Аннотация 2
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты сертификации продукции и услуг 7
1.1 Понятие сертификации и ее виды 7
1.2 Нормативно-правовая база сертификации 8
1.3 Схемы сертификации продукции и услуг 11
1.4 Процесс сертификации продукции и услуг 13
2 Краткая характеристика предприятия 16
2.1 Общая информация 16
2.2 Организационная структура предприятия 17
2.3 Система менеджмента качества 19
2.4 Карта процессов предприятия 19
3 Анализ деятельности отдела сертификации продукции и услуг 21
3.1 Краткая информация об отделе 21
3.2 Организационная структура отдела сертификации продукции и услуг 21
3.3 Матрица ответственности отдела 22
3.4 Моделирование бизнес-процесса сертификации 23
4 Анализ удовлетворенности потребителей 29
4.1 Методы оценки удовлетворенности 29
4.2 Оценка удовлетворенности потребителей услугой органа по сертификации 30
5 Внедрение предложений по улучшению деятельности отдела 33
5.1 Разработка предложений по устранению несоответствий в оказываемых услугах . 33
5.2 План внедрения предложений по улучшению деятельности отдела 33
6 Анализ рисков при внедрении предложений по улучшению 37
6.1 Разработка реестра рисков 37
6.2 Построение диаграммы Исикавы для критических рисков 39
6.3 Мероприятия по устранению рисков в критической зоне 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сертификат соответствия ФБУ «Томский ЦСМ» 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Описание процессов ФБУ «Томский ЦСМ» 49
Актуальность улучшения деятельности отдела сертификации продукции и услуг заключается в том, что сертификация продукции и услуг является важным этапом в процессе производства и предоставления качественных товаров и услуг потребителям. Отдел сертификации должен обладать высокой квалификацией и компетенцией для проведения сертификационных работ. А также следить за изменениями законодательства и требованиями к сертификации. Улучшение деятельности отдела сертификации может повысить качество выпускаемой продукции и услуг, укрепить доверие потребителей и увеличить конкурентоспособность предприятия.
Объектом исследования является отдел сертификации продукции и услуг Томского ЦСМ.
Предметом исследования является деятельность отдела сертификации продукции и услуг.
Целью данной работы является разработка предложений по улучшению деятельности отдела сертификации продукции и услуг ФБУ «Томский ЦСМ» для повышения качества предоставляемых сертификационных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты обработки информации об удовлетворённости потребителей;
- изучить документацию системы менеджмента качества, нормативно-методические материалы на предприятии;
- изучить отчетную документацию по удовлетворенности потребителей
Томского ЦСМ;
- разработать предложения по устранению несоответствий в оказываемых услугах;
- применить на практике инструменты управления качеством с целью проведения анализа и разработки предложений по оптимизации деятельности в отделе сертификации продукции и услуг;
- проанализировать производственные ситуации с использованием проблемно-ориентированных методов анализа;
- проанализировать возможные риски при внедрении предложений по улучшению деятельности отдела;
- разработать мероприятия по устранению рисков в «критической» зоне.
Для выполнения цели и поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ, системный подход, дедукция, индукция, классификация, наблюдение, сравнение, изучение материалов научных и периодических изданий.
Практическая значимость работы заключается в том, что она представляет предложения по улучшению деятельности отдела сертификации продукции и услуг. Это поможет повысить качество сертификационных услуг, а также оптимизировать процессы сертификации. Предложения могут быть использованы руководством ФБУ «Томский ЦСМ» для оптимизации работы отдела и улучшения качества предоставляемых услуг. Кроме того, результаты работы могут быть полезны другим организациям, занимающимся сертификацией продукции и услуг для оптимизации своей деятельности.
Теоретическую и методологическую основу составляют труды отечественных и зарубежных авторов по анализу и улучшению деятельности организации.
Решение поставленных задач имеет важное практическое значение для повышения качества предоставляемых услуг в отделе сертификации, а также повышения конкурентоспособности организации в сфере сертификации.
В данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с разработкой предложений по улучшению деятельности отдела сертификации продукции и услуг ФБУ «Томский ЦСМ» для повышения качества предоставляемых сертификационных услуг.
