Введение 3
1 Теоретические основы анализа и моделирования бизнес-процессов 5
1.1 Понятие бизнес-процесса, его характеристики и классификации 5
1.2 Методы анализа бизнес-процессов 11
1.3 Подходы к моделированию бизнес-процессов 16
1.4 Методы оптимизации бизнес-процессов 21
2 Описание бизнес-процессов компании ООО «АВАНГАРД» 28
2.1 Анализ деятельности компании ООО «АВАНГАРД» 28
2.2 Моделирование текущих бизнес-процессов компании ООО «АВАНГАРД» .... 34
3 Разработка рекомендаций по оптимизации бизнес-процесса компании ООО
«АВАНГАРД» 42
3.1 Определение «узких мест» в бизнес-процессе 42
3.2 Разработка оптимизированной модели бизнес-процесса 45
3.3 Перспективы внедрения предложенных мероприятий 50
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Приложение А Шаблон для приема заявок
Современная экономика характеризуется усилением конкуренции, ростом требований клиентов, внедрением новых технологий. В таких условиях анализ и моделирование бизнес-процессов для повышения эффективности деятельности компании приобретают особую актуальность.
Компании сталкиваются с потребностью повышения результативности, сокращением затрат и обеспечением адаптивности, что обуславливает необходимость разработки и применения инновационных подходов к анализу и моделированию бизнес - процессов. Автоматизация процессов позволяет быстрее адаптироваться к новым требованиям и обеспечивает устойчивое развитие компании в долгосрочной перспективе. Однако, параллельно с этим усиливается рыночная конкуренция, это связано с развитием технологий искусственного интеллекта, алгоритмов машинного обучения и систем работ с большими данными, что вынуждает компании пересматривать и улучшать свои процессы.
В большинстве компаний наблюдается неэффективность в ключевых бизнес- процессах, что ведет к увеличению издержек, задержкам в выполнении заказов и ухудшению качества обслуживания клиентов. Среди проблем выделяются дублирование функций, избыточные этапы, недостаточная автоматизация и недостаточная прозрачность процессов. Это делает особенно важной задачу выявления «узких мест» и обработки неэффективных элементов для повышения общей производительности и устойчивости бизнес-модели.
Целью исследования является разработка решений по оптимизации бизнес- процессов компании, способствующих повышению общей эффективности её деятельности.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы бизнес-процессов;
2. Проанализировать текущую деятельность компании;
3. Построить модель бизнес-процесса и оценить её эффективность;
4. Разработать рекомендации по внедрению изменений в бизнес-процесс
Объектом исследования является компания ООО «АВАНГАРД» города Норильск.
Предмет исследования - бизнес-процессы компании ООО «АВАНГАРД» города Норильск.
Для достижения целей исследования использовались анализ теории и литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение, моделирование, сбор данных с использованием внутренних и внешних источников информации, сравнительный анализ, статистические методы и финансовый анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленная модель бизнес-процесса сможет повысить эффективность деятельности компании, улучшить качество обслуживания, ускорить длительность процесса. Дополнительно разработанная модель бизнес-процесса может послужить примером для других организаций, в котором они могут перенять идею решения проблемных мест.
Информационной базой исследования послужили стали труды российских и зарубежных ученых по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трёх глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, указаны объект и предмет исследования, практическая значимость исследования. В первой главе изучены теоретические аспекты анализа и моделирования бизнес- процесса. Во второй главе был проведен анализ текущего состояния компании и выявлены недостатки в текущем бизнес-процессе. В третьей главе представлена оптимизированная модель бизнес-процесса компании, представлены преимущества использования данной модели.
В первой главе рассмотрены теоретические и методические основы бизнес- процессов и их моделирования. Благодаря этому были решены первые поставленные задачи.
Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных задач, действий и операций, выполняемых в рамках организации для достижения определенной цели или результата. Этот процесс представляет собой систематизированный набор действий, которые осуществляются с целью создания ценности, обеспечения внутренней эффективности и реализации стратегий компании.
Основные нотации для моделирования бизнес-процессов включают BPMN, EPC и IDEF. BPMN используется для описания процессов нижнего уровня, где диаграмма процесса представляет собой алгоритм выполнения. EPC применяется для представления алгоритма выполнения процесса в виде упорядоченной комбинации событий и функций. IDEF - это целое семейство нотаций, каждая из которых используется для описания различных элементов бизнес-системы, наиболее часто применяются стандарты IDEF0 и IDEF3.
Для оптимизации бизнес-процессов компании целесообразно применять комплексный подход, включающий методы инжиниринга, реинжиниринга, метод непрерывного совершенствования (CPI), концепцию Total Quality Management (TQM), методологию Шесть сигм (Six Sigma), бережливое производство и стандарты ISO 9000. Каждый из перечисленных методов направлен на повышение эффективности, качества и гибкости бизнес-процессов, что позволяет не только сократить издержки и улучшить управление, но и повысить конкурентоспособность компании на рынке.
