Совершенствование государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы
|
Введение
1 Коррупция в системе государственной службы 12
1.1 Становление государственной службы в Российской Федерации 12
1.2 Сущность, виды, причины и последствия коррупции 20
1.3 Исторический аспект антикоррупционной деятельности 33
2 Государственная политика противодействия коррупции на региональном
уровне 38
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы
государственной службы 38
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации 48
2.3 Реализация антикоррупционной политики в системе государственной
службы в условиях современного уголовного законодательства 54
3 Совершенствование государственной антикоррупционной политики в системе
государственной службы 61
3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе
государственной службы 61
3.2 Эффективность правоохранительной системы в борьбе с коррупцией.
Проблемы реализации антикоррупционной политики в России 74
3.3 Совершенствование государственной антикоррупционной политики в
системе государственной службы 79
Заключение 92
Список использованных источников 98
1 Коррупция в системе государственной службы 12
1.1 Становление государственной службы в Российской Федерации 12
1.2 Сущность, виды, причины и последствия коррупции 20
1.3 Исторический аспект антикоррупционной деятельности 33
2 Государственная политика противодействия коррупции на региональном
уровне 38
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы
государственной службы 38
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации 48
2.3 Реализация антикоррупционной политики в системе государственной
службы в условиях современного уголовного законодательства 54
3 Совершенствование государственной антикоррупционной политики в системе
государственной службы 61
3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе
государственной службы 61
3.2 Эффективность правоохранительной системы в борьбе с коррупцией.
Проблемы реализации антикоррупционной политики в России 74
3.3 Совершенствование государственной антикоррупционной политики в
системе государственной службы 79
Заключение 92
Список использованных источников 98
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире в целом, не только в России, коррупция всё увереннее занимает лидирующие позиции во всех сферах жизни общества: политике, экономике, общественных отношениях. Согласно данным опроса «Левада-центра», проведенного в феврале 2016 года, 87% респондентов считают, что должностные лица так или иначе берут взятки и что почти вся власть в России коррумпирована. При этом 71% россиян верит в полное искоренение или в существенное уменьшение масштабов коррупции [41].
Кроме того, учитывая возросшие размеры проявления и масштабы распространения коррупционных действий, подрывающие как экономический потенциал государства, так и доверие граждан к органам государственной власти, созрела реальная необходимость принятия неотложных и действенных мер по борьбе с этими негативными явлениями. Коррупцией на сегодняшний день поражены практически все сферы общественной жизнедеятельности и уровни социальной действительности. Именно поэтому в современной России противодействие коррупции приобретает всё более последовательное политическое и правовое обеспечение.
За последние годы ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвенций, Россия вступила в группу государств против коррупции (ГРЕКО), реализуется национальный план противодействия коррупции, принят ряд федеральных законов, в том числе «О противодействии коррупции». Кроме того, утверждена обязательная экспертиза нормотворчества на коррупциогенность. Уголовный и административный кодексы пополнились рядом новых статей в отношении должностных лиц. Однако череда громких арестов чиновников за 2016 год в Москве и регионах (3,7 тысяч уголовных дел возбуждено по результатам антикоррупционных расследований) говорит о том, что законы о противодействии коррупции нуждаются в совершенствовании.
В России действует более трех тысяч федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, однако распыленность этих антикоррупционных норм на разных уровнях мешает эффективно противодействовать коррупции и обеспечивать национальную безопасность. Несмотря на огромный разброс мнений и взглядов научного сообщества на коррупцию, большинство современных исследователей отмечает ее комплексный, системный характер.
Коррупция - это очень многомерное явление, которое рассматривается в системе общественных отношений как проблема экономическая, политическая, социальная и даже культурная. Из-за своей многоплановости коррупция имеет немалое количество разнообразных определений, которые используются в зависимости от задач и целей конкретного исследования.
Если рассматривать с этимологической точки зрения, то термин «коррупция» происходит от латинского слова corrumpere (в переводе «портить»), поэтому в самом общем смысле коррупция - это использование своих властных полномочий должностным лицом в целях личной выгоды.
В XX веке сформировалось уже более современное понимание данного явления. Тем не менее, до сих пор не существует единой дефиниции понятия «коррупция».
В России современные исследователи дают слишком широкую трактовку данному явлению, а отсутствие согласованных подходов к исследованию коррупции, приводит к тому, что тема коррупции становится все более размытой, а её трактовка на уровне формирования мнения общественности искажается настолько, что наоборот способствует расширению сфер её влияния, что влечет за собой развитие деструктивных последствий.
С точки зрения научного подхода, эффективность противодействия коррупции напрямую зависит от четкости определения данного явления, как на уровне правоприменительной практики, так и на уровне законодательства.
Сам термин «коррупция» достаточно широко употребляется на протяжении последних 25 лет гражданами России не только в политической, но и в научной сферах. Пристальный интерес общества к данному «щекотливому» вопросу, дает богатую почву для научных изысканий, анализов и исследований. За последнее время написано большое количество книг, диссертаций, монографий и статей, проведены национальные и международные конференции, круглые столы и региональные конвенции, затрагивающие понятие «коррупция».
С точки зрения О.Г. Карповича «к настоящему времени не выработано какого-либо универсального определения коррупции как социального явления, как не существует и общепризнанного юридического понятия коррупции» [19]. И действительно количество точек зрения по данному вопросу настолько велико, что данное понятие приобретает, кроме юридических и правовых, также и социально-философские и криминологические признаки.
