Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Ярославский государственный педагогический университет.
Выборка: 16 студентов направления "Психолого-педагогическое образование".
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы депрессивных состояний 5
1.1.Понятие депрессии, её виды и симптомы 5
1.2. Психологические факторы, предрасполагающие к депрессии 11
Вывод к главе 1 21
Глава 2. Психологические подходы к преодолению депрессии 22
2.1. Психотерапия как метод коррекции депрессивных состояний 22
2.2. Самопомощь при депрессии: стратегии преодоления негативных эмоций и мышления 30
Вывод по главе 2 34
Глава 3. Эмпирическое исследование выраженности психологических аспектов депрессивных состояний 35
3.1. Описание процедуры и методов исследования 35
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования выраженности психологических аспектов депрессивных состояний 36
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Депрессия – это серьезное психическое расстройство, которое затрагивает миллионы людей по всему миру. В последние годы наблюдается значительный рост числа депрессивных состояний, особенно среди молодежи. Это обусловлено множеством факторов, включая социальные изменения, экономическую нестабильность, информационные перегрузки и изменение образа жизни. Исследования показывают, что депрессия может негативно влиять на все сферы жизни: работу, учебу, отношения, а также на физическое и психическое здоровье человека.
Понимание психологических аспектов депрессивных состояний крайне важно для разработки эффективных методов профилактики, диагностики и лечения. Необходимо изучать факторы, способствующие развитию депрессии, механизмы ее возникновения и протекания, а также влияние на личность и поведение человека. Исследование психологических аспектов депрессии позволит не только более эффективно помогать людям, страдающим от этого расстройства, но и создавать программы профилактики, направленные на предотвращение его возникновения.
Актуальность темы также связана с необходимостью дестигматизации депрессии. Многие люди, страдающие депрессией, стесняются обратиться за помощью, считая, что это признак слабости. Исследование психологических аспектов депрессии позволит лучше понять причины этого состояния и помочь людям освободиться от неправильных представлений о депрессии. Это в свою очередь приведет к увеличению количества обращений за помощью и к более эффективному лечению депрессии.
Объект исследования: Депрессивные состояния.
Предмет исследования: Психологические особенности депрессивных состояний.
Цель настоящей работы – исследовать выраженность психологических аспектов депрессивных состояний и разработать рекомендации по их профилактике.
Цель конкретизируется в задачах:
̶ Изучить понятие депрессии, её виды и симптомы;
̶ рассмотреть психологические подходы к преоодлению депрессии;
̶ провести эмпирическое исследование выраженности психологических аспектов депрессивных состояний.
Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования, классификация, сравнение, обобщение.
Структура работы. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Данная работа посвящена актуальной проблеме депрессивных состояний. В исследовании были рассмотрены теоретические основы депрессии, её виды и симптомы, а также психологические факторы, которые могут предрасполагать к её возникновению.
Глава 1 акцентировала внимание на определении депрессии как сложного психопатологического состояния, которое проявляется не только в подавленном настроении, но и в широком спектре физических, эмоциональных и когнитивных симптомов. Были рассмотрены различные виды депрессии, в том числе:
– Большое депрессивное расстройство – характеризующееся длительными периодами тяжелой депрессии,
– Дистимия – менее выраженная, но более хроническая форма депрессии.
– Сезонное аффективное расстройство – связанное с изменениями продолжительности светового дня.
Далее была проанализирована роль психологических факторов, которые могут увеличивать риск развития депрессии. В их числе:
– Негативные мыслительные паттерны – склонность к пессимистичному восприятию реальности,
– Низкая самооценка - негативное отношение к себе,
– Стресс и травматические переживания – могут стать пусковым механизмом для развития депрессии.
Глава 2 представила психологические подходы к преодолению депрессивных состояний. В фокусе внимания была психотерапия как эффективный метод коррекции депрессивных состояний. Были рассмотрены различные виды психотерапии, способные помочь в борьбе с депрессией:
Когнитивно-поведенческая терапия направлена на изменение негативных мыслей и поведенческих паттернов.
Межличностная психотерапия концентрируется на отношениях с другими людьми и их влиянии на депрессию.
Психодинамическая терапия исследует бессознательные конфликты и их влияние на депрессию.
