Введение 6
1 Теоретико-методологические аспекты исследования неформальных практик
взаимодействия работодателей и работников на малых предприятиях 10
1.1 Понятие социальных практик 10
1.2 Неформальные практики взаимодействия работодателей и работников, их виды и
специфика 14
1.3 Факторы, способствующие проявлению неформальных практик
взаимодействия работодателей и работников 19
1.4 Особенности организации труда и трудовых взаимодействий на
предприятиях малого бизнеса в России 24
2 Специфика неформальных практик взаимодействия внутри организаций малого
бизнеса (на примере предприятий г. Томска и г. Северска) 27
2.1 Обозначение деятельности рассматриваемых предприятий малого бизнеса 27
2.2 Способы обоснования выбора неформальных практик взаимодействия
работодателями 33
2.3 Описание внутрифирменных неформальных практик, характеризующих условия труда на предприятиях малого бизнеса 40
2.4 Типология неформальных практик взаимодействия работодателей и работников 50
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение А Программа исследования 61
Приложение Б Бланк интервью 64
Приложение В Перечень информантов 66
Приложение Г Расшифровки интервью
Актуальность. Малый бизнес в экономике занимает особое положение, его характеризует гибкость, повышенная мобильность и адаптация в различных условиях, а также способность к образованию там, где производственные процессы не могут быть стандартизированы. Предприятия малого бизнеса способствуют укреплению социальной стабильности общества, так как именно они образуют новые рабочие места для населения и увеличивают слой собственников. Но при этом в настоящий момент малый бизнес в России нередко находится в неустойчивом положении - любое предприятие малого бизнеса является открытой системой и фигурирует в тесном взаимодействии с внешней средой, которая зачастую выступает нестабильной. Существует множество факторов, характеризующих внешнюю среду как нестабильную и влияющих на работу того или иного предприятия, к основным следует отнести такие как [38]: неразвитая рыночная инфраструктура в стране, частые изменения в налоговой системе, различного рода административные препятствия, высокие ставки по кредитам, а также трудности при оформлении получения финансов. Все это имеет большое влияние на предприятия, что даже гибкость и адаптивность, которыми характеризуются организации, не справляются с ним, а это зачастую приводит к банкротству. Только за 2018 год число малых предприятий сократилось на 6,1% [39].
В итоге получается, что воздействия факторов внешней среды не всегда являются благоприятными для малого бизнеса, что приводит к неустойчивости и внутренней среды организации, а это в свою очередь влечет за собой колебание самого предприятия. Работодатели, имея цели придать организации устойчивость или развить ее в тяжелых условиях, могут действовать по-разному в ходе принятия управленческих решений, к которым относятся: наем на работу, введение в должность (адаптация) работников, регулярная постановка и согласование обязанностей, обратная связь (поощрения, наказания), согласование графиков, отпусков, больничных и прочего. И при этом могут проявляться неформальные практики. Неформальность заключается в том, что управленческие практики: во-первых, могут противоречить трудовому законодательству, и, во-вторых, могут складываться, потому что в малых организациях часто нет закрепленных норм и правил, как должен действовать руководитель.
Управленческие взаимодействия, в том числе и неформальные, реализуются во многих сферах жизнедеятельности, охватывая практически все пространство взаимодействия различного рода социальных субъектов. В российской действительности складывается благотворная почва для неофициальных деловых контактов, когда неформальные взаимодействия становится предпочтительнее прохождения установленных официальных процедур.
Учитывая значение предприятий малого бизнеса для современной экономики страны, исследование внутренних неформальных взаимодействий, которые определяют вектор развития малых предприятий в современных социально-экономических условиях, представляется актуальным. Также, вследствие разных обстоятельств в России, эти практики взаимодействия приобретают все большую силу и охватывают все большее число людей, и именно поэтому изучение таких практик имеет важное значение в настоящее время для понимания сложившейся структуры социально-трудовых отношений.