Кроме законодательного определения коррупции, выделяют также определения научных исследователей, практических юристов, криминологов и философов, отдельное понятие даже изложено в документах Всемирного банка.
В документах ООН и Совета Европы дано достаточно краткое и емкое определение: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп» [7].
Сегодня большая часть населения Российской Федерации ощущает на себе воздействие коррупции. В связи с чем, а также учитывая множественность и многоплановость феномена коррупции, эта тема привлекает неиссякаемое количество исследователей в различных отраслях науки. При этом изучение коррупции ведется в политологии, истории, юридических науках, социологии, криминологии, экономике. Ежегодно пишутся сотни и сотни исследовательских работ на эту тему.
В экономике коррупция рассматривается как одна из форм проявления теневой экономики. С точки зрения экономической отрасли коррупция выступает как весьма существенный деструктивный фактор, который оказывает влияние на состояние экономической безопасности России. И, не смотря на предпринимаемые правительством попытки систематизировать и усилить
Коррупция в сфере экономики с точки зрения исследователя Судьбиной Н.А. является существенной проблемой, которая затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов. Авторы, исследующие проблемы и вопросы национальной экономики, также уделяют проблеме коррупции своё внимание.
По этому направлению стоит отметить работы таких научных исследователей, как Юрия Валерьевича Латова, Марины Леонидовны Альпидовской, Максима Владимировича Вилисова, Рустама Илькамовича Маликова, Ефима Борисовича Галицкого, Александра Николаевича Дегтярева, Виктора Мееровича Полтеровича, Сергея Михайловича Проявы, Сергея Валентиновича Страхова, Льва Михайловича Тимофеева, Санчира Васильевича Церенова, Александра Николаевича Чашина и др. Среди иностранных специалистов привлекают внимание работы Сьюзан Роуз-Аккерман, Эрнандо де Сото, Мансура Ослона, Андерса Ослунда и др.
Коррупция как социальное явление в первую очередь отражается в росте недоверия со стороны общества органам государственной власти. Политическая нестабильность, слабая эффективность институтов власти, политическая неграмотность гражданского населения и специфика российского политического устройства являются основными факторами, способствующими распространению такого явления как «коррупция». Рост коррупции также обусловлен таким социальным явлением как «семейственность» в решении вопросов, как политических, так и экономических. Это разъедающие основы общества явление всё больше проникает в нашу культуру, становится традицией, основным рычагом давления и управления. Анализ литературы показал достаточно высокую научную разработанность тематики. Самым ранним источником можно назвать публикацию «Социология коррупции» в 1968 году. Среди зарубежных авторов работ по данной проблеме стоит выделить исследования Карла Иоахима Фридриха, Дэвид Р. Саймона, Д. Стэнли Эйтцена, американского политолога Арнольда Дж. Хейденхеймера, немецкого социолога Дж. Колемана. Среди наших соотечественников вопросами коррупции с точки зрения социологии занимались такие исследователи и ученые как: Наиля Ахметовна Аметова, Михаил Николаевич Афанасьев, Иван Иванович Брянцев, Евгений Васильевич Охотский, Владимир Львович Римский и др.
На сегодняшний день тема коррупции практически полностью отсутствует в современных учебных пособиях и учебниках по политологии. Политология рассматривает коррупцию как фактор, деформирующий политическую организацию общества и подрывающий демократические процедуры. Достижения в исследовании проблемы коррупции в политологии достаточно минимальны. Тем не менее, среди политологов можно назвать исследователей, посвятивших свои работы теме коррупции, например Глеб Ильич Богуш, с точки зрения которого основная масса политологических исследований данной темы, являются описательными, то есть в основном описывают состояние коррупции при конкретных формах политического устройства.
Вопросы, касающиеся коррупционной составляющей преступных деяний, на сегодня являются самими дискуссионными в юридической литературе. В Уголовном кодексе нет состава преступления, которое бы называлось коррупционным. В связи с чем, к такому виду преступлений можно отнести достаточно широкий круг общественно опасных деяний. С одной стороны, это позволяет привлекать к ответственности более широкий круг лиц, с другой дает возможность коррупционерам обходить закон, находя лазейки в формулировках статей Особенной части УК РФ. Что, в свою очередь, ведет к разрушению принципа справедливости. С точки зрения криминологического подхода, коррупция рассматривается как общественно опасное противоправное деяние.
Заметный вклад в развитие криминологической науки в части, касающейся коррупции, внесли такие исследователи как П.А. Кабанов, В.В. Астанин, С.В. Максимов, А.Н. Кирпичников, П.Н. Панченко. Указанные авторы рассматривали основные направления и принципы борьбы с коррупцией (Б.В. Макаров, К.Х. Ипполитов), зарубежный опыт в этом направлении (И.М. Клейменов, Г.В. Дашков), систему совершенствования антикоррупционной государственной политики, проблемы правоприменительной практики (Н.М. Казанцев, Н.В. Сараев), роль властных структур в предупреждении преступности (С.А. Головко, Н.П. Мелешко, Е.П. Ищенко). Важным вопросом в криминологии является расследование преступлений коррупционной направленности (Л.Я. Драпкин).
Степень научной разработанности темы исследования. Коррупцию в общем, как многомерное явление, в своих работах исследовали А.А. Аслаханов, П.А. Кабанов, П.Г. Пономарева, А.С. Быстрова, Л.В. Астафьев, Г.К. Мишин, М.В. Сильветрос и др. Г.К. Мишин, проводя этимологическое исследование термина «коррупция», утверждает, что оно произошло от латинского слова «corruptio»,которое имеет два корневых слова: cor - сердце, дух, рассудок, душа и ruptum - разрушать, портить. Поэтому, с его точки зрения, в основе коррупции не продажность публичных властей, а нарушение единства государственной власти [22].
