Введение 3
Глава I Общая характеристика торговли людьми 7
1.1 Понятие торговли людьми в международном и национальном праве 7
1.2 Торговля людьми - преступление международного характера 21
Глава II Противодействие торговле людьми 29
2.1 Международные меры противодействия торговле людьми 29
2.2 Борьба с торговлей людьми по национальному
законодательству государств 40
Заключение 57
Список использованных источников 62
В теории международного права авторы , говоря о торговле людьми, отмечают, что преступление является не только одним из грубейших нарушений прав человека, но также одним из самых прибыльных видов организованной преступной деятельности, занимающей третье место среди преступных видов деятельности после торговли оружием и наркотиками. Ее распространению способствует благосостояние стран назначения, с одной стороны, и тяжелое экономическое положение стран происхождения - с другой, причем в последних благоприятную почву для торговли людьми создают нищета и недостаток информации о реалиях и рисках, связанных с ней.
Отмечается , что в последние годы Россия стала активно участвовать в происходящих в мировом сообществе различных глобальных процессах, связанных с интеграцией и унификацией в различных сферах жизнедеятельности. Однако это сближение с другими странами повлекло за собой и негативные последствия, одним из которых стало быстрое распространение торговли людьми, в том числе, детьми, а также использование их рабского труда.
Рассматривая противодействие торговли людьми, Т.И. Соловей пишет, что вопрос борьбы с данным видом преступления достаточно активно поднимался уже в конце XIX - начале XX в., но в последние годы данная проблема опять стала объектом пристального внимания мировой общественности, что связано с увеличением масштабов совершения преступления.
Торговля людьми является крайне латентным преступлением, в России, по данным ГИАЦ МВД, на которые ссылаются авторы (статистика в свободном доступе отсутствует), в общем массиве регистрируемых преступлений торговля людьми и рабство составляют десятые доли процента.
Появление и рост торговли людьми, по мнению Н.Г. Рогавой , имеет вполне объективные причины. Среди них автор выделяет:
1. Экономические: процесс глобализации экономики, под которой понимается интенсивная интеграция рынков, товаров, услуг и капиталов; различия в экономическом развитии государств, глобальное неравенство; высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни в государствах - экспортерах «живого товара».
2. Административные: неконтролируемая миграция; недостаточный контроль за деятельностью организаций, используемых для вербовки людей; неполное информирование населения о ситуации, связанной с торговлей людьми в стране.
3. Правовые: отсутствие правоохранительных структур, которые специально (целенаправленно и постоянно) должны заниматься борьбой с торговлей людьми; несовершенство правоприменительной практики - неэффективное применение (либо неприменение вообще) действующих правовых установлений; недостаточный уровень международного сотрудничества в деле борьбы с торговлей людьми; «сращивание» работников государственных и частных учреждений в отдельных странах с криминальными структурами и тотальная коррупция.
4. Моральные: деформация морально-этических ценностей и нравственных норм в обществе (кризис института семьи); широкое проникновение сексуальной пропаганды, «диффузия» сексуальности.
По оценкам экспертов ООН , доходы от торговли людьми международных организованных преступных групп составляют 7 млрд. долларов США ежегодно. В научной литературе указывается , что высокие доходы, низкий риск разоблачения (обнаружения), незначительные санкции сделали этот вид преступлений очень привлекательным для преступников, прежде специализировавшихся в других сферах криминального бизнеса, а также для вновь образованных преступных группировок.
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется тем, что с каждым годом увеличиваются масштабы торговли людьми. Принимаемые международным сообществом и государствами меры нельзя признать эффективными. В связи с этим важно выявить причины такой неэффективности.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается именно в выявлении таких причин и в попытке сформулировать предложения, которые позволили бы противодействовать торговле людьми.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ положений международных договоров и национальных правовых актов РФ, направленных на противодействие торговле людьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие торговли людьми в международном и национальном праве и закрепление его как преступления международного характера;
- изучить международные меры противодействия торговле людьми;
- рассмотреть систему мер по борьбе с торговлей людьми по национальному законодательству государств.
Объектом исследования является система мер, закрепленная в международных актах и национальном законодательстве РФ, направленная на противодействие торговле людьми.
Предметом исследования являются положения, установленные в международных договорах и национальном законодательстве, направленные на противодействие торговле людьми, монографии, учебная литература, научные статьи.