Особое внимание было уделено самопомощи при депрессии как дополнительному методу преодоления негативных эмоций и мыслей. Были представлены практические стратегии, которые могут помочь в борьбе с депрессией:
Развитие позитивного мышления - осознанное изменение негативных мыслей на более реалистичные и оптимистичные.
Ведение здорового образа жизни - включая правильное питание, физическую активность и достаточный сон. Практика релаксации - методы снижения стресса и напряжения.
По результатам исследования выраженности депрессии у учащихся было выявлено, что депрессивное состояние характерно для 33,3% выборки. Более выраженным оно оказывается в студенческой выборке, для которой в целом характерна легкая депрессия (в 29,6% случаев). У 42,8% студентов и у 22,2% школьников выявлена депрессия в той или иной степени выраженности. Состояние многих студентов с депрессией обусловлено несостоявшимся профессиональным выбором до прихода на обучение по данным специальностям. А психолог – помогающая профессия, выбор которой часто обусловлен стремлением разобраться к себе.
Наиболее выражены в студенческой выборке когнитивно-аффективные проявления депрессии, по сравнению с соматическими. В частности, выражены пессимизм, трудности в работе и утомляемость. Для студентов с депрессией характерны утомляемость, неудовлетворенность собой, трудности в работе, печаль, нерешительность, ощущение невезучести, самоотрицание, дисморфофобия. Для юношей-студентов, вне зависимости от наличия или отсутствия у них депрессии, неудовлетворенность собой характерна чуть больше, чем для девушек-студенток. Девушки считаются более эмоционально восприимчивыми, более тревожными, склонными к различным страхам. Они чаще печалятся и чувствуют вину, по сравнению с представителями сильного пола.
В заключение можно сказать, что депрессия – это серьезное заболевание, которое требует профессиональной помощи. Психологические методы могут играть ключевую роль в преодолении депрессивных состояний. Однако важно помнить, что самолечение опасно и необходимо обращаться к специалистам за помощью.
1. Авдеев Д. Уныние и депрессия: сходства, различия, врачевание. – Litres, 2020.
2. Александров А.А. Когнитивная психология // Современная психотерапия: Курс лекций. – СПб., 2017. – С. 82-108.
3. Бручкус А. И. Депрессия, как одна из основных проблем среди подростков //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – №. 1 (77). – С. 98-102.
4. Васильева Д. С., Назина О. А. Депрессия как одна из причин суицидального поведения подростков // Трансформация социальных условий идентификации молодежи. – 2019. – С. 130.
5. Воронова, Е. И. Реактивные (психогенные) депрессии / Воронова Е. И., Дубницкая Э. Б. // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2019. – №2. – С. 75-85.
6. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2017. – 412 с.
7. Книжник А. И. Анализ проблемы возникновения депрессивных состояний у молодых людей // Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию. – 2020. – №. 1. – С. 91-95.
8. Кристева Ю. Черное солнце. Депрессия и меланхолия. – Litres, 2022.
9. Левин О. С., Васенина Е. Е. Депрессия и когнитивное снижение у пожилых: причины и следствия //Журнал неврологии и психиатрии им. CC Корсакова. – 2019. – Т. 119. – №. 7. – С. 87-94.
10. Минутко В.Л. Депрессия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 319 с.
11. Молчанова И. В. и др. Депрессивные состояния //Медицинская сестра. – 2018. – Т. 20. – №. 3. – С. 51-56.
12. Петрова Н. Н. и др. Депрессивные состояния в структуре постковидного синдрома: особенности и терапия // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени ВМ Бехтерева. – 2022. – Т. 56. – №. 1. – С. 16-24.
13. Тажудинова В. В. Стресс и депрессия в современном мире //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – №. 10 (38). – С. 229-231.
14. Хаберлер Г. Процветание и депрессия. Теоретический анализ циклических колебаний. – Litres, 2020.
15. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения: 31.07.2024).
16. Ермакова О.М., Тренина П.Е. депрессивное состояние как один из показателей психического здоровья людей // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022. №1 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/depressivnoe-sostoyanie-kak-odin-iz-pokazateley-psihicheskogo-zdorovya-lyudey (дата обращения: 31.07.2024).
17. Депрессия // Общая психология. Словари онлайн. URL: https://obshchaya-psihologiya. slovaronline.com (дата обращения: 31.07.2024).