Для достижения поставленной цели, были выполнены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты обработки информации об удовлетворённости потребителей;
- изучена документация системы менеджмента качества, нормативно¬
методические материалы на предприятии;
- изучена отчетная документацию по удовлетворенности потребителей
Томского ЦСМ;
- разработаны предложения по устранению несоответствий в оказываемых услугах;
- применены на практике инструменты управления качеством с целью проведения анализа и разработки предложений по оптимизации деятельности в отделе сертификации продукции и услуг;
- проанализированы производственные ситуации с использованием проблемно¬ориентированных методов анализа;
- проанализированы возможные риски при внедрении предложений по улучшению деятельности отдела;
- разработаны мероприятия по устранению рисков в «критической» зоне.
Деятельность отдела сертификации продукции и услуг является одним из ключевых аспектов обеспечения качества и безопасности продукции и услуг на рынке. Отдел сертификации отвечает за проверку соответствия продукции и услуг требованиям стандартов и нормативных документов, а также за выдачу сертификатов соответствия.
Для повышения качества предоставляемых услуг были предложены несколько предложений по улучшению деятельности отдела и разработан план внедрения предложений. А также для успешного применения были рассмотрены возможные риски, определены причины их возникновения и разработаны мероприятия по устранению рисков.
Таким образом предложения по улучшению деятельности отдела сертификации продукции и услуг помогут повысить качество сертификационных услуг, а также оптимизировать процессы сертификации. Предложения могут быть использованы руководством ФБУ «Томский ЦСМ» для оптимизации работы отдела и улучшения качества предоставляемых услуг.
1. Сертификация - обязательная и добровольная // Портал поддержки предпринимательство - [Нижний Новгород], 2020 - URL: https://businessnnov.ru/guide/kak- razvit-svoy-biznes/kontrol-i-nadzor/chto-takoe-sertifikatsiya/ (дата обращения 15.04.2023).
2. Основные виды сертификации // Ассистентус - [Б.м.], 2021 - URL:
https://assistentus.ru/sertifikaciya/vidy/ (дата обращения 15.04.2023).
3. Нормативное обеспечение сертификации // StudFiles - [Б.м.], 2015 - URL: https://studfile.net/preview/4085775/page:5/ (дата обращения 15.04.2023).
4. О техническом регулировании: принят Государственной Думой 15 дек. 2002 г.: (с изм. от 2 июля 2021 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М. 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 16.04.2023).
5. ФБУ Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области // ФБУ «Томский ЦСМ». - [Томск], 2022. - URL: (дата обращения 19.04.2023).
6. Отчет о функционировании системы менеджмента качества ФБУ «Томский ЦСМ» за 2022 год (дата обращения 19.04.2023)
7. Что такое карта процесса и как ее создать? // LucidChart. - [Б.м.]. - URL: https://www.lucidchart.com/pages/ru/карта-процесса (дата обращения: 21.04.2023).
8. Руководство по качеству органа по сертификации продукции и услуг ФБУ «Томский ЦСМ». (дата обращения 21.04.2023).
9. Положение об отделе сертификации продукции и услуг (2020) (дата обращения 21.04.2023).
10. Зайцев Р. Описание бизнес-процессов - типы описания // Консалтинговая компания «Deep Vision consulting» - [Б.м.] - URL: https://rzbpm.ru/knowledge/opisanie- biznes-processov-tipy-opisaniya.html (дата обращения: 23.04.2023).
11. Использование нотации EPC для графического описания бизнес-процессов // Хабр сообщество IT-специалистов - [Б.м.]. 2021 - URL: https://habr.com/ru/articles/143273/ (дата обращения 23.04.2023).
12. Фонтено Г. Четыре метода оценки удовлетворенности потребителя / Г. Фонтено, Л. Хенке, К. Карсон // РИА «Стандарты и качества» - [Б.м.], 2008 - URL:.https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=8535 (дата обращения 26.04.2023).
13. Отчет по оценке удовлетворенности потребителей на основе результатов анкетирования ФБУ «Томский ЦСМ» за 2021-2022 г. (дата обращения 26.04.2023).
14. Возможности и описание, что входит, функции // Битрикс 24 - [Б.м.], 2023. - URL: https://www.bitrix24.ru/features/ (дата обращения 02.05.2023).
15. Каменева Н.Г. Метод экспертных оценок / Каменева Н.Г., Поляков В.А // StudFiles. - [Б.м.], 2015. - URL: https://studfile.net/preview/2044118/page:32/ (дата обращения 02.05.2023)...21