Теоретическую базу работы составили публикации Б.Б. Ахмедова,А.М. Багмет, С.И. Винокурова, С.А. Глотова, Е.В. Евстифеевой, А.А. Ковалева, А.Е. Козлова, С.А. Манахова, М.А. Мезавцова,Е.Б. Мизулиной, П.Е. Морозова, Л.К. Мхитарян, И.В. Никитенко,Е.М. Полянской, Р.С. Ромазанова, И.Е. Рубиной, О.И. Сакаевой, С.В. Сальникова, Ф.Л. Синицина, Е.В. Тюрюкановой, Д.Ю. Федорович, Р.Ф. Шайхетдинова и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания правовой действительности.
В качестве нормативной базы исследования использованы международные акты, нормативно - правовые акты РФ, обеспечивающие создание и реализацию комплекса мер, направленных на противодействие торговле людьми.
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
На основе проведенного исследования можно сформулировать некоторые выводы.
1. Понятие «торговля людьми», несмотря на длительный период ее существования, было нормативно закреплено в 2000 году в ст. 3 Палермского протокола как осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.
2. В законодательстве РФ понятие «торговля людьми» не сформулировано, но в силу прямого действия Палермского протокола может быть использовано понятие, сформулированное в нем.
3. В отличие от российского законодательства в ряде иностранных государств «торговля людьми» квалифицирована на законодательном уровне, но основным критерием является цель эксплуатации. Несколько иначе квалификация дана, например, в законодательстве Беларуси и Дании, где торговля людьми признается противоправной независимо от ее цели.
4. Торговля людьми приобрела международный характер. В настоящее время она признается транснациональным преступлением, поскольку выполнение объективной стороны осуществляется на территории нескольких государств. Международные акты не раскрывают содержания торговли людьми как преступления международного характера, его диспозиция детализируется в национальном законодательстве.
5. Исходя из положений международных актов, к числу преступлений, связанных с торговлей людьми, помимо самой торговли, относится ряд других деяний, непосредственно связанных с ее целями и осуществлением: принуждение лица к изъятию органов или тканей, а также их незаконный оборот для трансплантации; применение к человеку институтов и обычаев, сходных с рабством; вовлечение несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность в целях их эксплуатации; вовлечение несовершеннолетних в незаконные вооруженные формирования и их использование в вооруженных конфликтах; организация незаконной миграции в целях эксплуатации человека.
6. В связи с усилением миграционных процессов государства одновременно являются и поставщиками, и получателями при торговле людьми, что характеризует и современную Россию. Следует согласиться с мнением о том, что для эффективного противодействия торговле людьми необходимо разделять не страны, а сферы преступной деятельности каждого государства, исходя из особенностей продажи, транзита или получения людей как живого товара.
7. В настоящее время действующие международные договоры демонстрируют комплексный подход к пониманию борьбы с торговлей людьми, проявляющийся в трех основных аспектах:
1) предупреждение данного преступления;
2) наказание виновных;
3) защита жертв торговли людьми.
8. В ряде международных актов, к примеру, в Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, установлен перечень мер (криминализация не только самой торговли людьми, но и пользование услугами жертвы (т.е. действий покупателя), а также оборота документов, используемых в торговле людьми; установление перечня отягчающих преступление обстоятельств; обеспечение различных мер, необходимых для защиты жертв (физическую защиту, предоставление нового места жительства, смену личности, а также оказание помощи в трудоустройстве); установление специальных мер для защиты ребенка-жертвы с максимальным учетом его интересов; обеспечение защиты жертв, сообщивших информацию о преступлениях, свидетелей, а также членов их семей; обеспечение защиты членов групп, фондов, ассоциаций или неправительственных организаций, целью которых является противодействие торговле людьми или защита прав человека), принятие которых позволило бы снизить уровень торговли людьми, но большинство из них, особенно тех, которые требуют материальных затрат, остаются только положениями этих актов. Наиболее прогрессивной является позиция, занятая в международных актах государств Евросоюза, поскольку предусматривает, в первую очередь, превентивные меры, направленные на исключение благоприятных условий для совершения преступления, и меры защиты и реабилитации потерпевших.
