Введение 2
1 Понятие и классификация государственных и муниципальных услуг 5
1.1 Понятие и проблема определения публичной услуги -
1.2 Классификация государственных и муниципальных услуг 8
1.3 Нормативно-правовое регулирование предоставления государственных
и муниципальных услуг 12
2 Регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг 17
2.1 Понятие стандартов и регламентов государственных и муниципальных услуг -
2.2 Современное состояние разработки стандартов и финансовых нормативов и
проблема разработки стандартов и регламентов государственных и муниципальных услуг в современной России 20
3 Качество государственных и муниципальных услуг и проблема его оценки 29
3.1 Понятие и подходы к определению качества государственной (муниципальной)
услуги -
3.2 Система показателей оценки качества и доступности государственных и
муниципальных услуг 32
3.3 Система факторов, оказывающих негативное влияние на качество и доступность
государственных и муниципальных услуг 36
3.4 Методика оценки удовлетворенности потребителя качеством и доступностью
предоставляемой государственной (муниципальной) услуги 39
4 Государственные и муниципальные услуги предоставляемые в Томской области
и муниципальным образованием Город Томск 44
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Совершенствование процесса стандартизации и регламентации государственных и муниципальных услуг в РФ является критерием оценки работы государственных органов власти. Поэтому улучшение процессов оказания государственных услуг выдвигается на уровень стратегических задач современного социального государства. Кроме того, четкая и прозрачная система оказания государственных услуг посредством «единообразных» регламентов вносит ясность в отношения между предоставляющим услуги и потребителем услуг, минимизирует субъективный подход при их оказании, повышает эффективность предоставления услуг и сокращает расходы, связанные с их исполнением.
В современных условиях функционирования системы публичного управления в различных странах значительно возрастает актуальность проблемы повышения эффективности государственного администрирования. Данная проблема не может быть решена без внедрения в работу органов государственной власти эффективных современных методик управления, адекватных по сложности новым условиям и требующих от системы публичного администрирования открытости, оперативности и адекватности по отношению к запросам внешней среды.
Повышение эффективности государственного и муниципального управления является основной целью проводимой в современной России административной реформы. Важным направлением в рамках достижения данной цели выступает повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг как основной аспект эффективности публичного управления. Так, согласно концепции нового государственного управления, являющейся методологической основой административного реформирования в современных странах, суть современных реформ государственного управления состоит в переходе на клиентскую ориентацию органов исполнительной власти, предполагающую, прежде всего, нацеленность их работы на удовлетворение запросов своих потребителей - граждан и организаций.
При этом необходимым элементом организации управления в системе органов исполнительной власти является мониторинг эффективности работы органов власти, который представляет собой систему регулярного наблюдения и оценки результатов деятельности органов управления, связанную с достижением целей их работы, выполнением задач и программ, а также своевременного выявления и устранения ошибок и отклонений в работе, контроль достоверности полученных результатов. Важнейшим компонентом системы мониторинга публичного управления является мониторинг оказываемых органами исполнительной власти государственных и муниципальных услуг.
Как демонстрирует практика административных преобразований последних лет в современной России, одной из сложностей проводимых реформ является отсутствие единого методического обеспечения реализуемых мероприятий. К примеру, в федеральном законодательстве не сформулировано четкое определение качества публичных услуг. В науке же существует несколько подходов, оценивающих качество услуг с различных позиций.
Как показывает проведенный анализ отечественного опыта организации предоставления органами исполнительной власти государственных и муниципальных услуг, на сегодняшний день проблема построения комплексной системы оценки эффективности публичных услуг является актуальной ввиду отсутствия сложившихся общепринятых моделей мониторинга на федеральном и региональном уровнях.
Целью данного исследование является анализ оценки эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Томской области и администрацией муниципального образования Город Томск.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ нормативно-правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг;
2. Исследовать современное состояние разработки стандартов и финансовых нормативов и выявить проблемы разработки стандартов и регламентов государственных и муниципальных в современной России;
3. Изучить систему факторов, оказывающих негативное влияние на качество и доступность государственных и муниципальных услуг;
4. Определить методику оценки удовлетворенности потребителя качеством и доступностью предоставляемой государственной (муниципальной) услуги.
Объектом настоящего исследования являются административные регламенты и стандарты.
Предметом исследования является предоставление государственных и муниципальных услуг в Томской области и администрацией муниципального образования Город Томск.
В качестве методов изучения темы выступили: анализ НПА, анализ социологических данных, анализ теоретических и практических данных.
Анализ отечественной практики позволяет сделать вывод, что одним из главных компонентов в сфере публичного управления является переход на принципы клиентоориентированности в деятельности исполнительных органов власти и местного самоуправления. При этом важным является поиск путей повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Принятый в 2010 г. Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» послужил правовой основой для реализации одной из наиболее востребованных функций государства - оказания населению услуг различного рода в таких сферах, как строительство, архитектура, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, распоряжение муниципальным имуществом, земельные отношения и т.д.
