Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Работа №185959

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 6
1.1. Понятие и сущность социальной работы с детьми среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями 6
1.2. Государственная политика в области социальной работы с детьми среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями 13
1.3. Зарубежный опыт в области социальной работы с детьми среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 25
2.1. Программа исследования 25
2.2. Характеристика деятельности организации в области социальной реабилитации детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 42
3.1. Рекомендации по улучшению социальной работы с детьми среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями 42
3.2. Исследование эффективности результатов социальной работы с детьми среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62



Актуальность исследования и изучения подобного явления обусловлена современным распространением инвалидности среди детей среднего дошкольного возраста и значимой ролью психолого-педагогических подходов в их социальной реабилитации. Современные проблемы реабилитации детей среднего дошкольного возраста существуют как в России, так и в других странах. Игнорирование данных проблем усугубляет кризис социальной дезадаптации детей среднего дошкольного возраста. По этой причине влияние данного фактора является очень значимым и требует участия специалистов для решения задач по социальной реабилитации детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста. Психолого-педагогическая реабилитация предполагает работу по преодолению и коррекции нарушений, которые имеются у ребенка. В их число входят различные двигательные, речевые, интеллектуальные, поведенческие расстройства. Данный процесс включает в себя довольно широкий круг принимаемых мер, и все они так или иначе связаны с социальной работой. Сама по себе социальная реабилитация представляет систему психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, которые направлены на устранение ограничений жизнедеятельности человека. Целью данных мероприятий является восстановление социального статуса человека, достижение им физической независимости и его социальная адаптация в обществе. Следовательно, необходимо подробнее исследовать особенности социальной работы с детьми среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дети младшего дошкольного возраста делают заметный шаг вперед в своем развитии. От младенчества и полной зависимости от взрослого они переходят к постепенному приобретению самостоятельности. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста складываются под влиянием главного процесса – становления позиции Я-сам. Следовательно, подчеркивается важность исследования данного периода времени особенно с точки зрения социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Степень разработанности исследования определяется тем, что проблеме социальной работы, в том числе детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями, посвящены труды Е. И. Холосовой, Н. Ф. Дементьевой, О. М. Буяновой, Л. И. Акатова, Р. А. Амировой, П. А. Аверьяновой, Д. А. Пестовой. Образование детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста также рассматривается Е. В. Кулагиной. Особенности социальной реабилитации семей, имеющих детей со специальными потребностями среднего дошкольного возраста, раскрываются Е. В. Чаплинской.
Объектом исследования являются социальная работа с детьми.
Предметом исследования является социальная работа с детьми среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Целью исследования является разработка методических рекомендации по совершенствованию социальной работы с детьми с ограниченными возможностями дошкольного возраста на примере Центра детской психологии «Август».
Для выполнения данной цели необходимо определить следующие задачи:
- определить понятие и сущность социальной работы с детьми с ограниченными возможностями дошкольного возраста;
- исследовать государственную политика в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями дошкольного возраста;
- исследовать зарубежный опыт в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями дошкольного возраста;
- разработать программу исследования;
- провести характеристику деятельности организации в области социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья среднего дошкольного возраста;
- сформулировать рекомендации по улучшению социальной работы с детьми с ограниченными возможностями дошкольного возраста;
- провести исследование эффективности результатов социальной работы с детьми с ограниченными возможностями дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что разработанные специальные занятия помогают детям среднего дошкольного возраста со специальными потребностями в развитии их жизнедеятельности.
Основными научными методами, используемыми в работе, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы социально-гуманитарных наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы). В данной работе были использованы такие методы, как анализ научной литературы по тематике исследования, анкетирование.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, рассмотренное выше положение в стране, отражающее социальную политику в сфере отношений к детям среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями, предстает перед нами в контексте неравенства как неодинакового распределения ресурсов между социальными группами. Несмотря на то, что за последние несколько лет развитие данной сферы отражает положительную динамику, функциональные ограничения, ставящие семьи с детской инвалидностью в неравное положение, все так же продолжают существовать.
Стремление государства к всеобщей доступности услуг и равному высокому уровню жизни для всех граждан требует тщательного исследования всех социальных условий рассматриваемой категории населения, в том числе финансового аспекта, а также отработку механизмов взаимодействия с семьями, встретившимися с детской инвалидностью.
Семьи, воспитывающие ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в продуманных, системных программах социальной поддержки, направленных на оказание комплексной психологической, медико-социальной, материальной помощи, а так же в дальнейшем развитии действующих программ социальной поддержки, увеличении их объемов и количества вовлеченных в них детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Уже давно ни для кого не является секретом то, что институт семьи подвержен к глобальным изменениям, причем далеко не в лучшую сторону. Данные изменения непосредственно связаны с внешними факторами - политическая, экономическая обстановки, тянущие за собой социальные педагогические и личностные аспекты. Внешние глобальные тенденции современного мира настолько динамичны и влиятельны, что создается впечатление, что субъективное влияние отдельно каждого человека на окружение - преимущественно на семью, менее значительно.
Социальная практика показывает, что без развития системы медицинской, психологической, экономической, педагогической, спортивной, социально-средовой реабилитации невозможно осуществление равных прав детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ с другими гражданами. Известно, что реабилитация представляет собой активную функцию общества по отношению к личности. Разработка реабилитационных моделей интеграции детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ, в общество, должна осуществляться с учетом особенностей взаимоотношений с социальным окружением. Работа воспитателя в инклюзивной группе выходит за рамки традиционной деятельности, такой привычной для воспитателей дошкольных учреждений, поскольку она сочетает в себе различные виды психолого-педагогической деятельности: социально-педагогическую, реабилитационную, консультативно-диагностическую, психотерапевтическую и др.
Для воспитания, обучения и развития детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья требуется педагог с высокой профессиональной компетентностью. Успешная реализация инклюзивного образования требует от педагога знаний особенностей детей с ОВЗ, навыков и умений работы с ними. Не менее важны готовность педагога безоценочно принять ребенка с отклонениями в развитии, толерантный подход к его особым образовательным и социальным потребностям. Осуществление всесторонней поддержки родителей детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ может стать предпосылкой разработки совместно с ними стратегий сотрудничества, их постепенного и последовательного вовлечения в инклюзивный образовательный процесс в интересах развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Проблема адаптации детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к дошкольному учреждению представляет собой немалый интерес как для воспитателей, так и для специалистов центра, что обусловлено высокой актуальностью проблемы и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей.
Как показывает наш опыт в центре, дети среднего дошкольного возраста с ОВЗ испытывают трудности адаптации к детскому учреждению значительнее и чаще, чем дети с нормотипичным развитием; к тому же поступают они в возрасте от 4 до 6 лет из других учреждении города. Начало посещения группы требует от ребенка приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов с взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Такая ситуация вполне может вогнать ребенка в стрессовое состояние. Своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ОВЗ позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
Основной формой работы с детьми среднего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности являются индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на развитие социальных навыков, моторной, эмоционально-волевой, когнитивной, познавательной, речевой сфер, а также на сплочение детского коллектива.
Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций специалистов и в соответствии с общей и индивидуальной программами обучения детей среднего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Для повышения уровня адаптации детей с ОВЗ используется ряд инновационных технологий, которые были переработаны и адаптированы под категории детей групп компенсирующей направленности нашего центра.
Стоит отметить, что дети среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья не всегда правильно могут оценить реальные жизненные ситуации, проявляют недостаточно отчётливые представления о нормах, социально допустимых действиях в обществе. У респондентов с низким уровнем развития социальных отношений наблюдаются частичное отсутствие устной речи, широкое применение мимики и жестов, плохо воспринимают обращенную речь, не в полной мере принимают установленные задачи, с трудом контактируют со сверстниками, отсутствует адекватная оценка реальных ситуаций в жизни.
Результаты исследования на констатирующем этапе показали, что у большинства испытуемых недостаточно развиты понятия о социально приемлемых действиях в ситуациях общения с другими детьми. Они не всегда пользуются эмоциями в общении, не многословны, плохо формулируют мысли, не учитывают особенности своего партнера по общению.



1. Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова. – Текст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – № 1 (5). – С. 30-33.
2. Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин. – Текст : непосредственный // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Новгород : НГАСУ, 2020. – С. 214-217.
3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов // Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 368 с.
4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Екб., 2018.
5. Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. - Екб., 2019.
6. Андрусяк Н. Ю., Безенкова Т. А. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. № 2(1). С. 24—30.
7. Богачкина, Н. А. Социальная педагогика. Шпаргалка / Н. А. Богачкина. – М. : Научная книга, 2019. – 128 с. – Текст : непосредственный.
8. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., Издательский центр Академия, 2020.
9. Беляева К. И. Проблемы трудоустройства инвалидов: отечественный и зарубежный опыт / К. И. Беляева // Академия педагогических идей новация. – 2018. – № 5. – С. 359– 369.
10. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ. Дошкольная педагогика. 2020; № 2: 54 – 58.
11. Вахрамеев В. В. Арт-песочница. Сборник методических материалов для работы с дошкольниками в технике рисования песком. Череповец, 2020.
12. Волкова М. В. Развитие социально ориентированного бизнеса в Республике Мордовия / М. В. Волкова, Е. Г. Панькова // Развитие социального пространства России: новые вызовы и перспективы: статья в сборнике трудов конференции. – Саранск: Научный центр социально-экономического мониторинга, 2018. – С. 147–151.
13. Григоренко Н. Ю., Вятлева Ю. Е., Покровская Ю. А. О внесении прогрессивных дополнений в программы подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы ранней помощи детям с ОВЗ // Педагогическое образование в России. — 2020. № 5, — С. 154-161.
14. Гудина Т. В. Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 23(1). С. 178—182.
15. Гудина Т. В. Проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2016. № 1(62). С. 70—73...40



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