СОЗДАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ: РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1. Туристско-рекреационной сфере в Российской Федерации 10
1.1 Кластеризация как основа реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию субъекта Федерации 10
1.2 Документальное обеспечение развития туристско-рекреационных зон и кластеров в Российской Федерации 15
1.2.1 Нормативное обеспечение 15
1.2.2 Стратегическое планирование 20
2 Формирование и развитие туристско-рекреационных кластеров в России 30
2.1 Региональные стратегии и программы формирования территориальных туристических
кластеров: цели, задачи, прогнозы, ресурсы 30
2.2 Проекты создания туристско-рекреационных кластеров в России 39
2.2.1 Республика Алтай 40
2.2.2 Иркутская область 43
2.2.3 Кемеровская область - Кузбасс 44
2.3 Промежуточные итоги реализации проектов развития туристско-рекреационных
кластеров к середине 2024 г. и перспективы их дальнейшего развития 47
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение 62
Введение 3
1. Туристско-рекреационной сфере в Российской Федерации 10
1.1 Кластеризация как основа реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию субъекта Федерации 10
1.2 Документальное обеспечение развития туристско-рекреационных зон и кластеров в Российской Федерации 15
1.2.1 Нормативное обеспечение 15
1.2.2 Стратегическое планирование 20
2 Формирование и развитие туристско-рекреационных кластеров в России 30
2.1 Региональные стратегии и программы формирования территориальных туристических
кластеров: цели, задачи, прогнозы, ресурсы 30
2.2 Проекты создания туристско-рекреационных кластеров в России 39
2.2.1 Республика Алтай 40
2.2.2 Иркутская область 43
2.2.3 Кемеровская область - Кузбасс 44
2.3 Промежуточные итоги реализации проектов развития туристско-рекреационных
кластеров к середине 2024 г. и перспективы их дальнейшего развития 47
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение 62
В настоящее время туристическая отрасль является неотъемлемой частью экономики почти для каждой страны мира, принося в мировой ВВП около 2 трлн долларов (согласно данным Всемирной туристической организации на 2021 год) . В частности в Российской Федерации доля туризма в ВВП на первую четверть 2023 года составляла всего 2,6 %, но к 2030 году прогнозируется рост вклада данной отрасли до 4,5 % . Важность туристической отрасли экономики отражается в том, что она позволяет обеспечивать развитие среднего и малого бизнеса и способствует образованию новых рабочих мест. Ради этих целей реализуются разные меры государственной поддержки, одной из которых является Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Проект затрагивает несколько сторон туристской деятельности, в том числе улучшение туристической инфраструктуры, доступности турпродуктов и управления в данной сфере.
Помимо того, для развития туризма в мировой практике достаточно успешно применяется кластерный подход, который нашёл отражение и в российской политике. Впервые туристско-рекреационные кластеры были упомянуты в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» как «перспективные центры опережающего экономического роста», а также выделены в отдельный тип кластеров в «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» от 2008 года.
Таким образом, актуальность нашей работы можно выразить в следующем:
Во-первых, начиная с 2020 года, когда мир столкнулся с ограничениями на передвижения и закрытыми границами из-за пандемии Covid-19, появился спрос на внутренний туристический продукт, и число внутренних туристских поездок в России стало расти. В 2022 году новым препятствием для ведения россиянами выездной туристской деятельности стали международные ограничения в связи с началом Российской Федерацией специальной военной операции. Таким образом, внешние факторы стимулировали рост внутреннего туризма в нашем государстве. После резкого упадка внутреннего туристского потока до 40 млн человек в 2020 году по причине пандемии , произошёл значительный рост до 62 млн в 2021 году, 68,5 млн в 2022 году и 75 млн человек в 2023 году . Данный факт говорит о заинтересованности граждан Российской Федерации в местном туристическом продукте и позволяет делать вывод о необходимости проведения исследований в данной отрасли для дальнейшего её совершенствования и улучшения качества внутреннего турпродукта.
