Введение. 3
Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе. 5
Финансовые основы местного самоуправления. 8
Бюджетный процесс и бюджет муниципального образования в настоящее время. 11
Бюджетный процесс в МО. 12
Межбюджетные отношения. 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.
Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.
Принятые за годы реформ законы не создали механизма гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантируют. Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофически не хватает и в доходной части местных бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижается удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации.
В современной экономической обстановке реформа бюджетной системы актуальна как в целом для государства, так и для субъектов Федерации, и для муниципальных образований. Поэтому большое значение имеет теоретическое и методическое обоснование дальнейшей стратегии и тактики в сфере бюджета и межбюджетных отношений. После принятия Закона Российской Федерации "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" не утихают дискуссии о средствах и методах обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (МСУ). В известном смысле принятие этого Закона совпало по времени с процессом снижения бюджетной обеспеченности муниципальных образований (МО). После кризиса в августе 1998 года положение с наполнением доходной части местных бюджетов еще более осложнилось, несмотря на внешние признаки оживления в российской экономике. Данные обстоятельства заставляют руководителей органов МСУ обращать пристальное внимание на средства нормализации положения с местными финансами.
Согласно действующей Конституции, в РФ действуют нормы о построении системы местного самоуправления на основе ее самостоятельности. В первую очередь, это подразумевает самостоятельность финансовую и экономическую. В развитие этих конституционных норм был принят перечень федеральных законов, регламентирующих взаимоотношения между государственными и муниципальными уровнями власти. Активно развивается региональное и муниципальное нормотворчество, направленное на обеспечение финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления. Одновременно, однако, высказывается точка зрения о нецелесообразности сохранения института самоуправления, т.к. в нынешних условиях оно все же носит дотационный характер. В связи с этим представляется необходимым проанализировать некоторые аспекты финансовой самостоятельности органов местного самоуправления на данном этапе их развития.
Ключевым годом в процессе формирования местного самоуправления в РФ был 1991. С этого момента органы местного самоуправления наделены правом, иметь самостоятельные бюджеты. Им предоставляется право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ними. Иными словами, законодательно закреплен институт муниципальной собственности. С целью реализации правомочий собственника органы местного самоуправления в состоянии осуществлять управление муниципальными финансами и объектами муниципальной собственности. Для сохранения уже имеющейся собственности за ними закрепляется право принятия решений по вопросам ограничений, обусловленных снижением рисков нанесения ущерба или утраты части муниципальной собственности, а также возможности монополизации определенных секторов муниципального рынка.
Однако, декларируемая законодательством финансовая, бюджетная и экономическая самостоятельность органов местного самоуправления зачастую не реализуется на практике. На сегодняшний момент, уровень доходов органов местного самоуправления остается крайне низок. Хочется отметить, что низок уровень не только собственных доходов, но и доходов, закрепленных за органами местного самоуправления на постоянной или долговременной основе. Положение ухудшается и тем, что система межбюджетных отношений далека от совершенства. Она не имеет ни единообразной структуры, ни хорошей методической основы. Вследствие этого, отсутствует возможность выровнять бюджетную обеспеченность муниципальных образований. Статистика неумолима. Она говорит, что в целом по России общее количество муниципальных образований – бюджетных “доноров” – минимально: чуть более 25 процентов от их общего числа. Взятая в отдельности, эта ситуация на первый взгляд не кажется непреодолимым препятствием для развития местного самоуправления, однако на фоне всеобщего финансового упадка в государственных структурах, дефицитности бюджетов на всех уровнях она превращается в огромную проблему.
1. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г.)
3. Федеральный Закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
5. Шугрина Е.С. «Муниципальное право»: учебник – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007, - 672 с.
6. Лимонов А.М. «Местное самоуправление в Российской Федерации»: учебное пособие – М., Издательство: Книжный мир, 2002, - 220 с.
7. Черкасов Г.И. «Общая теория собственности»: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003 г., - 32 с.
8. Тикин В.С. «Собственность как категория: проблемы определения - Управление собственностью». – 2004 г., - 55 с.
9. «Финансы» - Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. - М.: Феникс, 2008 г.
10. «Государственное и муниципальное управление, реализация реформ», Сапожников А.А., Семкина О.С., Мокрый В.С., - М.: Кнорус, 2008 г., - 216 с.
11. «Основы местного самоуправления»,- Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. – М.:Инфра-М, 2006 г, - 208 с.
12. «Муниципальное право РФ»,- Кутафин О.Е., Фадеев В.И., -М.: Юристъ, 2006 г., - 428 с.