Вместе с тем эффективное функционирование деятельности государственных и муниципальных органов возможно лишь при постоянном совершенствовании их работы с учетом развития нормативного правового регулирования, потребностей общества и общей социально-политической ситуации в стране. К мерам повышения эффективности указанного направления можно отнести регламентацию и стандартизацию действий уполномоченных органов по оказанию услуг населению в целях обеспечения их надлежащего качества и сокращения сроков предоставления.
Одной из мер регламентации государственных и муниципальных услуг стала разработка и внедрение в деятельность уполномоченных субъектов административных регламентов, основная цель которых заключается в установлении порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, а также стандарта их предоставления. Соответственно, определен правовой статус регламентов, которые с момента утверждения подлежат исполнению всеми субъектами, оказывающими и обратившимися за оказанием услуги без каких-либо ограничений. Положения регламентов являются обязательными в течение всего периода действия регламента с момента приобретения им юридической силы и до ее утраты. Регламенты носят больше процессуальный характер в связи с тем, что их сущность заключается в конкретной процедуре или алгоритме предоставления услуги.
Правила по которым разрабатываются регламенты установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №373 [12].
Главная цель этих документов состоит в регламентации порядка предоставления муниципальных услуг, требований к процессу их осуществления, в том числе срокам, документам и прочее.
Одной из форм реализации муниципальных услуг стало создание многофункциональных центров предоставления услуг, функционирующих по принципу «единого окна», т. е. создание возможности предоставления необходимой информации и иных услуг различными субъектами на ограниченной территории. В настоящее время их направленность в основном удовлетворяет потребителей в рамках оказания государственных услуг. Вместе с тем продолжается работа по расширению распространения оказываемых услуг и на муниципальные задачи. На базе каждого такого центра предоставляется не менее 65 муниципальных услуг по таким направлениям, как социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д.
В качестве дополнительных возможностей развития практики регламента муниципальных услуг видится следующее:
1) обеспечение популяризации оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме путем размещения стендов, социальной рекламы, развития мобильных приложений и другое.
2) повышение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг путем соответствующего обучения служащих, задействованных в их оказании. Некомпетентность сотрудника может приводить к упущениям в реализации им полномочий по оказанию запрошенной услуги. Подготовка кадров может осуществляться как в рамках общего повышения квалификации, так и на соответствующих курсах, сборах, учебных семинарах, в том числе дистанционного обучения.
3) расширение числа услуг, предоставляемых в электронном виде, что позволит устранить очереди в многофункциональных центрах, а также снизить нагрузку на персонал.
4) обеспечение обратной связи с заявителем по качеству оказываемых услуг, периодически осуществлять сбор предложений по повышению качества деятельности многофункциональных центров, а также организовывать площадку для обсуждения мнений экспертов по дальнейшему совершенствованию рассматриваемой области, в том числе устранению правовых и других проблем.
5) продолжение развития такого направления, как стандартизация предоставления муниципальных услуг путем актуализации существующих административных регламентов, снижения сроков предоставления указанных услуг, повышения их качества и удобства для заявителей. Необходимо повышать правовую грамотность населения, осведомленность граждан о правах и стандартах на запрашиваемую услугу. Это позволит избежать случаев, когда некомпетентные специалисты вводят в заблуждение неосведомленных граждан, что приводит либо к некачественному предоставлению услуги, либо к отказу от ее выполнения по неправомерным причинам.
Перечень указанных направлений совершенствования предоставления муниципальных услуг нельзя считать исчерпывающим, в то же время он является дискуссионным, что обуславливает необходимость продолжения исследования для его уточнения и конкретизации механизма реализации.
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. прав. система.- Электрон. дан. - М., 2019.- URL: http: // www.consultant.ru(дата обращения: 29.09.2019)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят 21.10.1994) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. прав. система.- Электрон. дан. -М., 2019. - URL: http: //www.consultant.ru(дата обращения: 29.09.2019)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. прав. система.- Электрон. дан. - М., 2019. - URL: //www.consultant.ru(дата обращения: 29.09.2019)
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : федеральный закон Рос. Федерации от 27.07.2010 №210-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. прав. система. - Электрон. дан. - М.,2019. - URL: http: // www.consultant.ru(дата обращения: 05.10.2019)
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон Рос. Федерации от 28.12.2013 №442-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. прав. система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http: // www.consultant.ru(дата обращения 05.10.2019)
6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [] : указ Президента Рос. Федерации от 09.03.2004 №314 // КонсультантПлюс : справ. прав. система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http //www.consultant.ru(дата обращения: 07.10.2019)
7. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 07.05.2012 №601 // Гарант : информационно-правовой портал. - М., 2019. - URL: http: //www.garant.ru(дата обращения : 10.10.2019)
8. О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях
предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 2 декабря 2009 г. № 984 // Гарант: информационно-правовой портал. - М., 2019. - URL : http: //
www.garant.ru(дата обращения : 07.11.2019)
9. О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос.
Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL : http: //www.consultant.ru(дата обращения : 07.11.2019)
10. Об утверждении показателей и индикаторов, на основе которых будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации [Электронный ресурс] : приказ Министерства промышленности и торговли России от 14.03.2018 №774 // Гарант : информационно-правовой портал. - М., 2019. - URL: http: // www.garant.ru(дата обращения: 23.10.2019)
11. О методике проведения социологического исследования и оценки удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: письмо Министерства экономического развития РФ от 28.02.2014 № 3939-ОФ/Д09и // Гарант: информационно-правовой портал. - М., 2019. - URL: http: //www.garant.ru(дата обращения 23.10.2019)
12. Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и
муниципальных услуг на территории Томской области [Электронный ресурс]: закон Томской области от 09.08.2011 №176-ОЗ // КонсорциумКодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - М., 2019. - URL: http: //
www.docs.cntd.ru(дата обращения: 23.10.2019)
13. Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрацией Города Томска и порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг [Электронный ресурс]: постановление Администрации Города Томска от 15.05.2015 №422 (с изменениями на 15.01.2019) // КонсорциумКодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - М., 2019. - URL: http: //www.docs.cntd.ru(дата обращения: 23.10.2019)
14. Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Администрацией Города Томска муниципальных услуг и порядка определение размера платы [Электронный ресурс] :решение Думы Города Томска от 07.06.2011 № 154 // КонсорциумКодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - М., 2019. - URL: http: //www.docs.ru(дата обращения: 06.11.2019)
15. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года [Электронный ресурс] : Администрация Томской области: офиц. сайт. - Электрон. дан. - Томск. - 2019. - URL : http: //www.tomsk.gov.ru(дата обращения : 04.11.2019)
16. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» [Электронный ресурс] : приложение к постановлению администрации города Томска от 59
11.01.2019 № 5 // КонсорциумКодекс: электронный фонд правовой и нормативно¬
технической документации. - М., 2019. - URL: http: //www.docs.ru(дата обращения: 06.11.2019)
17. ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения. - введ. 2014.01.01.: [Электронный ресурс]: КонсорциумКодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - М., 2019. - URL: http: //www.docs.cntd.ru(дата обращения: 23.10.2019)
18. Департамент развития информационного общества Администрации Томской области [Электронный ресурс] : портал исполнительных органов государственной власти Томской области. Подкомиссия по проведению административной реформы, повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг. Материалы заседания подкомиссии от 25.12.2018. - Электрон. дан. - Томск. - 2019. - URL: http: //deprio.tomsk.gov.ru(06.11.2019)
19. Андроняк И. А. Совершенствование практики регламентации муниципальных услуг // Власть и управление на востоке России. - 2018. - №3 (84). - С. 136-141.
20. Бабаева З. К. Понятие и функции государственной и муниципальной услуги // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2016.- №1. - С. 113-120.
21. Барыкин А. Н. Икрянников В. О. Методология оценки эффективности НСС в 2018 г.: исследование предпочтений участников работ по стандартизации // Менеджмент сегодня. - 2019. - №2.- С. 86-100.
22. Барыкин А. Н. Икрянников В.О. Исследование влияния стандартизации на инновационное развитие российской экономики в 2012-2016 гг. // Менеджмент сегодня. -
2018. - №4.- С. 248-260.
23. Бобылева А. З. К разработки концепции перехода государственных
организаций на «управление по результатам» [Электронный ресурс] / А. З. Бобылева // Государственное управление. Электронный вестник ФГУ МГУ.- 2006.- №9.- URL:
http://www.e-journal.spa.msu.ru(дата обращения: 23.10.2019)
24. Веркина И. А. Определение стоимости бюджетной услуги // Финансы и кредит. - 2010. - №12. - С. 30-33
25. Винницкий А. В. Институт публичных услуг в России: перспективы в контексте европейского опыта / А. В. Винницкий // Административное и муниципальное право. - 2013. - №4. - С. 299-308
26. Дибирова К. Ю. К проблеме удовлетворенности качеством бюджетных услуг в западной и отечественной социологии / К. Ю. Дибирова // Социологические и гуманитарные науки. - 2017. - Т 9. - №1/2. - С. 116-121
27. Еремина С. Л. Петров А. В. Качество государственного управления. Измерение и условие достижения. / С. Л. Ереминиа А. В. Петров // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2015. - №34. - С. 41-63.