Во-вторых, несмотря на то, что понятие туристических кластеров, как было упомянуто ранее, стало упоминаться в контексте государственной политики в 2008 году, первые попытки по их развитию были предприняты спустя 10 лет. В 2018 году была принята Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», которая направлена на «обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала территорий субъектов Российской Федерации для развития туризма» . В данной концепции закрепляется необходимость применения кластерного подхода для выполнения основных стратегических целей развития туризма в качестве приоритетного инструмента. Помимо того, в концепции фиксируется понятие «туристского кластера» согласно её целям как «сосредоточение на определенной территории предприятий и организаций, интегрированных в одну логистическую схему и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта» .
В 2019 году Правительство РФ приняло Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, главной целью которой является «комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках» . Для обеспечения комплексности развития туризма в Стратегии предполагается использование планов пространственного развития или мастер- планов, которые разрабатываются для развития туристических точек и смежных с ними объектов инфраструктуры на определённой муниципальной территории. Реализация планов пространственного развития занимает несколько лет, поэтому первые результаты, которые могут показать эффективность использования кластерного подхода для комплексного развития сферы туризма в Российской Федерации, становятся доступны в настоящее время.
Проблематика данного исследования заключается в том, существуют ли универсальные критерии туристско-рекреационного кластера в Российской Федерации, влияющие на его эффективность как инструмента для реализации комплексного подхода в обеспечении социально-экономического развития субъекта.
Степень разработанности темы: использованные в работе научные труды были поделены на несколько тематических групп.
1) Теория кластерного подхода
Теория кластерного подхода была разработана М. Портером в 1990 г. в контексте конкурентных преимуществ экономик национальных государств и позже дополнена конкретными характеристиками , которые свойственны для эффективных кластеров.
На развитие кластерной теории в экономике повлияло большое количество исследователей, экономисты А. В. Бабкин и А. О. Новиков исследовали подходы к определению «кластера», возникшие в период с 1990 по 2004 гг., составили характеристику кластерным теориям разных авторов и составили классификацию кластеров, в зависимости от основ теорий .
2) Кластерный подход в туризме
С. В. Валеева , изучая реализацию кластерного подхода в туристской индустрии, осветила разные подходы к определению составляющих туристического кластера, особенности его функционирования. Рассматривается влияние инноваций на туристические инициативы.
Ю. А. Солодовник определила факторы создания туристических кластеров, включающие региональные особенность, состав участников кластера, нормативно-правовое регулирование, подчёркивается необходимость внедрения научного подхода при формировании кластеров.
3) Регулирование туристической отрасли федеральным законодательством
И. А. Чеботарева в статье провела глубокий анализ Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года и федеральный закон «Об основах туристской деятельности», в ходе которого были выявлены проблемы в регулировании сферы туризма федеральным законодательством, касающиеся унификации терминологии, регулирования разных видов туризма и определения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации.
О. А. Сычева в своей научной работе выделяет несколько проблем, существующих в туристской отрасли, среди которых выделяется несоответствие федерального и регионального законодательства, полное копирование положений федеральных нормативно-правовых актов региональными, отсутствие высокообразованных специалистов, наличие ограничений в направлениях туристской деятельности. Помимо того, автором выдвигаются рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Т. В. Юзыкайн рассмотрела вертикаль государственного регулирования туристической отрасли Российской Федерации, разделив предметы полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
М. В. Вавилин изучил федеральный закон «Об особых экономический зонах» относительно особенностей регулирования особых экономических зон туристско- рекреационного типа. В ходе исследования он выявил несколько парадоксов в законе, которые могут привести к злоупотреблению его положениями в личных целях резидентов особых экономических зон.
Законодательное регулирование туристической отрасли является наиболее изученной темой. Авторы, исследовавшие основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, приходят к выводу о существовании определённых проблем в законодательстве и приводят возможные пути их решения. Теория кластерного подхода представляет большой интерес для зарубежных и российских исследователей, которые применяют ее в большей степени к промышленным отраслям экономики. Реализация кластерного подхода в туристической отрасли и возникающие в ходе создания туристических кластеров эффекты на социально экономическое развитие субъектов РФ изучены в недостаточной степени. Данная работа является одной из попыток по закрытию научного пробела.