Деятельность ООО "Авангард" включает широкий спектр строительных услуг, от создания новых объектов до их реконструкции и капитального ремонта. Компания обладает необходимой материально-технической базой, современным оборудованием и профессиональным коллективом специалистов, что позволяет ей выполнять заказы любой сложности и объема.
Было рассмотрено два бизнес-процесса компании ООО «АВАНГАРД»: «Выполнение ремонтных работ» и «Сдача собственной техники в аренду». В дальнейшем исследовался один бизнес-процесс «Сдача собственной техники в аренду».
Был проведен SWOT-анализ данного бизнес-процесса, который показал, что его слабыми сторонами являются риски ошибок при заполнении документации и длительный цикл обработки заявок. В числе возможностей для развития выделялось автоматизация процессов, растущий спрос на предоставляемые услуги, открывающий перспективы для расширения бизнеса.
Для того чтобы улучшить данный бизнес-процесс «Сдача собственной техники в аренду» было рекомендовано:
1) Использование программы ID20 для заполнения путевых листов онлайн;
2) Разработан шаблон заявки для клиентов на платформе Tilda.
В итоге каждое из предложенных мероприятий окажет положительное влияние на рассматриваемый бизнес-процесс, что позволит значительно его оптимизировать и повысить общую эффективность работы компании. На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что внедрение данных решений позволит организации увеличить выручку, при этом не требуя значительных дополнительных финансовых вложений, что делает предложенные меры экономически целесообразными и выгодными для дальнейшего развития бизнеса.
1. Алеников А.С., Мамонова И.В., Кололеева К.И. Вариативные подходы к выбору нотации при моделировании бизнес-процессов на предприятии // Вестник Академии знаний. 2020. - №4 (39). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/variativnye-podhody-k-vyboru- notatsii-pri-modelirovanii-biznes-protsessov-na-predpriyatii(дата обращения: 05.05.2025).
2. Алиева К. Ш., Тин Ю. А., Лосев В. С. Моделирование и оптимизация бизнес-
процессов организации // Вестник ТОГУ. - 2023. - №1(68). - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/modelirovanie-i-optimizatsiya-biznes-protsessov-organizatsii(дата обращения: 08.05.2025).
3. Астанин Д.Ю., Уточнение сущности понятия «бизнес-процесс» // Экономинфо. -
2006. - №5. - С. 46-49. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZutochnenie-suschnosti-
ponyatiya-biznes-protsess (дата обращения: 04.05.2025).
4. Воскресенская О.В. Об управлении бизнес-процессами на предприятии // E-Scio. - 2023. - №3(78). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ob-upravlenii-biznes-protsessami-na- predpriyatii(дата обращения: 10.05.2025).
5. Гагарина С.Н., Шитов В.О. Анализ как функциональный элемент управления бизнес-процессами в организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. - №8 (114). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kak-funktsionalnyy-element-upravleniya- biznes-protsessami-v-organizatsii(дата обращения: 03.05.2025).
6. Горячева А. В. Показатели эффективности бизнес-процессов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli- effektivnosti-biznes-protsessov(дата обращения: 17.05.2025).
7. Давыдов В. М., Прыткова Е. А., Смашная У. Н. Управление конкурентоспособностью строительных предприятий дальнего востока в условиях санкций // Вестник ТОГУ. - 2023. - №4(71). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie- konkurento spo sobno styu- stroitelnyh-predpriyatiy- dalnego -vo stoka-v-usloviyah- sanktsiy (дата обращения: 10.04.2025).
8. Димитриади Г.Д. Основные методологии и подходы к моделированию бизнес-
процессов компании // Символ науки. - 2023. - №11-2-1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metodologii-i-podhody-k-modelirovaniyu-biznes- protsessov-kompanii(дата обращения: 11.05.2025).
9. Драчева В.И. Автоматизация бизнес-процессов // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. 2011. - №7 - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/avtomatizatsiya-biznes-protsessov (дата обращения:
26.04.2025).
10. Дульцев Д.О. Основные подходы к оптимизации бизнес-процессов //
Экономика и социум. - 2022. - №11-1(102). - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osnovnye-podhody-k-optimizatsii-biznes-protsessov (дата
обращения: 07.05.2025).
11. Ивахник, Д. Е. Конкурентоспособность бизнес-процессов предприятия: понятие и метод оценки / Д. Е. Ивахник // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2022. - № 1(33). - С. 5-15. (дата обращения: 11.05.2025).
12. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 534 с. — (Высшее образование). —Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт] (дата обращения: 01.05.2025).
