Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК

Работа №186124

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическое исследование эффективности образовательных практик в
малых группах 6
1.1 Концепция эффективной образовательной практики 6
1.2 Теоретическая модель оценки эффективности образовательной
практики 10
1.3 Проблемно-проектные образовательные практики 24
1.4 Моделирование эффективной проблемно-проектной образовательной
практики в малых группах 30
1.5 Сценарий занятия проблемно-проектной образовательной практики в
малых группах
2 Эмпирическое исследование эффективности проблемно-проектной
модели образовательной практики в малых группах 46
2.1 Организация исследования 46
2.2 Результаты экспериментального исследования 48
2.3 Интерпретация полученных результатов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Современный мир, начиная с середины восьмидесятых годов прошлого века необратимо меняется: нарастает скорость изменений, сложность, неопределенность и непредсказуемость. [20, С. 8]. Рождение новой цивилизации на рубеже тысячелетий предлагает новые вызовы людям и системам, в поиске ответов на которые современные социальная и когнитивная психология, образовательная практика могут сыграть решающую роль.
Стремление и способность зрелой личности создавать принципиально новые возможности жизнедеятельности, формы успеха, открывать новые социальные и индивидуальные смыслы становится условием развития цивилизации. От современного профессионала требуется готовность и умение активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, способность создавать, изобретать новые нестандартные стратегии своего поведения и деятельности. Главенствующее место в развитии этой способности отводится самостоятельному исследованию, экспериментированию, образованию через поиск и открытие.
Практика современного многоуровневого образования направлена на формирование способности ставить и решать проблемы, связанные с трудностями выбора и с принятием ответственности за свою жизнь, за последствия своих мыслей, чувств, действий и поступков.
Определение параметров эффективности современных образовательных практик актуализируется необходимостью осмысления и рефлексии накопленного опыта. Основным противоречием текущей ситуации является несовместимость опыта, накопленного образовательными практиками и традиционными методами оценки эффективности полученных результатов.
Проблемно-проектные образовательные практики студентов широко представлены в инновационной практике зарубежных и ряда отечественных вузов, включая ТГУ И ТПУ [12, 20, 31, 45, 46]. Развитие и применение проблемно-проектных образовательных практик в университетах США поддерживается Национальным научным фондом и Фондом совершенствования высшего образования. В России известен опыт МФТИ, МИЭТ, СФУ и ряда других вузов по организации системы «элитного технического образования» на основе применения технологий проблемно-проектного обучения. За рубежом аналогичные системы подготовки существуют в Массачусетском технологическом институте, Инженерном колледже Франклина В. Олина, Университете сингулярности (США), Университете Торонто (Канада) и других университетах [32].
Разработка проблем обучения берет свое начало еще со времен Сократа, но лишь начиная с XVII века можно говорить о первых нетрадиционных образовательных практиках в учебном звене: в это время Джоном Локком выделена концепция «экспериментального обучения». В XIX веке она получает свое развитие благодаря Песталоццию, Хегелю, Фребелю, Францису Паркеру, а также Л. С. Выготскому. Далее проблемой образовательных практик активно занимались следующие ученые: О. Е. Баксанский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В.Оконь и др. В работах Кеннета Джерджена можно найти раскрытие проблемы эффективности обучения.
Целью данного исследования является определение и оценка параметров эффективности проблемно-проектных образовательных практик. Данная цель реализуется в следующих задачах:
- проанализировать понятие образовательной практики с точки зрения методологии конструктивизма;
- определить параметры оценки эффективности образовательной практики;
- провести эмпирическое исследование эффективности проблемно-проектной образовательной практики;
- дать интерпретацию полученным эмпирическим данным.
Объектом исследования является эффективность проблемно¬проектной образовательной практики.
Предмет исследования - оценка эффективности проблемно-проектной образовательной практики.
Гипотезой исследования является следующее предположение. Образовательные проблемно-проектные практики активизируют основные формы психической активности личности и группы, обеспечивая тем самым формирование интеллектуальной компетентности, внутренне мотивированной способности создавать новое знание, решая задачи высокого уровня сложности. Поэтому для оценки и контроля эффективности данной технологии нужен комплексный показатель, включающий инструменты оценки формирования интеллектуальной компетентности.
Методологической основой послужили исследования компетентности Дж. Равена и онтологической теории интеллекта М.А. Холодной.