Объектом исследования выступает реализация комплексного подхода в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в то время как предметом являются туристско-рекреационные кластеры.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить особенности создания туристско-рекреационного кластера как одного из инструментов регионального развития, способного обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанной целью был выдвинут ряд следующих задач:
1) Выявить сущностные черты кластеризации в рамках социально-экономической политики Российской Федерации;
2) Определить ключевые аспекты законодательного регулирования реализации кластерного подхода в сфере туристско-рекреационных услуг;
3) Составить сравнительную характеристику программ развития кластерного подхода на региональном уровне в России;
4) Охарактеризовать существующие проекты реализации туристско- рекреационных кластеров на примере 3-х субъектов Федерации;
5) Выделить предварительные результаты осуществления и перспективы развития туристических кластеров выбранных субъектов Федерации к середине 2024 года.
Хронологические рамки установлены с 2008 года до середины 2024 года. В качестве начальной точки принято появление Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года как закладывающую фундамент для начала реализации кластерной политики в государстве. Конечная точка предполагает рассмотрение наиболее актуальных результатов в процессе создания туристско- рекреационных кластеров в Российской Федерации.
Территориальные рамки затрагивают несколько субъектов Российской Федерации: Республику Алтай, Иркутскую и Кемеровскую области. Выбор данных субъектов, прежде всего, обусловлен наличием схожих природных особенностей и высоким уровнем заинтересованности в посещении данных регионов туристами. Не менее важным фактором отбора субъекта для исследования является доступность промежуточных результатов реализации мастер-планов, что необходимо для выполнения поставленных задач нашей работы.
Методологическую основу исследования составили кластерный подход, метод моделирования, сравнительный анализ и центр-периферийная теория.
Кластерный подход является ключевой теорией нашего исследования, важной для понимания понятия «кластера» и основных принципов кластеризации при планировании территории.
Моделирование в нашей работе было необходимым для формулирования основных факторов, необходимых для создания туристско-рекреационного кластера, оказывающего прямое влияние на баланс социально-экономического развития региона.
Сравнительный анализ применялся в первой и во второй главе относительно нормативно-правовых актов, стратегий и программ в сфере туризма для выделения их ключевых особенностей между документами федерального уровня и выявления сходств и различий в региональных программах по кластеризации.
Центр-периферийная теория в нашей научной работе находит отражение в зависимости субъектов от федерального центра. Принимаемые на федеральном уровне, в «ядре», нормативно-правовые акты в полной степени влияют на развитие сферы туризма в различных регионах страны с помощью создания индивидуальных планов развития для наиболее приоритетных территорий.
В силу комплексности цели исследования и поставленных в соответствии с ней задач, использованная источниковая база была поделена на несколько групп:
1. Указы Президента - представляют собой главный уровень в нормативной модели стратегического планирования Российской Федерации, устанавливая основные направления национального развития, что отражается на рассматриваемой нами теме социально-экономического развития посредством продвижения туристической отрасли экономики.
2. Нормативные акты государственных органов законодательной власти РФ:
2.1. Федеральные - необходимы для освещения регулирования туристической индустрии посредством федерального законодательства.
2.2. Региональные - закрепляют направления и особенности стратегического планирования в Иркутской и Кемеровской областях, а также помогают разобраться в ходе разработке мастер-плана развития туристических кластеров в Республике Алтай.
3. Нормативные акты государственных органов исполнительной власти РФ:
3.1. Федеральные - закрепляют основные документы стратегического планирования на уровне Правительства РФ, в число которых входят стратегии и концепции развития, государственные и федеральные целевые программы, необходимы для выявления ключевых аспектов регулирования туристской отрасли и кластерного подхода на федеральном уровне.
3.2. Региональные - утверждают стратегии социально-экономического развития и государственные программы по развитию туризма в Республике Алтай, Иркутской и Кемеровской областях, которые являются основополагающим материалом в контексте нашей работы.
4. Информационно-аналитические материалы:
4.1. Новостные источники - помогают в определении предварительных результатов реализации проектов создания туристических кластеров в Республике Алтай, Иркутской и Кемеровской областях, а также представляют информацию о развитии индустрии туризма в России в целом.
4.2. Туристические порталы - позволяют получить данные по реализации туристических кластеров в Республике Алтай, Иркутской и Кемеровской областях напрямую от их руководства.
4.3. Дополнительные источники - необходимы для анализа как туристической отрасли в целом, так и отдельных кластерных инициатив в выбранных нами регионах.
