Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия (Стратегические аспекты экономической безопасности, Калининградский государственный технический университет)
Объект исследования - ООО «Золотая комета» (г. Калининград).
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Введение 3
1 Теоретические основы стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия 5
1.1 Понятие и сущность стратегического анализа 5
1.2 Основные инструменты стратегии внутренней и внешней среды предприятия 9
1.3 Методические подходы к оценке эффективности стратегии развития бизнеса 17
2 Стратегический анализ внутренней и внешней среды ООО «Золотая комета» и разработка стратегии развития компании 24
2.1 Общая характеристика ООО «Золотая комета» 24
2.2 Оценка уровня экономической безопасности организации 31
2.3 Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия 35
2.4 Разработка стратегии повышения уровня экономической безопасности ООО «Золотая комета» 43
Заключение 51
Список использованных источников 54
Стратегический анализ внешней и внутренней среды — это важный инструмент для оценки текущего состояния компании и разработки стратегии её развития. Он помогает выявить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, исходящие от внешних факторов. Рассмотрим подробнее каждый аспект анализа.
Анализ внутренней среды направлен на оценку ресурсов и компетенций компании. Он включает в себя изучение различных функциональных областей бизнеса: маркетинга, производства, финансов, управления персоналом и др. Основные методы анализа внутренней среды включают SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), PESTEL-анализ (политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые факторы).
Анализ внешней среды позволяет оценить влияние макроэкономических факторов на деятельность компании. Это особенно важно для понимания рыночных тенденций, поведения конкурентов и изменения потребительских предпочтений.
Цель исследования: разработать стратегию повышения экономической безопасности ООО «Золотая комета» на основе результатов анализа внешней и внутренней среды предприятия.
Задачи исследования:
исследовать основные инструменты стратегии внутренней и внешней среды предприятия;
дать общую характеристику ООО «Золотая комета»;
оценить уровень экономической безопасности;
осуществить стратегический анализ внутренней и внешней среды ООО «Золотая комета»;
разработать стратегию повышения уровня экономической безопасности предприятия.
Объект исследования – ООО «Золотая комета».
Предмет исследования – стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Внешняя среда предприятия - это совокупность активно хозяйствующий субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
В результате исследований был построен SWOT-анализ компании ООО «Золотая комета» были выявлены сильные стороны, к которым относятся узнаваемость бренда, сотрудничество с другими компаниями-поставщиками известных брендов, доступная цена, высокие продажи.
Слабые стороны магазина «Золотая комета» большое количество конкурентов на рынке, потеря продукции для продажи в торговом зале, связанные с ненадлежащим соблюдением сроков и условий хранения, низкое качество, невысокая заработная плата и нехватка высококвалифицированных кадров, отсутствие собственной кулинарии.
«Золотая комета» применяет функциональную стратегию, то есть наступательную: наступление на сильные стороны конкурентов (предлагает самые низкие цены по сравнению с конкурентами, уделяет качеству реализуемых товаров особое внимание, выдвигает данную проблему на первый план) и наступление на слабые стороны конкурентов (стремится обслуживать те сегменты рынка, которым конкуренты не уделяют внимания).
В результате проведенного исследования можно прийти к выводу, что позиции организации на рынке достаточно устойчивы. Однако если не продолжать развитие торгового процесса и модернизации существующей системы продвижения организации, на организации будет происходить спад продаж. В «Золотая комета» можно значительно улучшить качество и престиж, а именно внедрении новых технологий обслуживания покупателей, применение методов самообслуживания даст возможность значительно повысить спрос на продукцию организации.
Рассмотрев ситуацию в «Золотая комета», а также основные показатели его деятельности и всесторонне изучить работу, нам очевидно, что необходимо разработать рекомендации по улучшению ситуации, повысить эффективность функционирования предприятия посредством рационализации маркетинговой деятельности.
На рынке существует жесткая конкуренция, на основе анализа необходимо придерживаться грамотной системы продвижения.
Также мы выяснили, что основным инструментом является Интернет, поэтому разработка программы продвижения будет базироваться на данном инструменте.
Рекламная стратегия решает две ключевые задачи: создание правильного рекламного сообщения и подбор эффективных каналов донесения этого сообщения до целевой аудитории. Подбор каналов распространения напрямую зависит от целевой аудитории и отрасли, в которой работает компания. От этих же факторов зависит и площадки для распространения рекламы. Только после выбора средств и мест размещения рекламы стоит приступать к креативной разработке рекламных сообщений, подходящих конкретно для каждого.