13. Кинтонова А. Ж., Ким Е. Оптимизация бизнес-процессов // Sciences of Europe. 2016. №9-4 (9). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/optimizatsiya-biznes-protsessov-1(дата обращения: 26.04.2025).
14. Кесян С.В. Анализ рисков бизнес-процессов: понятие, виды, классификация // Вестник Академии знаний. - 2024. - №3 (62). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz- riskov-biznes-protsessov-ponyatie-vidy-klassifikatsiya(дата обращения: 10.04.2025).
15. Кот Е.М., Пильникова И.Ф., Петрякова С.В., Крохалев А.А., Пильников Л.Н. Автоматизация бизнес-процессов компании. Особенности и значение SCRAM-метода и BIG DATA (большие данные) // Право и управление. 2024.-№4.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-biznes-protsessov-kompanii-osobennosti-i- znachenie-scram-metoda-i-big-data-bolshie-dannye(дата обращения: 03.05.2025).
16. Кузьмин А. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов // Вестник науки. - 2022. -
№7(52). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/reinzhiniring-biznes-protsessov-4(дата
обращения: 05.05.2025).
17. Кузьмин И.А., Набродова И.Н. Методы оптимизации бизнес-процессов и
выполнения задач // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2024. - №9. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/metody-optimizatsii-biznes-protsessov-i-vypolneniya-zadach(дата обращения: 11.05.2025).
18. Максакбаев, Д. Н. Управление бизнес-процессами: Основные понятия / Д. Н. Максакбаев, С. Е. Кайдарова // Экономическая и социальная сфера региона: тенденции, проблемы и перспективы: Сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию Экономического факультета, Кызыл, 24 ноября 2023 года. - Кызыл: Тувинский государственный университет, 2023. - С. - 102-106.
19. Мартынов, Д. П. Развитие понятия «бизнес-процесс» в условиях цифровой экономики: новые вызовы и возможности // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2023. - № 3. - С. 169-176.
20. Москалёва И.М., Батылина Н.А. Анализ бизнес-процессов как инструмент их
оптимизации и рационализации // CETERIS PARIBUS. - 2022. - №12 - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-biznes-protsessov-kak-instrument-ih-optimizatsii-i- ratsionalizatsii(дата обращения: 01.06.2025).
21. Песков Евгений Вадимович Бизнес процессы и бизнес архитектура в современном бизнесе // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. - №2 (4). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZbiznes-protsessy-i-biznes-arhitektura-v-sovremennom-biznese(дата обращения: 26.04.2025).
22. Прокина Е. Ю. Автоматизация бизнес-процессов // Контентус. - 2022. - №6
(119). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7avtomatizatsiya-biznes-protsessov-1(дата
обращения: 10.05.2025).
23. Свинцова Е.А. Анализ бизнес-процессов предприятия (на примере АО
«РУСАЛ») // Вестник науки и образования. - 2021. - №10-3(113). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-biznes-protsessov-predpriyatiya-na-primere-ao-rusal(дата обращения: 10.04.2025).
24. Терехин Н. С., Расулов Г. А. Совершенствование и оптимизация бизнес-
процессов в организации // Вестник науки. - 2025. - №3(84). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-i-optimizatsiya-biznes-protsessov-v- organizatsii(дата обращения: 14.05.2025).
25. Трофимов С.В. Методы оптимизации операционных процессов в бизнесе // Инновации и инвестиции. - 2025. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody- optimizatsii-operatsionnyh-protsessov-v-biznese(дата обращения: 15.05.2025).
26. Турганова А.Т. Методы качественного и количественного анализа бизнес-
процессов // Инновации и инвестиции. - 2022. - №8. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-kachestvennogo-i-kolichestvennogo-analiza-biznes- protsessov(дата обращения: 09.05.2025).
27. Удальцова Н.Л. Современные методы анализа и моделирования бизнес-
процессов // Лидерство и менеджмент. - 2021 - №2. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-analiza-i-modelirovaniya-biznes- protsessov(дата обращения: 08.05.2025).
28. Хлопунова Е.Р. Современные подходы к моделированию бизнес-процессов в условиях цифровой трансформации // Экономика и социум. - 2025. - №1-1 (128). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-modelirovaniyu-biznes-protsessov-v- usloviyah-tsifrovoy-transformatsii(дата обращения: 10.05.2025).
29. Яценко А.В., Боркова Е.А. Анализ методов описания бизнес-процессов //
Экономика и бизнес: теория и практика. 2019.-№12-3.-URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-opisaniya-biznes-protsessov(дата обращения: 04.05.2025).
30. Rummler &Brache (1995). Improving Performance: How to manage the white space
on the organizational chart. Jossey-Bass, San Francisco. - URL: scispace.com/papers/improving- performance-how-to-manage-the-white-space-on-the-3wy771rt3d (дата обращения:
04.05.2025).