Практическое значение работы состоит в том, что полученные выводы будут способствовать пониманию ключевых черт туристско-рекреационного кластера, необходимых для его эффективного вклада в социально-экономическое развитие региона, и могут использоваться для разработки мастер-планов пространственного развития территорий.
Работа включает в себя введение, две главы, содержащие параграфы, заключение, список использованной литературы и источников, а также приложение, состоящее из двух таблиц.
Помимо того, для развития туризма в мировой практике достаточно успешно применяется кластерный подход, который нашёл отражение и в российской политике. Впервые туристско-рекреационные кластеры были упомянуты в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» как «перспективные центры опережающего экономического роста», а также выделены в отдельный тип кластеров в «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» от 2008 года.
Таким образом, актуальность нашей работы можно выразить в следующем:
Во-первых, начиная с 2020 года, когда мир столкнулся с ограничениями на передвижения и закрытыми границами из-за пандемии Covid-19, появился спрос на внутренний туристический продукт, и число внутренних туристских поездок в России стало расти. В 2022 году новым препятствием для ведения россиянами выездной туристской деятельности стали международные ограничения в связи с началом Российской Федерацией специальной военной операции. Таким образом, внешние факторы стимулировали рост внутреннего туризма в нашем государстве. После резкого упадка внутреннего туристского потока до 40 млн человек в 2020 году по причине пандемии , произошёл значительный рост до 62 млн в 2021 году, 68,5 млн в 2022 году и 75 млн человек в 2023 году . Данный факт говорит о заинтересованности граждан Российской Федерации в местном туристическом продукте и позволяет делать вывод о необходимости проведения исследований в данной отрасли для дальнейшего её совершенствования и улучшения качества внутреннего турпродукта.
Во-вторых, несмотря на то, что понятие туристических кластеров, как было упомянуто ранее, стало упоминаться в контексте государственной политики в 2008 году, первые попытки по их развитию были предприняты спустя 10 лет. В 2018 году была принята Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», которая направлена на «обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала территорий субъектов Российской Федерации для развития туризма» . В данной концепции закрепляется необходимость применения кластерного подхода для выполнения основных стратегических целей развития туризма в качестве приоритетного инструмента. Помимо того, в концепции фиксируется понятие «туристского кластера» согласно её целям как «сосредоточение на определенной территории предприятий и организаций, интегрированных в одну логистическую схему и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта» .
В 2019 году Правительство РФ приняло Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, главной целью которой является «комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках» . Для обеспечения комплексности развития туризма в Стратегии предполагается использование планов пространственного развития или мастер- планов, которые разрабатываются для развития туристических точек и смежных с ними объектов инфраструктуры на определённой муниципальной территории. Реализация планов пространственного развития занимает несколько лет, поэтому первые результаты, которые могут показать эффективность использования кластерного подхода для комплексного развития сферы туризма в Российской Федерации, становятся доступны в настоящее время.
Проблематика данного исследования заключается в том, существуют ли универсальные критерии туристско-рекреационного кластера в Российской Федерации, влияющие на его эффективность как инструмента для реализации комплексного подхода в обеспечении социально-экономического развития субъекта.
Степень разработанности темы: использованные в работе научные труды были поделены на несколько тематических групп.
1) Теория кластерного подхода
Теория кластерного подхода была разработана М. Портером в 1990 г. в контексте конкурентных преимуществ экономик национальных государств и позже дополнена конкретными характеристиками , которые свойственны для эффективных кластеров.
На развитие кластерной теории в экономике повлияло большое количество исследователей, экономисты А. В. Бабкин и А. О. Новиков исследовали подходы к определению «кластера», возникшие в период с 1990 по 2004 гг., составили характеристику кластерным теориям разных авторов и составили классификацию кластеров, в зависимости от основ теорий .
2) Кластерный подход в туризме
С. В. Валеева , изучая реализацию кластерного подхода в туристской индустрии, осветила разные подходы к определению составляющих туристического кластера, особенности его функционирования. Рассматривается влияние инноваций на туристические инициативы.
Ю. А. Солодовник определила факторы создания туристических кластеров, включающие региональные особенность, состав участников кластера, нормативно-правовое регулирование, подчёркивается необходимость внедрения научного подхода при формировании кластеров.
