой можно отметить Интернет, который ценен с точки зрения полноты, разнообразия, широты и доступности информации. На странице Статкомитета СНГ (www.cisstat.com) представлена полная база данных статистики по странам СНГ с 1991 по всем основным показателям. На сайте Постоянного Коммитета Союзного государства (https://postkomsg.com/) содержит наиболее полный обзор органов Союзного государства и новостей, относящихся к этой области.
Среди аналитической литературы в среде Интернета стоит отметить сайт «Газета СНГ» (www.gazetasng.ru), который отличается динамичностью представленной информации: страница очень часто обновляется, ежедневно появляются аналитические материалы широкого диапазона мнений. Также КиберЛенинка (https://cyberleninka.ru/) - это научная электронная библиотека, содержащая в открытом доступе большое количество аналитической литературы разного времени и разных точек зрения.
Одним из самых актуальных и динамичных источников ВКР являются газеты. Здесь особой информативной ценностью отличается «Российская газета», газета «Союз», Русская служба BBC и «Независимая газета». Положительной стороной использования газетных публикация является их своевременность и актуальность, негативной же стороной - выражение мнения, как правило, определенного круга: появление проправительственных публикаций, выражающих точку зрения, удобную существующей власти. В этом ряду немного выделяется «Независимая газета», спонсируемая неправительственными источниками, что дает ей возможность публиковать противоречащие общепринятой позиции материалы, хотя полная независимость «Независимой газеты» все-таки остается под сомнением. Русская служба BBC среди прочих выделяется независимым характером и общемировой оценкой событий постсоветского пространства. Би-би-си вещало на территорию России и бывшего СССР более шестидесяти лет. Русская служба Би-би-си - одна из старейших служб корпорации. Регулярно вещать на русском языке Би-би-си начала 26 марта 1946 г. Важно отметить, что на момент написания выпускной квалификационной работы Русская служба BBC заблокирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, что только подтверждает довод в пользу независимости данного издания.
Таким образом, совмещение практически всех возможных источников информации, содержащих большое количество разнообразных мнений в отношении постсоветской интеграции, позволяет наиболее полно составить представление о сближающих тенденциях между Россией и Белоруссией и, что наиболее важно, составить представление об отношении к этой проблемы с разных сторон - российской, белорусской, западной.
Методологической основой работы является теория модернизации, наиболее полно объясняющая современное состояние мира с материалистических позиций.
Я придерживался общенаучных принципов исследования - историзма, системности и объективности, общенаучных методов исследования - синтеза и анализа, специальных методов исторического познания - сравнительно¬исторического, хронологического, проблемно-исторического. Из методов других наук использован статистический.
Структура квалификационной работы выстроена согласно цели и задачам. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников.
Главным итогом деятельности СНГ можно считать «цивилизованный развод» республик СССР, который прошел по взаимному согласию, за исключением Прибалтийских республик, которые «выломились» из СССР. И на месте Советского Союза было образовано новое объединение - СНГ - некая форма межгосударственного устройства без единой идеологии, ясных целей и четких функций, с непродуманной системой взаимодействия. Главная цель существования СНГ, как видится сейчас - устойчивый экономический рост бывших Советских республик, обусловленный их тесной связью: производственной и культурной. Принятые документы о свободном экономическом пространстве, платежном и таможенном союзах не действуют. Но Содружество в целом продолжает существовать, потому что никто не отказывается от сотрудничества в целом.
Стоит отметить, что на фоне аморфности СНГ и как организационной структуры, и как системы интеграционного взаимодействия Союз России и Белоруссии занимает особое место. Являясь наиболее значительным проявлением тенденции регионализации региона, двустороннее объединение России и Белоруссии на протяжении всех последних лет выступала локомотивом интеграционных процессов в Содружестве в целом, первым сталкиваясь со всеми характерными для этого явления проблемами и противоречиями.
Одновременно российско-белорусский интеграционный проект является уникальным среди других интеграционных группировок не только на постсоветском пространстве, но и в мире. В сущности, в мировой практике отсутствуют примеры эффективного и глубокого (вплоть до валютного союза) интегрирования двух столь различных по своему экономическому потенциалу государств в рамках двусторонней организации. Если в случае с НАФТА речь идет об интеграции страны-лидера либо с относительно близким с точки зрения характера экономической политики и структуры хозяйства государством (Канада), либо со страной, существенно уступающей по уровню экономического развития (Мексика), то в случае Союзного государства интегрируются государства, близкие по своему уровню экономического развития, однако существенно различающиеся по структуре хозяйства и, как следствие, характеру проводимой экономической и промышленной политики. При этом в данном случае страна-лидер интеграционного процесса для своего партнера является также фактически монопольным поставщиком жизненно важных ресурсов.