В работе были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ проблемы эффективности проблемно-проектной образовательной практики, модифицированный вариант методики Э. Торренса, предложенный М.А. Холодной, методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана, методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина, тест Р. Амтхауэра, методы статистической обработки данных.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке концепции оценки эффективности проблемно-проектной образовательной практики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные в среднем, высшем и профессиональном образовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эффективность современных проблемно-проектных образовательных практик может оцениваться по качественным и количественным показателям изменений в интеллектуальной деятельности: (а)
вовлеченность в образовательный процесс (уровни мотивации познания), (b) интеллектуальная компетентность, (c) способность к интеллектуальному творчеству, (d) удовлетворенность, удовольствие, наслаждение процессом деятельности.
Образовательные проблемно-проектные практики в малых группах активизируют основные формы психической активности личности и группы и тем самым обеспечивают формирование интеллектуальной компетентности, желание и способность создавать новое знание, решая задачи нового уровня сложности.
В работе был проведен сравнительный анализ интеллектуальной компетентности и индивидуальных когнитивных стилей студентов 3-4 курса ТГУ. Общий объем выборки составил 80 человек. В исследовании изучались особенности организации знаний (сформированности метакогнитивного опыта) студентов-старшекурсников. Метакогнитивный опыт позволяет осуществлять регуляцию интеллектуальной деятельности и контроль за процессами переработки информации.
В ходе исследования были идентифицированы две большие группы студентов: обучавшиеся по технологии проблемно-проектного обучения в условиях совместной деятельности в малых группах (экспериментальная группа), обучавшиеся в традиционной модели обучения (контрольная группа).
С помощью дисперсионного анализа были выявлено, что экспериментальную группу отличает высокий и сверхвысокий уровень развития общего интеллекта; высокий уровень креативности; поленезависимость и рефлексивность по когнитивным стилям.
На основе кластерного анализа были выявлены субгруппы студентов, отличающиеся особенностями организации метакогнитивного опыта и определенными интеллектуальными предпочтениями. Эти группы взаимно дополняют и обогащают интеллектуальный опыт друг друга.
Полученные результаты открывают возможность использовать диагностику умственных процессов и интеллектуальных способностей учащихся для оценки эффективности инновационных образовательных технологий, формирующих интеллектуальную компетентность.
Выявленные субгруппы позволяют при разработке инновационных образовательных технологий ориентироваться на создание интеллектуальных команд и творческих групп, формировать коммуникативную компетентность для успешного решения профессиональных задачи совместно с другими людьми. Коммуникативная компетентность определяет эффективное взаимодействие лиц, имеющих разные интеллектуальные предпочтения и различные взгляды на проблему.
На основе проведенного исследования было выявлено, что успешной интеллектуальной самореализации в процессе совместной учебной деятельности способствует практический интеллектуальный опыт, полученный в процессе проблемно-проектной технологии обучения.
К проявлениям успешной интеллектуальной самореализации относятся интеллектуальное творчество (процесс создания субъективно нового, способность порождать произвольно оригинальные идеи и выходить за рамки стандартных требований действительности), интеллектуальная инициатива (желание самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать новые идеи), интеллектуальная саморегуляция (рефлексивность, поленезависимость, умение управлять собственной интеллектуальной деятельностью.)



1. Gergen K. J. Social construction and pedagogical practice. In K. J. Gergen, Social construction in context // London, Thousand Oaks: Sage. 2002. P. 115-136.
2. Parker W. C., Lo J., Yeo A. J., Valencia S. W., Nguyen D., Abbott R. D., Nolen S. B., Bransford J. D., Vye N. J. Deyond Dreadth-Speed-Test: Toward Deeper Knowimg and Engaement in an Advanced Placement Course // American Educational Research Journal. 2013. Vol. 50. Issue 6. P. 1424-1459.
3. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking Princeton., N. Y., 1966.
4. Yamin Y., Permanasari A., Redjeki S., Sopandi W. Application of Model Project Based Learning on Integrated Science in Water Pollution // Journal of Physics: Conference Series. 2017. Vol. 895. Issue 1. P. 1-8.
5. Асмолов А. Г. Исторический смысл кризиса культурно-деятельностной психологии // Мир психологии. - 2014. - № 3 (79). - С. 17¬33.
6. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. - 2000. - №1. - С. 19¬25.
7. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995, - 323 с.
