Введение…………………………………….………………………………………..3
Глава 1. Психологическая сущность ценностно-смысловой сферы личности …..8
1.1. Представления о ценностях и смыслах в отечественной и зарубежной психологии.……………………………………………………………………….8
1.1.1. Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий ………………………………………………………………………….8
1.1.2. Теоретические представления о личностных смыслах …………….14
1.1.3. Проблема соотношения ценностей и смыслов ……………………...16
1.2. Формирование ценностно- смысловой сферы личности ………………..18
1.3 Роль ценностно-смысловой сферы личности в обеспечении личностной саморегуляции …………………………………………………………………..20
1.4. Влияние особенностей ценностно-смысловой сферы на формирование зависимого поведения …………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретико - методологические аспекты исследования феномена интернет -зависимости ………………………………...…………………………...24
Глава 3. Эмпирическое исследование ценностно - смысловой сферы интернет - зависимых …………………………………………………………………………...31
3.1 Общая схема исследования…………………………………………...…....31
3.2 Результаты исследования и их обсуждение ....…………………………….33
3.2.1 Взаимосвязь уровня интернет-зависимого поведения и смысложизненных ориентаций ……………………………………………..33
3.2.2. Взаимосвязь уровня интернет-зависимого поведения и ценностных ориентаций …………………………………………………………………...38
Выводы ……………………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы ……………………………………………...47
Приложение А ……………………………………………………………………....52
Приложение Б ……………………………………………………………………....55
Приложение В .……………………………………………………………………...58
Приложение Г .……………………………………………………………………...61
Приложение Д .……………………………………………………………………...63
Приложение Е .……………………………………………………………………...65
Актуальность исследования.
Интернет-зависимое поведение определяется как навязчивая потребность в использовании интернета, которая вызывает социальную дезадаптацию и выраженные психологические нарушения [К.А.Феликсов В.А. Малыгин]
Это исследование направлено на изучение специфики ценностно - смысловой сферы у людей с интернет -зависимым поведением. В связи с тем, что в современной науке нет единой точки зрения и методологии исследования интернет -зависимого поведения, сохраняется актуальность его изучения. Разные ученые по разному подходят к проблеме интернет зависимости, одни рассматривают ее как заболевание наравне с химическими зависимостями, и определяют ее через набор симптомов (М. Озарк 1998, К. Янг 2000), другие, определяя интернет аддикцию, связывают ее с наличием других зависимостей, (В.А. Бурова 2009) третьи смотрят на интернет - зависимость как на результат нарушения социализации, анализируя факторы и условия ее формирования.(А.Е. Войскунский 2004 Р.А. Дэвис 2001, А.Г. Асмолов 2004) Использование различного методологического подхода, применение различных критериев и методов диагностики делает невозможным обобщить полученные в исследованиях результаты.
До настоящего времени наибольшее количество исследований в области интернет - аддикций было проведено на выявление ее связи с личностными особенностями человека, психологическими особенностями и наличием других видов зависимостей. (Братусь Б.С. 1984; Личко А.Е., 1991; 1996; Ткаченко A.A., Введенский Г.Е., 1997; Бухановский А.О. 2003; Кулаков С.А., 2004; Менделевич В.Д. 2003, 2005; Малыгин В.Л., Алехин А.Н., 2005; Яровинская A.B., 2011; Локтева В.А., 2011; Егоров А.Ю. 2005 и другие).
Ценностно-смысловая сфера личности хорошо изучена в различных научных школах отечественной и зарубежной психологии. (К.А. Абульханов, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, Д.Н. Завалишина, Д.А. Леонтьев, Г. Оллпорт, М.Рокич, С.Л. Рубинштейн, A.B. Серый, В. Франкл, Л.Ф. М.С. Яницкий и др. А. Маслоу, К. Роджерс и др.) Однако представления о ней носят противоречивый характер, нет как единого определения понятия «ценности», так и единой точки зрения относительно соотношения понятий «ценности» и «смыслы» Несмотря на существующие противоречия, большинство авторов сходятся во мнении, что эти два компонента в сознании человека неразрывно связаны и взаимообусловлены, выступают как функциональная система, которая формирует смыслы и цели жизнедеятельности человека, а также регулирует способы их достижения.(М.С. Яницкий, A.B. Серый, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев)
Большинство исследований, посвященных изучению особенностей ценностно-смысловой сферы у людей с интернет - зависимым поведением, проводилось на подростках, и зависимость рассматривалась как фактор, влияющий на формирование ценностно - смысловой сферы. (Малыгин В.Л., Меркурьева А.Б., Пахтусова Е.Е., Прокофьева А.В 2015; Корягина 2018 и другие) Однако ценностно - смысловая сфера взрослых интернет - зависимых людей мало изучена.