9. Присоединение России к ряду международных договоров в сфере противодействия торговли людьми (к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г.; к Рекомендации № R (2000) 11 Комитета министров Совета Европы о борьбе с торговлей людьми с целью сексуальной эксплуатации; к Рекомендацию Rec (2002) 5 Комитета министров о защите женщин от насилия), либо включение в национальное законодательство отдельных положений указанных международных актов позволили бы активизировать борьбу с этим преступлением, поскольку в настоящее время меры уголовно-правовой защиты несовершенны, механизм защиты жертв торговли не создан, причины и условия, способствующие совершению преступления, не устраняются.
10. На основе положений международных актов в национально правовых системах сложилось три основных модели противодействия торговле людьми: северо-европейская (или «шведская»), согласно которой при противодействии торговле людьми основное внимание и усилия направлены на покупателя сексуальных услуг, т.е. на борьбу со спросом; американская (палермская) модель, предполагающая не только пресечение преступления либо опеку жертва, а комплексное воздействие на причину и последствия правонарушения, предполагая меры наказания нарушителя (пособника) и реабилитацию пострадавших лиц; центрально-азиатская модель (репрессивная), связанная с политикой пресечения, носящая уголовно-правовой характер и направленная не на жертву торговли, а на преступника. В реализации задействованы правоохранительные органы и силовые ведомства, службы национальной безопасности. Россия относится к третьей модели противодействия с тем изъятием, что закрепленные в национальном законодательстве уголовно-репрессивные меры ввиду пробельности диспозиции и мягкости наказания не являются эффективными.
11. Применительно к Российской Федерации приходится констатировать, что борьба с торговлей людьми осуществляется неэффективно. Представляется, что основная причина кроется в невыполнении России некоторых обязательств, принятых ею при подписании международных договоров: не предусмотрены меры, предоставляющие жертвам торговли людьми возможность получения компенсации за причиненный ущерб; не создана система мер, направленных на предупреждение торговли людьми, а также на защиту жертв от ревиктимизации.
12. Торговля людьми криминализирована в ст. 127.1 УК РФ, сфера применения уголовно-правового состава ограничена целью эксплуатации. Согласно статистическим данным, ежегодно в России регистрируется крайне незначительное количество преступлений, квалифицируемых по ст. 127.1 УК РФ, что связано с крайней латентностью деяния. В качестве причин такой латентности преступления выделяется отсутствие закона о защите свидетелей и жертв преступлений, низкий уровень доверия к государству, к правоохранительным органам, коррумпированность властей.
13. Представляется, что было бы целесообразно изменить национальное законодательство с учетом опыта других стран и положений, закрепленных в соответствующих международных актах. В связи с этим следовало бы исключить из диспозиции ст. 127.1 УК РФ указание на цель совершения преступления (эксплуатацию) как составообразующий признак; добавить конфискацию имущества как обязательный вид наказания (наряду с лишением свободы) при совершении преступления, предусмотренного ст.127.1 УК РФ; перевести все составы преступления, предусмотренных в ст. 127.1 УК РФ, в категорию особо тяжких; криминализировать действия покупателя услуг при торговле людьми.
1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 //
Международные акты о правах человека. Сб. документов. - М.: Норма: Инфра-М, 1998. - 784 с.
2. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Международные акты о правах человека. Сб. документов. - М.: Норма: Инфра-М, 1998. - 784 с.
3. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 02.12.1949 // Международные акты о правах человека. Сб. документов. - М.: Норма: Инфра-М, 1998. - 784 с.
4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 // Международные акты о правах человека. Сб. документов. - М.: Норма: Инфра-М, 1998. - 784 с.
5. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25.05.2000 // Бюллетень международных договоров. 2014. № 6.
6. Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 // Бюллетень международных договоров. 2005. № 3.
7. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2.
8. Римский статут Международного уголовного суда от 17.07.1998 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
9. Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси от 08.08.1945 //
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 165 - 172.
10. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13.12.2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://eulaw.ru/treaties/lisbon.
11. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (CETS N 197) от 16.05.2005 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
12. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25.11.2005 // Бюллетень международных договоров. 2007. № 6.
13. О борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации:
Рекомендация № R (2000) 11 Комитета министров Совета Европы от 19.05.2000 // Совет Европы и Россия. Сборник документов.- М.:Юридическая литература, 2004. - С. 707 - 745.
14. Рекомендация 1325 (1997) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о торговле женщинами и принудительной проституции в государствах - членах Совета Европы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.coe.int.