3) Регулирование туристической отрасли федеральным законодательством
И. А. Чеботарева в статье провела глубокий анализ Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года и федеральный закон «Об основах туристской деятельности», в ходе которого были выявлены проблемы в регулировании сферы туризма федеральным законодательством, касающиеся унификации терминологии, регулирования разных видов туризма и определения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации.
О. А. Сычева в своей научной работе выделяет несколько проблем, существующих в туристской отрасли, среди которых выделяется несоответствие федерального и регионального законодательства, полное копирование положений федеральных нормативно-правовых актов региональными, отсутствие высокообразованных специалистов, наличие ограничений в направлениях туристской деятельности. Помимо того, автором выдвигаются рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Т. В. Юзыкайн рассмотрела вертикаль государственного регулирования туристической отрасли Российской Федерации, разделив предметы полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
М. В. Вавилин изучил федеральный закон «Об особых экономический зонах» относительно особенностей регулирования особых экономических зон туристско- рекреационного типа. В ходе исследования он выявил несколько парадоксов в законе, которые могут привести к злоупотреблению его положениями в личных целях резидентов особых экономических зон.
Законодательное регулирование туристической отрасли является наиболее изученной темой. Авторы, исследовавшие основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, приходят к выводу о существовании определённых проблем в законодательстве и приводят возможные пути их решения. Теория кластерного подхода представляет большой интерес для зарубежных и российских исследователей, которые применяют ее в большей степени к промышленным отраслям экономики. Реализация кластерного подхода в туристической отрасли и возникающие в ходе создания туристических кластеров эффекты на социально экономическое развитие субъектов РФ изучены в недостаточной степени. Данная работа является одной из попыток по закрытию научного пробела.
Объектом исследования выступает реализация комплексного подхода в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в то время как предметом являются туристско-рекреационные кластеры.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить особенности создания туристско-рекреационного кластера как одного из инструментов регионального развития, способного обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанной целью был выдвинут ряд следующих задач:
1) Выявить сущностные черты кластеризации в рамках социально-экономической политики Российской Федерации;
2) Определить ключевые аспекты законодательного регулирования реализации кластерного подхода в сфере туристско-рекреационных услуг;
3) Составить сравнительную характеристику программ развития кластерного подхода на региональном уровне в России;
4) Охарактеризовать существующие проекты реализации туристско- рекреационных кластеров на примере 3-х субъектов Федерации;
5) Выделить предварительные результаты осуществления и перспективы развития туристических кластеров выбранных субъектов Федерации к середине 2024 года.
Хронологические рамки установлены с 2008 года до середины 2024 года. В качестве начальной точки принято появление Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года как закладывающую фундамент для начала реализации кластерной политики в государстве. Конечная точка предполагает рассмотрение наиболее актуальных результатов в процессе создания туристско- рекреационных кластеров в Российской Федерации.
Территориальные рамки затрагивают несколько субъектов Российской Федерации: Республику Алтай, Иркутскую и Кемеровскую области. Выбор данных субъектов, прежде всего, обусловлен наличием схожих природных особенностей и высоким уровнем заинтересованности в посещении данных регионов туристами. Не менее важным фактором отбора субъекта для исследования является доступность промежуточных результатов реализации мастер-планов, что необходимо для выполнения поставленных задач нашей работы.
Методологическую основу исследования составили кластерный подход, метод моделирования, сравнительный анализ и центр-периферийная теория.
Кластерный подход является ключевой теорией нашего исследования, важной для понимания понятия «кластера» и основных принципов кластеризации при планировании территории.
Моделирование в нашей работе было необходимым для формулирования основных факторов, необходимых для создания туристско-рекреационного кластера, оказывающего прямое влияние на баланс социально-экономического развития региона.
Сравнительный анализ применялся в первой и во второй главе относительно нормативно-правовых актов, стратегий и программ в сфере туризма для выделения их ключевых особенностей между документами федерального уровня и выявления сходств и различий в региональных программах по кластеризации.
Центр-периферийная теория в нашей научной работе находит отражение в зависимости субъектов от федерального центра. Принимаемые на федеральном уровне, в «ядре», нормативно-правовые акты в полной степени влияют на развитие сферы туризма в различных регионах страны с помощью создания индивидуальных планов развития для наиболее приоритетных территорий.