Наше исследование направлено на изучение ценностно-смысловой сферы взрослых людей, что позволило нам выявить изменения в уже сформированной системе ценностей интернет-зависимых. Изучив и подтвердив путем исследования влияние интернет - зависимого поведение на нарушение ценностно - смысловой сферы, мы можем расширить представление о данной аддикции, выяснить особенности его формирования и развития.
Объектом исследования: Ценностно - смысловая сфера интернет-зависимых людей.
Предметом исследования: Специфика ценностно-смысловой сферы людей с интернет-зависимым поведением.
Целью данного исследования является выявление специфики и структуры нарушений ценностно-смысловой сферы у интернет-зависимых
Для достижения поставленной цели, в рамках исследования выделены следующие теоретические задачи:
1. Провести обзор основных подходов к изучению ценностно - смысловой сферы в отечественной и зарубежной литературе;
2. Провести теоретический анализ исследований, посвященных проблеме интернет - зависимости
Помимо теоретических задач, в исследовании поставлены следующие эмпирические задачи:
1. Подобрать диагностический инструментарий для исследования поставленной проблемы;
2. Провести эмпирическое исследование связи интернет -зависимого поведения и нарушений ценностно - смысловой сферы
3. Провести анализ и обработку полученных данных.
В соответствие с поставленной целью, общая гипотеза исследования состоит в том, что: Структура ценностно - смысловой сферы у интернет-зависимых людей сужена и искажена.
Кроме того, были сформулированы следующие частные гипотезы:
1. Существует положительная взаимосвязь между склонностью к интернет - зависимому поведению и сужением смысложизненных ориентаций.
2. Структуре ценностных ориентаций людей с интернет - зависимым поведением характерна внутренняя противоречивость.
Теоретико-методологические основания проведения исследования:
Методологической основой исследования выступает принцип единства сознания и деятельности (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.); Субъектный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, A.B. Брушлинский, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова - Славская); Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека (В. И. Морсанова)
Теоретическую основу исследования составили: представления о формировании, функционировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности M. Рокича, Д.А. Леонтьева, К. А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братусь, М.С. Яницкого A.B. Серого и других. Учение о саморегуляции личности O.A. Конопкина, В.И. Моросановой. Представления о феномене интернет - зависимости К. Янга, М.Орзака, А.Е. Войскунского, В. Д Менделевича.
С целью решения поставленных в исследовании задач, а также для проверки выдвинутых гипотез, были применены такие методы исследования, как:
- Анализ и обобщение актуального состояния проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
- Метод анкетирования (с целью диагностики уровня интернет - зависимого поведения, особенностей ценностно - смысловой сферы);
- Корреляционный анализ (Спирмена), непараметрический дисперсионный анализ Краскелла-Уоллеса. Для анализа данных использовались пакеты программ IBM SPSS Statistics 20.0 и Microsoft Excel 2010.
Исследование включает следующие методики:
1. Шкала Интернет-Зависимости Чен (CIAS) (S.-H. Cnen, 2003 год, Китай) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова
2. Методика «Смысложизненные ориентации» адаптированная версия Д.А. Леонтьева теста “Цель жизни” Крамбо и Махолика
3. Методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича
Эмпирическая база исследования: Общую выборку (N = 80) составили люди в возрасте от 18 до 35 лет (M = 24,24, SD = 5, 08). Из которых 28 мужчин и 51 женщина. По результатам методики “шкала Чен” мы разделили респондентов (N=80) на подгруппы, согласно уровню сформированности интернет - зависимого поведения: с минимальный риском возникновения интернет-зависимого поведения 15 человек, склонность к возникновению интернет- зависимого поведения 33 человека и сформированное и устойчивое интернет- зависимое поведение 32 человека. Сбор данных для исследования проводился с августа по октябрь 2020 года с применением интернет-платформы Google Forms.
Практическая значимость исследования: Полученные новые данные свидетельствуют о наличии взаимосвязи между интернет -зависимым поведением у взрослых людей и нарушением в ценностно - смысловой сфере. Результаты могут способствовать расширению представлений о данной аддикции, особенностях ее формирования и развития. А также могут быть использованы для коррекции и профилактики интернет -зависимого поведения.
Проблема интернет - зависимости продолжает оставаться актуальной как в науке, так и в практической деятельности психологов на протяжении последних десятилетий, однако на данный момент отсутствует единая точка зрения и методология, критерии исследования интернет -зависимого поведения, что делает невозможным обобщить полученные данные исследований, это и явилось причиной обращения к данной теме в нашем научном исследовании.