По результатам анализа нами сделан вывод о целесообразности применения инструментов визуального и поведенческого обслуживания посетителей в розничной торговле «Золотая комета», что повысит ее эффективность и конкурентоспособность. Также, отметим, что стратегической целью маркетинговой политики «Золотая комета» является увеличение доли рынка за счет увеличения объема продаж существующих групп товаров, так и за счет вывода на рынок новых ассортиментных групп.
Задачами рекламой кампании являются:
увеличение уровня осведомленности о товарах предприятия в целевых группах;
увеличение количества приверженных и лояльных потребителей товаров «Золотая комета»;
увеличение объема покупки товаров среди приверженных и лояльных потребителей.
Рассмотрев основные медианосители, которые планируются использовать в рекламной кампании «Золотая комета», сделан вывод, что анализируемому предприятию целесообразно продвигать свои товары в интернете. При распределения рекламного бюджета будет учитываться сезонность продаж. При этом в зимний период будет сделан упор на продажу утепленных трикотажных изделий. Трехлетний план рекламной кампании будет распределен помесячно в разрезе каждой группы реализуемых товаров.
Экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, при годовых тратах на мероприятия в 138 тысяч рублей увеличится прибыль магазина на 514,28 тысяч рублей. В результате внедрения предложенных маркетинговых мероприятий увеличится выручка от реализации, чистая прибыль, в перспективе повысится и рентабельность продукции.
Затраты на проведение маркетингового продвижения магазина окупятся через 3 месяца и 8 дней.
Организационно-экономическое обеспечение программы продвижения в магазине должно строиться на основе интеграции усилий и согласованности действий всех субъектов товаропроводящей цепи, что позволит воздействовать на восприятие потребителей, позиционировать те или иные товары, изменять структуру оборота в пользу более рентабельных (доходных, стратегически важных) марок, т.е. в целом повышать коммуникационную и экономическую эффективность торгового процесса с учетом адаптации к современным реалиям рыночной среды.
1. Архипов, В. Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: Инфра - М, 2024. – 248 с.
2. Бабина, О. И. Стратегическое планирование на мезоуровне: генезис, принципы, проблемы и методы / О. И. Бабина // Сибирский журнал науки и технологий. – 2024. – Т. 18, № 4. – С. 958-967.
3. Балабонов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М: Высшая школа, 2023. – 530 с.
4. Бандурака О. М. Финансовая деятельность предприятий: учебник - СПб: Лебедь, 2022. – 499 с.
5. Богдановская Л. А. Анализ хозяйственной деятельности в сфере торговли. - М: Высшая школа, 2023. – 549 с.
6. Бойник И. М. Экономика предприятия. - СПб: Нева, 2023. – 388 с.
7. Бондарь И. Ю., Пахомов В. И. Экономика предприятия: Учебное пособие – СПб: Питер, 2022. – 593 с.
8. Бусыгин А.В. Предпринимательство. — М: ИНФРА, 2023. – 344 с.
9. Валько Д.В. Экономическая безопасность : учебное пособие для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 150 с.
10. Вейл П. Искусство менеджмента. - М: ИНФРА, 2023. – 312 с.
11. Вииссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы: перевод с английского. - СПб: Нева, 2023. – 377 с.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник / О.С. Виханский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1998.
13. Голубков Е. П. Выбор лучшего решения. - М: Экономика, 2022. – 402 с.
14. Гуськова, И. В. Стратегическое планирование деятельности торгового предприятия / И. В. Гуськова, И. Д. Кузнецова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2022. – № 1(41). – С. 45-53.
15. Дрогомирецкий И.И. Экономика природопользования: учебное пособие для академического бакалавриата / И. И. Дрогомирецкий, Е. Л. Кантор, Г. А. Маховикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.
16. Дягель О. Ю., Конева О. В. Экономическая безопасность предприятий: аналитический инструментарий оценки с учетом отраслевой специфики деятельности // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11 (148). С. 992-998.
17. Клейнер Б. Механизмы принятия стратегических решений и стратегического планирования на предприятиях// Вопросы экономики. – 2023.- №5. 23-31 с.
18. Кужелева, А.А. Теоретические основы стратегического планирования развития региона / А. А. Кужелева // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2024. – № 4. – С. 133-140.
19. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2023. – 228 с.
20. Ляско В. И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 288 с.
21. МакДональд М. Планы предприятия. Как их составлять и использовать: Пер. с англ. М.: Технологии, 2023. – 290 с.
22. Малюкова, Е. С. Основные подходы и методы стратегического планирования / Е. С. Малюкова // 2024. – № 26. – С. 78-81.
23. Сергеев А.А. Экономическая безопасность предприятия : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 275 с.
24. Стратегический менеджмент [Текст]; под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2006.