15. Рекомендация Rec (2002) 5 Комитета министров государствам - членам о защите женщин от насилия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.coe.int.
16. О предупреждении и противодействии торговле людьми, о
защите пострадавших и о замене Рамочного решения Совета ЕС 2002/629/ПВД: Директива № 2011/36/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 05.04.2011[Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс.
17. О борьбе с торговлей людьми: Рамочное решение № 2002/629/ПВД Совета Европейского Союза от 19.07.2002 [утратил силу] [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
18. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008, от 30.12.2008, от 05.02.2014, от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
19. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1666.
20. Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола: Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 № 1190 (в ред. от 29.05.2006) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
21. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yгoлoвный-кoдeкc.бeл.
22. Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. д.ю.н., проф., Б.В. Волженкин. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2001. 510 с.
23. Уголовный кодекс Испании 1995 г. / Под ред. и предисл. д.ю.н., проф. Н.Ф. Кузнецовой и д.ю.н., проф. Ф.М. Решетникова. - М.: Зерцало, 1998. 218 с.
24. Уголовный кодекс Италии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://librisum.com.
25. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitutions.ru.
26. Уголовный кодекс Королевства Дания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crimpravo.ru/page/zar-uk
27. Уголовный кодекс Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg.
28. Уголовный кодекс Республики Азербайджан [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.unodc.org/tldb/pdf/Azerbaijan_Criminal_Code.
29. Уголовный кодекс Республики Казахстан / Предисл.: Рогов И.И. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2001. 466 с.
30. Уголовный кодекс Республики Польша /Науч. ред. к.ю.н, доц.
A. И. Лукашова, д.ю.н., проф.Н.Ф. Кузнецовой. - СПб.: Юрид. центр Пресс,2003. 390 с.
31. Уголовный кодекс Туркменистана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.turkmenbusiness.org/node/124.
32. Уголовный кодекс Украины / Науч.ред. и предисл. д.ю.н. проф.,
B. Я. Тация и д.ю.н., проф, В.В.Сташица. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2001. 393 с.
33. Уголовный кодекс Японии/ Науч. ред. и предисл. д.ю.н., проф. А.И. Коробеева. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 226 с.
П.Специальные
34. Ахмедов Б.Б. Торговля людьми: проблема противодействия / Б.Б. Ахмедов // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 2 (15). -
C. 155-159.
35. Багмет А.М. Вопросы противодействия торговли людьми и эксплуатации человека / А.М. Багмет // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2007. № 1. - С. 62-65.
36. Бисярина А.Н. Правовые основы борьбы с торговлей несовершеннолетними в целях изъятия органов или тканей: современное состояние проблемы [Электронный ресурс] / А.Н. Бисярина // Российский следователь. 2015. № 1 // СПС КонсультантПлюс.
37. Буряк М. Протокол ООН 2000 года против торговли людьми / М.Буряк // Торговля людьми: Социокриминологический анализ / под общ. ред. Е.В. Тюрюкановой, Л.Д. Ерохиной. - М. : Academia, 2002. - 224 с.
38. Буряк М.Ю. Торговля людьми и борьба с ней: Криминологические и уголовно-правовые аспекты: автореферат дис. ... канд. юрид. наук [Электронный ресурс] / М.Ю. Буряк. - Владивосток, 2005. Режим доступа: http://www.dissercat.com.
39. Винокуров С.И. К вопросу о путях реформирования международного законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми (основные тезисы) [Электронный ресурс] / С.И. Винокуров // Российский следователь. 2014. № 8 // СПС КонсультантПлюс.
40. Волков К.А. Эксплуатация человека как уголовно-правовая категория // Российская юстиция. 2011. № 3 [Электронный ресурс] / К.А. Волков // СПС КонсультантПлюс.
41. Глотов С.А. Противодействие торговле людьми: правовое регулирование, зарубежная и отечественная практика / С.А. Глотов, С.В. Сальников. - М.: Изд-е Международного юридического института, 2009. - 120 с.
42. Глушков А.И. Российское законодательство об уголовной ответственности за торговлю людьми (исторический аспект) [Электронный ресурс] / А.И. Глушков, Н.В. Головко // Российский следователь. 2014. № 11. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
43. Голованова Н.А. Международные стандарты и уголовное законодательство России об искоренении насилия в отношении детей / Н.А. Голованова // Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В.П. Кашепов. - М.: Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2012. - 312 с.