Авторы многих работ описывают самые различные модели коррупционного поведения. В настоящее время описано немалое количество таких моделей. Одной из самых известных можно назвать модель Л. Шейфера и Р. Вишни, которые описывают проблему бюрократического распределения государственных ресурсов и влияния рыночной конкуренции на уровень роста взяток, как среди исполнителей (бюрократов), так и среди потребителей (клиентов).
Несмотря на огромное количество научных исследований и исследовательских работ, касающихся борьбы с коррупцией, многие вопросы нуждаются в постоянном обновлении, в дополнении, а также отказе от неэффективных и разработке, и внедрении новых, подчас принципиально отличающихся, средств и мер противодействия коррупции. Однако важно, чтобы поиск новых методов и средств антикоррупционного воздействия носил не чисто умозрительный характер, а носил конкретный, системный характер и охватывал все аспекты данного явления.
Аналитический обзор исследований и литературы, посвященных проблеме коррупции ярко демонстрирует востребованность в систематизации всех разрозненных знаний, что в свою очередь принесет пользу по выработке достаточно эффективных мер противодействия коррупционным явлениям в системе государственной службы.
Цель диссертации состоит в разработке предложения о совершенствовании механизмов государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность, причины и последствия коррупции;
- исследовать исторический аспект антикоррупционной деятельности;
- проанализировать зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной службы;
- изучить антикоррупционную политику Российской Федерации и её реализацию в системе государственной службы в условиях современного уголовного законодательства;
- рассмотреть направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной службы;
- провести анализ эффективности правоохранительной системы в борьбе с коррупцией;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию механизмов государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы.
Предметом исследования является антикоррупционное законодательство Российской Федерации и зарубежных стран, особенности и практика его применения, научные исследования и работы, посвященные вопросам противодействия коррупции в системе государственной службы.
При работе над диссертацией использовались такие методы исследования как синтез и анализ, исторический метод, методы дедукции и индукции, сравнительно-правовой, системный и структурно-функциональный методы.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования, определена её целью и задачами. Она состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
При написании работы использовались нормативно-правовые акты (федеральные, региональные, международные), юридическая литература как российских, так и зарубежных авторов, научные исследования, монографии и учебные пособия.
Научная новизна работы заключается в попытке полного комплексного исследования теоретических и практических проблем реализации антикоррупционного законодательства как в целом, так и в системе государственной службы, в частности. В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения:
1. Необходима разработка нового подхода в профилактике антикоррупционного поведения государственных служащих, основанного не только на внедрении ограничений, запретов и обязательств, но и включающего льготы и особый статус, которые смогут обеспечить ценности занимаемой должности и страх потерять почетное место работы.
2. Формирование нетерпимости и антикоррупционного правосознания необходимо проводить со школьной скамьи. Сложившийся менталитет,противоречащий мерам противодействия коррупции, нуждается во внедрении новых образовательных стандартов, начиная с начальных классов общеобразовательных школ.
3. Расширение предоставления государственных услуг посредством электронных порталов. Максимальный уход от низовой коррупции путем исключения чиновников из системы «гражданин-госуслуга».
4. Тщательная проработка уголовного законодательства путем установления уголовно-правового понятия коррупции и её форм, детализированной идентификации коррупционных деяний, законодательного закрепления процессуального порядка привлечения к ответственности и основания ответственности должностных лиц и простых граждан.
5. Проработка вопроса максимальной прозрачности и открытости государственных систем, в том числе и путем формирования открытых порталов и специальных разделов, создание аккаунтов для государственных органов в социальных сетях (Вконтакте, Facebook и т.п.).
6. Создание специализированного органа, несущего кроме контрольных и надзорных функций за исполнением антикоррупционного законодательства, функции анализа научных исследований проблемы коррупции, мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики, учет результатов научных работ при разработке проектов нормативных актов по борьбе с коррупцией. Подобный орган также может осуществлять экспертизу существующих нормативных актов на предмет наличия юридических коллизий, ошибок, пробелом и неэффективных мер и механизмов противодействия коррупции.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что сделанные в исследовании выводы могут быть использованы при подготовке новых проектов антикоррупционных законов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации в системе государственной службы.
Кроме того, учитывая возросшие размеры проявления и масштабы распространения коррупционных действий, подрывающие как экономический потенциал государства, так и доверие граждан к органам государственной власти, созрела реальная необходимость принятия неотложных и действенных мер по борьбе с этими негативными явлениями. Коррупцией на сегодняшний день поражены практически все сферы общественной жизнедеятельности и уровни социальной действительности. Именно поэтому в современной России противодействие коррупции приобретает всё более последовательное политическое и правовое обеспечение.
За последние годы ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвенций, Россия вступила в группу государств против коррупции (ГРЕКО), реализуется национальный план противодействия коррупции, принят ряд федеральных законов, в том числе «О противодействии коррупции». Кроме того, утверждена обязательная экспертиза нормотворчества на коррупциогенность. Уголовный и административный кодексы пополнились рядом новых статей в отношении должностных лиц. Однако череда громких арестов чиновников за 2016 год в Москве и регионах (3,7 тысяч уголовных дел возбуждено по результатам антикоррупционных расследований) говорит о том, что законы о противодействии коррупции нуждаются в совершенствовании.
