Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителя 8
1.1 Понятие «стиль руководства»: сущность и характеристика 8
1.2 Понятие «личность» и ведущие теории личности 23
1.3 Характеристика личностных особенностей руководителей 34
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей у людей, имеющих опыт руководства 44
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 44
2.2 Характеристика методик эмпирического исследования 46
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 48
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список использованных источников 65
Приложение А «Сводная таблица первичных данных»………………….……..73
Приложение Б «Корреляционная матрица»……………………………………..79
Актуальность темы исследования вызвана растущим интересом к изучению психологической специфики управления организацией в современной психологической науке. В связи с этим, именно разнообразные аспекты, которые касаются процесса управления, на данный момент отличаются наивысшей динамикой среди отраслей психологической науки.
Проблема изучения процесса управления актуализируется также тем фактом, что и социальные взаимодействия в современном обществе, которые подвержены влиянию реформирования, вызванного кризисными явлениями. Этот факт требует научного осмысления социальных взаимодействий в новых условиях, т.к. за переменами в политических и экономических отношениях стоит подходящее преобразование отношений социально-психологического характера.
Управление относится к числу одних из древнейших феноменов человеческой жизнедеятельности потому, как с самого момента возникновения человеческого сознания уже можно было говорить об управлении и возникновении первых лидеров. Так, А.Н. Леонтьев именно совместную деятельность и речь указывает в качестве основных факторов возникновения сознания.
Проблема деловых и личностных качеств, составляющих психологический портрет успешных российских руководителей, мотивации их деятельности изучаются зарубежными и российскими социологами, и психологами, в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного руководства (Н.В. Самоукина, Р.Л. Кричевский, А.Л. Алавердов, Х. Швальбе, М. Вудкок и др.).
Изучаются менталитет, ценности и смыслы руководителей (А.Е. Чирикова), страх успеха (Г.В. Турецкая) и даже склонность к благотворительности среди управленцев (В.А. Нечаев). Изыскатели уделяют внимание удовлетворению управленческой деятельностью (В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова) и факторам деловой активности (А.Л. Журавлев, Е.Д. Дорофеев).
Сказанное позволяет определить следующее противоречие:
- с одной стороны, есть экстроспективная нужда в изучении личностных особенностей управленцев;
- с другой стороны, на данный момент существует мало исследований, которые касаются клинических индивидуальных характеристик управленцев, связи между стилем руководства и этими характеристиками.
Проблема исследования: В чем состоит взаимосвязь между стилем руководства и личностными особенностями у людей в зависимости от наличия опыта руководства?
Объект исследования: личностные особенности руководителей и стиль руководства.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства и личностных особенностей у людей, имеющих опыт руководства.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стиля руководства и личностных особенностей у людей, имеющих опыт руководства.
Основная гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь стиля руководства и личностных особенностей у людей, имеющих опыт руководства.
Частные гипотезы исследования:
1. У людей, имеющих опыт руководства и не имеющих такого опыта, есть достоверные различия в склонности к определенному стилю руководства.
2. У людей, имеющих опыт руководства и не имеющих такого опыта, есть достоверные различия в выраженности личностных особенностей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «стиль руководства», его сущность и характеристику.
2. Конкретизировать понятие «личность» и ведущие теории личности.
3. Дать характеристику личностным особенностям руководителей.
4. Выявить склонность к определенному стилю руководства у людей в зависимости от наличия опыта руководства.
5. Определить различия в личностных особенностях у людей в зависимости от наличия опыта руководства.
6. Установить взаимосвязь между склонностью к определенному стилю руководства и личностными особенностями у людей в зависимости от наличия опыта руководства.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- исследования, посвященные изучению стилей руководства, выполненные Э.В. Вергилесом, Дж Капрарой, Т.М. Быченко, В.М. Кожухаром и пр.;
- различные теории личности, в том числе А. Адлера, Г. Айзенка, Б.Г. Ананьева, А.С. Байрамова, З. Фрейда, М. Сальваторе, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и пр.;
- работы по изучению личностных особенностей руководителей, написанные И. Адизесом, М. Армстронгом, К.П. Дворсковым, Е.Ю. Заречкиным и др.
Методы и методики исследования:
- анализ научной литературы по проблеме исследования;
- тестирование:
а) методика «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин);
б) пятифакторный опросник личности («Большая пятерка»);
в) шкала манипулятивного отношения (Т. Бант);
г) методика диагностики уровня невротизации и психопатизации;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных;
- математико-статистическая обработка эмпирических данных.
Выявление склонности к тому или иному стилю руководства проводилось с помощью методики «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин). Диагностика качеств личности производилась при помощи использования пятифакторного опросника личности (Р. МакКрае и П. Коста). Уровень манипулятивного отношения измерялся соответствующей шкалой (Т. Бант), а склонность к невротизации и психопатизации – методикой диагностики уровня невротизации и психопатизации (И.Б. Ласко и Б.И. Тонконогий).