Проблемная ситуация. Руководители малых предприятий стремятся адаптироваться на рынке, самореализоваться, привести свой бизнес к более устойчивому положению или развить его максимально в довольно тяжелых условиях, увеличить доходность для удовлетворения своих потребностей, развить свой потенциал. Из-за желания получить максимальную выгоду, усовершенствовать свое предприятие, работодатели могут выстраивать разные взаимодействия с сотрудниками, применяя определенные практики в ходе этого взаимодействия. Некоторые из работодателей прибегают к ограничению одной целью - выжить на рынке для удовлетворения собственных потребностей, и, исходя из этого, основным для руководителей становится «получение максимальной прибыли», от чего часто появляется небрежность к использованию человеческих ресурсов, что проявляется в несущественности действий, нацеленных на формирование и стабилизацию высокого качества жизни сотрудников. В это же время, другие управленцы, имея цель развить свое предприятие и свой потенциал, самореализоваться, наоборот, стараются вывести свой бизнес в нужное русло за счет упора на коллектив (сплочение, проведение тренингов на развитие разных навыков), и также применяют различные управленческие решения по отношению к ним.
Отсюда вытекает проблема: какие неформальные практики при взаимодействии с работниками выстраивают работодатели? Как они обосновывают выбор данных практик?
Объектом данного исследования выступают предприниматели и менеджеры малого бизнеса в городе Томске и городе Северске. В рассматриваемых ситуациях менеджеры не отличались от самих предпринимателей по принятию управленческих решений и не были чем- то или кем-то ограничены, так как на этих предприятиях собственники не принимали участия в делах организации совсем. Руководители анализируемых предприятий занимают места в различных сферах малого бизнеса, а именно в таких, как: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, строительство, транспортировка и хранение, гостиничный бизнес и общественное питание, досуг и развлечения, информация и связь. Практически все взятые предприятия малого бизнеса являются типичными для своего рода деятельности, так как имеют такие характеристики, как: многофункциональность руководителя, зачастую отсутствие формализации и т.д. Но также в выборке присутствовали работодатели, чьи организации отличались от «типичных» характеристик, так как управленцы были собраны с помощью «снежного кома». В данном исследовании это является положительным моментом, так как благодаря рассмотрению разных предприятий есть возможность выделить большее разнообразие неформальных практик взаимодействия.
Предметом изучения являются неформальные практики взаимодействия работодателей и работников, характеризующие условия труда в малом бизнесе, возникающие в процессе управления организационными структурами.
Цель: определить типологию неформальных практик взаимодействия работодателей и работников в малом бизнесе.
Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:
1. дать определение понятия неформальных практик взаимодействия работодателей и работников малого бизнеса и раскрыть факторы, способствующие их формированию;
2. определить особенности организации труда и трудовых отношений на предприятиях малого бизнеса в России;
3. выделить способы обоснования выбора неформальных практик взаимодействия работодателями;
4. обозначить и описать конкретные типы неформальных практик взаимодействия работодателей и работников малых предприятий.
Теоретико-методологические основания. В качестве методологических ориентиров в данной работе использованы постулаты активистского подхода, где ключевое понятие - субъект (актор), который представляется как активный деятель, осуществляющий выбор жизненной траектории в условиях объективных ограничений, актор - всегда действующий индивид. Социальные практики, которые он выстраивает, могут быть, как целесообразные действия, которые направленны на изменение окружающих условий, так и повседневные действия, привычные поступки, направленные на удовлетворение потребностей. Активистский подход не отрицает воздействия социальной структуры, то есть с одной стороны, на субъект влияют объективные социально-экономические закономерности, а, с другой стороны, сам субъект строит социальную действительность.
В исследовании при определении понятия и специфики социальных и неформальных практик была сделана опора на работы таких авторов, как: В.В. Волков, Т.И. Заславская, М.А. Шабанова, А.Л. Темницкий, В.А. Давыденко, Е.В. Черникова и др. Негласные действия, которые предпринимают акторы в разных условиях стоит назвать неформальными практиками.
Метод исследования: теоретический анализ литературы, опросный - полуформализованное интервью. Полуформализованное интервью использовано для опроса работодателей, так как данный метод позволил глубже подойти к проблеме. При изучении неформальных практик следует учитывать такой момент: люди, совершающие какие-либо действия, зачастую даже не задумываются, не акцентируют внимание и не замечают за собой свои некоторые поступки. Во время общения, а именно при полуформализованном интервью, интервьюер имеет возможность разговорить информанта, чтобы получить максимально искренний нарратив, из которого появляется возможность выделить то, что действительно важно для исследования.