В России действует более трех тысяч федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, однако распыленность этих антикоррупционных норм на разных уровнях мешает эффективно противодействовать коррупции и обеспечивать национальную безопасность. Несмотря на огромный разброс мнений и взглядов научного сообщества на коррупцию, большинство современных исследователей отмечает ее комплексный, системный характер.
Коррупция - это очень многомерное явление, которое рассматривается в системе общественных отношений как проблема экономическая, политическая, социальная и даже культурная. Из-за своей многоплановости коррупция имеет немалое количество разнообразных определений, которые используются в зависимости от задач и целей конкретного исследования.
Если рассматривать с этимологической точки зрения, то термин «коррупция» происходит от латинского слова corrumpere (в переводе «портить»), поэтому в самом общем смысле коррупция - это использование своих властных полномочий должностным лицом в целях личной выгоды.
В XX веке сформировалось уже более современное понимание данного явления. Тем не менее, до сих пор не существует единой дефиниции понятия «коррупция».
В России современные исследователи дают слишком широкую трактовку данному явлению, а отсутствие согласованных подходов к исследованию коррупции, приводит к тому, что тема коррупции становится все более размытой, а её трактовка на уровне формирования мнения общественности искажается настолько, что наоборот способствует расширению сфер её влияния, что влечет за собой развитие деструктивных последствий.
С точки зрения научного подхода, эффективность противодействия коррупции напрямую зависит от четкости определения данного явления, как на уровне правоприменительной практики, так и на уровне законодательства.
Сам термин «коррупция» достаточно широко употребляется на протяжении последних 25 лет гражданами России не только в политической, но и в научной сферах. Пристальный интерес общества к данному «щекотливому» вопросу, дает богатую почву для научных изысканий, анализов и исследований. За последнее время написано большое количество книг, диссертаций, монографий и статей, проведены национальные и международные конференции, круглые столы и региональные конвенции, затрагивающие понятие «коррупция».
С точки зрения О.Г. Карповича «к настоящему времени не выработано какого-либо универсального определения коррупции как социального явления, как не существует и общепризнанного юридического понятия коррупции» [19]. И действительно количество точек зрения по данному вопросу настолько велико, что данное понятие приобретает, кроме юридических и правовых, также и социально-философские и криминологические признаки.
Кроме законодательного определения коррупции, выделяют также определения научных исследователей, практических юристов, криминологов и философов, отдельное понятие даже изложено в документах Всемирного банка.
В документах ООН и Совета Европы дано достаточно краткое и емкое определение: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп» [7].
Сегодня большая часть населения Российской Федерации ощущает на себе воздействие коррупции. В связи с чем, а также учитывая множественность и многоплановость феномена коррупции, эта тема привлекает неиссякаемое количество исследователей в различных отраслях науки. При этом изучение коррупции ведется в политологии, истории, юридических науках, социологии, криминологии, экономике. Ежегодно пишутся сотни и сотни исследовательских работ на эту тему.
В экономике коррупция рассматривается как одна из форм проявления теневой экономики. С точки зрения экономической отрасли коррупция выступает как весьма существенный деструктивный фактор, который оказывает влияние на состояние экономической безопасности России. И, не смотря на предпринимаемые правительством попытки систематизировать и усилить
Коррупция в сфере экономики с точки зрения исследователя Судьбиной Н.А. является существенной проблемой, которая затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов. Авторы, исследующие проблемы и вопросы национальной экономики, также уделяют проблеме коррупции своё внимание.
По этому направлению стоит отметить работы таких научных исследователей, как Юрия Валерьевича Латова, Марины Леонидовны Альпидовской, Максима Владимировича Вилисова, Рустама Илькамовича Маликова, Ефима Борисовича Галицкого, Александра Николаевича Дегтярева, Виктора Мееровича Полтеровича, Сергея Михайловича Проявы, Сергея Валентиновича Страхова, Льва Михайловича Тимофеева, Санчира Васильевича Церенова, Александра Николаевича Чашина и др. Среди иностранных специалистов привлекают внимание работы Сьюзан Роуз-Аккерман, Эрнандо де Сото, Мансура Ослона, Андерса Ослунда и др.
Коррупция как социальное явление в первую очередь отражается в росте недоверия со стороны общества органам государственной власти. Политическая нестабильность, слабая эффективность институтов власти, политическая неграмотность гражданского населения и специфика российского политического устройства являются основными факторами, способствующими распространению такого явления как «коррупция». Рост коррупции также обусловлен таким социальным явлением как «семейственность» в решении вопросов, как политических, так и экономических. Это разъедающие основы общества явление всё больше проникает в нашу культуру, становится традицией, основным рычагом давления и управления. Анализ литературы показал достаточно высокую научную разработанность тематики. Самым ранним источником можно назвать публикацию «Социология коррупции» в 1968 году. Среди зарубежных авторов работ по данной проблеме стоит выделить исследования Карла Иоахима Фридриха, Дэвид Р. Саймона, Д. Стэнли Эйтцена, американского политолога Арнольда Дж. Хейденхеймера, немецкого социолога Дж. Колемана. Среди наших соотечественников вопросами коррупции с точки зрения социологии занимались такие исследователи и ученые как: Наиля Ахметовна Аметова, Михаил Николаевич Афанасьев, Иван Иванович Брянцев, Евгений Васильевич Охотский, Владимир Львович Римский и др.
На сегодняшний день тема коррупции практически полностью отсутствует в современных учебных пособиях и учебниках по политологии. Политология рассматривает коррупцию как фактор, деформирующий политическую организацию общества и подрывающий демократические процедуры. Достижения в исследовании проблемы коррупции в политологии достаточно минимальны. Тем не менее, среди политологов можно назвать исследователей, посвятивших свои работы теме коррупции, например Глеб Ильич Богуш, с точки зрения которого основная масса политологических исследований данной темы, являются описательными, то есть в основном описывают состояние коррупции при конкретных формах политического устройства.