44. Гусев Л. Борьба с торговлей людьми: современное состояние дел в странах Центральной Азии [электронный ресурс]/ Л. Гусев // Новое восточное обозрение. Электронный журнал. 2011. № 7. Режим доступа:
http://www.ru.journal-neo.com/node/7974.
45. Евстифеева Е.В. Теоретические проблемы уголовно-правовой ответственности за торговлю людьми: автореф. дне. ... канд. юрид. наук / Е.В. Евстифеева. - Саратов, 2002. - 25 с.
46. Иващенко В.А. Криминологические и уголовно-правовые аспекты борьбы с торговлей женщинами и детьми: автореферат дне. ... канд. юрид. наук [Электронный ресурс] / В.А. Иващенко. - Киев, 2000. Режим доступа: http://www.dissercat.com.
47. Клеткина О.С. Содержание понятия «торговля людьми» в системе противодействия ее распространению [Электронный ресурс] / О.С. Клеткина // Апробация. 2014. № 1(16). Режим доступа: http://elibrary.ru.
48. Ковалев А.А. Новые усилия международного сообщества в борьбе с работорговлей [Электронный ресурс] / А. А. Ковалев // Юрист- международник. 2008. № 2. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
49. Козлов А.Е. Борьба с торговлей людьми: российский и международный аспекты / А.Е. Козлов, Р.Ф. Шайхетдинов // Актуальные вопросы борьбы с преступностью. 2014. № 1. - С. 8 - 12.
50. Кушпель Е.В. Проблемы выявления и расследования торговли несовершеннолетними / Е.В. Кушпель // Вестник криминалистики. 2006. № 1. - С. 72-76.
51. Лапупина Н.Н. Уголовно-правовая охрана свободы человека: реальность и перспективы / Н.Н. Лапупина // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 1. - С. 147-152.
52. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М.: Бек, 1997. - 371 с.
53. Манахов С.А. Вопросы формирования российского законодательства по проблеме противодействия торговле людьми / С.А. Манахов // Сборник материалов международного круглого стола «Взаимодействие правоохранительных органов и неправительственных организаций (НПО) - эффективная стратегия противодействия торговле людьми». 23 января 2004 г. - Москва, 2005. - С. 18-22.
54. Матвеева Т.Д. Проблемы рабства в современном международном праве / Т.Д. Матвеева // Российский ежегодник международного права. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2002. - С. 103 - 114.
55. Мезавцов М.А. Актуальные проблемы применения норм российского и международного права, направленных на борьбу с торговлей людьми / М.А. Мезавцов // Бизнес в законе. 2010. № 5. - С. 106-110.
56. Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России / Е.Б. Мизулина. - М.: Юристъ, 2006. - 591 с.
57. Морозов П.Е. Формирование правовых основ устранения торговли людьми в зарубежных странах / П.Е. Морозов // Вестник Пермского университета. 2011. № 3 (13). - С. 181-187.
58. Мхитарян Л.К. Некоторые пути совершенствования противодействия торговле людьми / Л.К. Мхитарян // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 2. - С. 167-170.
59. Мхитарян Л.К. Обязанности государства по защите конституционных прав жертв торговли людьми и их эксплуатации / Л.К. Мхитарян // Бизнес в законе. 2008. № 1. - С. 29-31.
60. Никитенко И.В. Миграционная безопасность в контексте противодействия торговле людьми и рабству: криминологический аспект / И.В. Никитенко // Российский следователь. 2010. № 2. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
61. Османова Н.В. Деятельность следователя СК России по обеспечению национальных интересов (на примере предварительного расследования преступлений, связанных с торговлей людьми) [Электронный ресурс] / Н.В. Османова // Российский следователь. 2014. № 14 // СПС КонсультантПлюс.
62. Подшивалов В.Е. Международно-правовые проблемы разграничения понятий «незаконный ввоз мигрантов» и «торговля людьми» /
B. Е. Подшивалов // Московский журнал международного права. 2003. № 3 (51). -С.98-108.
63. Полянская ЕМ. Некоторые аспекты международного опыта борьбы с использованием рабского труда и торговлей людьми / ЕМ. Полянская // Вестник КРАГСиУ. Серия «Государство и право». 2014. № 18. -
C. 85-89.
64. Рарог А.И. Торговля людьми в российском и немецком уголовном праве / А.И. Рарог, У. Хелльман, П. Головенков // Lex Russica. 2008. № 5. - С. 1162-1179.