В силу комплексности цели исследования и поставленных в соответствии с ней задач, использованная источниковая база была поделена на несколько групп:
1. Указы Президента - представляют собой главный уровень в нормативной модели стратегического планирования Российской Федерации, устанавливая основные направления национального развития, что отражается на рассматриваемой нами теме социально-экономического развития посредством продвижения туристической отрасли экономики.
2. Нормативные акты государственных органов законодательной власти РФ:
2.1. Федеральные - необходимы для освещения регулирования туристической индустрии посредством федерального законодательства.
2.2. Региональные - закрепляют направления и особенности стратегического планирования в Иркутской и Кемеровской областях, а также помогают разобраться в ходе разработке мастер-плана развития туристических кластеров в Республике Алтай.
3. Нормативные акты государственных органов исполнительной власти РФ:
3.1. Федеральные - закрепляют основные документы стратегического планирования на уровне Правительства РФ, в число которых входят стратегии и концепции развития, государственные и федеральные целевые программы, необходимы для выявления ключевых аспектов регулирования туристской отрасли и кластерного подхода на федеральном уровне.
3.2. Региональные - утверждают стратегии социально-экономического развития и государственные программы по развитию туризма в Республике Алтай, Иркутской и Кемеровской областях, которые являются основополагающим материалом в контексте нашей работы.
4. Информационно-аналитические материалы:
4.1. Новостные источники - помогают в определении предварительных результатов реализации проектов создания туристических кластеров в Республике Алтай, Иркутской и Кемеровской областях, а также представляют информацию о развитии индустрии туризма в России в целом.
4.2. Туристические порталы - позволяют получить данные по реализации туристических кластеров в Республике Алтай, Иркутской и Кемеровской областях напрямую от их руководства.
4.3. Дополнительные источники - необходимы для анализа как туристической отрасли в целом, так и отдельных кластерных инициатив в выбранных нами регионах.
Практическое значение работы состоит в том, что полученные выводы будут способствовать пониманию ключевых черт туристско-рекреационного кластера, необходимых для его эффективного вклада в социально-экономическое развитие региона, и могут использоваться для разработки мастер-планов пространственного развития территорий.
Работа включает в себя введение, две главы, содержащие параграфы, заключение, список использованной литературы и источников, а также приложение, состоящее из двух таблиц.
Целью данной работы было выявление особенностей создания туристско- рекреационных кластеров как одного из инструментов регионального развития, способного обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
В ходе работы была проанализирована нормативно-правовая база, формирующая основы реализации кластерного подхода в России. Были выявлены сущностные черты кластеризации в рамках социально-экономической политики РФ, которые основываются на кластерной теории М. Портера, но полностью не соответствуют ей.
Были определены ключевые аспекты нормативного регулирования и стратегического планирования в сфере туризма. Федеральное законодательство закрепляет принцип поддержки кластеров органами государственной власти и местного самоуправления, способствует развитию малого и среднего предпринимательства, закрепляют права органов местного самоуправления на обеспечение условий для развития туристической отрасли. Отдельно регулируются территории со статусом особой экономической зоны, которые открывают новые возможности для развития туристических кластеров.
Стратегическое планирование в Российской Федерации состоит из целеполагания и программирования, которое в туристической отрасли осуществляется посредством Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года, Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», Государственной программой РФ «Развитие туризма» и Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма (2019-2025 гг.)». Программы стратегического планирования позволяют финансировать проекты по развитию туристической отрасли в наиболее перспективных для этого регионов.