Вопросы, касающиеся коррупционной составляющей преступных деяний, на сегодня являются самими дискуссионными в юридической литературе. В Уголовном кодексе нет состава преступления, которое бы называлось коррупционным. В связи с чем, к такому виду преступлений можно отнести достаточно широкий круг общественно опасных деяний. С одной стороны, это позволяет привлекать к ответственности более широкий круг лиц, с другой дает возможность коррупционерам обходить закон, находя лазейки в формулировках статей Особенной части УК РФ. Что, в свою очередь, ведет к разрушению принципа справедливости. С точки зрения криминологического подхода, коррупция рассматривается как общественно опасное противоправное деяние.
Заметный вклад в развитие криминологической науки в части, касающейся коррупции, внесли такие исследователи как П.А. Кабанов, В.В. Астанин, С.В. Максимов, А.Н. Кирпичников, П.Н. Панченко. Указанные авторы рассматривали основные направления и принципы борьбы с коррупцией (Б.В. Макаров, К.Х. Ипполитов), зарубежный опыт в этом направлении (И.М. Клейменов, Г.В. Дашков), систему совершенствования антикоррупционной государственной политики, проблемы правоприменительной практики (Н.М. Казанцев, Н.В. Сараев), роль властных структур в предупреждении преступности (С.А. Головко, Н.П. Мелешко, Е.П. Ищенко). Важным вопросом в криминологии является расследование преступлений коррупционной направленности (Л.Я. Драпкин).
Степень научной разработанности темы исследования. Коррупцию в общем, как многомерное явление, в своих работах исследовали А.А. Аслаханов, П.А. Кабанов, П.Г. Пономарева, А.С. Быстрова, Л.В. Астафьев, Г.К. Мишин, М.В. Сильветрос и др. Г.К. Мишин, проводя этимологическое исследование термина «коррупция», утверждает, что оно произошло от латинского слова «corruptio»,которое имеет два корневых слова: cor - сердце, дух, рассудок, душа и ruptum - разрушать, портить. Поэтому, с его точки зрения, в основе коррупции не продажность публичных властей, а нарушение единства государственной власти [22].
Авторы многих работ описывают самые различные модели коррупционного поведения. В настоящее время описано немалое количество таких моделей. Одной из самых известных можно назвать модель Л. Шейфера и Р. Вишни, которые описывают проблему бюрократического распределения государственных ресурсов и влияния рыночной конкуренции на уровень роста взяток, как среди исполнителей (бюрократов), так и среди потребителей (клиентов).
Несмотря на огромное количество научных исследований и исследовательских работ, касающихся борьбы с коррупцией, многие вопросы нуждаются в постоянном обновлении, в дополнении, а также отказе от неэффективных и разработке, и внедрении новых, подчас принципиально отличающихся, средств и мер противодействия коррупции. Однако важно, чтобы поиск новых методов и средств антикоррупционного воздействия носил не чисто умозрительный характер, а носил конкретный, системный характер и охватывал все аспекты данного явления.
Аналитический обзор исследований и литературы, посвященных проблеме коррупции ярко демонстрирует востребованность в систематизации всех разрозненных знаний, что в свою очередь принесет пользу по выработке достаточно эффективных мер противодействия коррупционным явлениям в системе государственной службы.
Цель диссертации состоит в разработке предложения о совершенствовании механизмов государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность, причины и последствия коррупции;
- исследовать исторический аспект антикоррупционной деятельности;
- проанализировать зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной службы;
- изучить антикоррупционную политику Российской Федерации и её реализацию в системе государственной службы в условиях современного уголовного законодательства;
- рассмотреть направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной службы;
- провести анализ эффективности правоохранительной системы в борьбе с коррупцией;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию механизмов государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы.
Предметом исследования является антикоррупционное законодательство Российской Федерации и зарубежных стран, особенности и практика его применения, научные исследования и работы, посвященные вопросам противодействия коррупции в системе государственной службы.
При работе над диссертацией использовались такие методы исследования как синтез и анализ, исторический метод, методы дедукции и индукции, сравнительно-правовой, системный и структурно-функциональный методы.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования, определена её целью и задачами. Она состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
При написании работы использовались нормативно-правовые акты (федеральные, региональные, международные), юридическая литература как российских, так и зарубежных авторов, научные исследования, монографии и учебные пособия.
Научная новизна работы заключается в попытке полного комплексного исследования теоретических и практических проблем реализации антикоррупционного законодательства как в целом, так и в системе государственной службы, в частности. В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения:
1. Необходима разработка нового подхода в профилактике антикоррупционного поведения государственных служащих, основанного не только на внедрении ограничений, запретов и обязательств, но и включающего льготы и особый статус, которые смогут обеспечить ценности занимаемой должности и страх потерять почетное место работы.
2. Формирование нетерпимости и антикоррупционного правосознания необходимо проводить со школьной скамьи. Сложившийся менталитет,противоречащий мерам противодействия коррупции, нуждается во внедрении новых образовательных стандартов, начиная с начальных классов общеобразовательных школ.
3. Расширение предоставления государственных услуг посредством электронных порталов. Максимальный уход от низовой коррупции путем исключения чиновников из системы «гражданин-госуслуга».
