ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 6
1.1 ХРОНОЛОГИЯ НЕИГРОВОГО КИНО 6
1.2 ЖАНРЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО НА ПРИМЕРЕ
КОНКРЕТНЫХ ФИЛЬМОВ 11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПЬЯНЫХ ДТП В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 23
2.1 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДТП (СТ. 264 УК РФ) 23
2.2 ИСТОРИЯ ДТП В НЕТРЕЗВОМ ВИДЕ. ОТ ПЕРВОГО СЛУЧАЯ ДО
НАШИХ ДНЕЙ 24
2.3 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «ПЬЯНАЯ РОССИЯ» .... 27
2.4 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ ВКР ... 28
ГЛАВА 3. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «СТ. 264 ЧАСТЬ 4» 31
3.1 РЕЖИССУРА ФИЛЬМА 32
3.2 МОНТАЖ ФИЛЬМА 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
ПРИГОВОР ПО ДЕЛУ ГЕРОЯ ФИЛЬМА 48
ДИАЛОГОВЫЙ ЛИСТ ФИЛЬМА «СТ. 264 ЧАСТЬ 4» 51
К 2021 году документальное кино в России вошло в период своего расцвета. Свидетельство этому, к примеру, попадание в лонглист «Оскара» фильма «Амурская Голгофа» Юлии Серьгиной. На сегодняшний день такой вид кинематографа не только увлекает любителей неигрового жанра, но и становится способом донесения важной информации массам посредством развлекательного контента.
К преимуществам документального кино перед художественным можно отнести подсознательное желание зрителя увидеть фильм, основанный на реальных событиях. Это обусловлено тем, что историю существующего человека легче примерить на себя, чем жизнь супергероя, инопланетянина или волшебного эльфа. Реальным людям легче сопереживать, а потому следить за ними интереснее, чем за выдуманными персонажами.
8 июня 2020 года Россию потрясло известие о смертельном московском ДТП. Судебный процесс получил резонанс из-за участников событий, а в частности, главного обвиняемого - Михаила Ефремова, заслуженного артиста Российской Федерации.
Каждый человек мог поставить себе на место если не убийцы, то жертвы.
Вечером 8 июня Михаил Ефремов в состоянии алкогольного опьянения стал виновником столкновения с несколькими автомобилями. Водитель фургона, Сергей Захаров, оказался зажатым в кабине, а утром следующего дня скончался в больнице от травм.
Поведение нетрезвого водителя не оставило равнодушным никого. Все телеканалы, радиостанции и издания осветили события трагедии, повлекшей за собой смерть человека. Как сообщили СМИ, алкогольное опьянение актера было очевидным и без освидетельствования, однако стандартная проверка выявила также следы наркотического опьянения. Фото и видео Ефремова в неадекватном состоянии мелькали по всем каналам связи, а потому казалось очевидным, что артисту не избежать наказания. Страна разделилась на два лагеря: тех, кто считался со статусом «народного достояния» подсудимого, и тех, кто требовал применить cancel culture (культура отмены) в отношении Ефремова, то есть, игнорировать его прежние заслуги и судить не как артиста, а как простого россиянина, по всей строгости закона.
Благодаря повышенному вниманию общественности, Михаилу Ефремову не удалось избежать правосудия. Актера обвинили в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 4 статьи 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека). 8 сентября актер был приговорен к восьми годам колонии общего режима. 22 октября Мосгорсуд смягчил приговор до 7,5 лет колонии.
Цель данной работы - создание авторского документального фильма.
Объектом исследования является документальный фильм «Ст. 264 часть 4», а также подробное описание его создания на этапе монтажа.
Предмет исследования - документальный фильм как актуальный метод исследования.
Задачи:
1. Задачи теоретического исследования:
• Обзор теоретической базы документального кино;
• Поиск, просмотр и анализ новостных материалов, посвященных теме нетрезвого вождения, повлекшего смерть третьих лиц.
2. Задачи практического исследования:
• Поиск и отработка возможности съемки фильма на территории исправительного учреждения с привлечением заключенного, отбывающего наказание;
• Съемки фильма;
• Монтаж.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, посвященных изучению теории и истории документального кино, проблеме освещения СМИ ДТП в состоянии алкогольного опьянения, съемкам и монтажу фильма, заключения, списка использованных источников и приложения.
Съемки фильма проходили при поддержке Центра документалистики ФЖ ТГУ и при сотрудничестве УФСИН России по Алтайскому краю. Часть съемок состоялась на территории ФКУ Колонии-поселения №2 (КП-2 г. Бийск), а также в городе Барнауле. В создании фильма принимал участие Иван Сухосыр, штатный сотрудник УФСИН, в качестве второго оператора.