На данный момент проведено большое количество исследований на выявление связи между интернет -зависимым поведением и личностными особенностями, психологическими расстройствами, социальными навыками и другими зависимостями. Однако, несмотря на явную необходимость изучения ценностно-смысловой сферы людей с интернет -зависимостью подобных исследований явно недостаточно. Рассмотрение проблемы интернет -зависимости в связи с особенностями ценностно -смысловой сферы может обогатить представление о данной аддикции, особенностях ее формирования, выявить нарушения, которые она вызывает. А также полученные данные могут быть использованы для коррекции и профилактики интернет -зависимого поведения.
С целью диагностики уровня интернет -зависимого поведения применялась Шкала Интернет-Зависимости Чен (CIAS) (S.-H. Cnen, 2003 год, Китай) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова. С помощью нее мы разделили всех респондентов (N=80) на группы: с минимальный риском возникновения интернет-зависимого поведения 15 человек, склонность к возникновению интернет- зависимого поведения 33 человека, сформированное и устойчивое интернет- зависимое поведение 32 человека.
Мы предположили, что сужение смысложизненных ориентаций у интернет - зависимых может проявляться в снижении уровня осмысленности жизни, удовлетворенности ею, неспособностью принятия решений, нарушении целеполагания. С целью выявления этих нарушений применялась методика «Смысложизненные ориентации» адаптированная версия Д.А. Леонтьева теста “Цель жизни” Крамбо и Махолика, которая содержит соответствующие шкалы.
В результате проверки гипотезы № 1 о существовании положительной взаимосвязи между интернет -зависимым поведением и сужением смысложизненных ориентаций, было выявлено, что чем больше у респондентов выражено интернет -зависимое поведение, тем меньше они описывают свою жизнь как осмысленную, результативную, эмоционально насыщенную. В то же время они ощущают бессилие, неготовность принятия ответственности за свою жизнь. Согласно оценке средних значений, испытуемые с сформированным устойчивым интернет -зависимым поведением в наименьшей степени удовлетворены своей жизнью и описывают ее как эмоционально насыщенную. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Затем мы предположили, что у респондентов с высоким уровнем интернет -зависимого поведения будет нарушена структура ценностных ориентаций, проявляться это будет в искажении системы ценностей. С целью проверки данной гипотезы применялась Методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича. Основана она формировании собственной иерархии ценностей из представленных 18 терминальных и 18 инструментальных.
В результате проверки гипотезы №2 были выявлены значимые различия по четырем шкалам. Данные различия нам говорят о том, что чем больше выражено интернет -зависимое поведение, тем более значимыми для человека выступают такие ценности, как материально - обеспеченная жизнь и уверенность в себе, и тем менее значимыми являются такие ценности как жизнерадостность и эффективность в делах. Согласно оценке средних значений между респондентами с сформированным интернет -зависимым поведением и минимальным риском возникновения интернет -зависимости мы можем сделать вывод о противоречивости в системе ценностей у зависимых. Стремясь к материально обеспеченной жизни, они отвергают значимость эффективности в делах, трудолюбия и продуктивности в работе.
Таким образом, полученные результаты говорят о том, что интернет -зависимые люди не удовлетворены своей жизнью, они не считают ее эмоционально насыщенной и продуктивной, он не испытывают удовлетворенность от самореализации и достижения результатов. В то же время они проявляют неспособность взять на себя ответственность за принятие решений в своей жизни, полагают, что они не обладают достаточной свободой, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о ее смысле. Желание обладать материально обеспеченной жизнью сопровождается нежеланием работать, быть эффективным в делах. Полученные в нашем исследовании данные могут обогатить представление о интернет - зависимом поведении, выяснить особенности его формирования и развития.
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. -С. 19-45
2. Адлер А. Лекции по аналитической психологии. - М.: "Рефл-бук", "Ванлер", 1996.)
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.- 175 с.
4. Алексеевец Олеся Григорьевна Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2011. №5.
5. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., T. I. М., 1980. - 232 с.
6. Антилогова JI.H. Нравственная мотивация и ее роль в саморегуляции поведения личности // Проблемы психологии мотивации: Сб. научных трудов по материалам научно-практич. конфер. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. -С. 32-35.
7. Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск., 1989. -195 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском воз-расте. (Психологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968. – 464 сЛ.
9. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988. - 89-90с
10. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. - № 1. - С. 81-89
11. Варламова С. Н., Гончарова Е. Р., Соколова И. В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг. 2015. №2 (125).
12. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.—С. 284-314.
13. Войскунский А.Е. Методологические аспекты зависимости от Интернета: зарубежные исследования // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009. С. 101–111.
14. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции 2‑ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. — С. 251–253.
15. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 256-269...61