С помощью интервью было опрошено 9 предпринимателей и менеджеров разных, но при этом распространенных, сфер малого бизнеса. Информанты были отобраны посредством целевой выборки, а именно, путем снежного кома.
Гипотеза:
Выбор неформальных практик взаимодействия работодателем зависит от его мотивации к занятию предпринимательской деятельностью и цели развития организации.
Если мотивация заключается в удовлетворении материальных потребностей, а цель - стабилизация бизнеса без дальнейшего развития, то работодатели отличаются практиками неформального установления обязанностей, неформального делегирования полномочий, фаворитистскими по отношению к отдельным сотрудникам .
Если мотивация - развитие своего потенциала, самореализация, улучшение качества жизни работников, а цель - совершенствование и развитие предприятия, то работодатель отличаются практиками адаптирования.
Новизна. Выявлены способы обоснования выбора работодателями неформальных практик во взаимодействии с работниками. Показана специфика выбора неформальных практик в зависимости от мотивации и целей ведения бизнеса. Выделены и описаны конкретные типы практик.
Практическая значимость. Результаты работы позволят углубить и систематизировать имеющиеся представления о неформальных практиках взаимодействия работодателей и работников предприятий малого бизнеса. Результаты можно использовать при изучении организационных структур малого бизнеса.
Благодаря данному исследованию можно сделать некоторые выводы. В ходе работы был проведен анализ литературы, с помощью которого в полной мере рассмотрено понятие социальных и впоследствии неформальных практик взаимодействия работодателей и работников. Было сформулировано точное понятие, которое актуально именно для исследуемой проблемы. Под неформальными практиками взаимодействия работодателей и работников в данном исследовании понимались нерегламентированные официально формы управленческих действий, направленные на самостоятельное решение управляющим субъектом возникающих у него профессиональных проблем для достижения поставленной цели. Это не только негласные действия, но и взаимоотношения между работодателем и работником, которые предпринимаются в разных условиях менеджерами, чтобы достигнуть устойчивости (стабильности) организации с целью обогащения, удовлетворения своих потребностей, или добиться ее максимального развития, повышения производительности, экономической эффективности предприятия, развить свой потенциал и самореализоваться.
Во время анализа были определены факторы, благодаря которым, проявляются неформальные практики взаимодействия со стороны работодателей, к ним относятся: внешняя среда организации, а точнее восприятие внешней среды работодателем, куда входит, например, качество и адекватность законодательства, конкуренты, потребители, поставщики; восприятие внутренней среды организации, куда относятся: объем организации, сфера деятельности, стадия жизненного цикла предприятия, восприятие эффективности и роли работников, непроработанность или отсутствие формальных норм, правил, отсутствие общепринятых ценностей, общих представлений работодателей и работников, отсутствие цели в организации, что говорит о слабой организационной культуре, отсутствие конкретных обязанностей; а также личные качества руководителя, его цели, его мотивация.
А также определены особенности организации труда и трудовых взаимоотношений в малом бизнесе. Малый бизнес характеризуется многофункциональностью руководителя организации, что может влиять на работу предприятия; отсутствие или малая формализация правил и норм; слабая организационная культура.
Следуя задачам, с помощью описания и анализа данных было выявлено, исходя из чего может формироваться выбор неформальных практик работодателями. Работодатели строят определенные неформальные практики взаимодействия опираясь на то, какие цели они преследуют. Их цели складываются на основе изначальной мотивации, на основе того, какими ресурсами они обладают для ведения бизнеса, из того, как они впоследствии воспринимают внутреннюю и внешнюю среды организации. К внешней среде нужно отнести: качество и адекватность законодательства, конкуренты, поставщики; к внутренней среде: роль и эффективность работников, важность организационной структуры, формализация правил и норм.
Во время работы были выделены конкретные неформальные практики взаимодействия. И в ходе анализа неформальные практики были разделены по типам, которые имели общие характеристики: практики трудоустройства; практики адаптирования; практики неформального установления обязанностей; практики неформального делегирования полномочий; практики приписывания привилегий (фаворитистские); договорные практики; поощрительные практики; санкционные практики; практики внерабочего взаимодействия. Было определено, что неформальные практики взаимодействия работодателей и работников можно разделять, например, исходя из правомерности практик (правовые и неправовые), исходя из характера восприятия (позитивные и негативные), исходя из частоты их проявления (типичные или доминирующие и редкие).