Закономерности подобного рыночного интегрирования экономической супердержавы с относительно небольшим национальным хозяйственным комплексом отчетливо проявляют объективность процесса экономического и политического поглощения последнего и его инкорпорирования в хозяйственные структуры старшего партнера. В этих условиях в ближайшей перспективе единственно возможной интеграционной моделью Союзного государства представляется однополюсная конфигурация экономического взаимодействия России и Белоруссии, в рамках которой Россия выполняет роль «донора», «старшего» партнера, берущего на себя львиную долю экономических издержек, связанных с преодолением объективных противоречий объединительного процесса. Подобный подход, однако, требует определенной гибкости в проведении курса на экономическое объединение, более полного понимания интересов белорусского государства и белорусских бизнес-структур, новой интерпретации принципа взаимовыгодности, учитывающего, что Белоруссия является для России зоной особой политической заинтересованности.
В политической области для каждой страны СНГ приоритетны собственные национально-государственные интересы, которые находят свое выражение в политике этих государств. Поэтому интеграция возможно только в том случае, если она не противоречит национальным интересам государства.
К тому же общепринятое мнение о доминирующей роли РФ в СНГ противоречит принципу равноправия на территории постсоветского пространства, что также негативно сказалось на межгосударственных отношениях внутри этого объединения. Парадокс отношений с Россией на территории СНГ состоит в том, что никто не хочет зависимости от нее, но и расстаться с ней также никто не хочет. Для Белоруссии сейчас Россия является единственным денежным донором для поддержания действующего режима Президента Лукашенко .
И, наконец, объединительные тенденции в рамках СНГ продолжают существовать. Одной из таких тенденций является процесс интеграции России и Белоруссии.
Кризис СНГ поставил вопрос, нужны ли дальнейшие попытки сближения, нацеленные на создание Союза Пяти и Союза Двух. Объединение двух государств является стратегическим проектом, в котором заинтересована как Россия, так и Белоруссия. Общие интересы лежат в области охраны и обслуживании внешних границ и создания общего таможенного пространства. Россия заинтересована в обеспечении себе основных транзитных путей, Белоруссия же заинтересована в разрешении своих политических проблем при интеграции.
Экономическая интеграция России и Белоруссии является взаимовыгодной. При объединении Белоруссия получит рынок сбыта для своей продукции, поставки газа по внутрироссийским ценам, у России же, в свою очередь, появится возможность использовать транзитные пути, большинство которых проходит именно через территорию республики и использовать белорусские заводы в качестве сборочной базы. К тому же, согласно мнению некоторых экономистов, Россия проиграет в большей степени, чем Белоруссия, если «Газпром», являющийся одним из основных поставщиков федерального бюджета, перейдет на расчеты за газ с Белоруссией по мировым ценам, потому что при этом придется и платить за транзит через территорию республики голубого топлива по тем же мировым ценам. Поэтому с экономической точки зрения проблема выгоды от интеграции является несомненной. Тем не менее важно вспомнить и об одном из проектов Союзного государства, по которому образуется некоторое подобие экономической конфедерации, и в таком случае все внешние операции станут внутренними, долги будет списаны, а дефицитные области Республики сядут на бюджет Союзного государства, решение проблем которого будет заторможено, как это сейчас происходит с различными республиками и областями в границах Российской Федерации.
Важнейшей экономической предпосылкой российско-белорусской интеграции является достигнутый реальный уровень экономического взаимодействия на микро- и макроуровне. При этом в последние годы формируется новый каркас производственной кооперации между российскими и белорусскими предприятиями, в рамках которого ведущую роль играет межрегиональное сотрудничество.
На этом фоне, однако, ощущается недостаточная зрелость такого важного условия дальнейшего углубления двусторонней интеграции, как развитие инвестиционного сотрудничества и увеличения масштабов присутствия российского капитала в белорусской экономике. Существующие ограничения в доступе российских инвестиций на белорусский рынок являются прямым следствием отсутствия политического и экономического консенсуса относительно формата экономической интеграции, нерешенности вопросов создания институциональных структур, ответственных за гармонизацию основных направлений экономической политики России и Белоруссии.
Последствиями культурной и социальной интеграции будет являться общий рынок образовательных услуг, появление возможностей ведения научных исследований, научного обмена. Появление общего рынка рабочей силы также будет способствовать дальнейшему улучшению экономической ситуации в двух странах. Некоторые мероприятия, намеченные интеграцией, уже выполняются: в сфере науки сотрудничество в выполнении заложенных в бюджете Союзного государства крупных научно-технических программ дополняется развитием прямых связей между научно-исследовательскими организациями, нацеленными на взаимовыгодное использование научного потенциала двух стран.
В политической области вопрос интеграции двух стран стоит очень остро, по причине огромного количества противоречивых мнений по этому поводу со стороны российских, белорусских, западных политологов и средств массовой информации. В связи с этим можно отметить необходимость более спокойного взгляда на внешнюю политику двух государств и особенно с Российской стороны. Появление интеграционных тенденций между Российской Федерацией и Белоруссией уже говорит о попытках двух государств закрепить позиции на постсоветском пространстве и выработать собственную стратегию поведения в мировой политике.