4. Тщательная проработка уголовного законодательства путем установления уголовно-правового понятия коррупции и её форм, детализированной идентификации коррупционных деяний, законодательного закрепления процессуального порядка привлечения к ответственности и основания ответственности должностных лиц и простых граждан.
5. Проработка вопроса максимальной прозрачности и открытости государственных систем, в том числе и путем формирования открытых порталов и специальных разделов, создание аккаунтов для государственных органов в социальных сетях (Вконтакте, Facebook и т.п.).
6. Создание специализированного органа, несущего кроме контрольных и надзорных функций за исполнением антикоррупционного законодательства, функции анализа научных исследований проблемы коррупции, мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики, учет результатов научных работ при разработке проектов нормативных актов по борьбе с коррупцией. Подобный орган также может осуществлять экспертизу существующих нормативных актов на предмет наличия юридических коллизий, ошибок, пробелом и неэффективных мер и механизмов противодействия коррупции.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что сделанные в исследовании выводы могут быть использованы при подготовке новых проектов антикоррупционных законов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации в системе государственной службы.
Из проведенного исследования видно, что тема коррупции на сегодняшний день не просто актуальна, а значима уже в масштабе государственной безопасности. Для России характерна высокая коррумпированность всей системы государственного управления, что сильно замедляет экономическое развитие и снижает доверие общества к государству.
Проведенный анализ современной системы государственной службы показал, что в целом данная система учитывает не только федеративное устройство страны, но и специфику условий гражданской, военной и правоохранительной службы. Однако, при этом система государственной службы в Российской Федерации не справляется с масштабным развитием коррупции, что влечет за собой риск политического и экономического краха России на международной арене.
Сегодня интерес научных исследователей, специалистов, аналитиков и просто граждан к проблеме коррупции в нашей стране очень сильно возрос. Это обусловлено также и приданием этой проблеме приоритетной важности со стороны главы государства.
В ходе исследования исторического аспекта антикоррупционной деятельности был сделан вывод, что проблема коррупции своими корнями уходит очень глубоко, существует с начала становления общества и государства, но в сегодняшних реалиях данное явление стало приобретать устрашающие масштабы и затрагивает уже вопросы не только государственного управления, но и государственной безопасности. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на снижении коррупционных проявлений, минимизации последствий и приведении данного явления для начала хотя бы до социально-приемлемого уровня.
К сожалению, искоренить полностью коррупцию практически невозможно, однако рассмотренный в работе зарубежный опыт борьбы с данным антисоциальным явлением, показывает, что существуют эффективные механизмы противодействия коррупционным проявлениям внутри государства и общества. Для их реализации в России необходимо провести модернизацию комплекса мер, направленных на государственное регулирование в сфере антикоррупционного законодательства. Российская антикоррупционная политика на сегодняшний день всё ближе к разработке механизмов, отвечающих международным стандартам. Не смотря, на особенности российского менталитета и экономики, возможна переработка и эффективное
Проведенный анализ антикоррупционной политики Российской Федерации показал, что она в первую очередь должна коррелировать с общей государственной политикой, ведь в её цели и задачи входит представлять интересы общества, ценностные основы государства и отражать приоритеты развития страны во всех сферах.
Как показало исследование, на сегодняшний момент, российское антикоррупционное законодательство в целом соответствует международным стандартам. И, конечно, антикоррупционная политика приносит свои плоды и эффективную пользу в борьбе с коррупцией. За последние годы большое количество чиновников и муниципальных служащих были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных правил и к уголовной ответственности за коррупционные правонарушения.
Дифференцированный анализ в ходе работы показал, что для определения масштабов развития коррупции нужно просто изучить величину наносимого ею финансового или материального ущерба. При этом, доля коррупции в системе государственной службы в совокупном ущербе от всей коррупции в стране наиболее значимая.
Изучение проблемы коррупции в системе уголовного законодательства в рамках работы, привело к выводу, что в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний момент нет единого комплексного закона о противодействии коррупции и не установлено уголовно-правовое понятие коррупции, как, впрочем, и её различных форм. Коррупция рассматривается скорее, как криминологическое или социально-правовое явление, которое охватывает ряд преступлений.
В процессе написания работы, была изучена антикоррупционная деятельность регионов, среди которых нашей внимание своим новаторским, хоть и очень спорным, подходом привлекла Республика Хакасия. Важной особенностью и отличительной чертой реализации подобных подходов на региональном уровне от обычного нормативного правового регулирования антикоррупционных программ - это апробация абсолютно новых механизмов и средств противодействия коррупционным правонарушениям.
Однако всё же стоит отметить, что несмотря на определенные результаты, данный способ противодействия коррупции (выплата сотруднику в качестве премии суммы в двойном размере от предложенной взятки, от которой данный сотрудник отказался) не до конца проработан и подвергается критике не только со стороны юристов, но и со стороны общественности. С точки зрения, последних чистота помыслов и отказ от взятки - это прямая обязанность любого сотрудника государственной службы. Поэтому выплата подобных «премий» может вызывать общественный диссонанс, даже не смотря на свою определенную эффективность.
Кроме того, в ходе исследования сделан вывод, что современная система правоохранительных органов содержит в своей основе по большей части меры,связанные с противодействием проявлениям коррупции. С задачей борьбы с коррупцией правоохранительная система на сегодняшний момент не справляется. Упор только на применение мер уголовного преследования недостаточно эффективен, потому что коррупция больше системная, чем криминальная проблема. Кроме того, качество и эффективность работы правоохранительных органов значительно снижается внутренними коррупционными конфликтами, а уровень профессионализма сотрудников
Таким образом, в ходе проведенной работы поставленные задачи реализованы в полном объеме. Понятие, сущность, причины и последствия коррупции раскрыты, проведено исследование исторического аспекта антикоррупционной деятельности. Аналитический обзор зарубежного опыта преодоления коррупции в органах государственной службы позволил выделить основные действенные механизмы противодействия коррупции.