В ходе исследования были проработаны все задачи, с помощью которых была достигнута цель. Мы выявили типы неформальных практик взаимодействия работодателей и работников в малом бизнесе, определили способы их обоснования и подтвердили гипотезу.
1. Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства: «взгляд изнутри» // Социологические исследования. - 1995. - № 2. - С. 12-18.
2. Алексеев В.В. Агрессивный менеджмент: практика утилитарной этики // Экономическая социология. - 2002. - № 3. - С. 79-101.
3. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : МЕДИУМ, 1995. - 323 с.
4. Бородкин Л.И. Неформальные практики рабочих советской промышленности в условиях постсоветской трансформации // «Советское наследство». Отражение прошлого в социальных и экономических практиках современной России / Под ред. Л. Бородкина, Х. Кесслера, А. Соколова. - М.: РОССПЕН, 2010. - С. 224-253.
5. Бурдье П. Практический смысл : Пер. с фр. / Пьер Бурдье; Общ. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. - СПб. М. : Алетейя : Ин-т эксперим. социологии, 2001. - 562 с.
6. Внутренняя и внешняя среда организации [Электронный ресурс] // Финансы и кредит. - Электрон. дан. - URL: http://www.finansi-credit.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizatsii (дата обращения: 20.01.2019).
7. Внутренняя среда организации и ее основные элементы [Электронный ресурс] // Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. - Электрон. дан. - URL: https://port- u.ru/osnoviekz/vnutrennyaya-sreda-organizatsii-i-ee-osnovnye-elementy(дата обращения: 20.01.2019).
8. Волков, В.В. О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. - 1997. - № 6. - С. 9-23.
9. Волков, В.В. Теория практик / В.В. Волков, О.В. Хархордин. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.
10. Ганулич М.А. Организационная культура предприятий малого бизнеса в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды : автореф. дис. ... канд. соц. наук / М.А. Ганулич. - М., 2004. - 164 с.
11. Гапонова О.С. Мотивация субъектов социального взаимодействия на рынке труда / О.С. Гапонова, Ю.Ю. Чилипенок // Вестник УрФУ. - 2012. - № 5. - С. 159-170.
12. Гапонова О.С. Неформальное взаимодействие в сфере социально-трудовых отношений в современных российских организациях // Власть. - 2015. - Том. 23. № 2. - C. 61-66.
13. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. - СПб. : Питер, 2007. - 335 с.
14. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М. : Академический проект, 2005. - 525 с.
15. Добреньков В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : Инфра- М, 2001. - 624 с.
16. Донова И.В. Социально-экономические последствия неформального найма и пути его снижения //Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2017. - №2. - С. 47-60.
17. Заславская Т.И. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России / Т.И. Заславская, М.А. Шабанова // Социологические исследования. - 2002. - № 6. - С. 3-17.
18. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. - 2001. - С. 3-15.
19. Клеман К. Неформальные практики российских рабочих // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 62-72.
20. Козина И.М. Защищённость труда и удовлетворённость работой в малом бизнесе / И.М. Козина, И.К. Зангиева // Социологические исследования. - 2016. - № 7. - С. 19-29.
21. Латыпова Г.С. Неформальные трудовые отношения: понятие и особенности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - С. 78-82.
22. Латыпова Г.С. Проблема неформальных трудовых отношений на российском рынке труда // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 14. - С. 88-97.
23. Малый бизнес: преимущества, недостатки, примеры и идеи [Электронный ресурс] // Клуб частных инвесторов и рантье. - Электрон. дан. - URL: https://kudavlozitdengi.adne.info/malyj-biznes/ (дата обращения 10.03.2019).
24. Михайлов А. Положительные стороны малого бизнеса [Электронный ресурс] //
Ресурс о малом и среднем бизнесе. - Электрон. дан. - 2013. - URL: http://www.pro-biznes.com/podderzhka-malogo-biznesa/polozhitelnye-storony-malogo-biznesa.html (дата
обращения: 18.12.2017).