С политическим фактором тесно связан геополитический фактор. Существует мнение о том, что Россия в настоящее время слишком слаба для создания российско-белорусского союза. Но Российская Федерация, занявшая громадную территорию и в Европе, и в Азии, не может вести свою политику без геополитического измерения. Следовательно, создание российско-белорусского Союзного государства неминуемо повлечет за собой определенные последствия в изменении существующего мирового баланса. Во-первых, создание Союзного государства будет негативно расценено как возрождение Советской империи. Во-вторых, российско-белорусское государство может стать ядром для присоединения остальных государств СНГ, которое отразится на мировом балансе сил.
Подводя итог, нужно особо отметить, что каким бы ни был XXI в. для мира, России и Белоруссии придется решать геостратегические проблемы своего существования, защищать свои национальный интересы и искать отдельную модель отношений с каждой страной. И данные процессы будут неотрывно связаны с проведением преобразований как во внутренних, так и во внешних двусторонних отношениях.
На данный же момент политическая ситуация между государствами не внушает оптимизма: правительство Белоруссии не пойдет на введение рубля (основной пункт проекта Союзного государства) на своей территории, так как это подразумевает потерю суверенитета страны, правительство же Российской Федерации не пойдет на объединение по принципу Европейского союза, где каждое государство имеет собственный эмиссионный центр на случай внутрисоюзных разногласий. Но это можно объяснить тем фактом, что страны Евросоюза являются равными по достигнутому развитию. А это отличает ситуацию с ЕС от ситуации с Российско-Белорусским союзом.
Поэтому, единственным выходом в настоящее время является изменение самой сути двусторонних отношений, а именно, избавление от российской «великодержавности» в отношениях со странами бывшего Советского союза. Лоббирование общих интересов партнеров в угоду общенациональным особенностям и уровню развития, экономической обстановке и политическим мотивам действий союзных государств. Беларуси стоит избавится от амбиции тесной интеграции с Европейским Союзом, исключающим возможность развития более выгодных экономических отношений с Россией.
В итоге, из проведенных исследований и после анализа мнений, можно сделать несколько выводов, связанных с российско-белорусской интеграцией в 1991-2010 гг.:
1. Первоначально каждая из стран должна решить свои внутренние проблемы, которые существенно мешают интеграционным процессам (политическая нестабильность, закрытой Белорусской экономики и другие);
2. Оценить опасности, представляющие разобщенную политику государств;
3. Преодоление естественного противодействия интеграции со стороны США и ЕС;
4. Понимание невозможности проведения Белоруссией разновекторной политики, где Россия была бы одним из векторов.
Таким образом, Россия и Белоруссия почти два десятилетия вели разговоры об интеграции и союзе, все более отдаляясь в реальной политике друг от друга и в экономике, и в международных связях. Однако стратегическая необходимость взаимодействия двух государств диктовала сохранение курса на сближение и преодоление противоречий. Современная ситуация показала верность именно такой политики.
1. Building security in the New States of Eurasia: Subregional cooperation in the former Soviet Space / ed. by Renata Dwan and Oleksandr Pavliuk. - NY, 2000. - 59 pp.
2. Encyclopedia of Eastern Europe from the Congress of Vienna to the fall of communism / ed. by Richard Frucht. - NY: Garland, 2000. - 958 pp.
3. The New Russia. Transition gone awry / ed. by Lawrence R. Klein and Marshall Pomer. - Stanford: Stanford UP, 2001. - 454 pp.
4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения : Учебник / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2001. - 366 с.
5. Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. № 1. С. 289-291.
6. Азаров Ю.Ф. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества / Ю.Ф. Азаров. - М.: Экономика, 2003. - 486 с.
7. Афанасьев М. Экономика Белоруссии: состояние и перспективы // Вопросы экономики. - 1996. - № 5. - С. 78-88.
8. Барковский А. Экономическая стратегия стран СНГ: поляризация интересов // Проблемы прогнозирования. - 2003. - № 2. - С. 131-142.
9. Болотин Б. Международные сравнения: 1990-1997 гг. // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 10. - С. 113-138.
10. Бровка Ю.П. Международно-правовые аспекты белорусско- российской интеграции. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2002 г. - №2. С. 101-132.
11. Вардамский Л.Б. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Л.Б. Вардамский, С.В. Голунова. - Волгоград : Мираж, 2002. - 573 с.
12. Вахрамеев А. Возможно ли возвращение к «холодной войне» между Западом и Россией? // Власть. - 2000. - № 5. - С. 45-49
13. Верников А. Иностранные банки в Восточной Европе // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 8. - С.97-107.
14. Годин Ю.Ф. Россия Белоруссия: дилемма взаимоотношений. // Мир перемен. - 2007. - №2. - С. 16-21.
15. Годин Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. Проблемы экономической безопасности Союзного государства. - М.: Международные отношения, 2001. - 303 с...45