28. Зайнашева З.Г. Мешкова Н. Г. Современные оценки качества и доступности предоставления государственных услуг // Экономика качества. - 2015. - №1 (9). - С. 1-7.
29. Зенин С. С. Правовые формы оказания публичных услуг. / С. С. Зенин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - №7. - С. 7-15.
30. Иванов И. Н. Управление сферой услуг: инфраструктурный подход-Спб. Монография. / Изд-во: СпбГУФ. - 2001. - 143 с.
31. Кандрина Н. А. Конституционно-правовые основы регулирования отношений в сфере предоставления государственных услуг органами власти субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http: //www.justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=6427
32. Колпакова М. А. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определения. / М. А. Колпакова // Структурные преобразования экономики территорий. - 2018. - ПС-60, Т 1. - №1 - С. 93-97.
33. Климанов В. В. Ивасько Е. В. Коротких А. М. Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации. / В. В. Климанов Е. В. Ивасько А. М. Коротких // Регион: экономика и социология. - 2017. - №1 (93). - С. 3-21.
34. Кайль Я. Я О необходимости стандартизации (регламентации)
государственных и муниципальных услуг. / Я. Я. Кайль // Власть. - 2011. - №7. - С. 126¬130.
35. Маланина Е. Н. Классификация публичных услуг. / Е. Н. Маланина // Вестник Челябинского Государственного университета. - 2012. - №1 (255). Право. Вып. 31. - С. 36-38.
36. Маслов Д. В. Дмитриев М. Э. Способы оптимизации процессов в государственном управлении. / Д. В. Маслов М. Э. Дмитриев // Менеджмент качества. -
2019. - №2 (46). - С. 104-118.
37. Мониторинг в системе оказания государственных и муниципальных услуг как инструмент реализации стратегии повышения качества государственного и
муниципального управления: учебное пособие / Под общ. ред. В. В. Маркина, А. В. Осташкова. - М. - 2008. - 321 с.
38. Минакир П. А. «Стратегия пространственного развития» в интерьере концепции пространственной организации экономики. / П. А. Минакир // Пространственная экономика. - 2018. - №4. - С. 8-20.
39. Новоселов А. С. Маршалов А. С. Формирование современной системы регионального и муниципального управления. / А. С. Новоселов А. С. Маршалов // Эко. - 2019. - №8. - С. 83-102.
40. Полотовская Е. Ю. Проблемы определения государственной (муниципальной) услуги, работы, функции. / Е. Ю. Полотовская // Административное и муниципальное право. - 2012. - №1. - С. 78-80.
41. Попова Т. Н. К вопросу определения стоимости бюджетной услуги. / Т. Н. Попова // Финансы региона. - 2013. - №5 (308). - С. 41-45.
42. Пономарева Т. А. Супрягина М. С. Качество услуг: качественные параметры оценки. / Т. А. Пономарева М. С. Супрягина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1. - С. 87-89.
43. Публичные услуги и право. Научно-практическое пособие. / Под ред. Тихомирова Ю. А. - М.: НОРМА. - 2007. - 416 с.
44. Пуляевская И. А. Система правового регулирования порядка оказания публичных услуг. / И. А. Пуляевская // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизнеса. - 2019. - №3 (48). - С. 295-298.
45. Родионов М. Г. Методики оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг. / М. Г. Родионов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - №1 (25). - С. 62-66.
46. Регионы России: оценка конкурентоспособности. [Электронный ресурс]: Экономика. - ИД «Бюджет». - 2008. - №12. - URL: http: //www.bujet.ru/article/50182.php(дата обращения: 24.10.2019)
47. Свиридова А. Е. Мирошниченко М. А. Критерии оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг. / А. Е. Свиридова М. А. Мирошниченко // Проблемы общества и экономики, основанных на знании: инновации и неоиндустриализация. Сборник научных статей молодых исследователей. - Краснодар. - 2018. - Вып. 10. - С. 63-73.
48. Совершенствование государственного управления [Электронный ресурс] :
Информационный портал. - 2010-2019 Минэкономразвития России. - URL: http: //
ar.gov.ru/ru-RU/presscentr/news/view/529(дата обращения: 28.10.2019)
49. Сорокина Т. В. К вопросу об управлении стоимостью государственных и муниципальных услуг. / Т. В. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - №6. - с. 67-71.
50. Трегубова В. Н. Куржунова Л. В. Рязанова Е. Л. Мхран Кхвашки Современные технологии в предоставлении государственных услуг. / В. Н. Трегубова Л. В. Куржунова Е. Л. Рязанова Кхвашки Мхран // Социально-экономические процессы и явления. - 2016. - Т 11, №2. - С. 47-52.