25. Организационная культура [Электронный ресурс] // Управление производством. - Электрон. дан. - URL: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/organizacionnaya-kultura.html (дата обращения: 20.01.2019).
26. Организация труда на малом предприятии [Электронный ресурс] // motivtruda.ru. - Электрон. дан. - URL: http://www.motivtruda.ru/organizacija-truda-na-malom-predprijatii.htm (дата обращения: 20.01.2019).
27. Петухов В.В. Готовность россиян к отстаиванию своих социально - экономических прав в “новой кризисной реальности” // Социологические исследования. - 2016. - № 11. - С. 86-96.
28. Практика [Электронный ресурс] // Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С.
Социологический словарь. - Электрон. дан. - 2008. - URL:
http://voluntary.ru/dictionary/662/word/praktika(дата обращения: 5.11.2017).
29. Практика [Электронный ресурс] // Философский энциклопедический словарь. -
Электрон. дан. - 2010 - URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/968/%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90 (дата обращения: 5.11.2017).
30. Практика, как способ познания и отношения к миру [Электронный ресурс] // Студопедия. - Электрон. дан. - URL: https://studopedia.info/4-70914.html (дата обращения 25.02.2019).
31. Радаев В.В Экономическая социология / В.В. Радаев. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2005. - 603 с.
32. Радаев В.В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et Contra. - 1999. - № 1. - С. 5-24.
33. Россия в цифрах. 2018 : Крат. стат. сб. / пред. ред. кол. А.Е. Суринов. - Росстат
- M., 2018. - 522 с.
34. Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии / П. Сорокин. - М. : Наука, 1994. - 560 с.
35. Социология неформальных отношений: экономика, политика, культура / Коллективная монография под редакцией В.А. Давыденко - Тюмень: Тюменский государственный университет. Кафедра экономической социологии. Изд-во «Вектор-Бук», 2005. - 239 с.
36. Ступина Д.Д. Социальные практики малого бизнеса в преодолении административных барьеров // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5).
— М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 11-17.
37. Темницкий А.Л. Социокультурные факторы формализации трудовых отношений // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / Под ред. Т.И. Заславской. - М.: МВШСЭН, Интерцентр, 2002. - С. 148-154.
38. Трусова Л.Р. Роль неформальных отношений в социальном управлении организациями : дис. ... канд. соц. наук / Л. Р. Трусова. - Тюмень, 2007. - 168 с.
39. Факторы малого бизнеса [Электронный ресурс] // Автор 24. - Электрон. дан. - URL: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=21837 (дата обращения: 10.12.2018).
40. Хабибрахимов А. Исследование: количество компаний малого и среднего
бизнеса в России выросло на 0,03% в 2018 году [Электронный ресурс] // vc.ru- бизнес, технологии, идеи, модели роста, стартапы. - Электрон. дан. - 2019. - URL:
https://vc.ru/flood/59425-issledovanie-kolichestvo-kompaniy-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-vyroslo-na-0-03-v-2018-godu (дата обращения: 5.03.2019).
41. Черникова Е.В. К вопросу о неформальных социальных практиках в социально - трудовой сфере // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 5. - С. 16-17.
42. Шугальский С. С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №2. - С. 276-280.
43. Явлинский Г. Периферийный капитализм. - М.: ЭПРЩентр, 2003. - 315 с.
44. Brockhaus R.H. The Psychology of the Entrepreneur // Encyclopedia of Entrepreneurship. 1982. - P. 39-57.
45. Gartner W.B. A conceptual framework for describing the phenomenon of new venture creation // The Academy of Management Review. - 1985. - Vol. 10, No. 4. - P. 696-706.
46. Marlow S. Managing Labour in Small Firms London / S. Marlow, D. Patton, M. Ram. - Routledge, 2004. - 240 p.
47. Monder Ram Staying underground informal work, small firms, and employment regulation in the United Kingdom / Monder Ram, Paul Edwards, Trevor Jones // Work and Occupations. - 2007. - № 3. - P. 318-344.
48. Shane S. Entrepreneurial motivation / S. Shane, E.A. Locke, Chr. J. Collins / Human Resource Management Review. - 2003. - Vol. 13, Issue 2. - P. 257-279.