Детально изучена антикоррупционная политика Российской Федерации, рассмотрен способ её реализации, основные направления развития в системе государственной службы в условиях современного уголовного законодательства. Проведенный анализ позволил выделить основные направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной службы, а также степень эффективности правоохранительной системы в борьбе с коррупцией.
Как итог исследования сформулированы следующие предложения по совершенствованию механизмов государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы:
1. Всесторонний анализ антикоррупционной политики в государственной службе показал, что урегулировать и улучшить антикоррупционную политику может только комплексный подход во всех сферах деятельности. Реализация системного подхода в этом вопросе на сегодняшний момент является самым эффективным механизмом противодействия коррупции.
2. Особое место в системе противодействия коррупции отводится профилактике. В этом направлении просто необходима разработка нового подхода, заключающегося не только во внедрении ограничений, запретов и обязательств для государственных служащих, но и включающего льготы и особый статус, которые будут обеспечивать ценность занимаемой должности и страх потерять престижное место работы.
3. Формирование антикоррупционного правосознания и нетерпимости к любым проявлениям коррупции - это необходимый базис для противодействия коррупции и с учетом российского менталитета, закладываться он должен со школьной скамьи, для этого необходимо внедрение новых образовательных стандартов, включая начальные классы общеобразовательных школ.
4. Уголовное законодательство Российской Федерации, касающееся коррупции, нуждается в тщательной проработке. Необходимо установление уголовно-правового понятия коррупции и её форм, разработка детализированной идентификации коррупционных деяний, а также внедрение законодательного закрепления процессуального порядка привлечения к ответственности и оснований такой ответственности как для должностных лиц, так и для простых граждан.
5. Немаловажный фактор, играющий важную роль в эффективности противодействия коррупции - это открытость и прозрачность государственных систем. Необходимо увеличить количество открытых порталов, обязать государственные органы всех уровней создавать специальные антикоррупционные разделы на официальных сайтах и как способ максимально приблизить граждан и государство - создание аккаунтов для государственных органов в социальных сетях (Вконтакте, Facebook и т.п.). Кроме того, эффективной мерой также будет расширение предоставления государственных услуг посредством электронных порталов. Максимальный уход от низовой коррупции путем исключения чиновников из системы «гражданин-госуслуга» .
6. И последнее, но не по значимости, предложение по совершенствованию механизмов государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы заключается в создании специализированного органа, который бы нёс не только контрольные и надзорные функции за исполнением антикоррупционного законодательства, но и проводил анализ научных исследований данной проблемы, мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики, учет результатов научных работ. Полученные данные в обязательном порядке использовались бы при разработке проектов новых нормативных актов по борьбе с коррупцией. Кроме того, подобный орган мог бы осуществлять экспертизу уже существующих нормативных актов на предмет наличия юридический коллизий, ошибок, пробелов и неэффективных мер, и механизмов противодействия коррупции.
Проведенный анализ современной системы государственной службы показал, что в целом данная система учитывает не только федеративное устройство страны, но и специфику условий гражданской, военной и правоохранительной службы. Однако, при этом система государственной службы в Российской Федерации не справляется с масштабным развитием коррупции, что влечет за собой риск политического и экономического краха России на международной арене.
Сегодня интерес научных исследователей, специалистов, аналитиков и просто граждан к проблеме коррупции в нашей стране очень сильно возрос. Это обусловлено также и приданием этой проблеме приоритетной важности со стороны главы государства.
В ходе исследования исторического аспекта антикоррупционной деятельности был сделан вывод, что проблема коррупции своими корнями уходит очень глубоко, существует с начала становления общества и государства, но в сегодняшних реалиях данное явление стало приобретать устрашающие масштабы и затрагивает уже вопросы не только государственного управления, но и государственной безопасности. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на снижении коррупционных проявлений, минимизации последствий и приведении данного явления для начала хотя бы до социально-приемлемого уровня.
К сожалению, искоренить полностью коррупцию практически невозможно, однако рассмотренный в работе зарубежный опыт борьбы с данным антисоциальным явлением, показывает, что существуют эффективные механизмы противодействия коррупционным проявлениям внутри государства и общества. Для их реализации в России необходимо провести модернизацию комплекса мер, направленных на государственное регулирование в сфере антикоррупционного законодательства. Российская антикоррупционная политика на сегодняшний день всё ближе к разработке механизмов, отвечающих международным стандартам. Не смотря, на особенности российского менталитета и экономики, возможна переработка и эффективное
Проведенный анализ антикоррупционной политики Российской Федерации показал, что она в первую очередь должна коррелировать с общей государственной политикой, ведь в её цели и задачи входит представлять интересы общества, ценностные основы государства и отражать приоритеты развития страны во всех сферах.
Как показало исследование, на сегодняшний момент, российское антикоррупционное законодательство в целом соответствует международным стандартам. И, конечно, антикоррупционная политика приносит свои плоды и эффективную пользу в борьбе с коррупцией. За последние годы большое количество чиновников и муниципальных служащих были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных правил и к уголовной ответственности за коррупционные правонарушения.