Анализ стратегий социально-экономического развития и проектов по созданию туристических кластеров Республики Алтай, Иркутской и Кемеровской областей позволил сделать следующие выводы, способствующие достижению поставленной в работе цели:
1) туристический кластер обеспечивает создание в регионе новых рабочих мест, появляющихся при строительстве гостиничных комплексов и прочих объектов туристической инфраструктуры;
2) формирование туристического кластера вокруг большого туристско- рекреационного комплекса способствует увеличению доходов субъекта Федерации, поскольку такие курорты являются основными налогоплательщиками региона;
3) комплексное развитие территории населённых пунктов, на которых формируются туристические кластеры, позволяет улучшать территорию не только для ведения туристской деятельности, но и для повышения уровня качества жизни местного населения;
4) развитие туристской индустрии является одним из способов диверсификации и восстановления экономики как региона, так и города, который долгое время мог иметь мононаправленность;
5) создание проектов развития туристских кластеров также является способом выявления существующих проблем в регионе и открывает возможность диалога между населением и региональной властью для предотвращения конфронтации интересов;
6) использование современных цифровых технологий предоставляет возможность привлечь всех заинтересованных в развитии территории лиц и прозрачно отслеживать результаты реализации проектов, что также влияет на настроения общественности;
7) наличие регулярно обновляемой стратегии развития туристического кластера, соответствующей актуальному состоянию туристской индустрии, влияет на успешный результат реализации проекта.
Выполнение поставленных задач позволило сформировать представление о состоянии туристических кластеров нескольких регионов России и определить ключевые особенности создания проектов развития туристских территорий, которые могут повлиять на эффективное социально-экономическое развитие региона. Работа представляет собой актуальный исследовательский материал, который может быть применим в создании проектов по развитию туристической индустрии.
В ходе работы была проанализирована нормативно-правовая база, формирующая основы реализации кластерного подхода в России. Были выявлены сущностные черты кластеризации в рамках социально-экономической политики РФ, которые основываются на кластерной теории М. Портера, но полностью не соответствуют ей.
Были определены ключевые аспекты нормативного регулирования и стратегического планирования в сфере туризма. Федеральное законодательство закрепляет принцип поддержки кластеров органами государственной власти и местного самоуправления, способствует развитию малого и среднего предпринимательства, закрепляют права органов местного самоуправления на обеспечение условий для развития туристической отрасли. Отдельно регулируются территории со статусом особой экономической зоны, которые открывают новые возможности для развития туристических кластеров.
Стратегическое планирование в Российской Федерации состоит из целеполагания и программирования, которое в туристической отрасли осуществляется посредством Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года, Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», Государственной программой РФ «Развитие туризма» и Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма (2019-2025 гг.)». Программы стратегического планирования позволяют финансировать проекты по развитию туристической отрасли в наиболее перспективных для этого регионов.
Анализ стратегий социально-экономического развития и проектов по созданию туристических кластеров Республики Алтай, Иркутской и Кемеровской областей позволил сделать следующие выводы, способствующие достижению поставленной в работе цели:
1) туристический кластер обеспечивает создание в регионе новых рабочих мест, появляющихся при строительстве гостиничных комплексов и прочих объектов туристической инфраструктуры;
2) формирование туристического кластера вокруг большого туристско- рекреационного комплекса способствует увеличению доходов субъекта Федерации, поскольку такие курорты являются основными налогоплательщиками региона;
3) комплексное развитие территории населённых пунктов, на которых формируются туристические кластеры, позволяет улучшать территорию не только для ведения туристской деятельности, но и для повышения уровня качества жизни местного населения;
4) развитие туристской индустрии является одним из способов диверсификации и восстановления экономики как региона, так и города, который долгое время мог иметь мононаправленность;
5) создание проектов развития туристских кластеров также является способом выявления существующих проблем в регионе и открывает возможность диалога между населением и региональной властью для предотвращения конфронтации интересов;
6) использование современных цифровых технологий предоставляет возможность привлечь всех заинтересованных в развитии территории лиц и прозрачно отслеживать результаты реализации проектов, что также влияет на настроения общественности;
7) наличие регулярно обновляемой стратегии развития туристического кластера, соответствующей актуальному состоянию туристской индустрии, влияет на успешный результат реализации проекта.
Выполнение поставленных задач позволило сформировать представление о состоянии туристических кластеров нескольких регионов России и определить ключевые особенности создания проектов развития туристских территорий, которые могут повлиять на эффективное социально-экономическое развитие региона. Работа представляет собой актуальный исследовательский материал, который может быть применим в создании проектов по развитию туристической индустрии.
Подобные работы
- Создание нового рынка (на примере туристско-рекреационного кластера «Барнаул-горнозаводской город», Алтайский край)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЮНЫ КАК ТОЧКИ РОСТА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ТОЧКИ РОСТА
РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «АЛАБУГА»
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018