Эмпирическая база исследования: исследование было проведено при участии 60 человек в возрасте от 29 до 42 лет (M = 38,5 лет), работающих в ООО «ЛАНДАУ» (г. Москва), из которых 53,4% мужчин и 46,6% женщин.
Участники исследования представляли собой две группы: в группу 1 вошли те респонденты, которые занимают различные руководящие должности («руководители»), в группу 2 вошли респонденты, не занимающиеся руководящей работой («не руководители»). В каждой из группы было по 30 человек. Участники исследования из группы 1 – это операционные руководители компании, иначе менеджеры первого звена, они располагаются в структуре компании между работниками, не занимающимися управлением вообще, и руководством. Участники исследования, вошедшие в группу 2, представляют собой рядовых сотрудников компании, рабочий функционал которых не предполагает управления никакими другими работниками, исключительно реализацию прямых рабочих обязанностей.
Программа эмпирического исследования была согласована со всеми участниками исследования, до них были доведены целевые установки и особенности процедуры. Участие в диагностике было реализовано при условии соблюдения принципов добровольности и конфиденциальности. В качестве мотивации для участия в исследовании респондентам гарантировалась обратная связь по итогам их индивидуального тестирования. Для удобства испытуемых опросные листы методик им предлагалось заполнить в любое подходящее для них время при помощи гугл-форм (google form). Из соображений конфиденциальности данных, после подсчета описательных статистик, эти формы были удалены.
Практическая значимость исследования заключается в возможности рекуперации материалов работы следующими особами:
- работниками и психологами отдела кадров, службам управления персоналом и пр. с целью улучшения своей профессиональной деятельности, связанной с консультированием сотрудников по проблемам перехода на руководящие должности, адаптации к руководящей работе;
- студентами, которые обучаются по специальности «Клиническая психология»,можно использовать для самоподготовки к тематическим практическим занятиям и семинарам, посвященным проблемам влияния личностных особенностей людей на их представления о руководящей работе и стилях руководства;
- молодыми учеными, которые занимаются разработкой аналогичной научной проблематикой, так же с целью классификации и синтезирования эмпирических данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка литературы и приложений.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить взаимосвязь стиля руководства и личностных особенностей у людей, имеющих опыт руководства.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:
- было рассмотрено понятие «стиль руководства», его сущность и характеристика;
- было конкретизировано понятие «личность» и ведущие теории личности;
- была дана характеристика личностным особенностям руководителей;
- была выявлена склонность к определенному стилю руководства у людей в зависимости от наличия опыта руководства;
- были определены различия в личностных особенностях у людей в зависимости от наличия опыта руководства;
- была установлена взаимосвязь между склонностью к определенному стилю руководства и личностными особенностями у людей в зависимости от наличия опыта руководства.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать основную гипотезу исследования, согласно которой существует взаимосвязь стиля руководства и личностных особенностей у людей, имеющих опыт руководства.
Также были доказаны частные гипотезы исследования о том, что:
- у людей, имеющих опыт руководства и не имеющих такого опыта, есть достоверные различия в склонности к определенному стилю руководства;
- у людей, имеющих опыт руководства и не имеющих такого опыта, есть достоверные различия в выраженности личностных особенностей.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.
Авдеев, В.В. Управление персоналом : технология формирования команды / В.В. Авдеев. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 544 с.
2. Адизес, И. Развитие лидеров : как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / И. Адизес. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2018. – 259 с.
3. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека / А. Адлер. – М. : Гаудеамус, 2014. – 256 с.
4. Айзенк, Г. Структура личности / Г. Айзенк. – М. : Ювента, 2019. – 464 с.
5. Айзенк, М. История когнитивной психологии / М. Айзенк // Общая психология / ред. В.В. Петухов. – М. : МПСИ, 2011. – С. 625–632.
6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2011. – 228 с.
7. Анциферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга) / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. – 2019. – № 3. – С. 5–17.
8. Арзютова, А.А. Проблема невротизации личности в аспекте ее индивидуально-психологических особенностей / А.А. Арзютова // Вестник магистратуры. – 2014. – №7(34). – С. 54–58.
9. Базаров, Т.Ю. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Т.Ю. Базаров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №5. – С. 32–35.
10. Байрамов, А.С. Психология / А.С. Байрамов, А.А. Ализаде. – Баку : Наука и образование, 2010. – 540 с.
11. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом / Г.Х. Бакирова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 591 с.
12. Бердыева, Д.Ш. Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя / Д.Ш. Бердыева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – №2. – С. 96–102.
13. Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2016. – 672 с.
14. Быченко, Т.М. Демократический стиль управления организацией / Т.М. Быченко. – Саратов : Саратов. гос. аграр. университета, 2013. – 127 с.
15. Вергилес, Э.В. Лекция на тему «Стили руководства» / Э.В. Вергилес ; ММИЭИФП. – М. : Изд-во ММИЭИФП, 2013. – 39 с... 70