65. Репецкая А.Л. Транснациональная организованная преступность: характеристика, причины, стратегии контроля. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2001. - 215 с.
66. Рогава И.Г. Криминологическая характеристика торговли людьми [Электронный ресурс] // Российский следователь. 2014. № 5. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
67. Ромазанов Р.С. Защита жертв торговли людьми / Р.С. Ромазанов // ЕврАзЮж. 2012. № 11 (54). - С. 138-140.
68. Рубина И.Е. Проблема торговли женщинами в современном международном праве / И.Е. Рубина // Международное право. 2001. № 5. - С. 178-182.
69. Сакаева О.И. Реализация международно-правовых норм в сфере противодействия торговле людьми в Российской Федерации [Электронный ресурс]/ О.И. Сакаева // Журнал российского права. 2014. № 2 // СПС КонсультантПлюс.
70. Сакаева О.И. Торговля людьми как самостоятельное проявление международной преступной деятельности / О.И. Сакаева // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 110-117.
71. Сальников С.В. Унификация законодательства стран СНГ и ЕврАзЭС как важное условие повышения эффективности противодействия торговле людьми / С.В. Сальников // Человеческий капитал. 2012. № 5 (41). - С. 170-176.
72. Синицин Ф.Л. Международное законодательство по проблеме торговли людьми / Ф.Л. Синицин. - Пермь, 2000. - С. 74.
73. Соловей Т.И. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным вывозом для сексуальной эксплуатации и растления несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Т.И. Соловей // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 1. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
74. Сухаренко А. Работорговля XXI века [Электронный ресурс] / А. Сухаренко // ЭЖ-Юрист. 2013. № 36 // СПС КонсультантПлюс.
75. Торбин Ю.Г. К вопросу о противодействии торговле людьми (исторический анализ явлений) / Ю.Г. Торбин, Г.К. Арутюнов // Миграционное право. 2009. № 4. - С. 38-47.
76. Тюрюканова Е.В. Торговля людьми и современный миграционный режим [Электронный ресурс] / Е.В. Тюрюканова. Режим доступа: www. mosorgcrimscenter.ru.
77. Федорович Д.Ю. Вопросы совершенствования межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности / Д.Ю. Федорович // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). - С. 28-33.
78. Федорович Д.Ю. Современное состояние борьбы с торговлей людьми в России / Д.Ю. Федорович // Общество и право. 2007. № 4 (18). - С. 204-208.
79. Черный А.М. Влияние международно-правовых норм по предупреждению торговли людьми на российское законодательство / А.М. Черный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2014. № 2 (14). - С. 101-108.
80. Чорноус Ю.М. Международное сотрудничество при
расследовании преступлений международного характера / Ю.М. Чорноус// Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. № 2. - С. 68-72.
Ш.Интернетресурс
81. URL : http://www.un.org/ru/rights/trafficking.
82. URL: http://sartraccc.ru/Traffic/i.php? filename=scien_rep
/0075.htm&oper=read_file.
83. URL: www.mvd.ru/Statistika.
84. Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми от 30.10.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/gp _trafficking.shtml.
85. О противодействии торговле людьми: Проект Федерального закона от 18.03.2003 [Электронный ресурс]. Режима доступа:
http://www.gazeta.ru/parliament/info/laws/15496.shtml.
IV .Иі іыс источники
86. Проект Федерального закона РФ № 476214-4 «О внесении изменений в статью 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: Заключение Комитета по вопросам семьи, женщин и детей от 04.03. 2008 № 3.6-12/7 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
87. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 430557-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
88. Доклад «О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации» / под ред. Е.Б. Мизулиной. - М.: Юристъ, 2006. - 153 с.
89. Торговля людьми в Российской Федерации: обзор и анализ текущей ситуации по проблеме / Доклад подготовлен Е.В. Тюрюкановой совместно с Фондом «Институт экономики города». - М.: юнисеф, МОТ, КАМР, 2006. - 160 с.
Ѵ.Судебная практика
90. Дело Ранцев (Rantsev) против Республики Кипр и Российской Федерации: Постановление Европейского суда по правам человека от 07.01.2010 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.