8. Берестнева О. Г. Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентности студентов / О. Г. Берестнева, И. А. Дубинина // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309, № 6. - С. 227-231.
9. Берестнева О. Г. Компьютерная система для оценки творческих способностей на основе теста Торренса / О. Г. Берестнева, И. С. Кострикина // Информатизация образования - 2002: Сб. трудов Всерос. Научно-метод. конф. - Нижний Тагил, 2002. - С. 68-70.
10. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.
11. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.: М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
12. Внедрение проблемно-ориентированных технологий в практику обучения студентов технических вузов / О. М. Степанова [и др.] // Известия ТПУ. - 2006. - №1. - С. 242-246.
13. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
14. Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика: Сб. статей / Пер. с англ. А. М. Корбута; Под общ. ред. А. А. Полонникова. - Мн.: БГУ, 2003. - 232 с.
15. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособ. М.: Дрофа. - 2008. - 224 с.
16. Дубинина И. А. Проблемы измерения и оценки эффективности образовательной деятельности / И. А. Дубинина, Л. Л. Попова // Gaudeamus Igitur: научный журнал. - 2016. - № 3. - С. 14-16.
17. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н. М. Никольской. Ред. Ю. С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 480 с.
19. Кабрин В. И. Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / В. И. Кабрин, Е. А. Рыльская, В. Н. Петрова, В. В. Мацута, Я. Б. Частоколенко, Э. И. Мещерякова, О. А. Пяткова, С. В. Лебединская, И. В. Заморёхина, О. И. Муравьёва; под ред. В.И. Кабрина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. - 400 с.
20. Казун А. П. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран / А. П. Казун, Л. С. Пастухова // Образование и наука. — 2018. - №2. - С. 32-59.
21. Кочеткова А. И. Прикладная психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Кочеткова, П. Н. Кочетков. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 437 с.
22. Кудрявцев Т. В. Психология творческого мышления. - М.: Педагогика, 1975. - 432 с.
23. Левина И. И. Индивидуальные особенности школьников. Диагностический комплекс / И. И. Левина, Г. В. Иванова. М.: Компания Спутник. - 2008. - 341 с.
24. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - М.: Смысл, 2001. - 372 с.
25. Лернер И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях / И. Я.Лернер // Советская педагогика. - 1968. - №7. - С.18-21.
26. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. - М.: Медицина, 1983, Эксмо-Пресс, 1999.
27. Математические методы в психологии / Под ред. О. Г. Берестневой, А.М. Уразаева. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. - 304 с.
28. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 384 с.
29. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975 - 368 с.
30. Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М.: Просвещение. - 1968. - 208 с.
31. Петрова В. Н. Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования (на примере ТГУ) // Сибирский психологический журнал. - 2017. - №65. - С. 112-124.
32. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий / П. С. Чубик [и др.] // Вопросы образования. - 2013. - №2. - С. 188-208.
33. Поздеева С. И. Проблемное и проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning): сравнительный анализ // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №2. - С. 95-99.
34. Прошина А. Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса // Труды СПБГИК. - 2013. - №. 1. - С. 287-296.
35. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
36. Толлингерова Д. Г. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Г. Толлингерова, Д. Голаушева, Г. М. Канторкова. - Прага, 1994. - 48 с.
37. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - Т. 10. - 668 c.
38. Фаликман М. В. Методология конструктивизма в психологии познания // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9, № 48. - С. 3-3.
39. Фрумкин А. А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. - СПб.: Речь, 2004. - 210 с.
40. Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного
мышления. Томск: Изд-во ТГУ, 1983. - 190 с.
41. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психол. журнал. - 1992. - Т. 13. вып. 3. - С. 84-93.
42. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
43. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.
44. Хомякова И. В. Инновационный подход в дизайнобразовании
как условие подготовки компетентного специалиста: интеграция
европейского опыта / И. В. Хомякова, И. Л. Сиротина // Современные методы обучения в сфере цифровых искусств: сборник статей. - Екатеринбург, УралГАХА. - 2015. - С. 23-38.
45. Чучалин А. И. Опыт формирования профессиональных и универсальных компетенций выпускников инженерных программ в зарубежных вузах / А. И. Чучалин, М. Г. Минин, Е. С. Кулюкина // Высшее образование в России. - 2010. - №10. - С. 105-115.
46. Чучалин, А. И. Уровни компетенций выпускников инженерных программ / А. И. Чучалин // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 3-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