Дифференцированный анализ в ходе работы показал, что для определения масштабов развития коррупции нужно просто изучить величину наносимого ею финансового или материального ущерба. При этом, доля коррупции в системе государственной службы в совокупном ущербе от всей коррупции в стране наиболее значимая.
Изучение проблемы коррупции в системе уголовного законодательства в рамках работы, привело к выводу, что в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний момент нет единого комплексного закона о противодействии коррупции и не установлено уголовно-правовое понятие коррупции, как, впрочем, и её различных форм. Коррупция рассматривается скорее, как криминологическое или социально-правовое явление, которое охватывает ряд преступлений.
В процессе написания работы, была изучена антикоррупционная деятельность регионов, среди которых нашей внимание своим новаторским, хоть и очень спорным, подходом привлекла Республика Хакасия. Важной особенностью и отличительной чертой реализации подобных подходов на региональном уровне от обычного нормативного правового регулирования антикоррупционных программ - это апробация абсолютно новых механизмов и средств противодействия коррупционным правонарушениям.
Однако всё же стоит отметить, что несмотря на определенные результаты, данный способ противодействия коррупции (выплата сотруднику в качестве премии суммы в двойном размере от предложенной взятки, от которой данный сотрудник отказался) не до конца проработан и подвергается критике не только со стороны юристов, но и со стороны общественности. С точки зрения, последних чистота помыслов и отказ от взятки - это прямая обязанность любого сотрудника государственной службы. Поэтому выплата подобных «премий» может вызывать общественный диссонанс, даже не смотря на свою определенную эффективность.
Кроме того, в ходе исследования сделан вывод, что современная система правоохранительных органов содержит в своей основе по большей части меры,связанные с противодействием проявлениям коррупции. С задачей борьбы с коррупцией правоохранительная система на сегодняшний момент не справляется. Упор только на применение мер уголовного преследования недостаточно эффективен, потому что коррупция больше системная, чем криминальная проблема. Кроме того, качество и эффективность работы правоохранительных органов значительно снижается внутренними коррупционными конфликтами, а уровень профессионализма сотрудников
Таким образом, в ходе проведенной работы поставленные задачи реализованы в полном объеме. Понятие, сущность, причины и последствия коррупции раскрыты, проведено исследование исторического аспекта антикоррупционной деятельности. Аналитический обзор зарубежного опыта преодоления коррупции в органах государственной службы позволил выделить основные действенные механизмы противодействия коррупции.
Детально изучена антикоррупционная политика Российской Федерации, рассмотрен способ её реализации, основные направления развития в системе государственной службы в условиях современного уголовного законодательства. Проведенный анализ позволил выделить основные направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной службы, а также степень эффективности правоохранительной системы в борьбе с коррупцией.
Как итог исследования сформулированы следующие предложения по совершенствованию механизмов государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы:
1. Всесторонний анализ антикоррупционной политики в государственной службе показал, что урегулировать и улучшить антикоррупционную политику может только комплексный подход во всех сферах деятельности. Реализация системного подхода в этом вопросе на сегодняшний момент является самым эффективным механизмом противодействия коррупции.
2. Особое место в системе противодействия коррупции отводится профилактике. В этом направлении просто необходима разработка нового подхода, заключающегося не только во внедрении ограничений, запретов и обязательств для государственных служащих, но и включающего льготы и особый статус, которые будут обеспечивать ценность занимаемой должности и страх потерять престижное место работы.
3. Формирование антикоррупционного правосознания и нетерпимости к любым проявлениям коррупции - это необходимый базис для противодействия коррупции и с учетом российского менталитета, закладываться он должен со школьной скамьи, для этого необходимо внедрение новых образовательных стандартов, включая начальные классы общеобразовательных школ.
4. Уголовное законодательство Российской Федерации, касающееся коррупции, нуждается в тщательной проработке. Необходимо установление уголовно-правового понятия коррупции и её форм, разработка детализированной идентификации коррупционных деяний, а также внедрение законодательного закрепления процессуального порядка привлечения к ответственности и оснований такой ответственности как для должностных лиц, так и для простых граждан.
5. Немаловажный фактор, играющий важную роль в эффективности противодействия коррупции - это открытость и прозрачность государственных систем. Необходимо увеличить количество открытых порталов, обязать государственные органы всех уровней создавать специальные антикоррупционные разделы на официальных сайтах и как способ максимально приблизить граждан и государство - создание аккаунтов для государственных органов в социальных сетях (Вконтакте, Facebook и т.п.). Кроме того, эффективной мерой также будет расширение предоставления государственных услуг посредством электронных порталов. Максимальный уход от низовой коррупции путем исключения чиновников из системы «гражданин-госуслуга» .
6. И последнее, но не по значимости, предложение по совершенствованию механизмов государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы заключается в создании специализированного органа, который бы нёс не только контрольные и надзорные функции за исполнением антикоррупционного законодательства, но и проводил анализ научных исследований данной проблемы, мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики, учет результатов научных работ. Полученные данные в обязательном порядке использовались бы при разработке проектов новых нормативных актов по борьбе с коррупцией. Кроме того, подобный орган мог бы осуществлять экспертизу уже существующих нормативных актов на предмет наличия юридический коллизий, ошибок, пробелов и неэффективных мер, и механизмов противодействия коррупции.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовые противодействия коррупционной деятельности в системе исполнительной власти: на примере Южного федерального округа
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Законодательство о государственной и муниципальной службе как инструмент противодействия коррупции (Обеспечение противодействия коррупции (Вариант 6), ВЗФЭИ)
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2011 - Противодействие коррупции в системе государственной службы
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Предупреждение коррупции государственных служащих
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