Проблема нетрезвого вождения в Российской Федерации в общественном сознании стала особенно актуальной летом 2020 года, когда народный артист Михаил Ефремов стал виновником ДТП, повлекшим за собой смерть человека. Тогда же СМИ впервые осветили происшествие подобного рода достаточно широко, чтобы каждый россиянин задумался о последствиях езды за рулем в состоянии алкогольного опьянения.
Для того, чтобы подтвердить актуальность темы, мы привели статистику ДТП в современной России и затронули историю возникновения нетрезвых аварий от первого случая до наших дней.
Чтобы раскрыть проблему, мы выбрали героя, оказавшегося в такой же ситуации, как Михаил Ефремов и с точки зрения простого человека рассказали о последствиях нарушения статьи 264 УК РФ. Стоит отметить, что отснятый материал добывался в особенных условиях - при содействии УФСИН по Алтайскому краю, с особым контролем сотрудников исполнительной власти. Контроль заключался в проверке отснятого материала, вопросов для интервью, а также, итогового результата документального фильма.
Результаты проведенной работы оказались неутешительными. Зачастую виновники аварий в состоянии алкогольного опьянения отказываются признавать свою вину и, как следствие, - не согласны с назначенным им наказанием. Так, например, герой нашего фильма просил друга лжесвидетельствовать в его пользу, отрицал свою вину, перекладывая ответственность на погибшего, а также, не раскаялся вплоть до вынесения приговора.
Итоговый фильм демонстрирует схожесть последствий пьяного вождения и неотвратимость наказания, вне зависимости от занимаемой должности, образа жизни и регалий виновника преступления.
1. Абдулаева З. Постдок. Игровое/неигровое. - М.: Новое
литературное обозрение, 2011. - 480 с. (дата обращения: 28.05.2021).
2. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. - М.: ВГИК, 2003. - 106 с. (дата обращения: 20.06.2021).
3. Аристарко Г. История теорий кино. - М.: Искусство, 1966. - 356 с. (дата обращения: 14.06.2021).
4. Бойко М.Е. Типологические и структурные особенности фабулы кинопроизведений второй половины XX - начала XXI века: автореф. дисс.... канд. искусств. - М., 2014. - 25 с. (дата обращения: 15.06.2021).
5. Болтянский Г. Мысли о кинохронике // Советский экран. - 1927. - №17. (дата обращения: 22.06.2021).
6. Бугаева Л.Д. Кино как модель сознания: Пия Тикка// Международный журнал исследователей культуры. - 2013. - №1 (10). - С. 122125. (дата обращения: 22.06.2021).
7. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров экранной продукции. - М.: Институт современного искусства, 1997. - 62 с. (дата обращения: 17.06.2021).
8. В России лишением свободы заканчивается каждое третье уголовное дело о ДТП [Электронный ресурс] // информационное агентство ТАСС. 2020, 28 июля. URL: https://tass.ru/obschestvo/9069397 (дата обращения: 27.05.2021).
9. Голдовская М. Человек крупным планом. - М.: Материк, 1981. - 252 с. (дата обращения: 29.05.2021).
10. Джулай Л. Документальный иллюзион: Отечественный
кинодокументализм - опыт социального творчества. - М.: Материк, 2005. - 240 с. (дата обращения: 15.06.2021).
11. Ефремов рассказал о жизни в колонии [Электронный ресурс] // Москва24. 2021, 2 мая. URL: https://iz.ru/1159855/2021-05-02/efremov- rasskazal-o-zhizni-v-kolonii (дата обращения: 05.05.2021).
12. За первые три месяца 2021 года по вине пьяных водителей на дорогах Москвы произошло 70 ДТП [Электронный ресурс] // Москва24. 2021, 24 апреля. URL: https://www.m24.ru/news/obshchestvo/24042021/162670 (дата обращения: 27.05.2021).
13. Заровная А. 7 самых важных композиционных приемов в кино [Электронный ресурс] // Сей-Хай. 2016, 17 мая. URL: https://say-hi.me/24- kadra/kompozicionnye-priemy-v-kino.html (дата обращения: 11.04.2021).
14. Иванов А, Степанов И. Ефремов увлекся настольным теннисом в
СИЗО [Электронный ресурс] // «360°». 2020, 12 октября. URL:
https://360tv.ru/news/znamenitosti/efremov-uvleksja-nastolnym-tennisom-v-sizo/ (дата обращения: 01.04.2021).
15. Иванов В.В. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины ХХ века. Избранные труды по семиотике и истории культуры. - М.: Языки русской культуры, 1999-2004. - 912 с. (дата обращения: 22.06.2021)....30